METHODOLOGICAL APPROACH TO ENSURING THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION OF CONSUMER COOPERATION IN THE RURAL SERVICES MARKET
Abstract and keywords
Abstract (English):
The sustainability of consumer cooperation is an important qualitative characteristic of the cooperative system, the features of which include a non-commercial nature, a social orientation to meet the needs of shareholders, and the predominant functioning in rural areas. Social responsibility is one of the indicators of competitiveness of consumer cooperation organizations, which allows us to consider social and economic sustainability as a significant type of sustainability. In order to form a strategy for ensuring the sustainability of consumer cooperation in the rural services market, it is important to have methodological tools that allow us to assess the level of socio-economic sustainability of consumer cooperation in the rural segment of the market, based on the structuring of the system of indicators of social responsibility of consumer cooperation. The proposed methodology takes into account the specifics of consumer cooperation activities and allows for assessing sustainability in general for the consumer cooperation system and for individual economic entities at the regional and local levels. During the implementation of the presented methodological approach, the level of ensuring social and economic sustainability of Novosibirsk regional consumer union was determined (in the amount of 93.6% of the target level), and a particularly important direction for ensuring sustainability of consumer cooperation social responsibility was identified - improving the standard of living of the rural population, among the factors significantly influenced by the cost of consumer cooperation services per person. The significance of the proposed approach lies in the possibility of its application to substantiate decisions on the interaction of consumer cooperation organizations operating in rural areas and focused on rural residents with local authorities in order to develop the rural services market.

Keywords:
service sector, rural services market, consumer cooperation, sustainable development, social activities
Text
Text (PDF): Read Download

 

Проблема снижения устойчивости региональных организаций потребительской коопераций в условиях цифровой трансформации экономики страны, нестабильности внешней среды, усиления конкуренции носит сложный характер, требует разработки методического инструментария обеспечения устойчивости кооперативных субъектов хозяйствования. Система потребительской кооперации характеризуется как институт социально-ответственного бизнеса, функционирующий на принципах самоорганизации, самоуправления, самоконтроля и самофинансирования. Специфические особенности и значение кооперации основываются на ее уникальности как системы некоммерческих самостоятельно организованных населением субъектов хозяйствования, создаваемых в форме взаимопомощи населению в удовлетворении потребности в товарах и услугах [1].

Социально-ответственный устойчивый характер деятельности потребительской кооперации, функционирующей исторически в основном в сельской местности, позволяет ей иметь больше возможности влиять на социально-экономическое состояние села, способствовать повышению уровня жизни населения и решению других социальных проблем. Мультипликативный эффект обеспечения устойчивости потребительской кооперации касается не только уровня благосостояния сельского и городского населения, но развития потребительского рынка в части решения проблем производства, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, появления новых несельскохозяйственных отраслей деятельности.

Сущность экономической устойчивости как качественной характеристики деятельности экономических систем, проблемы ее обеспечения находятся в области активных исследований отечественных и зарубежных ученых в последние тридцать лет, но первоначально устойчивость рассматривалась как междисциплинарный термин в контексте оценки экономических потерь от техногенных и природных катастроф [2].

Впоследствии ведущими отечественными учеными, такими как Акберина В.В. [2], Белошицкий А.В. [3], Климанов В.В.[4], Малкина М.Ю. [5] и др. обоснованы и развиты основы теории экономической устойчивости экономических систем, относительно которой отдельными учеными применяется переводной термин «резилиентность».

В отечественных научных исследованиях сущность устойчивости экономических систем, принципы и причины возникновения неустойчивости, методики оценки рассматриваются относительно экономических систем разного уровня – национального [2], регионального [4, 5,], отраслевого [6, 7, 8]. В теоретическом и прикладном аспекте проведены обширные научные изыскания характеристик отдельных видов устойчивости – социальной [9, 10], финансовой [11], экологической [13, 12] и экономической [14, 15].

