INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT OF INTERNAL CONTROL AND AUDIT OF EXPORT OPERATIONS IN AGRICULTURAL FORMATIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The relevance of accounting and control systems functioning in economic entities of the agricultural sector engaged in foreign trade activities and the definition of the main directions for improving the information support of external and internal audit of export operations is due to the need for current (operational) and strategic control over the implementation of the goals set by the company’s management, which ensures the efficiency of the business of an individual economic entity and the economic security of the region as a whole. Russia is the leader in grain exports in the world, while Krasnodar Krai accounts for 39% of exported grain products, which indicates the importance of foreign trade transactions carried out by farmers in the region. SWOT analysis of foreign economic activity development (FEA) of agriculture in Krasnodar Krai showed the need for continuous monitoring of micro and macro risks of economic entities engaged in export activities, which is impossible without an effective internal control system, the information support of which is the key to the quality of the procedures carried out. The current FEA accounting system is not operational, which negatively affects the reliability of economic information on the results of foreign trade activities, the movement of exported products, settlements on them, complicates management procedures. An important component of the internal control system is the information field, which mainly includes primary accounting and legal documentation accompanying the transaction. For grain exporting organizations, important elements of the documentation process are a foreign trade contract, bill of lading, invoice. As a result of the proposed documentary exchange scheme for export deliveries, an effective process of interaction with the authorities regulating foreign trade activities is formed. The model of information support for internal control, including a step-by-step algorithm for collecting analyzed information using control procedures, with subsequent systematization of the data obtained, unifies the actions of internal control service specialists. The model is easily integrated into the existing accounting and analytical system of agricultural exporters, takes into account the capabilities of the applied communication systems based on information technologies and modeling methods.

Keywords:
control, audit, export transactions, bill of lading, invoice, audit information support
Text
Text (PDF): Read Download

Введение. В современных условиях глобализации мировой экономики, все больше отечественных аграрных формирований становятся активными участниками внешнеторговых отношений, экспортируя свою продукцию за рубеж, обеспечивая экономическое развитие Российской Федерации.

На сегодняшний день, среди всех отраслей народного хозяйства, особое внимание заслуживает сельское хозяйство, основной поставщик сырья для производства продуктов питания. За последние десять лет, экономические субъекты сельского хозяйства добились высоких результатов своей деятельности, как по росту финансовых показателей, так и по объему произведенной продукции. Особого внимания заслуживают лидирующие позиции в мировом масштабе, где отечественные сельскохозяйственные производители выделяются в статистике экспорта зерновых. В последние годы Россия постоянно входит в тройку ведущих мировых экспортеров пшеницы. По итогам уборочной компании 2023-2024 гг. поставки составили 55,3 млн т или 26% мирового экспорта. Это еще раз доказывает значимость экспортной деятельности аграрных формирований, функционирование которой сопряжено с необходимостью мониторинга бухгалтерских и налоговых рисков, что возможно при наличии действенной системы внутреннего контроля.

Отмечая рост экспорта сельскохозяйственной продукции, в том числе и зерновых [1, 2], необходимо обратить внимание еще на одну положительную тенденцию – резкое снижение зависимости от импорта товаров в аграрном производстве в результате осуществления эффективной торговой политики, инвестиции в исследования и разработки, развитие инфраструктуры, развитие квалифицированной рабочей силы, диверсификация рынка, экспортное кредитование, внедрение экологически устойчивых практик [3].

Для экономических субъектов, положительная динамика роста экспорта сельскохозяйственной продукции несет в себе повышение роли внутрикорпоративных рисков, которые в первую очередь связаны с финансовым учетом экспортных операций и информацией, которая отражается на основании учетных данных в бухгалтерской, управленческой, налоговой и статистической отчетности. Для государственных структур, где контролируется вопрос о целесообразности бюджетной поддержки сельского хозяйства и экспортной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, также важно понимать итоговый результат деятельности субсидируемых предприятий и их реальный эффект для экономики страны. В этих целях, контролирующим органам власти необходимо владеть достоверной информацией о результатах финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов, которая раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности, на основании данных бухгалтерского учета [4].

