DEVELOPMENT OF A MODEL OF A MULTIMODAL TRANSPORT NETWORK OF URBAN PASSENGER TRANSPORT IN CITIES WITH MILLIONS OF INHABITANTS ON THE EXAMPLE OF VOLGOGRAD
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the stages of forming a model of a multimodal transport network of an urban passenger transport port of a million-plus city. A method for determining the location of an optimal multimodal transport interchange hub on the city's road network is proposed. The analysis of the change in the population of Volgograd was carried out, the location of the proposed multimodal transport hubs was determined by the administrative districts of the city. A multimodal model is constructed, which is a flat graph with vertices in multimodal transport hubs and transport links, characterized by distances along the city's street and road network.

Keywords:
TRANSPORT NETWORK, MULTIMODAL PASSENGER TRANSPORTATION, MODEL, MILLION-DOLLAR CITIES, TRANSPORT HUBS, URBAN PASSENGER TRANSPORT
Text

1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы

 

В настоящее время маршрутная система городского пассажирского транспорта (ГПТ) требует пересмотра, изменения и трансформации. Это связано с поиском путей повышения привлекательности использования различных видов ГПТ населением крупных городов. Для экономии временных затрат целесообразно использовать скоростные виды ГПТ в ежедневных передвижениях населения. Но прямая доступность скоростного ГПТ обеспечена не для всех жителей города, для этого необходимо использовать различные виды подвозящего транспорта (городской автомобильный, личный автомобиль, СИМ и др.) к остановочному пункту скоростного. Для снижения временных и финансовых затрат при перемещениях пассажиров ГПТ необходимо обеспечить оптимальное взаимодействие различных видов транспорта в транспортной системе города и его агломерации. Создание мультимодальной транспортной сети ГПТ обеспечит комфортное и качественное передвижение пассажиров как внутри города, так и в границах его агломерации. Оптимальная мультимодальная транспортная сеть ГПТ должна учитывать особенность планировочной структуры крупного города, численность постоянно проживающих жителей и приезжающих туристов, уровень развития транспортной системы города, природно-климатические особенности, влияющие на сезонные колебания пассажиропотоков и экономический потенциал региона.

Целью работы является разработка современной топологической схемы города основанной на мультимодальности, обеспечивающей привлекательность использования ГПТ населением города-миллионника.

По литературным источникам [1-3] отмечается, что основными этапами транспортного проектирования городов являются технико-экономические основы, генеральный план и комплексная транспортная схема. Исходными материалами для транспортного проектирования служат данные различных исследований городского движения. Совершенствование маршрутной системы городов-миллионников сложный и трудоемкий процесс, он невозможен без применения экономико-математических методов, внедрения телематических систем и цифровой инфраструктуры [4-6]. При создании оптимальной мультимодальной модели маршрутной системы пассажирских перевозок необходимы сведения о пассажирообороте остановочных пунктах, объеме перевозок пассажиров по маршрутам и видам транспорта. Одной из главных характеристик маршрутной системы являются затраты времени пассажиров: суммарные или средние на одну сетевую поездку (от пункта отправления до пункта назначения).  На снижение этих затрат и направлена оптимизация мультимодальной маршрутной сети, которую можно представить моделью, состоящей из трех частей: топологической схемы, перечня маршрутов и матрицы пассажиропотоков.

 

 

2 Материалы и методы

 

Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) [7] являются основным звеном в мультимодальной транспортной системе города и выполняют важную функцию в транспортной системе, обеспечивая смену видов транспорта и координируя передвижение людей. Организация мультимодальных пассажирских перевозок позволит сформировать эффективную систему транспортного обслуживания населения, сочетать различные виды транспорта с целью использования преимуществ каждого вида и оптимизировать временные и финансовые затраты, а также выполнить ряд других первоочередных задач [8-11, 12-13].

В ранее разработанных методах исследования транспортного удаления от остановочных пунктов и мест тяготения, профессоров: Гудкова, Миротина, Вельможина [1, 3] не учитывали все возможности телематических систем, в связи с чем методы были доработаны для определения оптимального местоположения ТПУ.  Предлагаем ТПУ представлять в виде круговых секторов с меняющимся радиусом от 100 до 600 м. Центром узла является остановочный пункт главного транспорта (чаще всего это скоростной транспорт или транспорт с большими провозными возможностями). Используя графоаналитический метод можно определить количество остановочных пунктов, попадающих в зону комфортной шаговой доступности для пассажира – 600 м от крупного ТПУ, и составить его полную характеристику [14, 15]. На рис. 1 представлен пример формирования мультимодального ТПУ в Центральном районе г. Волгограда – «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1» с обозначением пригородного вокзала, парковок и остановочных пунктов различных видов транспорта [15].

