DEGITAL RESOURCES IN TEACHING PRACTICE OF DEVELOPMENT OF HIGH SCHOOL STUDENTS’ RESEARCH POTENTIAL
Abstract and keywords
Abstract (English):
In this article the use of electronic resources in compliance with the didactic goals of developing research potential in high school students is represented. The implementation of these goals is aimed at achieving subjectivity and subjectness which represent the integral process of developing the personality in students. The idea of subjectivity is implemented when electronic resources enable the student to plan his or her own development in education connected with an informed choice and coordination of different offers of educational services to build his or her own educational programme. The idea of subjectness means that using the digital resources and technologies, the student acquires experience of intellectual self-organization which enables him or her to achieve a higher degree of proactiveness and independence. The research potential can be evaluated with the help of digital tools as follows: referring to the past – as a general resource of natural and acquired research aptitude which ensures their further development; referring to the present – as research aptitude which is in demand in definite cultural and creative circumstances; referring to the future as «proximal development zone», as research aptitude which, for a number of reasons, has not been used and is expected to be developed in future in the course of cognitive activity. The author presents pedagogical characteristics of digital tools which are used to estimate the dynamics of the development of personal research aptitude from the point of view of culture genesis, as well as the manifestations of the emotional and cognitive components of cognitive activity and to ensure comprehension by high school students of their self-development in the process of gaining new knowledge.

Keywords:
high school students, degital resources, research potential, creative self-development, subjectivity, subjectness, tasks.
Text

Современные цифровые технологии все чаще используются для обеспечения механизма оперативной передачи сообщений в условиях учебного поиска для возникновения исследовательского форума, разработки электронных форм с целью проектирования старшеклассниками индивидуальных маршрутов саморазвития, использования электронных учебных курсов с внешней и внутренней гипертекстовой организацией учебного материала, веб-квестов, подготовки и реализации учебного исследования с помощью программных комплексов, осуществления оперативного доступа к исследованию процессов в удобное время. Однако внедрение в практику обучения современных средств информационно-коммуникационных технологий требует осмысления способов их использования в решении различных дидактических задач.

При переходе к новым образовательным стандартам развитие исследовательских качеств личности старшеклассников в условиях профильного обучения становится одной из приоритетных задач. Актуально осмысление возможностей цифровых средств для обеспечения информационно-коммуникационного сопровождения развития исследовательского потенциала личности в процессе обучения.

Исследовательский потенциал старшеклассника мы рассматриваем как:

  • интегративное личностное образование, включающее совокупность образовательных научно-мировоззренческих ценностей, приобретенных в процессе учения и используемых для получения новых знаний;
  • способ исследовательской деятельности; 
  • проявление творчества в исследовании (познании);
  • специфический способ саморазвития сущностных сил, социализации и самоопределения.

Как интегративная характеристика личности старшеклассника исследовательский потенциал представляет собой динамичный ресурс, включающий единство развитых природных задатков (интеллекта, сензитивности к новизне ситуации, исследовательской активности, коммуникативности), ценностно-смыслового отношения к результатам исследования, обобщенных знаний о Вселенной, живой природе, обществе и человеке, умений использовать научные методы познания окружающего мира, который в разной мере актуализируется в виде диапазона и величины проявлений старшеклассником себя в качестве исследователя в ходе целенаправленного получения им результатов познания (понимания себя, других людей, мира) и обеспечивает эффективную перестройку направления и содержания познавательной деятельности, творческую продуктивность, личностное самоопределение и творческое саморазвитие.

References

1. Isaev I.F. Uchebno-issledovatel'skaya kul'tura kak faktor tvorcheskogo samorazvitiya starsheklassnika v profil'nom obuchenii / I.F. Isaev, G.V. Makotrova. - Belgorod: Izd-vo BelGU, 2007. - 236 s.

2. Bordovskaya N.V. Metodologicheskiy status ponyatiya «issledovatel'skiy potentsial studenta» / N.V. Bordovskaya. Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh. - 2012. - №2 (26). - S. 99-120.

3. Isaeva N.I. Psikhologicheskie mekhanizmy razvitiya nauchnogo potentsiala lichnosti v kontekste kul'turotvorcheskoy modeli / N.I. Isaeva. - Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy molodezhnoy konferentsii «Nauchnyy potentsial lichnosti: kontseptual'nye osnovaniya i tekhnologicheskiy kontekst» / otv. red. Isaev I.F., Belozertsev E.P. (Belgorod, 29-30 marta). - Belgorod: IPK NIU BelGU, 2011. - S. 14-21.

4. Gordeeva T.O. Motivatsionnye predposylki odarennosti: ot modeli Dzh. Renzulli k integrativnoy modeli motivatsii / T.O. Gordeeva. Psikhologicheskie issledovaniya: elektron. nauch. zhurn. 2011. - № 1 (15). - Rezhim dostupa: http://psystudy.ru

5. Makotrova G.V. Psikhologicheskie usloviya informatsionno-kommunikatsionnogo soprovozhdeniya tvorcheskogo samorazvitiya starsheklassnikov / G.V. Makotrova, T.V. Petrunova. Razvitie odarennosti v sovremennoy obrazovatel'noy srede: materialy Vseros. zaoch. nauch.-prakt. konf. s mezhd. uchastiem, Belgorod, 2 oktyabrya 2012 g. v 2 ch. - Belgorod: GiK, 2012. - Ch. I . - S.110-114.

6. Kovaleva T.M. Antropologicheskiy vzglyad na sovremennuyu didaktiku / T.M. Kovaleva. Pedagogika. - №5. - 2013. - S. 51-56.

7. Celiverstova E.N. Kontseptualizatsiya nauchnykh predstavleniy o razvivayushchey funktsii obucheniya: na puti k neklassicheskoy didaktike/ E.N. Celiverstova. Osnovnye tendentsii razvitiya didaktiki: innovatsionnyy potentsial didakticheskogo znaniya: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. - M.-Yaroslavl': FGNU ITIP RAO, 2012. - S.75-83.

8. Makotrova G.V. Set' Internet ucheniku-issledovatelyu: ucheb. posobie / G.V. Makotrova, E.N. Krolevetskaya. - Belgorod: Izd-vo BelGU, 2010. - 184 s.

9. Makotrova G.V. Set' Internet v razvitii nauchnogo potentsiala starsheklassnikov: ucheb. posobie dlya stud. ped. spetsial'nostey / G.V. Makotrova. - Belgorod: LitKaraVan, 2010. - 276 s.

10. Granichina O.A. Tekhnologiya otsenki potentsiala issledovatel'skoy kompetentsii postupayushchikh v magistraturu/ O.A. Granichina, S.A. Ezopova. Gertsenovskie chteniya. Nachal'noe obrazovanie. - T.1. - 2010. - S. 305-312.

11. Mil'man V.E. Metodika diagnostiki issledovatel'skogo potentsiala / V.E. Mil'man. - Rezhim dostupa: http://vsetesti.ru/450/

12. Shesterneva N.N. Pedagogicheskaya diagnostika issledovatel'skogo potentsiala uchashchikhsya: eksperimental'nyy opyt v arkhitekturnom obrazovanii / N.N. Shesterneva. Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul'tury. - 2010. - № 5 (84). - S. 135-140.

13. Makotrova G.V. Portfel' dostizheniy starsheklassnika: ucheb. posobie / G.V. Makotrova. - Belgorod: Izd-vo BelGU, 2011. - 111 s.

Login or Create
* Forgot password?