Abstract and keywords
Abstract (English):
In the article the questions of improvement of program-targeted planning of development of forest complex of the Russian Federation are discussed on the example of state programs of the Russian Federation «Forestry Development» and «Development of industry and improvement of its competitiveness». The structural elements, indicators and expected results of existing public forest programmes are analysed for their sufficiency and effectiveness in achieving the objectives of strategic forest planning. Selected economic parameters characterizing the interface between government programmes in the area of forestry and forest industry. The paper provides a framework for the inertia and management of forests and presents a formula for the profitability of the harvesting industry through which cause and effect is givenThe link between the current selection by the logger of an inertial forest management model. On the basis of the results of the scientific research carried out, it is proposed to carry out a convergence of State programmes for the development of the forest complex, in terms of forestry and the forest industry, in order to improve the effectiveness of the implementation of the policy-oriented and targeted method of managing the sector.

Keywords:
strategic planning, state programme, forestry complex, convergence
Text

Введение

В лесном хозяйстве вопросы планирования  не теряли своей актуальности ввиду долговременных  целей  реализации лесной политики а также ввиду необходимости  оперативного управления административной и хозяйственной деятельностью в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов [1].

Стратегическое планирование в лесном хозяйстве является частью Стратегии развития лесного комплекса РФ до 2030 года», утверждённой  распоряжением Правительства РФ N0 312-р от 11.02.2021 г. [2]. При этом особенности лесохозяйственного производства определяют специфику, способы и методы планирования в лесном хозяйстве. Как неоднократно подчеркивали исследователи данной проблематики,   состав производств в лесном хозяйстве неоднороден, он формируется набором работ и мероприятий, носящих характер промышленной, строительной сельскохозяйственной, управленческой, контрольно надзорной и другой деятельности. [3]

Ключевыми институтами стратегического планирования в лесном хозяйстве выступают Федеральные органы исполнительной власти, Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также коммерческие и некоммерческие организации, осуществляющие разработку организационно-правовых, институциональных, политических, социальных, экономических, и других мер, направленных на обеспечение устойчивого развития лесного хозяйства Российской Федерации [4].

Новой Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года принятой в 2021 году определено, что в целях дальнейшего развития системы стратегического планирования в лесном комплексе потребуется совершенствование на всех уровнях власти нормативных правовых актов стратегического планирования и прогнозирования.

Данный посыл непосредственно затрагивает  государственные программы лесного комплекса федерального и регионального уровня планирования в части лесного хозяйства и лесной промышленности, а также требует соответствующих корректировок лесных планов регионов, с учетом внедряемых в лесном комплексе России проектных методов управления.

Стратегией предусматривается формирование и обеспечение единого общего вектора развития лесного комплекса, в том числе посредством синхронизации целей, задач и мероприятий государственных программ Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», в части лесопромышленного комплекса.

Как отмечается в новой Стратегии, главным стратегическим принципом развития и совершенствования программно-целевого подхода при ее реализации является межотраслевая синергия государственных программ лесного комплекса с программами смежных отраслей (комплексов) народного хозяйства.

 

Материал и методы исследования

При проведении исследования был реализован  комплексный подход к исследованию вопросов стратегического планирования лесного комплекса в части государственных программ Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» и «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Источниками информации являлись федеральные и региональные информационные ресурсы, данные мониторинга  печатных и электронных деловых и специализированных изданий, аналитических обзоров, научно-исследовательских работ, нормативная правовая база в рассматриваемой сфере.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Целью государственной программы Российской Федерации «Развитие лесного хозяйства» (далее – лесная государственная программа) является повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов; обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов и их биологического разнообразия [5].

Основные мероприятия лесной государственной программы реализуются на землях лесного фонда преимущественно  за счет средств субвенций из федерального бюджета, направляемых на осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации [6]. Одним из условий устойчивого экономического развития Российской Федерации выступают национальные проекты, а также необходимость их эффективной реализации на уровне региона. При этом актуальным вопросом является состояние и перспективы финансирования региональных проектов [7].  Не менее значимыми являются средства бюджетов субъектов, направляемые на  обеспечение  функций государственного управления в области лесных отношений и выполнение лесохозяйственных мероприятий [8]. В структуре финансирования на их долю приходится до 20%. Средства арендаторов участков лесного фонда направляются на финансовое обеспечение  выполнения мероприятий и составляют до 35% от общего объема средств направляемых в лесное хозяйство (таблица 1).

