PHILOSOPHY AS A FORM OF SPIRITUAL COGNITION
Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article gives review to Nizhnikov’s textbook «Philosophy». It stresses that the textbook written in an creative manner and doesn’t revise the existing teaching literature. It corresponds with modern level of philosophical knowledge and cognition, contains pedagogical and moral character.

Keywords:
philosophy, spiritual cognition, the essence of a human being, morals, humanistic values, globalizing world
Text

В учебнике С.А. Нижникова раскрывается многоаспектное содержание философии как элемента духовной сферы человека и общества. Философия преподносится в широком культурологическом и историко-философском контексте, даются основы гуманитарных знаний в их философском осмыслении. Наряду с философией описываются различные формы духовного познания: религия, искусство, мораль и наука. Дается не только общее ознакомление с историей формирования идей, но вскрывается их внутренняя логика развития, преемственность на основе центральной философской категории – бытия; разъясняются основные понятия, раскрываются наиболее важные проблемы, решаемые в процессе развития философского знания. Представленная последовательность частей и разделов обеспечивает достаточно глубокое проникновение в понятие философии, помогает ориентироваться в бесконечно разнообразном океане мировоззренческих идей и проблем. Методология изложения материала, его содержание направлены на выработку гуманистического мировоззрения: «Прогрессивное мировоззрение современного человека должно содержать в себе нравственные и правовые нормы, социальные приоритеты и гуманистические ценности» [1, с. 20, 21].

Подтвердим изложенные суждения более подробным рассмотрением. Прежде всего, следует отметить продуманность структуры работы. Учебник состоит из четырех больших частей и 24 параграфов, в которых поэтапно раскрывается вся основополагающая философская проблематика: философское освещение проблем культуры, мировоззрения и познания, истории философии, философии истории, социальной философии, морали, политики и др. Материал учебника излагается почти на пятистах страницах, но благодаря четкой структуре и выверенному плану, он не хаотичен, а логически продуман и последователен. 

В четырех частях книги учащимся предлагается освоить четыре крупных блока тем, связанных темами мировоззрения, культуры и познания (1); развертывания философского дискурса в его историческом развитии (2); человека в его биологическом и социально-нравственном измерении (3). В заключительной четвертой части учебника рассматриваются основы философских дисциплин, актуальных как для личности, так и для решения проблем современного мира. Таким образом, завершается изложение материала, охватывающего собой все необходимые составляющие ФГОС ВПО нового поколения.

Первая глава — «Философия, мировоззрение и познание» — дает представление о философии как мировоззренческой науке, рассматривает ее прежде всего с гносеологических позиций, выявляя качественное своеобразие, подчеркивая ее незаменимость и несводимость к иным наукам. Большое внимание уделено критике суеверий, чрезвычайно распространенных ныне в нашем обществе. Философия, с ее критическим мышлением, всегда была на переднем крае борьбы со всевозможными невежеством и суевериями. Именно эта ее «очистительная» функция в полной мере развернута в данной главе.

Вторая часть всецело посвящена развертыванию философии в ее историческом развитии. Этой объемной области знания посвящены 150 страниц работы, на которых представлены все основные вехи развития историко-философского знания, начиная с предфилософии Востока и заканчивая основными направлениями европейской философии XX в. После усвоения материала данной главы у учащихся, без сомнения, будет сформирована историческая база философских знаний.

Основным предметом третьей части является человек. И это не случайно, так как человек является одновременно и субъектом, и объектом философского творчества. Здесь рассмотрены все основные параметры становления человека как социально-духовного существа. Особое внимание при этом автор уделяет понятию личности, подчеркивая, как важнейшую ее моральную, гуманистическую составляющую. Это особенно актуально, на наш взгляд, в современном обществе, когда личность подвергается всевозможной деформации. 

В четвертой части рассматриваются основные отрасли философского знания. Конечно, невозможно объять необъятное, но автор сумел, на наш взгляд, остановиться на самых существенных для философии и современного мира разделах, таких как социальная философия, философия истории, религии, творчества, политики и морали. Завершает данную часть, как и весь учебник в целом, тема, в которой глобально анализируются проблемы современности. Автор анализирует причины их возникновения и предлагает пути решения, исходя из ценностей гуманизма как по отношению к человеку и человечеству, так и к природе в целом.