Действующая система учета не позволят оперативно получить достоверную экономическую информацию о результатах внешнеторговой деятельности, о движении экспортируемой продукции, расчетов по ней, что усложняет управленческие процедуры и требует непрерывного контроля, позволяющего не только анализировать текущую деятельность хозяйствующих субъектов, но и производить оценку выполнения стратегических целей.

Проблемы, стоящие перед специалистами службы внутреннего контроля экспортеров сельскохозяйственной продукции, в том числе и поставщиков зерна, и возникающие в связи с этим риски, заключаются в длительности цикла выполнения контракта, большом количестве нормативно-правовых документов, регламентирующих внешнеторговые сделки, несоблюдение которых влияет на непрерывность деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому, рационально выстроенная модель информационно-аналитического обеспечения внутреннего контроля, позволит осуществлять мониторинг экспортной деятельности, включающей не только юридическое сопровождение сделки, но и операции по движению товара, переводу денежных средств, их конвертации, формированию финансового результата, расчету курсовых разниц и др. Синтез предварительного непрерывного оперативного контроля экспортных операций с последующей оценкой выполнения стратегических целей компании дадут наибольший эффект, чему будет способствовать всеобъемлющее учетно-аналитическое обеспечение, пошаговый алгоритм сбора анализируемой информации при помощи процедур контроля, с последующей систематизацией полученных данных, их документирование и формирование ответных действий на оцененные риски.

Многогранность нормативно-правового регулирования, часто вносимые изменения в бухгалтерское и налоговое законодательство, отсутствие закрепленных законодательством некоторых аспектов учета экспортных операций, все это влияет на формирование достоверной информации учетных данных по внешнеторговым операциям, и как результат, на качество представляемой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Существующая система бухгалтерского учета позволяет получить обобщенную учетно-аналитическую информацию по выполнению внешнеторговых контрактов, движению экспортируемых товаров, произведенных расчетов. В то время, как для управленческих целей, менеджмент компании нуждается в детализации информации в разрезе направлений деятельности, партиям поставки по отдельным покупателям, условиям контрактов, вследствие чего, особую значимость приобретает правильно смоделированная учетно-контрольная система экспортных операций [4].

Обращаясь к научной литературе ряд авторов, рассматривая порядок организации учета внешнеторговой деятельности, отмечают его сложность, которая, по их мнению, связана не только с разнообразием нормативно-правовых актов, регулирующих выполнение контрактных обязательств [5, 6], но и отсутствием детализации учетно-аналитических аспектов, раскрываемых в учетной политике хозяйствующих субъектов [7]. Безусловно, на учетные процессы отражения деятельности по внешнеторговым контрактам существенное влияние оказывают и налоговые риски, которые возникают уже на этапе регистрации сделки, что обусловлено сложностью и витиеватостью налогового законодательства, так как налогообложение ВЭД зависит отконкретного государства с которым заключен контракт, видом сделки и др. [8, 9].

Исследователи также отмечают, что санкционный характер экономических отношений также усложняет учетные процессы из-за волантильности курса валют, принятия особого порядка учета курсовых разниц с 2022 г., что негативно сказывается на финансовом состоянии участников ВЭД [10].

Обращаясь к законодательной базе, можно отметить тонкости разного подхода к понятию «экспортной операции», которые вызваны различными требованиями к регулированию и учету законодательных актов, так:

- в законе федерального уровня о регулировании ВЭД, дефиниция «экспорт» трактуется, как вывоз товара из РФ без обязательства об обратном ввозе;

- в законе федерального уровня о таможенном регулировании, экспорт – перемещение любым способом товаров за пределы территории РФ в другие государства, члены Таможенного союза (ТС) или на территории, не входящие в единую таможенную территорию ТС;

- ФЗ о валютном регулировании рассматривает экспортные сделки с позиции перевода иностранной валюты нерезидента РФ резиденту РФ;

- с бухгалтерской позиции, это факты хозяйственной жизни, при которых товары, работы и услуги вывозятся за пределы РФ, и предназначены для использования и применения за ее пределами;

- в налоговом законодательстве определено, что экспортом считается реализация товаров, вывезенных с таможенной территории РФ.