References

1. Ansary M. Technocenosis paradigm sustainability management of a forest enterprise/ Ansary M., Kuzminov A., Ternovsky O., Medvedskaya T., Panyavina E. V sbornike: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. Ser. "International Forestry Forum "Forest Ecosystems as Global Resource of the Biosphere: Calls, Threats, Solutions"" 2020. S. 012008.

2. Strategiya razvitiya lesnogo kompleksa Rossiyskoy Federacii, utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 11.02.2021 № 312-r.

3. Novikova A.V., Moiseeva E.E. Ocenka sistemy planirovaniya v lesnom hozyaystve // Aktual'nye problemy lesnogo kompleksa. 2016. №45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-sistemy-planirovaniya-v-lesnom-hozyaystve (data obrascheniya: 24.09.2023).

4. Petrov A.P. Lesnoe planirovanie: formirovanie rynochnyh cen na drevesinu na kornyu/ Petrov A.P., Pryadilina N.K. // V sbornike: Derevoobrabotka: tehnologii, oborudovanie, menedzhment XXI veka. trudy XIII Mezhdunarodnogo evraziyskogo simpoziuma. Minobrnauki Rossii, Ural'skiy gosudarstvennyy lesotehnicheskiy universitet, Ural'skiy lesnoy tehnopark. 2018. S. 45-49.;

5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 318 (red. ot 31.03.2020) "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii «Razvitie lesnogo hozyaystva»;

6. Lesnoy kodeks Rossiyskoy Federacii ot 26 dekabrya 2006 g. № 200-FZ.

7. Panyavina E.A. Finansirovanie regional'nyh proektov v oblasti sohraneniya lesov: sostoyanie, perspektivy / Panyavina E.A.// V sbornike: Lesnye ekosistemy kak global'nyy resurs biosfery: vyzovy, ugrozy, resheniya v kontekste izmeneniya klimata. Materialy Mezhdunarodnogo lesnogo foruma. Voronezh, 2022. S. 296-303.

8. Morkovina S. Priorities of diversification in forest complex/ Morkovina S., Drapalyuk M., Sibiryatkina I., Torzhkov I.// V sbornike: Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2017 - Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth. 2017. S. 2856-2862.

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 328 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federacii "Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti».

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.08.2010 № 588 (red. ot 16.04.2020) «Ob utverzhdenii Poryadka razrabotki, realizacii i ocenki effektivnosti gosudarstvennyh programm Rossiyskoy Federacii».

11. Morkovina S.S. Bazovye parametry ekonomicheskoy modeli strategicheskogo planirovaniya lesnogo kompleksa/ Morkovina S.S., Rafailov M.K. /Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika/ FGBOU VO «VGLTU», T. 8. №3 (50), 2020. S. 129-136.

12. Porter E. Maykl Konkurentnaya strategiya: Metodika analiza otrasley i kon-kurentov/ Maykl E. Porter/ Per. s angl. — M.: Al'pina Biznes Buks, 2005. — 454 s.

13. Martynyuk A. A. Ob aktualizacii sistemy dokumentov strategicheskogo planirovaniya v lesnom komplekse / Martynyuk A. A., Rafailov M. K.// Sbornik nauchno-tehnicheskoy informacii po lesnomu hozyaystvu «Lesohozyaystvennaya informaciya» FBU «VNIILM», № 1, 2017. S. 5-15.

14. Rafailov M.K. Konceptual'naya paradigma sistemy strategicheskogo planirovaniya v lesnom hozyaystve Rossii /Rafailov M.K./ Trudy Sankt-Peterburgskogo nauchno-issledovatel'skogo instituta lesnogo hozyaystva. 2016. № 4. S. 53-72.

15. Mintzberg H. Rethinking Strategic Planning. Part I: Pitfalls and Fallacies // Long Range Planning. — 1994. — Vol. 27. — No. 3. — P. 12–21.


Login or Create
* Forgot password?