 

 

 – транспортные терминалы;   –  автомобильные парковки;
 
 – остановочные пункты различных видов транспорта.

Рисунок 1 – ТПУ «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1»»

 

В табл. 1 представлены все виды взаимодействующего транспорта и перехватывающие парковки в ТПУ «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1»».

 

Таблица 1 – Остановочные пункты ГПТ и перехватывающие парковки в ТПУ «Железнодорожный вокзал «Волгоград–1»»

Вид транспорта

Радиус действия, м

0-100

100-200

200-300

300-400

400-500

500-600

Автобус

-

3

-

2

2

5

Маршрутное такси

1

4

2

4

1

4

Троллейбус

-

-

-

1

-

4

Трамвай

-

-

-

-

-

-

Метротрам

-

-

-

-

-

1

Электропоезд

1

-

-

-

-

-

Парковка

1

1

-

1

-

-

 

Центром ТПУ является железнодорожный вокзал «Волгоград-1» – крупный транспортный узел пригородного и междугороднего сообщения. Узел оснащен большим количеством остановочных пунктов ГПТ, перехватывающими парковками, находится вблизи парковых зон и учебного заведения и является примером формирования других значимых ТПУ крупного города.

Количество и расположение ТПУ в городе связано с количеством населения, проживающего в районах, зависит от значимости административного района (промышленной, культурной, развлекательной и др.) и от транспортной подвижности населения, а также от выходных линий транспорта в агломерацию. На рис. 2 приведена схема распределения численности населения по административным районам г. Волгограда за 2024 г.

 

 

Рисунок 2 – Схема распределения численности населения по административным

районам г. Волгограда (данные 2024 г.)

В 2010 г. по итогам переписи населения г. Волгограду был присвоен статус города-миллионника [16]. По данным рис. 2 можно сделать вывод, г. Волгоград разделен на 8 административных районов с неравной численностью населения. По численности населения самым большим является Дзержинский район (187,8 тыс. чел.), а самым малым – Центральный район (84,1 тыс. чел.), но дневное пребывание населения в Центральном районе может превышать его численность в три, а то и в шесть раз (и более) в зависимости от будних (рабочих) дней и праздничных (день Города, праздник Победы, футбол и др.) По площади самым крупным является Красноармейский район (133 км2), а самым малым – Центральный район (11 км2). Размещение ТПУ в центральной части города требует особого внимания [17] – формирования компактных, функциональных и экологично вписывающихся в архитектуру умного города кибирфизических элементов единой умной транспортной системы пассажирских перевозок.

По административным районам г. Волгограда необходимо выделить основные ТПУ, в которых осуществляется взаимодействие различных видов ГПТ.

На рис. 3 представлено размещение предлагаемых ТПУ Центрального района г. Волгограда.

 

 

Рисунок 3 – Размещение предлагаемых ТПУ Центрального района

 

В табл. 2 представлены ТПУ Центрального района г. Волгограда и наличие в них взаимодействующих видов транспорта и перехватывающих парковок.

 

Таблица 2 – ТПУ Центрального района г. Волгограда

Название района
города

Основные ТПУ

Взаимодействующие виды транспорта

Мт

А

Т1

Т2

МТ

ЭП

ВТ

П

Центральный

 

 

11. Центральный стадион «Волгоград-Арена»

+

+

+

-

+

+

-

+

12. Волгоград-Сити (пересечение ул. Хиросимы и ул. Рокоссовского)

+

+

-

-

-

+

-

+

13. Площадь им. В.И. Ленина

+

+

+

-

+

-

-

+

14. Центральный автовокзал г. Волгограда

+

+

+

-

-

+

-

+

15. Речпорт г. Волгограда

+

+

-

-

-

-

+

+

16. ЖД вокзал «Волгоград-1»

+

+

+

-

+

+

-

+

17. Ул. Комсомольская

+

+

+

-

+

-

-

+

*Обозначение: Мт – маршрутное такси; А – автобус; Т1 – троллейбус; Т2 – трамвай; МТ – метротрам;

ЭП – электропоезд; ВТ – водный транспорт; П – перехватывающая парковка.

Проанализировав данные табл. 3 можно сделать вывод, что в каждом ТПУ присутствуют различные виды транспорта либо перехватывающая парковка (которая обеспечивает возможность использования личного транспорта), в результате можно считать, что ТПУ является мультимодальным.