Важным направлением исследований остается разработка инструментария количественной оценки устойчивости как качественной характеристики деятельности. Здесь Щепакин М.В. [16], Асанова Н.А., Исачкова Л.Н., Хут С.Ю. [17] и ряд других ученых отмечают, что в основе изучения устойчивости необходимо использовать системный подход. Парсонс Т. [18] делает акцент на синергетическом подходе, суть которого сводится к изучению устойчивости в рамках определённого хозяйственного цикла. Kumari A., Singh M. [19] выделяют социально-ориентированный подход к данной проблематике, затрагивающий многогранные стороны парадигмы, используемой для решения таких проблем как изменение климата, утилизации промышленных отходов, социальное благополучие.

Обобщение многочисленных научных взглядов как зарубежных, так и отечественных ученых показало, что, несмотря на многочисленность исследований и выводов, проблема обеспечения устойчивости на сельском сегменте рынка услуг до сих пор содержит много дискуссионных суждений. В настоящее время среди основных задач, объявленных государством и реализуемых потребительской кооперацией для сельского населения, является социальная защита и удовлетворение потребностей пайщиков, которые являются главными учредителями организаций потребительской кооперации. Следовательно, по нашему мнению, целесообразно обеспечивать устойчивое состояние кооперативного предприятия через гармонизацию решения социально-экономической, финансовой и экологической проблем, тем самым обеспечивая устойчивое развитие на сельском сегменте рынка услуг региона. В условиях развития цифровизации и современных экономических кризисов значение устойчивого развития сельского сегмента рынка услуг усиливается при одновременном становлении как участника экономических отношений региона.

Поэтому цель данной статьи состоит в обобщении концептуальных основ обеспечения устойчивости потребительской кооперации, а именно обоснования теоретических аспектов и разработке методического инструментария оценки устойчивости организации потребительской кооперации с учетом специфики их деятельности на сельском сегменте потребительского рынка.

Условия, материалы и методы.

Для совершенствования инструментария определения устойчивого развития сельского рынка услуг в основном используются методы системного анализа, ориентированные на решение проблемы и базирующиеся на научных положениях и эмпирических данных, методы математического моделирования.

Системный анализ, как и любое аналитическое исследование, представляет собой совокупность взаимосвязанных процедур. На первом этапе организуется описание параметров деятельности потребительской кооперации с учетом взаимосвязи между отдельными их элементами, характеристиками и свойствами. На следующем этапе проводится исследование объекта по результатам осуществленного параметрического описания для выяснения взаимодействия отдельных свойств и признаков объекта. Заканчивается системный анализ определением и описанием функциональной зависимости между охарактеризованными ранее параметрами объекта.

Информационной базой послужили аналитические материалы Центросоюза РФ [20].

Результаты и обсуждение.

Цифровая трансформация экономики в условиях глобализации и повышения объема информации способствует развитию субъектов потребительской кооперации под влиянием инновационных факторов, воздействующих на ресурсный потенциал кооперативной организации.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации до 2030 г. установила ключевые индикаторы политики государства, в том числе формирование цифровой экономики, характеризуемой как «хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде» [21]. В целях выполнения данной Стратегии Правительством РФ разработана программа «Цифровая экономика Российской Федерации» [22], направленная на «реализацию следующих ключевых направлений преобразования экономики и социальной сферы:

- формирование новой регуляторной среды отношений граждан, бизнеса и государства, возникающих с развитием цифровой экономики;

- создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных, обеспечение устойчивости и безопасности ее функционирования;

- формирование системы подготовки кадров для цифровой экономики;

- поддержка развития перспективных «сквозных» цифровых технологий и проектов по их внедрению;

- повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений» [23].

Отмеченные аспекты находят отражение в процессе обоснования и реализации стратегии обеспечения устойчивости потребительской кооперации на сельском сегменте рынка.

Потребительская кооперация России традиционно представлена как сложноорганизованный комплекс, отдельные отрасли которого обеспечивают этапы воспроизводственного процесса в экономике – торговая, заготовительная и производственная деятельность с значительным преобладанием розничной торговли (в 2022 г. 59% от общего объема деятельности) [20].

Система потребительской кооперации обладает противоречиями как внутреннего, так и внешнего характера. Основным же противоречием выступает ее экономический характер и социальная ориентированность. Однако согласно закона единства и борьбы противоположностей именно единство этих противоположностей является локомотивом развития самой системы. Это единство достигается посредством разработки и реализации эффективных управленческих решений [24].

