CONTRADICTIONS OF SUBJECTS GREENING IN GENERAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
Didactic problems which face researchers of education for sustainable development (ESD) are described. Identification of these problems and the analysis of trends of their decision is one of deposits of Russian academy of science in results of Decade of the ESD. In article the characteristic of subjects greening phenomenon as main form of realization of ESD at comprehensive school is given. Evolution of approaches to greening of school subjects in Russia is considered for the last twenty years, in connection with essential changes in the contents and structure of ecological education. We differentiated rather independent directions of ecological education at comprehensive school which were created at different times, but today coexist and supplement each other: nature protection, classical (scientific), conceptual (in interests of ESD) ecological education. We prove that formation of ecological education for SD aggravates a number of former problems of greening and generates the new. According to the experts of UNESCO, these problems excite also our foreign colleagues. The conclusion is drawn: external power impacts on subjects if they contradict internal tendencies of their development, can lead to ESD imitation, its substitution by education about (not for) SD or to irreparable changes of systemacity, structure, logic of the subject contents. Trends of development of the ESD technology are allocated.

Keywords:
education for sustainable development (ESD), ecological education, greening of subjects, didactic contradictions.
Text

В нашей статье мы постарались обозначить проблемное поле реализации Концепции общего экологического образования для устойчивого развития, которая была подготовлена в России Научным советом по проблемам экологического образования при Президиуме РАО и одобрена Президиумом РАО в 2010 г. [7]. Ее положения обобщили международные тенденции формирования нового вектора развития образования в XXI в. – образования для устойчивого развития, и были частично отражены в требованиях ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам образования.

Основной формой реализации экологического образования в массовой школе была и остается экологизация содержания учебных предметов. Процесс экологизации предметного содержания в общем образовании начался более пятидесяти лет назад, и обращение к этой теме вновь, на первый взгляд, кажется неактуальным. Между тем за последние двадцать лет произошли существенные изменения в содержании и структуре научного экологического знания. Зародившись как классическая наука, экология в конце XX в. вышла на новый, концептуальный, этап развития, уровень философского знания, раскрытия смыслов экологических императивов и создания на этой основе моделей взаимодействия социогенеза и развития биосферы. Сформировались новые социокультурные детерминанты развития экологического образования, связанные со стремлением мирового сообщества выработать единую стратегию мирового социально-экономического развития, направленную на сохранение экологического равновесия на Земле. Наметилась устойчивая тенденция к выходу экологического образования в естественнонаучно-гуманитарную область, в образование для устойчивого развития [11].

References

1. Batishchev G.S. Vvedenie v dialektiku tvorchestva / G.S. Batishchev. - S-Peterburg: Izd-vo RKhGI, 1997. - 464 s.

2. Grombakh S.M. Shkola i psikhicheskoe zdorov'e uchashchikhsya / S.M. Grombakh. - M.: Meditsina, 1988. - 272 s.

3. Gromyko Yu.V. Mysledeyatel'nostnaya pedagogika / Yu.V. Gromyko. - M.: Paideia, 1998. - 382 s.

4. Dzyatkovskaya E.N. Ekologizatsiya kak vzaimodeystvie predmetnogo i aspektnogo soderzhaniya obrazovaniya / E.N. Dzyatkovskaya. Pedagogika. - 2013. - № 4. - S. 24-33.

5. Zakhlebnyy A.N. Ekologicheskoe obrazovanie v obshcheobrazovatel'noy shkole / A.N. Zakhlebnyy, I.T. Suravegina. - M.: Tsentr «Ekologiya i obrazovanie», 1992. - 160 s.

6. Kavtaradze D.N. Opyt prepodavaniya kursa «Imitatsionnye igry po ekologii i okhrane okruzhayushchey sredy» / D.N. Kavtaradze. Tez. dokl. II konferentsii po ekopsikhologii. M.: RAO, 2000. - S.123-132.

7. Kontseptsiya obshchego ekologicheskogo obrazovaniya dlya ustoychivogo razvitiya. - raop.ru/content/Prezidium.2010.09.29.Spravka.1.pdf

8. Lednev V.S. Soderzhanie obshchego srednego obrazovaniya: problemy struktury / V.S. Lednev. - M.: Pedagogika, 1980. - 264 s.

9. Mak-Kormak E. Kognitivnaya teoriya metafory / E. Mak-Kormak. Teoriya metafory. M., 1990. - 428 s.

10. Mamedov N.M. Kontekst ekologicheskogo obrazovaniya / N.M. Mamedov. Nepreryvnoe obrazovanie, 2012. - №2. - S.13-19.

11. Moiseev N.N. Chelovek i noosfera /N.N. Moiseev. - M.: Molodaya gvardiya, 1990. - 88 s.

12. Nazarenko V.M. Sistema nepreryvnogo ekologicheskogo obrazovaniya v sredney i vysshey pedagogicheskoy shkole: Dis.... d-ra ped. nauk. - M., 1994.

13. Ryzhakov M.V. Teoreticheskie osnovy razrabotki gosudarstvennogo standarta obshchego srednego obrazovaniya: Dis. ... d-ra ped. nauk. - M., 1999. - 240 s.

14. Sagatovskiy V.N. Sistemnaya deyatel'nost' i ee filosofskoe osmyslenie / V.N. Sagatovskiy. Sistemnye issledovaniya. Ezhegodnik. 1980. - M.: Nauka, 1980. - 224 s.

15. Sotsial'no-ekologicheskiy slovar' - http://slovo-osetii.ru/content/view/408/1/

16. Ustoychivoe razvitie i ekologizatsiya shkol'nogo obrazovaniya: sb. nauch. st. / pod red. N.M. Mamedova. - M.: Stupeni, 2003. - 241 s.

17. Shchedrovitskiy P.K. Filosofiya. Metodologiya. Nauka / P.K. Shchedrovitskiy. - M.: Shkola kul'turnoy politiki, 1997.. Tsentr gumanitarnykh tekhnologiy. http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5484

18. Ekologicheskaya sostavlyayushchaya kursa biologii v osnovnoy shkole: sbornik programm / Kuchmenko V.S. Lukina T.M. Fedorova M.L. Shvets I.M. - M.: Ventana-Graf, 2006. - 96 s.

19. Yagodin G.A. Problemy ekologicheskogo obrazovaniya / G.A. Yagodin, L.T. Tret'yakova. Obrazovanie v oblasti okruzhayushchey sredy: sb. dokl. III Vsesoyuz. konf. - Kazan', 1990. - T. 1. - S. 3-14.

Login or Create
* Forgot password?