Не только законодательство регулирующие порядок осуществления валютного контроля является ключевым при осуществлении экспортных операций, но и важное значение имеют меры таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.

Государственное таможенно-тарифное регулирование производится через использование вывозных пошлин, которые в настоящее время регламентированы Таможенным кодексом ЕАЭС и налоговым законодательством.

Меры нетарифного регулирования, выражаются в ведении запретов и ограничений по экспорту продукции, как количественного, так и экономического характера. Основная цель нетарифного регулирования, это комплекс административных, антидемпинговых мер ограничительного и запретительного характера, которые препятствуют вывозу продукции исходя из национальных интересов.

На региональном уровне Краснодарского края, среди финансовых инструментов форсирования экспорта, широко применяются программы поддержки организаций-экспортеров, которые имеют прямое отношение к сельскохозяйственным организациям, а именно региональный проект «Экспорт продукции агропромышленного комплекса Краснодарского края», включающий:

- льготное кредитование по ставке до 10% годовых на срок от 1 до 15 лет;

- компенсацию затрат на транспортировку;

- компенсацию затрат на сертификацию продукции АПК;

- компенсацию затрат на строительство мелиоративных сооружений;

- софинансирование участия в международных выставках и деловых миссиях;

- финансирование размещения продукции в павильонах зарубежных стран.

Значительный комплекс нормативно-правовых актов регулирующих внешнеэкономическую деятельность в Российской Федерации оказывает непростое влияние не только на осуществление экспортных операций, но и на порядок ведения учета и формирование информационно-аналитической базы для внутреннего контроля и внешнего аудита, позволяющего локализовать микрориски и своевременно отреагировать на макрориски.

Цель статьи заключается в разработке модели информационно-аналитического обеспечения системы внутреннего контроля и аудита экспортных операций, построенной в хронологическом порядке, которая унифицирует действия специалистов службы внутреннего контроля, учитывает возможности применяемых коммуникационных систем.

Условия, материалы и методы. В процессе научных изысканий применялись статистические методы исследования, позволяющие проанализировать развитие рынка экспорта зерна, эффективного функционирования организаций АПК, работающих по внешнеторговым контрактам. В результате монографического и контент-анализа рассмотрены теоретические и практико-ориентированные аспекты функционирования учетно-контрольных систем в хозяйствующих субъектах аграрного сектора, занимающихся внешнеторговой деятельностью и определены основные направления совершенствования информационного обеспечения внешнего и внутреннего аудита экспортных операций.

Интересен подход авторов, по развитию методики таможенного аудита, построенного на основе имитационного моделирования, с использованием OLAP технологий [11]. Более детализировано методика аудита пост-таможенного контроля экспортных операций раскрывается Березюк В.И., при этом акцент делается на «возможность проконтролировать правомерность использования нулевой ставки НДС при экспорте и законность производимых налоговых вычетов по НДС при импорте товара» [12].

Исследователи, формулируя «экспортный аудит», как элемент Регионального экспортного стандарта 2.0, утверждают, что он будет выступать инструментом оценки потенциала экспорта региона, способствовать его развитию, включать анализ и планирование внешнеторговой деятельности региона [13].

Принимая во внимание специфику внешнеэкономической деятельности и, как следствие, высокие предпринимательские риски авторами [14, 15] обосновывается необходимость развития функций внутреннего контроля и проведения инициативного внешнего аудита отчетности хозяйствующих субъектов, осуществляющих ВЭД. Необходимость внешнего аудита аргументируется тем обстоятельством, что «иностранные партнеры, анализируя бухгалтерскую отчетность российских поставщиков и стараясь максимально снизить свои возможные риски, больше доверяют той информации, достоверность которой подтверждена независимым аудитором» [16].