Устойчивость кооперативной системы с одной стороны обеспечивается достижением устойчивого развития каждой из ее отраслей, что в свою очередь способствует более эффективному и устойчивому развитию субъектов внешней среды не только региона функционирования, но и страны в целом. С другой стороны, устойчивая внешняя среда оказывает непосредственное благоприятное влияние на состояние потребительской кооперации.

К числу важнейших задач потребительской кооперации относится устойчивое развитие сельского сегмента потребительского рынка. Однако влияние потребительской кооперации на развитие сельского хозяйства и сельских территорий затрудняется ввиду отсутствия целевой государственной программы [25].

Современное развитие сельского сегмента рынка услуг диктует новый подход к управлению обеспечения устойчивости организации потребительской кооперации на основе формирования и развития многоформатной инфраструктуры оптовой торговли продуктами питания для обеспечения продовольственной безопасности страны и стабилизации цен на внутреннем рынке. Как показывает зарубежный опыт, важнейшей задачей оптовых продовольственных рынков является решение проблемы сбыта продукции малых и средних сельхозпредприятий на внутреннем рынке, которые, в условиях недобросовестной конкуренции и внешних угроз, еще в большей степени нуждаются в эффективной государственной поддержке [26].

Формирование и корректировка региональной социально-экономической политики по отношению к сельскому рынку услуг строится на постулатах экономического роста, т.е. уровень устойчивости зависит от различных внешних и внутренних факторов (рис.1). Изучение факторов, оказывающих воздействие на устойчивость, дает возможность получить информацию о причинах, вследствие которых устойчивость предприятия может быть достижимой или нет.

 

Рис. 1 –Факторы устойчивости организации потребительской кооперации на сельском сегменте рынке услуг.

Примечание: Составлено автором

 

Помимо традиционных объяснений термина «устойчивое развитие» в докладе ООН «Навстречу «зеленой» экономике: путь к устойчивому развитию и искоренению бедности» сформировалась современная трактовка, включающая в себя: социальное развитие, комплексную экологизацию экономического роста и рациональное распределение ресурсов, включая вопросы занятости населения.

На наш взгляд, для обеспечения устойчивости развития на сельском сегменте рынке услуг потребительской кооперации необходимо реализовывать мероприятия, направленные на обеспечение экономической, социальной и экологической устойчивости.

При этом ключевой задачей является не только достижение экономических показателей, но и сохранение благоприятной окружающей среды и возможность удовлетворять потребности текущего и будущего поколений. В статье З.А. Капелюк утверждается, что в Российской Федерации происходящая трансформация хозяйственной деятельности субъектов экономики в сельской местности привела к усложнению жизни сельского населения, поскольку обострилась проблема занятости и низкого уровня доходов жителей села [27]. Вызывает тревогу снижение уровня качества удовлетворения потребностей населения, что наряду с другими факторами оказывает негативное влияние на продовольственную безопасность страны и удовлетворение социальных потребностей пайщиков.

Отмеченное позволяет выделить социально-экономические факторы обеспечения устойчивости потребительской кооперации как основные, поскольку именно они оказывают существенное влияние на кооперативную систему, в основе которой находятся отношения с пайщиком [28]. Финансовые и экологические факторы, находясь во взаимосвязи с социально-экономическими, по-разному оказывают влияние на устойчивое развитие на сельском рынке услуг.

Социальная справедливость и социальная ответственность являются основными составляющими социальной стратегии потребительской кооперации. Социальная справедливость предполагает справедливое распределение социальных благ и доходов между членами кооперативной организации. Однако потребительская кооперация, по своей сути являясь социально-ориентированной системой, наряду с социальной справедливостью должна придерживаться принципов социальной ответственности. Социальная справедливость выступает в роли лишь составляющей социальной ответственности, которая предусматривает более широкий охват. Так, социальная ответственность декларирует стремление к повышению благосостояния не только членов организации, но и всего населения, проживающего в зоне ее ответственности. Сама миссия потребительской кооперации предполагает ее социальную ответственность.

В основе выполнения социальных установок потребительской кооперации лежит социальная политика, которая включает научно обоснованный комплекс мер, направленный на отдельные аспекты социальной деятельности кооперации через воздействие на благосостояние граждан и развитие инфраструктуры региона путем реализации социальной ответственности кооперативной системы.