 

3 Результаты исследований

 

По предложенному методу определения оптимального местоположения мультимодального ТПУ в г. Волгограде выделено 29 ТПУ, в которых происходит взаимодействие различных видов ГПТ. Построена модель мультимодальной транспортной сети ГПТ, представляющая собой плоский граф: вершины – предложенные мультимодальные ТПУ, а ребра – участки улично-дорожной сети автомобильного транспорта (рис. 4). Такая модель позволяет получить важные характеристики маршрутной системы. Алгоритм расчета оптимизации маршрутной системы заключается в поиске вариантов, обеспечивающих минимизацию суммарных затрат времени пассажиров на поездки на базе матрицы пассажиропотоков и транспортной сети, заданной топологической схемы связи ТПУ с использованием цифровой концепция интеллектуальной транспортной системы пассажирского транспорта мегаполиса и его агломерации К(1; 0) [18].

Определение кратчайших расстояний между пассажирообразующими и пассажиропоглощающими пунктами производится с помощью математической модели и разработанной программы для ЭВМ [19-22].

Отыскание кратчайшего расстояния относится к классу экстремальных задач. В терминах сетевой модели каждому маршруту (i, j) G сети соответствует несколько вариантов его выполнения. Математическая постановка задач имеет вид:

 

минимизировать                                    i,jGlijxij

 

при ограничениях (k,j)Gxkj-(i,k)Gxik=1,k=A пункт производства;0 для всех остальных;-1,k=Bпункт потребления.

 

xij ≥ 0 для всех (i, j) G,

 

где li,j – расстояние между i и j вершинами транспортной сети, км; xi,j – объем перевозок пассажиров между i и j вершинами транспортной сети, пасс.

Результаты расчетов кратчайших расстояний между пассажирообразующими и пассажиропоглощающими пунктами модели мультимодальной сети ГПТ г. Волгограда представлены в табл. 3.

Разработана модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда, позволит формировать маршруты различных видов транспорта либо исследовать характеристики существующих, а также проводить моделирование с прогнозом изменения возможного состояния ГПТ в будущем.

 

IMG_3633.png

 

Рисунок 4 – Разработанная модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда

 

 

 

 

 

Таблица 3 – Кратчайшие расстояния между пассажирообразующими и пассажиропоглощающими пунктами модели мультимодальной сети ГПТ г. Волгограда, км

 

Пассажиропоглащающие пункты (номер мультимодального ТПУ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

Пассажиробразующие пункты (номер мультимодального ТПУ)