Вопросам аудита процедурного характера, в частности определению уровня существенности [17], порядку документирования [18, 19] посвящен рад работ, рассмотрение которых необходимо для формирования общей картины сбора учетно-аналитической информации, в то время как, детализация планирования внутреннего аудита ВЭД [20, 21], документирования экспортных контрактов [22, 23] конкретизируют этапы проверки и сбор необходимых данных.

Большинство ученых выделяет четыре основные направления аудита внешнеторговых сделок: оценка СВК, в части экспортно-импортных операций; проверка выполнения требований законодательства в области ВЭД; непосредственно оценка организации учетной системы и отражения фактов хозяйственной жизни по выполнению экспортных контрактов; подтверждение достоверности отчетности. Ученые утверждают, что действующая законодательная база не описывает многие специфические моменты отражения внешнеторговых операций, в связи с чем, у аудиторов возникают сложности практического и теоретического характера, связанные с разработкой методики аудиторской проверки в целом и ее отдельных элементов [24, 25].

Несмотря на значимость представленных работ, большинство ученых, раскрывая теоретические и практико-ориентированные аспекты учета, аудита внешнеторговых операций, в большей части исследуют подробно только определенные, узконаправленные вопросы учета и контроля (валютный контроль или налоговые риски по подтверждению 0% НДС), без детальной проработки информационно-аналитического обеспечения внутреннего контроля и аудита внешнеторговых операций.

Результаты и обсуждение.

Для всестороннего понимания преимуществ и недостатков внешнеэкономической деятельности, представим SWOT-анализ ВЭД сельского хозяйства на примере Краснодарского края (табл.).

Таблица– SWOT-анализ развития внешнеэкономической деятельности сельского хозяйства Краснодарского края

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

  • выгодное географическое расположение
  • благоприятные почвенно-климатические условия
  • развитая транспортная инфраструктура, наличие и широкое использование практически всех видов транспорта
  • рост валовой продукции сельского хозяйства
  • благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура 
  • высокий уровень цифровизации контролирующих органов ВЭД
  • активная работа Торгово-промышленной палаты Краснодарского края
  • развитая система выставочно-ярмарочной деятельности кубанских сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • наличие планов модернизации автодорог и железных дорог
  • сотрудничество в сфере науки и образования
  • высокий уровень износа основных фондов
  • низкий научно-технологический и инноваций уровень развития
  • высокая энерго- и материалоемкость предприятий
  • недостаточность собственных оборотных средств
  • высокая зависимость от цен на энергоносители
  • недостаточная системность в определении приоритетных направлений
  • отсутствие должного опыта международного взаимодействия
  • отсутствие необходимого финансирования мероприятий по охране окружающей среды
  • несовершенство нормативно-правового регулирования  о приграничном сотрудничестве
  • отсутствие четких предписаний законодательной базы по бухгалтерскому и налоговому учету экспортных операций

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

  • полноценная возможность системно использовать инвестиции в аграрный сектор экономики края
  • повышение конкурентоспособности продукции за счет развития инновационных технологий
  • повышение уровня занятости благодаря увеличению объемов производства компаний-экспортеров
  • усиление внешнеэкономических связей в рамках трансграничного сотрудничества
  • расширение границ внешней торговли
  • повышение трудового потенциала в результате миграции трудоспособного населения
  • увеличение числа совместных предприятий с иностранными компаниями, лидерами в отрасли сельского хозяйства
  • реализация комплекса работ по определению экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции
  • повышение государственной поддержки экспортно-ориентированных хозяйств/ компаний
  • вхождение в международные транспортные коридоры для расширения экспортных потоков
  • формирование и продвижение брендовой политики кубанских производителей на внешние рынки
  • развитие региональной системы консультирования предприятий по вопросам ВЭД и ее господдержки
  • риск возникновения природно-климатических, техногенных и экологических катаклизмов
  • возможное банкротство мелких КФХ, предпринимателей из-за невозможности конкурировать с крупными сельскохозяйственными холдингами
  • обострение международной конкуренции
  • рост конкурентных преимуществ у приграничных регионов
  • снижение и обнуление государственной поддержки по ряду направлений поддержки сельского хозяйства/АПК
  • отставание в развитии современных транспортно-логистических систем, что может привести к изменению направления транзитных грузопотоков
  • повышение доли экономических преступлений в результате вывода части прибыли при экспорте в офшорные зоны
  • потеря имеющихся темпов научно-технического и инновационного развития
  • нескоординированность внешнеэкономической политики РФ с международными принципами и политикой иностранных государств-партнеров
  • обострение внешнеполитических конфликтов