Ограниченность применения традиционных методик для оценки социальной эффективности деятельности предприятий системы заключается в использовании информации статичного характера, моментных данных, а также остается не учтённой специфика услуг потребительской кооперации, характеризующаяся целевой направленностью на удовлетворение потребностей пайщиков.

Предлагаемый методический подход к оценке социально-экономической устойчивости потребительской кооперации устраняет отмеченные недостатки и представляет собой последовательность следующих этапов.

Этап 1. Формирование системы показателей, учитывающих социальную ответственность потребительской кооперации.

Поскольку социальная ответственность потребительской кооперации базируется на ее социальной деятельности, то возникает необходимость в количественной оценке данной деятельности. Такая оценка предполагает формирование системы показателей, значения которых могут выступать в виде абсолютных, относительных и средних величин (рис.2).

Каждый блок показателей содержит свои характерные индикаторы, раскрывающие характеристики отдельных направлений социальной деятельности потребительской кооперации, определение значимости которых осуществляется в дальнейшем [29]. При этом, поскольку розничная торговля является преобладающим направлением деятельности, некоторые показатели связаны с особенностями кооперативной торговли в сельской местности. Так, например, реализация социальной миссии характеризуется суммой льгот, предоставленных сельскому населению.

Этап 2. Расчет комплексной оценки социальной ответственности потребительской кооперации по отдельным направлениям социальной деятельности, т.е. на основе показателей отдельных блоков (обеспечение занятости населения, создание возможностей роста доходов населения, улучшение условий существования, развитие инфраструктуры села).

Для этого производятся следующие аналитические процедуры. Сначала рассчитывается мера достижения конкретным показателем отдельного блока целевого значения, определенного для каждого блока отдельно (1):

Пусть    – фактическое значение j-го показателя к-го блока;

 – целевое значение j-го показателя к-го блока.

                                                                                          (1)

где  

-  относительная мера достижения j-ым показателем k-го блока целевого значения.

 

 

 

 

Обеспечение занятости населения

 

Создание возможностей роста доходов населения

Улучшение условий существования

  • Количество созданных рабочих мест в расчете на 1000 жителей села;
  • Число созданных рабочих мест на 100 работников потребительской кооперации;
  • Коэффициент участия потребительской кооперации на сельском сегменте рынка услуг;
  • Коэффициент обеспечения населения займами в кооперативных организациях
  • Объем продаж в расчете на душу населения;
  • Уровень покрытия оборотом розничной торговли денежных доходов населения;
  •  Влияние потребительской кооперации в достижении прожиточного минимума;
  •  Коэффициент участия системы в формировании денежных доходов сельского населения
  • Стоимость оказанных потребительской кооперацией услуг в расчете на одного человека
  • Доля магазинов, оказывающих услуги по доставке товаров на дом по заявкам населения;
  • Сумма льгот, предоставленных сельскому населению в расчете на одного жителя

Развитие инфраструктуры села

  • Количество магазинов в расчете на 100 жителей;
  • Доля магазинов самообслуживания;
  • Доля магазинов современного формата;
  • Доля специализированных магазинов

Повышение уровня жизни сельского населения

 

 
  Надпись: Развитие инфраструктуры селаНадпись: Повышение уровня жизни сельского населения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. - Система показателей для оценки социальной ответственности организации потребительской кооперации

Источник: составлено автором на основании [29]

 

Затем осуществляется расчет значимости отдельного показателя в комплексной оценке по блоку показателей (2):

                                                              (2)

Где – значимость j-го показателя k-го блока;

m – количество показателей, которые лучше оценивают значения потенциальной функции по годам.

 

После этого на основании полученных данных рассчитывается комплексная оценка по каждому блоку отдельно (3):

                                           (3)

Где   комплексная оценка  k-го блока.

Этап 3. Определение интегральной оценки социальной ответственности потребительской кооперации в целом по всем направлениям социальной деятельности, т.е. по всем группам показателей в целом.

Для этого осуществляется расчет относительной меры достижения отдельным блоком показателей целевого значения (4):

                                                   (4)

где

β

к  – относительная мера достижения k-ым блоком целевого значения.

