THE PHILOSOPHY OF THE HISTORY OF RUSSIA
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents a review of the doctor of philosophy, professor of Sevastopol State University on the monograph of M.S. Kolesov "The philosophy of the history of Russia", summarizes the main conceptual provisions of Russian philosophy of history formulated in the works of Russian philosophers and represents a new approach to the current philosophy of history, which consists in considering it from the perspective of the epistemological forms of social consciousness and a real process.

Keywords:
history of philosophy, philosophy of history, philosophy, the history of an object, the method of the philosophy of history, the subject of the philosophy of history, epistemology, methodology
Text

По проблемам российской истории написано множество работ зарубежных и отечественных авторов. Немало публикаций посвящено и философии истории, которая представляет собой одно из наиболее активно разрабатываемых направлений современной философии. В течение XX в. на Западе вышли фундаментальные произведения таких исследований, как О. Шпенглер, Й. Хейзинга, К. Ясперс, А. Тойнби, М. Блок и других. Вместе с тем в отечественной философии это направление представлено более скромно. Не так уж много исследований, в которых философское видение истории совмещалось бы с научным пониманием современности, где бы современная философия сопрягалась с российской историей. 

Книга профессора М.С. Колесова «Философия истории России» [1], представляющая собой 2-е дополненное издание его монографии «Философские очерки Российской истории», выпущенной Севастопольским национальным техническим университетом в 2003 г. [2], отличается ясно выраженным стремлением к философскому осмыслению отечественной истории. Автор пишет: «У каждого историка должна быть своя философия истории. И вот здесь интересно, какая это философия, насколько она соответствует своему времени и современной философской  культуре?» [1, c. 4].

В книге М.С. Колесова попытка более глубокого проникновения в содержание и сущность философии истории сочетается с поисками ее начал: философия истории позволяет автору по-новому взглянуть на ряд исторических событий российской истории и увидеть определенные тенденции ее развития.

Проблематика книги весьма широка и многообразна, в ней затронуто множество тем и вопросов. Несмотря на то что автор является, прежде всего, философом, в работе присутствуют не только философские, но и исторические, политические, социокультурные темы. Подобная многоплановость и широта анализа, представляется, оправданы сложностью и многогранностью самой философии истории, которая стоит в центре всего исследования. Но при таком широком охвате сложного предмета неизбежны и определенные издержки, во многом связанные с недостаточной разработанностью методологии междисциплинарного исследования. 

Монография начинается с вводных очерков, в которых представлен краткий обзор современной философии истории, русской философско-исторической мысли и русской классической историографии. Делая исторический экскурс, автор опирается на мнения выдающихся мыслителей, которые в свое время пытались сформировать философский подход к истории [Там же, с. 5–14]. Положительной особенностью работы является обстоятельное, систематическое изложение взглядов зарубежных [Там же, с. 6–14] и русских философов [Там же, с. 15–23]. На основе анализа работ философов автор формулирует проблему объекта и метода философии истории. Он отмечает, что «…объектом исторического познания не могут быть так называемые "исторические факты" или "исторические законы", так как они есть лишь формы исторического сознания. Наукой не может называться познание воображаемых "объектов". Здесь история уподобляется астрологии, изучающей "непознаваемые" миры. В таком случае история должна восприниматься как один из жанров литературы (как это и понимали римляне). Поэтому логично, что в современной философии истории на первый план выдвигаются вопросы права историка на свою точку зрения, а также вопросы "исторических источников" и "исторической памяти"» [Там же, с. 14].

Новизна подхода к философии истории, использованного в книге, состоит в том, что история в ней рассматривается в разных ракурсах – как философское понятие, как гносеологическая форма общественного сознания и реальный процесс. 

Преломление через философскую призму в общем-то известного исторического материала позволяет автору представить многие факты и личности российской истории в новом свете. При этом он не навязывает читателю свою точку зрения, а предлагает сравнить различные (иногда противоположные) мнения и оценки авторитетных русских историков и свидетельства современников конкретных исторических событий и их участников. С такой точки зрения многие персонажи и смысл происходящего выглядят иначе, чем в общепринятой, хрестоматийной интерпретации. 

Анализ большого историографического материала позволяет автору прийти к выводу о том, что основные проблемы российской истории как науки в основном сводятся к проблемам определения ее предмета и метода. Поэтому среди историков нет до сих пор единого понимания истории. Именно философия истории стремится сформулировать это понимание исходя из методологических принципов. В связи с этим в исторической науке выделяются методологические проблемы «первоисточников», «исторических фактов», «исторической памяти», «авторства» и пр. 

Автор обращает внимание на то, что русская философская мысль постоянно настаивала на философском подходе к отечественной истории, особенно выделяя необходимость рассмотрения ее в контексте мировой истории. 

Вторая часть книги состоит из очерков по отечественной истории (от конца IX до начала XX в.). Здесь рассматриваются такие дискуссионные вопросы, как: происхождение Московского государства и значение при этом «татаро-монгольского ига»; причины и последствия «Русской смуты» и раскола русской православной церкви; действительные результаты «реформ» Петра Первого и роль дворянства в XVIII в.; роль России в европейских событиях начала XIX в.; значение для судеб России либералов и государственников в XIX в.; наконец, действительные причины краха Российской империи.

