The author presents didactic basics for developing electronic textbook on Physics for the 9th grade students, given that the textbook contents should take into account cognitive traits of students, educating on different profiles. The role of such textbook in personalizing education in the realm of educational practice is highlighted.
individualization of education, electronic textbook, information technologies, individual features (traits)
Проблема индивидуализации обучения относится к традиционным для психолого-педагогической науки. Но в условиях профильного обучения она становится одной из актуальных. От ее успешного разрешения зависит судьба многих школьников.
Среди многочисленных аспектов реализации индивидуализации обучения в профильной школе основополагающее значение приобретают:
- формирование содержания обучения в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями ученика;
- выбор новых методов обучения на основе информационного подхода. В настоящее время в условиях глобальной информатизации новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний, значительно обогащают возможности традиционных методов.
- Нам представляется, что использование современных информационных технологий в реальном образовательном процессе позволит по-новому подойти к проблеме индивидуализации обучения и программные компьютерные продукты могут оказаться значимыми в осуществлении индивидуализации обучения.
К настоящему времени создано множество компьютерных программных средств, применяемых в образовательном процессе:
- контролирующие, тренажерные, моделирующие, демонстрационные; автоматизированные обучающие системы;
- мультимедиа и программы виртуальной реальности;
- интеллектуальные и экспертные обучающие системы. Электронные информационные технологии начинают все активнее использоваться для поддержки и расширения возможностей традиционных методов обучения. Важным ресурсом для реализации индивидуализации обучения в профильной школе может выступить электронный (компьютерный) учебник.
Заметим, что электронный учебник по некоторым позициям существенно отличается от печатного.
1. Grinchenko I.S. Sovremennye sredstva otsenivaniya rezul´tatov obucheniya. Uchebno-metodicheskoe posobie. M.: UTs Perspektiva, 2008. - 132 s.
2. Kozhina O.A. Tekhnologiya: Metodicheskie rekomendatsii po oborudovaniyu kabinetov i masterskikh obsluzhivayushchego truda. - M.: Drofa, 2003. - 208 s.: il.