 

Информационное обеспечение внутреннего и внешнего контроля аграрных формирований, занимающихся экспортной деятельностью играет ключевую роль в процессе предотвращения рисков и построения алгоритма контрольных мероприятий. Важной составляющей системы внутреннего контроля является информационное поле, исследуемое специалистами на каждой точке входа и выхода данных, получаемых на 90% из первичной учетной документации и документации юридического характера, сопровождающей сделку.

В процессе выполнения экспортных контрактов в общем порядке в России оформляются декларация на товары, требуемые документы, согласно законодательства, по движению сопровождению товаров (например, коносамент, инвойс, упаковочный лист), документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, а также документы, подтверждающие происхождение товара. У инвойса и упаковочного листа нет единой установленной формы для заполнения.

Учитывая специфику экспорта зерновых, осуществляемых аграрными формированиями Краснодарского края, остановимся на наиболее значимых документах, правильное оформление которых влияет на своевременность подтверждения нулевой ставки НДС, и как следствие на финансовое положение экономического субъекта.

Первичным и основополагающим условием внешнеторговой сделки выступает внешнеторговый контракт. Начальным этапом его заключения выступают предварительные переговоры, которые в международной практике принято называть «трактацией сделки». В случае положительного результата телефонного разговора или электронной переписки, одна из сторон составляет оферту (предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора), и после ее одобрения другой стороной, договор считается заключенным.

Международное законодательство не содержит обязательных предписаний к форме и условиям внешнеторгового контракта, поэтому структура каждого договора индивидуальна. Однако, в целях минимизации рисков, рекомендуется разработать внутрифирменный шаблон контракта, который будет использоваться при заключении сделок с покупателями-импортерами.

Неотъемлемым условием экономической оставляющей внешнеторговой операции является исполнение платежа за поставляемую продукцию (за исключением бартерных поставок), а итоговая его суть заключается в доходности (прибыльности) проводимой сделки.

После внешнеторгового контракта, второй по важности первичный документ при экспорте – это инвойс. Инвойс – это коммерческий документ, применяемый в международной практике, который выписывается (оформляется) продавцом в адрес покупателя при отгрузке товара, продукции, работ, услуг и содержит подробные сведения об объекте сделки.

В научной литературе, когда речь идет об внешнеэкономической деятельности и инвойсе, рассматривают коммерческий инвойс, который выписывается при отгрузке. При этом, многочисленные авторы в экономических трудах описывают инвойс как счет-фактуру, что по-нашему мнению является ошибочным суждением. В целях определения истинного предназначения инвойса, рассмотрим суть и значение документа.

В РФ инвойс заполняют только при международных коммерческих операциях и является обязательным товаросопроводительным документом, при этом отсутствуют требования, как на международном, так и на национальном уровне по его оформлению, но участники экспортных сделок ориентируются на формуляр-образец унифицированного счета, используемого в международной торговле. В соответствии с регламентирующими документами, инвойс должен содержать следующую информацию:

- номер инвойса и дату составления;

- полные реквизиты отправителя и получателя. При пользовании услугами посредника, указываются его реквизиты;

- сведения о контакте;

- полное описание груза;

- страна происхождения товара;

- условие поставки согласно терминам «Инкотермс-2020».

