The Coherent speech is very important for psychogeny and for the development of a child’s self-comprehension. It contributes to the better developing of the important personal qualities. Also the usage of the pictures also contributes to the better development of the coherent speech during the correctional work.
the coherent speech, the correctional process, the narration on a picture, the illustrations to the literary and folkloric opuses, the means of the mental stature.
Задачи развития связной речи занимают центральное место в общей системе работы по развитию речи в коррекционном процессе. Обучение связной речи одновременно является и целью, и средством практического овладения языком. Оно имеет чрезвычайное значение для развития интеллекта и самосознания ребенка, положительно влияет на формирование ее важных личностных качеств, таких как коммуникабельность, доброжелательность, инициативность, креативность, компетентность, направлено на коррекцию компонентов речевой системы. С помощью хорошо развитой связной речи ребенок учится четко и ясно мыслить, легко устанавливает контакт с окружающими, инициирует собственные идеи.
Особую категорию детей представляют дети с общим недоразвитием речи. По мнению В.П. Глухова, такие дети испытывают значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи, что обусловлено недоразвитием основных компонентов языковой системы — фонетико-фонематического, лексического, грамматического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и др.) создает дополнительные затруднения в овладении связной речью1.
Одним из средств развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня (далее ОНР) является рассказывание по картине. Именно картины служат наилучшим материалом для визуализации речевого материала. В основе рассказывания по картине лежит восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет представление детей о предметах и явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить самых молчаливых и застенчивых детей, развивает уверенность в своих силах [1].
________________
1 Глухов В.П. Формирование связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи. – М., 2006.
1. Alekseeva M.M., Yashina V. I. Methodology of the speech development and teaching of the native language for the preschool children. Moscow, Academy Publ., 2000. (in Russian)
2. Vygotsky L.S. Imagination and creativity in childhood. Saint-Petersburg, UNION Publ., 1997 (in Russian)
3. Gluhov V.P. Baisics of Сorrectional pedagogy. Moscow, 2007 (in Russian)
4. Gluhov V.P. Developing of the coherent monologue of the preschool children with general speech underdevelopment. Moscow, 2006 (in Russian)
5. Galperin I.R. Text as an object of linguistic studies. Moscow, KomKniga Publ., 2007 (in Russian)
6. Zaporozhets A.V., Psychology selectas. Vol. 1: Сhild’s mental development. Moscow, 1986 (in Russian)
7. Leont’ev A.A. Basics of Psycholinguistics. Moscow, Smysl Publ., 1999 (in Russian)
8. Lebedeva I.N. Development of coherent speech of the preschool children. Teaching of the picture telling. Study guide. Saint-Petersburg, 2009 (in Russian)
9. Rubinstein S.L. General psychology. Saint-Petersburg, Peter Publ., 2000 (in Russian)
10. Smirnova E.A., Ushakova O.S. Use of the series of thegenre painting in the development of the over-fives’ coherent speech. Moscow, 1987 (in Russian)
11. Tkachenko T.A. Teaching children of the creative picture telling. Manual for Speech therapist. Moscow, 2006 (in Russian)
12. Ushakova O.S. Strunina E.M. Methodology of the preschool children’speechdevelopmen. Manual for teachers of the pre-school institutions. Moscow, Vlados Publ., 2004 (in Russian)
13. El’konin D.B. Speech development in preschool age. Moscow, APCRSHR Publ., 1958 (in Russian)