ANALYSIS OF THE POTENTIAL OF CARBON PROJECTS IMPLEMENTED IN GREEN AREAS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines national and international approaches to the classification of climate projects. The position of climate projects implemented within the framework of green spaces is determined in accordance with the classifications under consideration. A variant of an integrative classification of climate projects combining national and international approaches is proposed. The necessity of distinguishing projects implemented in green spaces, regarded as artificial ecosystems, as a separate category is substantiated. The key advantages of nature-based climate projects based on artificial ecosystems are highlighted, including the simplicity of baseline determination, transparency of monitoring, and the potential for implementation in urban environments. At the same time, the key disadvantages of this type of climate project are also considered, including limited available area, high implementation costs, and vulnerability to anthropogenic factors. The author emphasizes the importance of improving regulatory frameworks and developing new methodologies to enhance the efficiency of climate projects implemented within artificial ecosystems. It is noted that climate projects based on artificial ecosystems possess significant potential for reducing carbon footprints, improving urban infrastructure, and enhancing the quality of life for the population, making them a crucial tool in sustainable development strategies and achieving carbon neutrality.

Keywords:
classification of carbon projects, green areas, carbon neutrality, nature-based solutions, sustainable development
Text

Введение

Климатические проекты представляют собой одно из перспективных направлений деятельности, целью которых является снижение выбросов и/или увеличение поглощения парниковых газов. Именно данная деятельность рассматривается как один из наиболее значимых инструментов по достижению углеродной нейтральности Российской экономики. Однако, нормативно-правовая и научная база разработки и реализации климатических проектов находится в стадии активной разработки. Помимо прочего, на текущий момент отсутствует утвержденная классификация климатических проектов, в результате чего часть перспективных направлений для реализации климатических проектов не получает должного рассмотрения. Одним из таких направлений является реализация климатических проектов на базе зеленых насаждений, в том числе, но не исключительно, озеленение при осуществлении жилищного строительства, создание ветрозащитных полос при строительстве и эксплуатации линейных объектов, а также промышленных объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

 

Материал и методы исследования

В рамках настоящей статьи рассматриваются вопросы классификации климатических проектов, утвержденные в рамках действующей национальной нормативно-правовой базы, международной нормативной базы, а также, в исследованиях отечественных и зарубежных исследователей, с целью выявления роли и места климатических проектов, реализуемых на базе зеленых насаждений, в том числе, обязательных к созданию, в рамках рассматриваемых систем классификации.

В соответствии с положениями Приказа Минэкономразвития № 248 от 11.05.2022 (в редакции от 08.07.2024) (далее, Приказ МЭР №248) [8], определены следующие типы климатических проектов как комплексов мероприятий:

  • обеспечивающих сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов;
  • обеспечивающих увеличение поглощения парниковых газов.

Однако, дальнейшая детализация данной классификации не предоставляется. Требуется также отметить, что индуктивно выделятся категория климатических проектов, направленных на защиту и повышение качества накопителей парниковых газов, для которых предусматривается более длительный срок зачетного периода проекта. Следует отметить, что в ряде случаев, климатический проект может относиться к нескольким категориям. Так, проекты по охране лесов от пожаров направлены на предотвращение выбросов парниковых газов, а также на защиту поглотителей парниковых газов.

В рамках международных нормативно-правовых актов, с одной стороны, присутствует подход, в соответствии с которым выделяются две базовых типа климатических:

  • природные климатические проекты  (Nature-based solutions) [14], которые предусматривают реализацию мероприятий по сохранению, восстановлению и устойчивому управлению природными и преобразованными экосистемами. Следует отметить, что данная категория климатических проектов в определенной степени соответствует понятию климатических проектов, направленных на защиту и повышения качества накопителей ПГ, в соответствии с Приказом МЭР №248 [8];
  • технологические климатические проекты (Technology-based solutions) [10], направленные на применение технологий, позволяющих обеспечить улавливание углерода и/или его использование. В терминах Приказа МЭР №248 [8], данный тип климатических проектов соответствует мероприятиям, обеспечивающим сокращение (предотвращение) выбросов парниковых газов.