1

0

9,2

10,5

11,5

15,2

17,3

33,4

14,6

12,2

18,2

21,7

25,4

24

24,6

24,7

21,8

22,9

24,5

27,4

36,6

32,5

27,9

39,8

35,4

37

38,4

55,1

56,5

57,7

2

9,2

0

4,1

3,1

6,8

8,2

24,2

5,4

3

9

12,6

16,2

14,8

15,4

15,5

12,6

13,7

15,3

18,2

27,4

23,3

18,7

30,6

26,2

27,8

29,2

45,9

47,3

48,5

3

10,5

4,1

0

1

4,7

6,8

28,3

11,2

7,1

13,1

11,2

15,5

15,5

18,2

18,4

16,7

16,6

18,5

21,9

31,5

26,5

21,9

33,8

29,4

31

32,4

49,1

50,5

51,7

4

11,5

3,1

1

0

3,7

5,8

27,3

8,5

6,1

12,1

10,2

14,5

14,5

17,2

17,4

15,7

15,6

17,5

20,9

30,5

25,5

20,9

32,8

28,4

30

31,4

48,1

49,5

50,7

5

15,2

6,8

4,7

3,7

0

2,1

28,5

9,7

7,3

13,3

6,5

10,8

10,8

13,5

13,7

13

11,9

13,8

17,2

26,8

21,8

17,2

29,1

24,7

26,3

27,7

44,4

42,8

47

6

17,3

8,2

6,8

5,8

2,1

0

26,4

7,6

5,2

11,2

4,4

8,7

8,7

11,4

11,6

10,9

9,8

11,7

15,1

24,7

19,7

15,1

27

22,6

24,2

25,6

42,3

43,7

44,9

7

33,4

24,2

28,3

27,3

28,5

26,4

0

18,8

21,2

15,2

25,1

22,2

20,8

21,4

21,5

18,6

19,7

21,3

24,4

33,4

23,3

24,7

32,4

28

29,6

31

47,7

49,1

50,3

8

14,6

5,4

11,2

8,5

9,7

7,6

18,8

0

2,4

3,6

9

10,8

9,4

10

10,1

7,2

8,3

9,9

12,8

22

17,9

13,3

25,2

20,8

22,4

23,8

40,5

41,9

43,1

9

12,2

3

7,1

6,1

7,3

5,2

21,2

2,4

0

6

9,6

3

11,8

12,6

12,5

9,6

10,7

12,3

15,2

24,4

20,3

15,7

27,6

23,2

24,8

26,2

42,9

44,3

45,5

10

18,2

9

13,1

12,1

13,3

11,2

15,2

3,6

6

0

10,1

7,2

5,8

6,4

6,5

6

4,7

6,3

9,2

18,4

14,3

9,7

21,6

17,2

18,8

20,2

36,9

38,3

39,5

11

21,7

12,6

11,2

10,2

6,5

4,4

25,1

9

9,6

10,1

0

4,3

4,3

7

7,2

6,5

5,4

7,3

10,7

20,3

15,3

10,7

22,6

18,2

19,8

21,2

37,9

39,3

40,5

12

25,4

16,2

15,5

14,5

10,8

8,7

22,2

10,8

3

7,2

4,3

0

5,8

3,6

6,5

3,6

4,7

6,3

9,7

18,4

14,3

9,7

21,6

17,2

18,8

20,2

36,9

38,3

39,5

13

24

14,8

15,5

14,5

10,8

8,7

20,8

9,4

11,8

5,8

4,3

5,8

0

2,7

3,9

2,2

1,1

3

6,4

16

11

6,4

18,3

13,9

15,5

16,9

33,6

35

36,2

14

24,6

15,4

18,2

17,2

13,5

11,4

21,4

10

12,4

6,4

7

3,6

2,7

0

3,5

2,8

1,7

3,6

7

16,6

11,6

7

18,9

14,5

16,1

17,5

34,2

35,6

36,8

15

24,7

15,5

18,4

17,4

13,7

11,6

21,5

10,1

12,5

6,5

7,2

6,5

3,9

3,5

0

2,9

1,8

3,7

7,1

16,7

11,7

7,1

19

14,6

16,2

17,6

32,3

35,7

36,9

16

21,8

12,6

16,7

15,7

13

10,9

18,6

7,2

9,6

6

6,5

3,6

2,2

2,8

2,9

0

1,1

2,7

6,1

14,8

10,7

6,1

18

13,6

15,2

16,6

33,3

34,7

35,9

17

22,9

13,7

16,6

15,6

11,9

9,8

19,7

8,3

10,7

4,7

5,4

4,7

1,1

1,7

1,8

1,1

0

1,9

5,3

14,9

9,9

5,3

17,2

12,8

14,4

15,8

32,5

33,9

35,1

18

24,5

15,3

18,5

17,5

13,8

11,7

21,3

9,9

12,3

6,3

7,3

6,3

3

3,6

3,7

2,7

1,9

0

3,4

13

8

3,4

15,3

10,9

12,5

13,9

30,6

32

33,2

19

27,4

18,2

21,9

20,9

17,2

15,1

24,4

12,8

15,2

9,2

10,7

9,7

6,4

7

7,1

6,1

5,3

3,4

0

11,6

5,7

6,8

14,8

10,4

12

13,4

30,1

31,5

32,7

20

36,6

27,4

31,5

30,5

26,8

24,7

33,4

22

24,4

18,4

20,3

18,4

16

16,6

16,7

14,8

14,9

13

11,6

0

17,3

16,4

26,4

22

23,6

25

41,7

43,1

44,3

21

32,5

23,3

26,5

25,5

21,8

19,7

23,3

17,9

20,3

14,3

15,3

14,3

11

11,6

11,7

10,7

9,9

8

5,7

17,3

0

4,6

9,1

4,7

6,3

7,7

24,4

25,8

27

22

27,9

18,7

21,9

20,9

17,2

15,1

24,7

13,3

15,7

9,7

10,7

9,7

6,4

7

7,1

6,1

5,3

3,4

6,8

16,4

4,6

0

11,9

7,5

9,1

10,5

27,2

28,6

29,8

23

39,8

30,6

33,8

32,8

29,1

27

32,4

25,2

27,6

21,6

22,6

21,6

18,3

18,9

19

18

17,2

15,3

14,8

26,4

9,1

11,9

0

4,4

6

7,4

24,1

25,5

26,7

24

35,4

26,2

29,4

28,4