 

Далее определяется значимость конкретного направления деятельности, т.е. блока показателей, в интегральной оценке (5):

                                                     (5)

где

α

к  – значимость k-го блока в интегральной оценке.

 

На основании полученных данных затем осуществляется расчет интегральной оценки социальной ответственности потребительской кооперации, которая позволяет оценивать социально-экономическую устойчивость потребительской кооперации (6):

                                                                                                   (6)

Где  – интегральная оценка системы по всему комплексу блоков.

При наличии трех, четырех и более уровней алгоритма, процедура повторяется в рамках второго уровня, а первый не изменяется.

Достигнутые значения определяются на основании отчетных данных организации, желаемые значения, представляющие собой целевые показатели, являются ориентиром развития, определяются на основании планирования вышестоящими организациями, а также при невозможности использования таких данных могут быть обоснованы аналитиком на основании его экспертного мнения с учетом опыта работы в системе потребительской кооперации. Низкая доля магазинов современных форматов связана с тем, что кооперативная торговля в основном осуществляется в отдаленных, труднодоступных сельских поселениях с небольшим количеством жителей.

Этап 4. Оценка социально-экономической устойчивости на основе системно-структурного анализа социальной ответственности потребительской кооперации.

Полученные в ходе интегральной оценки данные о социальной ответственности потребительской кооперации используются для выделения значение каждого блока показателей и их значимости в общем отклонении социальной ответственности от желаемого уровня с использованием метода структуризации.

В таблице представлены полученные в ходе расчета показателей результаты по значимости каждого фактора в формировании блока показателей, а также вклад каждого блока в направление социальной ответственности потребительской кооперации, а также взаимосвязь комплексной и интегральной оценки. При этом устойчивость оценивается на основании значения интегральной оценки – максимальная устойчивость достигается при ее уровне 100%, соответственно отклонение при значении до 100% и свыше оценивается как недостаточная устойчивость.

 

Таблица. Результаты оценки уровня социально-экономической устойчивости по показателям социальной ответственности Новосибирского областного потребительского союза за 2023 год

Показатели

Интегральная оценка, %

Комплексная оценка, %

Значимость, %

Социальная ответственность потребительской кооперации

93,6

х

х

А. Повышение уровня жизни сельского населения

х

94,8

65,4

Блок 1. Обеспечение занятости

х

85,7

32,7

Новые рабочие места в расчете на 1000 сельских жителей

х

х

23,3

Новые рабочие места в расчете на 100 работников потребительской кооперации

х

х

18,9

Уровень участия потребительской кооперации в сельском рынке труда

х

х

25,2

Уровень обеспечения населения занятостью в сельском рынке труда

х

х

25,7

Блок 2. Формирование доходов

х

92,7

35,4

Оборот розничной торговли на душу населения

х

х

26,3

Охват денежных доходов населения оборотом розничной торговли

х

х

24,3

Коэффициент участи потребительской кооперации в достижении прожиточного минимума

х

х

24,5

Коэффициент участия потребительской кооперации в формировании денежных доходов сельского населения

х

х

24,5

Блок 3. Улучшение условий существования

х

83,6

31,9

Стоимость оказанных потребительской кооперацией услуг в расчете на одного человека

х

х

43,2

Доля магазинов, оказывающих услуги по доставке товаров на дом по заявкам населения

х

х

21,5

Сумма льгот, предоставленных сельскому населению в расчете на одного жителя

х

х

27,8

Б. Развитие инфраструктуры села

х

91,5

34,6

Количество магазинов в расчете на 100 жителей

х

х

27,3

Доля магазинов самообслуживания

х

х

25,8

Доля магазинов современного формата

х

х

24,3

Доля специализированных магазинов

х

х

22,6

Примечание: Составлено автором

Полученные в ходе анализа показатели позволяют сделать вывод о недостаточном уровне социально-экономической устойчивости Новосибирского областного потребительского союза – в 2023 году на основании интегральной оценки она составила 93,6%, что свидетельствует об отклонении от целевых значений в целом по системе показателей на 6,4 пункта (100-93,6) по группам и отдельным показателям. При этом отдельные области социальной ответственности также не характеризуются достаточной устойчивостью – социально-экономическая устойчивость в части повышения уровня жизни сельского населения составляет 94,8% (неустойчиво соответственно на 5,2 пункта) и на 8,5 пункта недостаточна в части развития инфраструктуры села.