Инвойс выписывается экспортером одновременно с отгрузкой товара и является основанием для оплаты экспортируемого груза, услуги. Заполняется в 5-6 экземплярах, в зависимости от условий поставки, один экземпляр кладется в отправляемый груз.

То есть, главные особенности инвойса, заключаются в следующем:

- оформляется экспортером (поставщиком) и передается импортеру (покупателю);

- заполняется на английском языке;

- указываются подробные характеристики экспортируемого товара;

- является обязательным документом для прохождения таможни (без него перевозимый товар не растаможат);

- служит обоснованием факта реализации;

- копия оригинала передается в обслуживающий банк, в целях валютного контроля;

- входит в перечень обязательных документов для подтверждения 0% НДС, и его даты ведется отсчет 180 дней для подтверждения применения льготы по НДС.

Таким образом, инвойс является важнейшим документом при внешнеторговых поставках и проверяется всеми вышестоящими инстанциями, которые контролирую ВЭД в РФ.

В связи с тем, что основная доля зерновых на экспорт транспортируется через морские терминалы (порты Азовского и Черного моря), то при ее экспорте оформляется коносамент.

Коносамент – товаросопроводительный документ международного образца, используемый в процессе транспортировки груза морским транспортом, подтверждающий заключение договора морской перевозки груза и являющийся распиской о принятии груза, а также основанием для выдачи груза в порту назначения.

Существуют различные виды коносаментов, каждый из которых детализирует особенности приема груза или его выдачи, но в них содержится примерно одна и та же информация. В России регламент заполнения коносамента определен Кодексом торгового мореплавания РФ.

Также, экспорт зерновых сопровождается узкоспециализированными дополнительными документами, такими как:

- фитосанитарный сертификат;

- сертификат, подтверждающий качество продукции;

- декларация, сертификат соответствия.

Указанные специализированные документы необходимы для прохождения таможенного контроля и общеприняты в международной и отечественной практике. Помимо рассмотренного перечня основных первичных документов, при ВЭД увеличивается и количество предоставляемых копий в контролирующие организации: обслуживаемый Банк, Таможенный орган, ФНС, что также увеличивает нагрузку документального оборота. Процесс документального движения при экспортных поставках с контролирующими инстанциями происходит в последовательности, представленной на рис. 1.

 

 

 

 

1. Этап - Заключение экспортного контракта ВЭД

Участники ВЭД:Экспортер, Импортер

2. Этап – Работа с обслуживающим банком

Участники ВЭД:Экспортер

Обслуживающий банк (ОБ)

В обслуживающем банке следует выполнить следующие действия:

1. Учет  контракта (присвоение уникального номера).

2. Предоставить в обслуживающий банк документы:

- справка о подтверждающих документах;

- заявление о снятии контракта с учета.

3. Этап – Документальный обмен с Таможенным органом

Участники ВЭД:Экспортер

Таможенный орган (ТО)

В  Таможенном органе следует выполнить следующие действия:

1. Предоставить таможенную декларацию (в электронном виде), подтверждающую  документацию  (либо ее реестр), являющуюся основанием для формирования декларации на товар.

2.Получить таможенную декларация и товаросопроводительные документы с отметкой таможенного органа.

4. Этап – Подтверждение 0% НДС экспорта в ФНС

Участники ВЭД:Экспортер

Налоговый орган (ФНС)

В ФНС по месту постановки на учет, в течении 180 дней необходимо подтвердить правомерность применения льготы – 0% НДС по экспортной поставке.