Аналогичный подход к классификации климатических проектов отражен и в работах отечественных и зарубежных ученых [2, 6, 15].

Как отмечалось выше, указанная международная классификация климатических проектов в целом сопоставима с классификацией, индуктивно представленной в рамках действующего национального законодательства в области разработки и реализации климатических проектов.

Одним из подходов к классификации климатических проектов как в рамках национального, так и зарубежного нормативно-правового регулирования, является классификация климатических проектов на основании области деятельности, в рамках которых реализуется климатический проект. Данный подход тесно связан с процессами валидации климатических проектов, а также верификации их результатов.

В рамках зарубежной практики [11, 14, 15], климатические проекты могут относиться к различным секторам деятельности, таким как:

  • Clean energy projects (проекты направлены на применение возобновляемых источников энергии и/или повышение энергоэффективности);
  • Waste Management projects (проекты направлены на снижение выбросов парниковых газов при обращении с отходами);
  • Afforestation and Reforestation Projects (лесоклиматические проекты, связанные с лесовосстановлением и лесоразведением);
  • Agricultural projects (проекты, направленные на секвестрацию углерода в почве).

Данный список не является исчерпывающим, и фактически для каждого сектора экономики может быть применен тот или иной тип климатических проектов. При этом, приоритет для реализации климатических проектов имеет процесс, в ходе реализации которого осуществляется снижение (предотвращение) выбросов и/или увеличение поглощения парниковых газов.

В рамках национального нормативно-правового регулирования также присутствует секторальная классификация климатических проектов, однако, на текущий момент она демонстрирует определенный дуализм.

С одной стороны, ряд нормативно-правовых актов, в частности приказ Минприроды № 371 [9], определяют подходы к оценке выбросов и поглощений парниковых газов, также исходя из особенностей процессов, которые приводят к выбросы и поглощения парниковых газов. Аналогичный подход представлен и в методологиях реализации климатических проектов, разработанных институтом Ю.А. Израэля [4]: выбор и применение той или иной методологии определяется именно секторальной спецификой климатического проекта. Данный подход также рассматривается в работах отечественных ученых [1,5]

В тоже время, несколько иной подход присутствует в области валидации климатических проектов, а также верификации их результатов. В соответствии с требованиями действующего законодательства, органы по валидации и верификации парниковых газов имеют право действовать только в рамках области аккредитации [7], формирование которой тесно связано с применением кодов ОКВЭД. Применение данного классификатора, при прочих равных условиях, также является секторальным, но более глубоко детализированным. Как следствие, потенциально может возникать ситуация, при которой валидация проекта или верификация результатов проекта формально будет невозможной, так как процесс, в результате которого происходят выбросы парниковых газов, будут относиться к различным кодам ОКВЭД. Также, может возникать ситуация, при которой для климатического проекта с определенным кодом ОКВЭД будут отсутствовать органы валидации и верификации парниковых газов, аккредитованные для осуществления работ в определенном секторе экономики [3].

В вышеописанных условиях, климатические проекты, реализуемые на базе зеленых насаждений:

  • могут быть классифицированы как комплекс мероприятий, обеспечивающих увеличение поглощения парниковых газов, а также как проекты, направленные на защиту и/или повышения качества поглотителей парниковых газов (в терминах Приказа
    МЭР № 248) [8];
  • относятся к категории «Nature-based solutions» в терминах международных нормативно-правовых актов, при этом, крайне важным является тот факт, что рассматриваемые зеленые зоны являются искусственно созданными экосистемами;
  • по существу процессов, в результате которых происходит снижение (предотвращение) выбросов и/или увеличение поглощения парниковых газов крайне сходны сектором «Afforestation and reforestation», исходя из того, что эффект от реализации климатических проектов выражен в первую очередь за счет роста биомассы растений. Для данных проектов также могут быть применены соответствующие методики реализации климатических проектов. При этом, проблематика, связанная с применением классификатора ОКВЭД, сохраняется: часть проектов (таких как создание ветрозащитных полос), может быть классифицирована как группа кодов ОКВЭД 02 «Лесоводство и лесозаготовки», а другие (например, связанные с городским озеленением) к группе кодов ОКВЭД 81.30 «Деятельность по благоустройству ландшафта».
References

1. Bezdudnaya, A.G. Analiz situacii s razvitiem klimaticheskih proektov i upravlenie obrazovaniem parnikovyh gazov v sovremennoy deystvitel'nosti / A.G. Bezdudnaya, A.P. Rodionov, M.G. Treyman // Vestnik Altayskoy akademii ekonomiki i prava. – 2023. – № 2-2. – S. 172-177. – DOIhttps://doi.org/10.17513/vaael.2708.