Наряду с этим расчет на основании полученных значений значимости отражает вклад каждого направления социально-экономической деятельности потребительской кооперации Новосибирской области в обеспечение устойчивости областной кооперативной системы, а также отдельных факторов. Так, отмечается равномерное участие направлений повышения уровня жизни сельского населения в обеспечении сложившейся устойчивости субъекта хозяйствования (обеспечение занятости, формирование доходов и улучшение условий существования обеспечили влияние в общем уровне соответственно в размере 32,7%, 35,4% и 31,9%). Для более конкретных выводов используется информация о влиянии каждого показателя-фактора на устойчивость. Здесь видно, что наиболее сильное влияние оказывает стоимость оказанных потребительской кооперацией услуг в расчете на одного человека (43,2%), что позволяет в дальнейшем учитывать данный фактор как существенный.

Использование полученных данных позволяет принимать обоснованные и действенные решения для выявления направлений обеспечения социально-экономической устойчивости потребительской кооперации путем воздействия на те сферы социальной ответственности потребительской кооперации, которые оказывают более значимое влияние на устойчивость.

Выводы.

Для потребительской кооперации, характеризующейся высоким уровнем социальной ответственности деятельности, преимущественным функционированием на сельском сегменте потребительского рынка, обеспечение устойчивости функционирования является стратегически важным. Социально-экономический характер деятельности, взаимоотношения с пайщиками определяют необходимость обеспечения социально-экономической устойчивости, что невозможно без оценки уровня ее достижения, определения вклада отдельных факторов в сложившуюся ситуацию. Предлагаемый методический подход, основанный на выявлении комплексной и интегральной оценки социальной ответственности субъекта хозяйствования по специфическим для потребительской кооперации показателям, структуризации социально-экономической устойчивости, позволяет не только провести оценку уровня устойчивости кооперативной организации в части социальной составляющей деятельности, но и определить влияние факторов, что в результате способствует разработке системы мероприятий по обеспечению устойчивости.

 

 

 

 

 

 

 

References

1. Akhmetov VYa, Gataullin RF. [Revival and sustainable development of consumer cooperation as a factor in the development of depressed rural areas]. Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii. 2020; 11. 87-93 p.

2. Akberdina VV. [Resilience factors in the Russian economy: a comparative analysis for the period 2000-2020]. Natsionalnue interesu: prioritetu i bezopasnost. 2021; 17(8). 1412-1432 p.

3. Beloshitskiy AV. [Problems of economic sustainability of oil service companies in a highly turbulent environment]. Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 2022; Vol.25. 1(75). 7-16 p.

4. Klimanov VV, Mikhaylova AA, Kazakova SM. [Regional resilience: theoretical foundations for posing the question]. Ekonomicheskaya politika. 2018; Vol.13. 6. 164-187 p.

5. Malkina MYu. [Resilience of the economies of Russian regions to the 2020 pandemic]. Prostranstvennaya ekonomika. 2022; Vol.18. 1. 101-124 p.

6. Uskova AYu, Salomatova YuV. [Assessment of sustainability factors of manufacturing industries in industrial regions of Russia]. Ekonomika promyshlennosti. 2023; Vol.16. 1. 77-85 p.

7. Romanova OA, Ponomareva AO. The structural factor of regional economic stability in Russia during the coronacrisis period. Economy. 2021; Vol.7. 3. 158-169 p.

8. Nedosekin AO, Rejshahrit EI, Kozlovskiy AN. Strategic approach to assessing economic sustainability objects of mineral resources sector of Russia. Journal of Mining Institute. 2019; Vol.237. 354-360 p.

9. Korchak EA. [Social risks of achieving sustainable development of the Arctic region]. Arktika i Sever. 2024; 54. 38-53 p.

10. Ryabova LA. [Social sustainability of development of municipalities of the Russian Arctic: theory and practice]. Sever i runok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka. 2013; 6(37). 4-14 p.