24,7

22,6

28

20,8

23,2

17,2

18,2

17,2

13,9

14,5

14,6

13,6

12,8

10,9

10,4

22

4,7

7,5

4,4

0

1,6

3

19,7

21,1

22,3

25

37

27,8

31

30

26,3

24,2

29,6

22,4

24,8

18,8

19,8

18,8

15,5

16,1

16,2

15,2

14,4

12,5

12

23,6

6,3

9,1

6

1,6

0

1,4

18,1

19,5

20,7

26

38,4

29,2

32,4

31,4

27,7

25,6

31

23,8

26,2

20,2

21,2

20,2

16,9

17,5

17,6

16,6

15,8

13,9

13,4

25

7,7

10,5

7,4

3

1,4

0

16,7

18,1

19,3

27

55,1

45,9

49,1

48,1

44,4

42,3

47,7

40,5

42,9

36,9

37,9

36,9

33,6

34,2

34,3

33,3

32,5

30,6

30,1

41,7

24,4

27,2

24,1

19,7

18,1

16,7

0

3,2

4

28

56,5

47,3

50,5

49,5

45,8

43,7

49,1

41,9

44,3

38,3

39,3

38,3

35

35,6

35,7

34,7

33,9

32

31,5

43,1

25,8

28,6

25,5

21,1

19,5

18,1

3,2

0

1,2

29

57,7

48,5

51,7

50,7

47

44,9

50,3

43,1

45,5

39,5

40,5

39,5

36,2

36,8

36,9

35,9

35,1

33,2

32,7

44,3

27

29,8

26,7

22,3

20,7

19,3

4

1,2

0

 

В табл. 4 представлено количество ТПУ по каждому району города, наличие различных видов остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок.

Проанализировав существующие ТПУ можно отметить, что по административным районам города они будут размещены следующим образом: в Тракторозаводском – 4 ед.; Краснооктябрьском – 2 ед.; Дзержинском – 4 ед.; Центральном – 7 ед.; Ворошиловском – 2 ед.; Советском – 5 ед.; Кировском – 2 ед.; Красноармейском – 3 ед.

На рис. 5 представлены результаты анализа распределения остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок по предложенным круговым секторам (100-600 м) в 29 разработанных мультимодальных ТПУ.

 

 

 

 

 

Таблица 4 – Характеристика ТПУ г. Волгограда

Название

 района города

Основные ТПУ

Количество остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок

Мт

А

Т1

Т2

МТ

ЭП

ВТ

П

Тракторозаводской

1. Пересечение 1-й и 2-й Продольной магистрали

3

2

-

-

-

-

-

-

2. Новая Спартановка

7

8

6

-

-

-

-

-

3. Рынок ТЗР

10

13

7

-

1

1

-

1

4. ТРЦ «Семь звезд»

12

19

9

-

1

1

-

1

Краснооктябрьский

5. Завод «Баррикады»

4

2

3

-

2

1

-

1

6. Завод «Красный Октябрь»

8

7

5

2

1

1

-

3

Дзержинский

7. Аэропорт «Гумрак»

3

3

-

-

-

1

-

4

8. Ул. Землячки (Больница скорой помощи № 25)

9

8

6

-

-

-

-

1

9. ТРК «Мармелад»

8

4

-

-

-

-

-

2

10. Пересечение 3-й Продольной магистрали и просп. Маршала Жукова

9

10

5

4

-

-

-

-

Центральный

 

 

11. Центральный стадион «Волгоград-Арена»

4

4

4

-

2

1

-

3

12. Волгоград-Сити (пересечение ул. Хиросимы и ул. Рокоссовского)

7

6

-

-

-

1

-

2

13. Площадь им. В.И. Ленина

3

4

3

-

1

-

-

4

14. Центральный автовокзал г. Волгограда

18

11

3

-

-

1

-

2

15. Речпорт г. Волгограда

1

2

-

-

-

-

1

3

16. ЖД вокзал «Волгоград-1»

16

12

5

-

1

1

-

3

17. Ул. Комсомольская

12

8

6

-

1

-

-

3

Ворошиловский

18. ТЦ «Ворошиловский»

7

7

7

2

1

-

-

1

19. ЖД станция «Волгоград-2»

8

2

2

6

1

1

-

1

Советский

20. Поселок «Горьковский»

2

2

-

-

-

1

-

-

21. Университет «ВолГАУ»

8

4

-

-

-

-

-

-

22. Мкр. «Тулака»

8

4

6

-

1

-

-

-

23. Мкр. «Родниковая долина»

14

11

-

-

-

-

-

1

24. ТРЦ «Акварель» и университет «ВолГУ»

13

9

-

-

-

1

-

4

Кировский

25. ЖК «Санаторный»

6

8

-

-

-

-

-

1

26. Дом культуры «Авангард»

7

7

-

-

-

-

-

-

Красноармейский

27. Автовокзал «Южный»

15

6

-

-

-

-

-

-

28. Комплекс «Юбилейный»

11

12

-

6

-

1

-

1

29. Клуб «Строитель»

15

8

-

6

-

-

-

-

*Обозначение: Мт – маршрутное такси; А – автобус; Т1 – троллейбус; Т2 – трамвай; МТ – метротрам;

ЭП – электропоезд; ВТ – водный транспорт; П – перехватывающая парковка.