Предоставляется пакет документов в соответствии со ст. 165 НК РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 – Схема документального обмена при экспортных поставках в процессе взаимодействия с органами, регулирующими внешнеторговою деятельность

Ключевыми проблемными аспектами документального обмена с органами, контролирующими экспортные сделки, по мнению участников внешнеторговых контрактов, являются: растянутые сроки прохождения таможенных процедур, а также сложности с процедурой подтверждения нулевой ставки НДС. Формируя основные блоки учетно-аналитической информации проверки экспортных операций следует на каждом этапе контроля использовать основные процедуры, применяемые для предотвращения рисков, которые являются идентичными, в случае внутреннего контроля, и, в случае внешнего аудита, при подтверждение достоверности учетных записей. В частности, производится оценка юридического сопровождения сделки, прослеживается движение экспортируемого товара, формирования конечного финансового результата, поступление оплаты от покупателя, производится проверка экспортного НДС, правильность расчета и отражение в учете курсовых разниц, обязательная продажа части валютной выручки. Логично, если учетно-аналитическая система информационного обеспечения контроля и аудита экспортных операций будет строиться в хронологическом порядке от момента заключения внешнеторгового контракта до поступления товара покупателю, получении оплаты и продажи части валютной выручки (рис. 2).

Учетно-аналитическая система экспортных операций

 

Сопроводительная документация

Методы и последовательность действий

Юридические документы

Декларация на товары

Документы, подтверждающие совершение экспортной сделки

Транспортные (перевозочные) документы

Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений

Оценка контрактных условий поставки. Соответствие законодательству

Оценка наличия необходимых сведений о товаре, выбранной таможенной процедуре, согласно ТК ЕАЭС

Оценка соответствия формы и содержания внешнеторгового контракта законодательству

Проверка транспортных документов: подтверждение заключения договора морской перевозки (коносамент)

Проверка коммерческих документов: проверка основания отгрузки товара (инвойс)

Оценка наличия узкоспециализированных дополнительных документов, обязательных при экспортных операциях по продаже зерна(фитосанитарный сертификат, сертификат подтверждающий качество продукции и др.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2– Модель информационного обеспечения внутреннего контроля и аудита внешнеторговых контрактов по продаже зерна

 

На рисунке систематизированы методы и последовательность действий контролера-аудитора, изучающего внешнеторговые контракты по продаже зерна, представленные в хронологическом порядке от момента заключения сделки до ее завершения с указанием источников информации, что способствует получению достаточных и надлежащих аудиторских доказательств.

Выводы. Проведенные исследования позволили сделать следующие выводы:

1) российские товаропроизводители зерна занимают лидирующее место по экспортным поставкам, а доля аграриев Краснодарского края, реализующих зерновую продукцию за рубеж составляет порядка 39% от общего объема поставок, что свидетельствует о значимости внешнеторговых контрактов и операций, осуществляемых хозяйствующими субъектами АПК;

2) экспортные операции, оформленные в соответствии с законодательством, подразумевают перемещение продукции, товаров, работ, услуг через таможенную границу РФ на территорию другого государства, без обязательства об обратном ввозе, с использованием валютных расчетов;

3) существующая система учета не позволят в полной мере оперативно получить достоверную экономическую информацию о результатах внешнеторговой деятельности, о движении экспортируемой продукции, расчетов по ней, что усложняет управленческие процедуры и требует непрерывного контроля, позволяющего не только анализировать текущую деятельность хозяйствующих субъектов, но и производить оценку выполнения стратегических целей;

4) уточнен перечень документов по сопровождению экспортных поставок сельскохозяйственных организаций, их значимость, особенности оформления, приоритетность и правильность толкования в экономической литературе;

5) представленная модель информационного обеспечения внутреннего контроля, включающая пошаговый алгоритм сбора анализируемой информации при помощи процедур контроля, с последующей систематизацией полученных данных, обеспечивает информационные потребности и унифицирует действия специалистов службы внутреннего контроля, эффективно решает управленческие проблемы в части своевременного выявления рисков.

References

1. Falina NV, Alekseenko LD, Shulzhenko TA. [Development of the grain complex in the context of ensuring food security and increasing the export potential of the Russian Federation]. Trudy Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2023; 106. 75-80 p.

2. Gasparyan SV, Makarova OV, Zhidkov SA. [Assessment of the export potential of grain supplies of the Russian agro-industrial complex to the world market]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2024; Vol.17. 3(82). 222-228 p.