11. Chistyakova OA, Churikova AA. [Factors of financial stability of consumer cooperation organizations]. Konkurentosposobnost v globalnom mire: ekonomika, nauka, tekhnologii. 2022; 12. 503-505 p.

12. Vuborova EN, Akulinina MA. [Analysis of environmental sustainability]. Ekonomika selskogo khozyaystva Rossii. 2019; 2. 28-32 p.

13. Yashina ML, Badashin MS. [Assessment of social and economic and environmental sustainability of the subjects of Volga Federal District]. Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2021; Vol.14. 4(71). 126-134 p.

14. Chistyakova OA, Nadtochina EYu. [Economic sustainability of small and medium businesses in the context of a mobile economy]. Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitelskoy kooperatsii. 2023; 1(43). 12-23 p.

15. Korneeva E, Strielkowski W. The role of the information and communication technologies in the institutional and economic sustainability of the post-pandemic small and medium enterprises. Terra Economicus. 2023; Vol.21. 1. 80-93 p.

16. Shchepakin MB. [Managing the competitiveness of business through innovative transformations in a mobilization economy]. Ecopomica, predprenimatelctvo i pravo. 2023; Vol. 13. 3. 601-628 p.

17. Asanova NA, Isachkova LN, Khut SYu. [Sustainable development of consumer cooperation as an innovative model for the development of rural areas in the conditions of digitalization of the economy]. [Internet]. EGI. 2021; 5 (37). [cited 2024, October 02]. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/ustoychivoe–razvitie–potrebitelskoy–kooperatsii–kak–innovatsionnaya–model–razvitiya–selskih–territoriy–v–usloviyah–tsifrovizatsii.

18. Parsons T. Sistema sovremennykh obshchestv. [The system of modern societies]. Edited by M.S.Kovalevoy. M.: Aspekt Press, 1998. 254 p.

19. Kumari A, Singh MP. A journey of social sustainability in organization during the MDG & SDG period: a bibliometric analysis. Socio-Economic Planning Sciences, 2023; Vol.88. 101668.

20. Key indicators of economic activity of consumer cooperation in Russia. 2022. [Internet]. Official website of Siberian University of Consumer Cooperatives. [cited 2024, October 02]. Available from: https://sibupk.sharepoint.com/zao/SitePages/Stat.aspx.

21. Strategy for the development of the information society in the Russian Federation for 2017-2030: Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203. [Internet]. [cited 2024, October 02]. Available from: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/570570/#1000

22. Digital economy of the Russian Federation: Order of the Government of the Russian Federation of July 28, 2017 No. 1632-r. [Internet]. [cited 2024, October 02]. Available from: http://digital.ac.gov.ru/ (data obrashcheniya: 02.10.2024)

23. On approval of the Concept of digital development of the economy of the Udmurt Republic within the framework of the national program “Digital Economy of the Russian Federation for 2019 – 2024”. [Internet]. Decree of the Head of the Udmurt Republic dated March 31, 2020 No. 74 [cited 2024, October 02]. Available from: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/1800202004070002?ysclid=lsd7guv680129247349

24. Chistyakova OA. [Assessment of the competitive environment of consumer cooperatives as a factor in ensuring sustainable development of rural areas]. APK: ekonomika, upravlenie. 2024; 5. 33-45 p.

25. Matraeva LV, Kaurova OV, Vasyutina ES, Korolkova NA. [Consumer cooperation: basics of the operating model and key development trends in Russia]. Fundamentalnue i prikladnue issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. 2022; 1. 44-49 p.

26. Kholina VN. [Positions of Russia and France in the world food market: trends and prospects]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Ekonomika. 2011; 5. 221-228 p.

27. Kapelyuk ZA, Vasileva TO. [Rural labor market of Novosibirsk region: state and problems of development]. Ekonomika truda. 2020; Vol.7. 5. 44-49 p.

28. Nagovitsina LP, Bakaytis VI. [On the consumer cooperation development program]. Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitelskoy kooperatsii. 2023; 1. 3-11 p.

29. Khramtsova TG, Kopaygora AV. Sotsialnaya deyatelnost potrebitelskoy kooperatsii: soderzhanie i otsenka. [Social activities of consumer cooperation: content and assessment]. Novosibirsk: SibUPK. 2007; 148 p.

Login or Create
* Forgot password?