The article gives a classification of the stages of the reform process of wage of workers in the public sector (except for public service employees). The author critically reviews the methodological approaches which are set forth in the decisions of the federal, subjects of federation and municipal executive authorities to reform the sphere of relations on wages. The author defines the content and the problems inherent to each stage of reforming the systems of wages. The methodological solutions that improve the effectiveness of the process of reforming the salary in budget organizations are proposed.
the system of wages, wage structure, reform of wages, organization of budget sector of the economy, the budget process, the average salary in the economy of the region, growth factors of wages, the minimum wage rate
В Российской Федерации, начиная с 2004 года, осуществляется реформирование бюджетного сектора экономики по следующим направлениям:
-
изменение полномочий органов государственной власти разного уровня;
-
реформирование бюджетного процесса, включая выделение средств на оплату труда;
-
изменение системы оплаты труда работников бюджетного сектора;
-
пересмотр статуса учреждений бюджетного сектора и ихтрансформация в новые виды учреждений.
Перечисленные направления реформирования бюджетного сектора взаимосвязаны как этапами их осуществления, так и целями, которые предполагается достичь.
Как часть общего процесса реформирования бюджетного сектора экономики, реформирование оплаты труда и его ресурсного обеспечения должно иметь свое собственное содержание, свою концепцию развития, свои этапы и сроки осуществления, которые, естественно, должны не противоречить, а учитывать результаты реформирования по другим направлениям.
Общей задачей реформирования заработной платы в бюджетном секторе экономики является создание адекватных рыночной модели экономики взаимоотношений работников с учреждением бюджетного сектора по вопросам оценки и оплаты их трудового вклада в условиях согласования возможностей бюджета с требованиями рынка труда по установлению конкурентоспособного уровня заработной платы. Иными словами, в ходе реформирования оплаты труда в бюджетном секторе экономики предстоит перейти от организации оплаты на неконкурентоспособном её уровне (из-за явно ограниченных бюджетных ассигнований) к организации заработной платы на вполне конкурентоспособном её уровне, диктуемом требованиями рынка труда и заложенном в бюджетном обеспечении.
Такое реформирование может занять довольно значительный период времени и содержать как минимум три этапа, качественно отличающихся друг от друга.
1. Замена систем оплаты на основе ETC на другие системы оплаты труда - первый этап реформирования.
Первый этап реформирования оплаты труда в бюджетном секторе экономики начался после введения в действие Федерального закона № 122 в августе 2004 года и сводился к отказу от организации оплаты на основе общероссийской Единой тарифной сетки и переходу к организации оплаты труда работников бюджетных учреждений на основе ETC муниципалитетов, субъектов Российской Федерации и федерального правительства в подведомственных им бюджетных учреждениях.
Субъекты Федерации вскоре продолжили процесс реформирования заработной платы, начав замену систем оплаты труда, базирующихся на ETC, другими системами оплаты труда. Однако до 2008 года количество субъектов федерации, заменивших в своих учреждениях системы оплаты труда, было небольшим.
Наиболее активно регионы включились в замену систем оплаты, базирующихся на ETC, после принятия Правительством Российской Фе-