2. «Klimaticheskie proekty: Riski i vozmozhnosti dlya biznesa», OAO Delovye Resheniya i Tehnologii, 9 iyunya 2022 g. . – URL: https://cgi-russia.ru/wp-content/uploads/Climate-project-research.pdf?ysclid=m4wmwttwlh40203582 (data obrascheniya: 10.12.2024).

3. Kolarzh, V.V. Osobennosti realizacii klimaticheskih proektov v lesah / V.V. Kolarzh, V.A. Karamyshev // Innovacii i tehnologii v lesnom hozyaystve : Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, posvyaschennoy 95-letiyu Sankt-Peterburgskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta lesnogo hozyaystva, Sankt-Peterburg, 16–17 maya 2024 goda. – Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy nauchno-issledovatel'skiy institut lesnogo hozyaystva, 2024. – S. 158-162. – DOIhttps://doi.org/10.21178/160524.158. – EDN AQOIYO.

4. Korotkov, V.N. Lesnye klimaticheskie proekty v Rossii: ogranicheniya i vozmozhnosti / V.N. Korotkov // Russian Journal of Ecosystem Ecology. – 2022. – T. 7, № 4. – S. 39-46. – DOIhttps://doi.org/10.21685/2500-0578-2022-4-3.

5. Kuznecov, D.K. Metodicheskiy podhod k ocenke ploschadnogo potenciala realizacii klimaticheskih proektov v lesah dlya prinyatiya investicionnyh resheniy / D.K. Kuznecov // SOCIAL'NO-EKONOMIChESKIE, ISTORIKO-PRAVOVYE, FILOSOFSKIE ORIENTIRY : Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Ryazan', 16 marta 2023 goda. – Ryazan': Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo "Koncepciya", 2023. – S. 49-53.

6. Nagaycev, I.A. Predposylki realizacii klimaticheskih proektov v Rossii / I.A. Nagaycev // Vestnik Hakasskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.F. Katanova. – 2022. – № 4(42). – S. 122-126.

7. «Ob akkreditacii v nacional'noy sisteme akkreditacii» : federal'nyy zakon ot 28.12.2013 № 412-FZ (red. ot 24.07.2023) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.09.2024). SPS Konsul'tantPlyus. SPbNIILH (data obrascheniya: 10.12.2024).

8. «Ob utverzhdenii kriteriev i poryadka otneseniya proektov, realizuemyh yuridicheskimi licami, individual'nymi predprinimatelyami ili fizicheskimi licami, k klimaticheskim proektam, formy i poryadka predstavleniya otcheta o realizacii klimaticheskogo proekta» : prikaz Minekonomrazvitiya Rossii ot 11.05.2022 № 248 (red. ot 08.07.2024) (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 30.05.2022 № 68642) // SPS Konsul'tantPlyus / SPbNIILH (data obrascheniya: 12.12.2024).

9. «Ob utverzhdenii metodik kolichestvennogo opredeleniya ob'emov vybrosov parnikovyh gazov i pogloscheniy parnikovyh gazov» : Prikaz Minprirody Rossii ot 27.05.2022 № 371 (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 29.07.2022 № 69451) // SPS Konsul'tantPlyus / SPbNIILH (data obrascheniya: 12.12.2024).

10. «Tehnologicheskiy obzor: ulavlivanie, ispol'zovanie i hranenie ugleroda (CCUS)», Evropeyskaya ekonomicheskaya komissiya (EEK OON), 2021. – URL: https://unece.org/sites/default/files/2021-03/CCUS%20brochure_RU_final_0.pdf (data obrascheniya: 10.12.2024).


Login or Create
* Forgot password?