 

По данным рис. 5 можно сделать вывод, что размещение остановочных пунктов различных видов ГПТ по представленным круговым секторам с плавающим радиусом (100 м) происходит неравномерно [14, 15]. Полученное распределение является основанием для дальнейшего поиска путей совмещения остановочных пунктов различных видов ГПТ и создания эффективных мультимодальных ТПУ. Решение вопроса о перемещениях остановочных пунктов в городских транспортных сетях требует проведения дополнительных исследований.

Представленные мультимодальные ТПУ города обеспечивают взаимодействие различных видов ГПТ. В них пассажир может осуществить «бесшовную» пересадку с одного вида транспорта на другой. Развивающиеся информационные технологии на транспорте в среде умного города позволяют обеспечить режимы совместной работы различного ГПТ – мультимодальность перевозок и своевременно информировать об этом пассажиров [4, 6, 12, 17, 23-26].

Данные табл. 5 представляют собой результаты анализа транспортных систем ГПТ в различные периоды: количество остановочных пунктов и мультимодальных ТПУ г. Волгограда [27-29].

 

Рисунок 5 – Распределение количества остановочных пунктов ГПТ и перехватывающих парковок в 29 мультимодальных ТПУ г. Волгограда

 

Таблица 5 – Результаты распределения количества маршрутов по мультимодальным ТПУ г. Волгограда

Наименование транспортной схемы

Год

Количество остановочных пунктов, ед.

Количество мультимодальных ТПУ, ед.

Количество маршрутов в мультимодальных ТПУ, ед.

1

2

3

4

5

6

7

8

Маршруты трамвая

2023

108

13

8

3

-

1

1

-

-

-

Маршруты троллейбуса

2023

104

15

1

1

6

3

4

-

-

-

Маршруты электропоезда

2023

43

13

1

-

4

1

1

1

-

5

Ранее действующая сеть троллейбусов и трамваев

Маршруты троллейбусов и трамваев

2010

245

20

6

-

2

3

2

5

-

2

Ранее действующая сеть электропоездов

Маршруты электропоезда

2010

42

12

-

-

4

1

1

1

-

5

                         

 

В настоящее время трамвайная и троллейбусная сеть г. Волгограда содержит 212 остановочных пунктов, из них 28 мультимодальных; электропоезд – 43 ед., мультимодальных – 13 ед.; автобусная – 617 ед., мультимодальных – 29 ед. Трансформация рассмотрена на ранее действующей сети троллейбусов и трамваев, сеть содержала 245 остановочных пунктов, из них 20 мультимодальных, а электропоезд – 42 ед., мультимодальных – 12 ед., автобусная сеть содержала – 724 ед., мультимодальных – 29 ед.

Все 29 мультимодальных ТПУ включает в себя комплексная транспортная схема г. Волгограда (рис. 6). Разработанная модель мультимодальной транспортной сети органично вписывается в комплексную транспортную схему г. Волгограда, что является показателем выполнения одного из этапов эффективного транспортного проектирования города-миллионника.

 

 

Рисунок 6 – Комплексная транспортная схема г. Волгограда с предлагаемыми
мультимодальными ТПУ

 

4 Обсуждение и заключение

 