3. Dyatlova AF, Minakov AV, Klychova GS. [Import substitution in the context of sanctions from unfriendly countries as a factor in increasing the economic security of the state]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2023; Vol.18. 4(72). 143-151 p.

4. Klychova GS, Zakirova AR, Dyatlova AF. [Improving the methodological support of internal control of the enterprise management system]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2023; Vol.18. 2(70). 150-159 p.

5. Kesyan SV, Kuzina AF, Lenkova MI. [Features of accounting for the export of goods, jobs, services]. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. 2021; 36(4). 286-291 p.

6. Chuykov AO. [Features of the legal regulation of export operations, taking into account the specifics of the company’s activities and the use of information technologies]. Gorizonty ekonomiki. 2024; 1 (81). 61-68 p.

7. Kraynova IM, Raeva TV. [Export and import operations of the organization: current aspects of accounting policy for the purposes of accounting and tax accounting]. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2021; 12-2(82). 17-20 p.

8. Maslova IN, Shamrina IV, Nuzhdin RV. [Features of accounting tax policy in processing organizations of the agro-industrial complex]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2022; Vol.15. 3(74). 173-185 p.

9. Maltsev AA, Chichilimov SV. [Tax regulation of foreign economic activity in Russia]. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik. 2021; 9. 7-24 p.

10. Sitdikova LF. [Development of the agricultural sector of the economy under the influence of external factors]. Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii. 2025; 2. 56-65 p.

11. Berezyuk VI, Shcherbinina YuV, Nyykanbaeva AI. [Developing problems of structural modeling of customs audit]. Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki. 2020; Vol.16. 6.

12. Berezyuk VI. [Features of post-customs control implementation over export operations]. Innovatsionnoe razvitie ekonomiki. 2019; 5-2(53). 50-53 p.

13. Parfenova LB, Zhiganov GV. [Methodological and methodical foundations for export audit development and use based on the Regional Export Standard 2.0]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2024; 2(66). 247-257 p.

14. Safonova MF, Gribushenkova VA. [Main areas of internal audit when checking the export operations accounting]. Bukhuchet v selskom khozyaystve. 2020; 6. 49-55 p.

15. Korneeva TA, Timralieva RZ. [Internal control of foreign economic activities of Russian companies]. Ekonomika i predprinimatelstvo. 2023; 2(151). 675-681 p.

16. Ganshina SE. [Information base of export operations audit]. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. 2012; 6(204). 34-40 p.

17. Zhukova AK, Zhukov AL. Materiality in audit of financial reporting party conducting accounting of joint activity. European Research Studies Journal. 2018; Vol.21. No.4. 109-118 p.

18. Safonova MF, Makarenko SA, Bershitskiy YI. Developing documentation in accordance with international audit standards in Russian practice. Espacios. 2018; Vol.39. No.34.

19. Petukh AV, Safonova MF, Gribushenkova VA. Planning of the internal audit of supply chain management in foreign economic activity: Theory and practice (internal audit planning). International Journal of Supply Chain Management. 2020; Vol.9. No.1. 756-764 p.

20. Gribushenkova VA. [Documentary registration of export transactions]. Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii. 2018; 12. 108-113 p.

21. Burtseva KYu. [Directions for improving the efficiency of internal control of business processes]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2021; Vol.14. 1(68). 151-159 p.

22. Tarasova NA. [Features of the audit of export-import operations during the period of sanctions of foreign states against the Russian Federation]. Audit. 2022; 4. 50-55 p.

23. Klychova GS, Zakirova AR, Khusainova AS. [Development of methodical tools for internal control of inventory movement]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2021; Vol.16. 3(63). 135-141 p. DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2021-135-141.

24. Klychova GS, Zakirova AR, Klychova AS. [Improving the methodical support for internal control of financial results]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2020; Vol.15. 4(60). 113-120 p. – DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2021-113-120.

25. Klychova GS, Zakirova AR, Khusainova AS. [Development of methodical tools for internal control of settlements with personnel on wages]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2023; Vol.18. 3(71). 170-179 p. – DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2023-170-179.

Login or Create
* Forgot password?