Автор приходит к выводу, что «Российская история» включает, по существу, «три истории» разных государств и разных народов. Это – история «Киевской Руси», история «Московского государства», история «Российской империи». Их разделяют почти трехвековое «монголо-татарское иго» и «Русская смута» начала XVII в. Концепции прямой преемственности этих трех исторических эпох, по мнению автора, сегодня «достаточно уязвимы с научной точки зрения» [Там же]. 

Следует подчеркнуть, что всесторонность и полнота философского подхода, а эта тенденция сильно проявляется в рассматриваемом труде, сочетаются со стремлением выявить закономерности истории как таковой, ее сущность, логику и внутреннюю (иногда латентную) динамику. 

Дело в том, что методика многих отечественных историков, как правило, ограничивается либо эмпирическим («фактологическим») подходом с последующей «вольной» интерпретацией, либо попыткой «рационализировать» (категоризировать) русскую историю. Действительно, теоретизация истории не может обойтись без особого категориального инструментария. Однако, по мнению автора, налагать его произвольно, без методологического обоснования, на исторические реалии научно неправомерно. Это, как ни парадоксально, приводит лишь к мифологизации истории [Там же, с. 47]. 

В работе видна авторская концепция российской истории. Это – чистейшая философия истории при широкой компетентности и определенной нравственной позиции автора. Сложный материал изложен автором обстоятельно, систематично и понятно для читателя в зависимости от его философской подготовленности. 

Рассматриваемая работа вносит освежающую струю в современную социальную науку и станет значительной вехой как в отечественной философии истории, так и в процессе становления современной теории исторического познания. Книга профессора М.С. Колесова (как, впрочем, и многие другие работы автора [2–15]) может быть использована как в научных целях, так и в качестве добротного учебного пособия для преподавателей и аспирантов вузов.

References

1. Kolesov M.S. Filosofiya istorii Rossii [Tekst] / M.S. Kolesov. - M.: Vuzovskiy uchebnik, NITs INFRA-M, 2015. - (Nauchnaya kniga).

2. Kolesov M.S. Filosofskie ocherki rossiyskoy istorii [Tekst] / M.S. Kolesov. - Sevastopol´: Sevastop. nats. tekhn. un-t, 2003.

3. Kolesov M.S. Filosofiya i kul´tura Latinskoy Ameriki [Tekst] / M.S. Kolesov. - M.: Vuzovskiy uchebnik - INFRA-M, 2015.

4. Kolesov M.S. Filosofiya i kul´tura Latinskoy Ameriki [Tekst] / M.S. Kolesov. - Simferopol´: SGU, 1991.

5. Kolesov M.S. Lektsii po istorii mirovoy i khudozhestvennoy kul´tury [Tekst] / M.S. Kolesov. - K.: UTsDK, 2000.

6. Kolesov M.S. Lektsii po istorii khudozhestvennoy kul´tury [Elektronnyy resurs] / M.S. Kolesov. - M.: Infra-M; Vuzovskiy Uchebnik; Znanium.com, 2015. - Rezhim dostupa: http://znanium.com/catalog.php?item=author&;code=166635#none

7. Kolesov M.S. Ot Simona Bolivara do Ernesto Che Gevary. Zametki o Latinoamerikanskoy revolyutsii [Tekst] / M.S. Kolesov. - K.: Ukrainskiy tsentr dukhovnoy kul´tury, 2008.

8. Kolesov M.S. Sovetskaya Atlantida. Filosofskie ocherki [Tekst] / M.S. Kolesov: monografiya. - Sevastopol´: Sevastopol´skiy nats. tekhnicheskiy un-t, 2010.

9. Kolesov M.S. Filosofiya vlasti. Revolyutsiya i diktatura (K 225-letiyu Velikoy frantsuzskoy revolyutsii) [Tekst] / M.S. Kolesov. Visnik SevNTU. - 2013. - № 145. - S. 3-11.

10. Kolesov M.S. Filosofiya vlasti. K voprosu o prichinakh raspada Sovetskogo Soyuza [Tekst] / M.S. Kolesov. Visnik SevNTU. - 2012. - № 136. - S. 3-10.

11. Kolesov M.S. I.V. Stalin i grazhdanskaya voyna v Ispanii [Tekst] / M.S. Kolesov. Visnik SevNTU. - 2011. - № 123. - S. 3-12.

12. Kolesov M.S. Filosofiya vlasti: fashizm i neonatsizm [Tekst] / M.S. Kolesov. Visnik SevNTU. - 2010. - № 112. - S. 124-131.

13. Kolesov M.S. Rossiya i Krym na rubezhe dvukh epokh [Tekst] / M.S. Kolesov. - Sevastopol´, 2006.

14. Kolesov M.S. Ocherki o russkoy filosofskoy kul´ture [Tekst] / M.S. Kolesov. - Sevastopol´: SevGTU, 1999.

Login or Create
* Forgot password?