  1. В настоящей статье авторами предлагается метод для определения оптимального местоположения мультимодальных ТПУ в г. Волгограде. Установлено, что количество и расположение ТПУ в городе связано с количеством населения, проживающего в районах, зависит от значимости административного района (промышленной, культурной, развлекательной и др.) и от транспортной подвижности населения, а также от выходных линий транспорта в агломерацию. Предложенные мультимодальные ТПУ являются опорными центрами, через которые можно прокладывать маршруты различных видов ГПТ и организовывать движение подвижного состава по этим маршрутам согласно возникающим неравномерностям пассажиропотоков. Разработана модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда и предложено обоснованное географическое местоположение мультимодальных ТПУ на улично-дорожной сети города-миллионника. В городе предлагается организовать 29 мультимодальных ТПУ: в Тракторозаводском – 4 ед.; Краснооктябрьском – 2 ед.; Дзержинском – 4 ед.; Центральном – 7 ед.; Ворошиловском – 2 ед.; Советском – 5 ед.; Кировском – 2 ед.; Красноармейском – 3 ед. Через разработанные мультимодальные ТПУ возможно перестраивать (трансформировать) транспортные сети каждого вида ГПТ, изменяя характеристики всей транспортной системы ГПТ города-миллионника в целом. Определены кратчайшие расстояния между мультимодальными ТПУ транспортной сети с помощью математической модели и разработанной программы для ЭВМ. В настоящее время трамвайная и троллейбусная сети г. Волгограда включают 212 остановочных пункта, из них 28 мультимодальных; электропоезд – 43 ед. (мультимодальных – 13 ед.); автобусная – 617 ед. (мультимодальных – 29 ед.). Трансформация рассмотрена на ранее действующей сети троллейбусов и трамваев, сеть содержала 245 остановочных пунктов, из них 20 мультимодальных, а электропоезд – 42 ед. (мультимодальных – 12 ед.), автобусная сеть содержала – 724 ед. (мультимодальных – 29 ед.). Разработанная модель мультимодальной транспортной сети г. Волгограда ориентирована на использование всех видов ГПТ (с использованием перехватывающих парковок личного транспорта) с выходом на транспорт агломерации. Трансформация и совершенствование транспортной системы ГПТ, внедрение цифровой инфраструктуры и телематических систем позволят обеспечить слаженную работу ГПТ, взаимосвязь участников транспортного процесса, взаимоудовлетворение интересов перевозчиков, пассажиров и муниципального управления города и повысят уровень качества жизни городского населения [13, 30].
References

1. Passenger Automobile Transportation: a textbook for universities / V. A. Gudkov, L. B. Mi-ro-tin, A. V. Velmozhin, S. A. Shiryaev. - Moscow: Goryachaya Liniya - Telecom, 2006. - 488 p.

2. Velmozhin, A. V. Theory of Transport Processes and Systems: a textbook. / A. V. Vel-mozhin, V. A. Gudkov, L. B. Miro-tin. - Moscow: Transport, 2012. - 167 p.

3. Efficiency of Urban Passenger Public Transport / A. V. Velmozhin, V. A. Gudkov, A. V. Kulikov, A. A. Serikov; Volgograd State Technical University. - Volgograd: Volgograd State Technical University, 2002. - 256 p.

4. Vlasov, V. M. Application of digital infrastructure and telematics systems in urban passenger transport: textbook. / V. M. Vlasov, D. B. Efimenko, V. N. Bogumil. - Moscow: INFRA-M, 2021. - 352 p.

5. Bogumil, V. N. Telematics in urban passenger transport: monograph / V. N. Bogumil, M. H. Duque Sarango. - Moscow: INFRA-M, 2022. - 200 p.

6. Vlasov, V. M. Digital infrastructure as the basis for the functioning of ground urban passen-ger transport / V. M. Vlasov // Automobile transport enterprise. - 2016. - No. 12. - P. 3-7.

7. SP 395.1325800.2018. Transport hubs. Design rules: official publication / Federal Agency for Technical Regulation and Metrology. - Moscow: Ministry of Construction of Russia, 2018. - 26 p.

8. Spirin, I. V. Determining the time spent by passengers on trips in cities / I. V. Spirin // World of Transport. - 2020. - Vol. 18, No. 3 (88). - Pp. 28-43.

9. Spirin, I. V. Methodology for planning automobile passenger transportation / I. V. Spirin, V. M. Belyaev, V. V. Antonova // World of Transport. - 2019. - Vol. 17, No. 1 (80). - Pp. 20-37.

10. Spirin, I. V. Calculation of the contract price for the transportation of passengers at regulat-ed tariffs / I. V. Spirin, A. K. Aredova, O. Yu. Matantseva // Transport: science, technology, manage-ment. Scientific information collection. - 2019. - No. 3. - P. 44-50.

11. Dryuchin, D. A. Evaluation of the efficiency of using trolleybus transport systems for ser-vicing regular routes of urban passenger transport / D. A. Dryuchin, O. I. Kabanov, N. N. Yakunin // Progressive technologies in transport systems: Proceedings of the XVIII international scientific and practical conference, Orenburg, November 15-17, 2023. - Orenburg: Orenburg State University, 2023. - P. 150-157.

12. Intellectualization of processes in urban transport systems / A. N. Novikov, I. A. Novikov, N. A. Zagorodniy, A. G. Shevtsova. - Belgorod: Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov, Oryol State University named after I.S. Turgenev, 2020. - 419 p.