Большое внимание автор уделил истории философии как истории поисков истины в философии [2, с. 15]. Тем не менее он не подменяет философию историей философии, что зачастую происходит, особенно в учебных курсах. Автор видит своей важнейшей задачей формирование у учащихся прогрессивного философского мировоззрения. И этой цели, с нашей точки зрения, учебник полностью достигает. Автор также дает философское осмысление всем важнейшим сторонам личностной и общественной жизни человека. По сути, философия у него превращается не в кабинетную науку, интересную только узким профессионалам, а в востребованную личностью и обществом современную систему знаний, необходимую для адекватной ориентации человека в обществе и мире. Учебник характеризуется достаточным качеством теоретической основы. Особенно это касается изложения предмета философии в первой главе, историко-философского раздела, главы по русской философии.

Большое значение в представленном учебнике придается гносеологической проблематике, борьбе с всевозможными суевериями и невежеством, порою преобладающими в нашем обществе. К достоинствам авторского подхода можно отнести также то, что им особо выделяются духовное познание, мораль и эстетическое творчество как особые формы познания, что обычно игнорируется в имеющейся учебной литературе. Помимо изложения необходимых знаний, учебник ориентирует учащегося и на формирование непреходящих гуманистических ценностей, когда мораль утверждается как важнейшая характеристика развитой личности, а моральная политика – жизненной необходимостью, без реализации положений которой невозможно ни построение свободного и развивающегося общества, ни решение глобальных проблем современности [3, с. 56]. Например, основной проблемой современного мира автор называет духовно-нравственный кризис человечества, порождающий все иные проблемы: насилия, разрушения природной среды и др. Достаточно внимания уделено межнациональным отношениям, международной политике, правовым и нравственным ценностям. Многообразно излагаются гносеологические проблемы, специфика научного знания, его приемы и методы.

Учебник подготовлен в соответствии с современными требованиями, так как в нем реализованы основные требования-компетенции как обще-культурного, так и профессионального уровня, рассмотрены объекты профессиональной деятельности бакалавров: различные формы бытия, процессы развития природы, общества и сознания, различные сферы социокультурного пространства (наука, искусство, религия), мировая философская мысль в ее истории, теория и практика общественной коммуникации, процессы познавательной и творческой деятельности, философские аспекты формирования и развития личности. Особое внимание в учебнике уделено реализации компетенции творческого подхода и развитию навыков межкультурного диалога, что весьма необходимо современному молодому человеку для ориентации в бурно развивающемся и меняющемся мире. 

Учебник рекомендован Научно-методическим Советом по философии Министерства образования науки РФ в качестве учебника по дисциплине «Философия» для студентов-бакалавров всех специальностей и направлений. И это не случайно, ведь в нем реализованы основные компетенции, такие как владение культурой мышления, готовность к сотрудничеству и стремление к саморазвитию, способность использовать знание и понимание проблем человека в современном мире, ценностей мировой и российской культуры, развитие навыков межкультурного диалога; способность использовать знание прав и обязанностей человека и гражданина; воспитание толерантного отношения к расовым, национальным, религиозным различиям людей и др. В нем представлены все основные темы общей части курса по философии для всех специальностей естественнонаучного и гуманитарного циклов, которые изложены в соответствии с современными достижениями гуманитарных наук и истории философии. 

Следует отметить, что учебник по философии – это, конечно, не учебник по математике или какой-либо другой естественнонаучной дисциплине. Философия всегда личностна, что ярко проявилось в авторском видении философии и ее проблем. При этом учебник не носит субъективного характера, так как в нем выдержана «золотая середина», которая сейчас, в век крайностей, так востребована. Авторские оценки могут быть и резкими, но они всегда взвешенны и обоснованны. В настоящее время нет недостатка в учебниках по данной дисциплине, однако количество не всегда переходит в качество, особенно в такой специфической сфере, как философия. Поэтому хороший учебник по философии всегда актуален и всегда востребован. 