13. Tishkova, A. O. System of quality indicators for the passenger motor transport complex of the city / A. O. Tishkova, N. N. Yakunin, N. V. Yakunina // University complex as a regional center of education, science and culture: collection of materials of the All-Russian scientific and methodological conference, Orenburg, January 26-27, 2023. - Orenburg: Orenburg State University, 2023. - P. 3130-3136.

14. Yandex. Maps - transport, navigation, place search. – Access mode: https://yandex.ru/maps/

15. Kulikov, A. V. The possibility of using telematics systems in the interaction nodes of pas-senger transport of a city with a population of over a million using the example of Volgograd / A. V. Kulikov, A. A. Valkovskaya // XVIII International Scientific and Practical Conference "Advanced Technologies in Transport Systems" (Orenburg, November 15-17, 2023); Orenburg State University. – Orenburg, 2023. – P. 224–231.

16. Official statistics // Territorial body of the Federal State Statistics Service for the Volgograd Region: official website. – Access mode: https://34.rosstat.gov.ru.

17. Antyufeev, A. V. Planning of transport hubs in linear cities (on the example of Volgograd) / A. V. Antyufeev // Bulletin of the Volgograd State University of Architecture and Civil Engineering. Series: Construction and Architecture. - 2024. - No. 1 (94). - P. 224-233.

18. Kulikov, A. V. Digital concept of an intelligent transport system of passenger transport of a metropolis and its agglomeration / A. V. Kulikov // XVI All-Russian multi-conference on management problems (MKPU-2023): materials of the multi-conference. In 4 volumes, Volgograd, September 11-15, 2023. Volume 4. - Volgograd: Volgograd State Technical University, 2023. - P. 215-220.

19. Egorov, R. V. Compilation of a graph of the transport network of city objects / R. V. Ego-rov, V. V. Shorin // Competition of scientific research works of students of Volgograd State Technical University: Abstracts of reports, Volgograd, April 25-29, 2022 / Editorial board: S. V. Kuzmin (editor) [et al.]. - Volgograd: VolGTU, 2022. - P. 124.

20. Bliznyakova, E. A. Comparative analysis of methods for finding the shortest path in a graph / E. A. Bliznyakova, A. A. Kulikov, A. V. Kulikov // Architecture, construction, transport. - 2022. - No. 1. - P. 80-87. - DOI 10.31660 / 2782-232X-2022-1-80-87.

21. Certificate of state registration of the computer program No. 2023664443 Russian Federation. Program for calculating the directed graph of the transport network: No. 2023663947: declared. 05.07.2023: publ. 05.07.2023 / A. V. Kulikov, E. N. Aseeva, E. R. Sulimeno-nova, A. A. Kulikov; applicant Federal State Budgetary Educational In-stitution of Higher Education "Volgograd State Technical University".

22. Certificate of state registration of computer program No. 2022616507 Russian Federation. Compilation of a transport network graph of city facilities: No. 2022616251: declared 12.04.2022: published 12.04.2022 / A. V. Kulikov, R. V. Egorov, V. V. Shorin; applicant Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Volgograd State Technical University".

23. Vlasov, V. M. Transport telematics in the road field: textbook. manual / V. M. Vlasov, D. B. Efimenko, V. N. Bogumil; Moscow Automobile and Road State Technical University. - Moscow: MADI, 2013. - 80 p.

24. Kulikov, A. V. Prospects for "seamless" passenger transportation in the transport systems of Russian million-plus cities (using Volgograd as an example) / A. V. Kulikov, L. B. Mirotin, A. A. Valkovskaya // Sociology of the city. - 2022. - No. 1-2. - P. 93-116.

25. Antyufeev, A. V. Linear city. Urban development system "Greater Volgograd" / A. V. Antyufeev, G. A. Ptichnikova; Volgograd State Technical University. – Volgograd: Volgograd State Technical University, 2018. – 197 p.

26. Vlasov, D. N. Transport hubs: Monograph / D. N. Vlasov. – Moscow: Moscow State Uni-versity of Civil Engineering|IPR Media|EBS ASV, 2017. – 192 p.

27. Bus stops in Volgograd on the map. – Access mode: https://2gis.ru/volgograd/search/.

28. Routes and schedule. MetroElectroTrans: official website. – Access mode: https://gortransvolga.ru/routes/.

29. Directory of Volgograd routes. – Access mode: https://wikiroutes.info/volgograd/catalog.

30. Methodological aspects of transport service quality management / O. V. Saginova, I. V. Spirin, N. B. Zavyalova, R. R. Sidorchuk // MIR (Modernization. Innovations. Development). - 2016. - Vol. 7, No. 2 (26). - P. 28-37.


Login or Create
* Forgot password?