В рассматриваемом учебнике, помимо основного материала, освещаются также вопросы, касающиеся духовной сферы человека и общества, которые слабо представлены в учебной, а некоторые – и в специальной философской литературе. Среди них: понятие духовного познания, развернутое понятие гуманизма и морали, их исторических форм, кризис гуманизма в современности, формы и методы познания и т. д. Кроме того, сущностно рассматриваются такие формы духовной деятельности, как мораль, искусство и религия, устанавливается и обосновывается их предмет и метод. Преподносятся основы различных гуманитарных наук и форм духовной деятельности человека. Философия у автора, с одной стороны, является продуктом культуры, ее высшим плодом, а с другой – способом осмысления самой культуры, рефлексией над ней. При этом философия рассматривается как культуро- и человекосозидающая духовная деятельность. Некоторые положения, высказываемые в книге, являются дискуссионными, направленными на стимулирование интереса у учащегося и читателя. Учебник не повторяет уже хорошо известную учебную литературу [4–6]. 

Научный уровень учебника соответствует современным требованиям в социально-гуманитарной сфере знания. В нем используется новый материал и обнаруживается видение проблем глобализирующегося мира. Учебник оригинален по своей структуре и рассмотрению философии в контексте культуры и социума. Материал учебника основан на фундаментальных трудах и концепциях как отечественных, так и зарубежных философов и ученых. В нем успешно сочетается современный теоретический материал с историей философии и духовной культуры, общетеоретические положения обосновываются с привлечением обширного и разнообразного эмпирического материала из жизни общества. Методология, положенная в основу учебника, соответствует современному уровню философского и историко-философского знания. 

Учебник носит не только информационно-познавательный, но гражданский и морально-воспитательный характер. Он ориентирован на развитие самостоятельного мышления, способности глубже понимать духовную культуру общества и ее проблемы. Показана актуальность философии в современном мире, как ее близость насущным человеческим проблемам, так и направленность на решение глобальных проблем современности.

Структура учебника методически обоснованна, соблюдены психолого-педагогические требования. В книге представлено несколько уровней понимания – от самого простого до более глубокого и сложного, в связи с чем она может быть полезна для учащихся с разным уровнем подготовки. Автор умело организует учебный материал, удачно сочетая сложные теоретические проблемы: без упрощения и вместе с тем доступно. Каждый параграф сопровождается вопросами для самопроверки. В целом, учебник написан доступным языком. Так, автору удалось сказать даже о сложном внятно и вразумительно, без ложного теоретизирования и необоснованного упрощения. Книга носит, действительно, авторский характер, написана не без переживания и глубокого осмысления философских и современных общественных проблем, что должно также заинтересовать учащихся и помочь им в овладении столь непростым и объемным материалом. Нет сомнения, что использование данного учебника в обучении студентов приведет к овладению ими необходимым комплексом философских знаний, а также разовьет навыки аналитического мышления, будет способствовать формированию и развитию грамотной и ответственной личности, в которой так нуждается наше общество и без которой невозможно никакое его развитие, тем более модернизация.

References

1. Nizhnikov S.A. Filosofiya [Tekst] / S.A. Nizhnikov. - M.: INFRA-M, 2014.

2. Nizhnikov S.A. Istoriya filosofii [Tekst] / S.A. Nizhnikov. - M.: INFRA-M, 2012.

3. Nizhnikov S.A. Moral´ i politika v kontekste dukhovnykh i intellektual´nykh traditsiy: monografiya [Tekst] / S.A. Nizhnikov. - M.: INFRA-M, 2015.

4. Sokolov V.V. Filosofiya kak istoriya filosofii [Tekst] / V.V. Sokolov. - M.: Akademicheskiy Proekt, 2010.

5. Spirkin A.G. Filosofiya [Tekst] / A.G. Spirkin: uchebnik. - M.: Yurayt, 2010.

6. Filosofiya [Tekst] / V. Apollonov, V.V. Vasil´ev, F.I. Girenok [i dr.]: uchebnik; pod red. A.F. Zotova, V.V. Mironova, A.V. Razina. - M.: Prospekt, 2011.

Login or Create
* Forgot password?