Lately there has been a lot of talk in Russian political circles about the desirability of transition from a multiparty to twoparty system. It is believed that today its American model is one of the most effective mechanisms of representative form of government. Several attempts to create a two-party system have been undertaken in Russia for the last decade and a half, but it was not possible to implement this idea. After the elections in September 2013 a number of politicians have proposed to create a two-party system of government, considering that current ruling party «Yedinaya Rossiya (United Russia)» requires an adequate party rival. In prospects one cannot exclude the creation in Russia of a two-party system, but in present conditions it is difficult to assess the degree of its effectiveness. On the one hand, its functioning is conducive to a Federal form of government and majority system of election of senior officials, and on the other, there are centrifugal trends in the dynamics of political processes, strengthened after the laws adopted over the last decade on the liberalization of procedure of registration of political parties. In this regard a number of sociopolitical movements demand to make amendments in the electoral legislation, aimed at the consolidation of political forces or parties with similar policy.
political parties, party systems, two-party system in the USA, political life in Russia, possibilities of two-party system for Russian political landscape.
В последнее время в российских политических кругах участились разговоры о желательности перехода с многопартийности на двухпартийную систему, когда две мощные партии попеременно сменяют друг друга во власти и оппозиции [1]. Бинарная структура партийной системы, при которой ее составляющие выступают не как конкурирующие политические антиподы, а как близкие по идейно-политической направленности организации, сужает возможность выбора со стороны избирателей, способствуя тем самым упорядочиванию регламентации политического процесса. Двухпартийность представляет сбалансированную систему общественного делегирования политических полномочий партиям и поэтому является одним из действенных на сегодняшний день механизмов представительной формы осуществления власти.
Попытки создания двухпартийной системы не раз предпринимались в последние полтора десятилетия. Однако реализовать этот замысел не удалось ни при Б.Н. Ельцине, когда в 1995 г. блок И.П. Рыбкина не смог пройти в Государственную думу (1,39%), ни при В.В. Путине, когда «Справедливая Россия» стала четвертой (7,74%) на выборах 2007 г. Последний раз эксперимент с двухпартийностью безуспешно пыталось осуществить на выборах 2011 г. «Правое дело» М.Д. Прохорова. Между тем появление во главе государства длительного тандема В.В. Путин — Д.А. Медведев, «олицетворяющих своим двуединством желанную двухпартийность» , позволяет хотя бы гипотетически рассмотреть условия создания в нашей стране двухпартийной системы.
Сразу заметим, что в самой идее двухпартийности нет новизны, она уже несколько столетий определяет политическую систему старейших англосаксонских демократий — США и Великобритании. Однако если в США с конца ХIХ в. на политической арене неизменно действуют только две партии (республиканцы и демократы), то в Великобритании противостояние «консерваторы-либералы» заменено на связку «консерваторы — лейбористы» при сохранении партии либералов в качестве запасного игрока на политическом поле.
1. Kozhemyako V. Nuzhna li Rossii dvukhpartiynaya sistema. Newsland. 17.08.2010. URL: http://www.newsland.ru/
2. Remizov: Putin schitaet, chto nado ukhodit´ ot prezidentskogo absolyutizma. Regiony Rossii. 2012. 18 okt.
3. Rosenstone S., Behr R., Lazarus E. Third Parties in America. Princeton (N.J.), 1984. R. 221.
4. Eldersveld S. Political Parties: A Behavioral Analysis. Shicago, 1964. P. 9-10, 98.
5. Epstein L. Political Parties in Western Democracies. L., 1967. P. 15.
6. Ustimenko S.V., Ivanov A.F. Rossiyskaya mnogopartiynost´ i mesto «partii vlasti» v partiynoy sisteme. Vlast´. 2005. № 4. S. 2-22.
7. Federal´nyy zakon ot 2 maya 2012 g. № 40-F3 «O vnesenii izmeneniy v Federal´nyy zakon «Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel´nykh (predstavitel´nykh) i ispolnitel´nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub´´ektov Rossiyskoy Federatsii». SZ RF. 2012. № 19. St. 2274.
8. Federal´nyy zakon ot 18 maya 2005 g. № 51-F3 «O vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal´nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii». SZ RF. 2005. № 21. St. 1919.
9. Federal´nyy zakon ot 2 maya 2012 g. № 41-FZ «O vnesenii izmeneniy v otdel´nye zakonodatel´nye akty Rossiyskoy Federatsii v svyazi s osvobozhdeniem politicheskikh partiy ot sbora podpisey izbirateley na vyborakh deputatov Gosudarstvennoy Dumy Federal´nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii, v organy gosudarstvennoy vlasti sub´´ektov Rossiyskoy Federatsii i organy mestnogo samoupravleniya». SZ RF. 2012. № 19. St. 2275.
10. Federal´nyy zakon ot 2 aprelya 2012 g. № 28-F3 «O vnesenii izmeneniya v Federal´nyy zakon “O politicheskikh partiyakh”». SZ RF. 2012. № 15. St. 1721.
11. Svedeniya o deystvuyushchikh organizatsionnykh komitetakh politicheskikh partiy po sostoyaniyu na 25 oktyabrya 2013 g. URL: http://minjust.ru/
12. Federal´nyy zakon ot 20 oktyabrya 2011 g. № 287-F3 «O vnesenii izmeneniy v otdel´nye zakonodatel´nye akty rossiyskoy Federatsii v svyazi so snizheniem minimal´nogo protsenta golosov izbirateley, neobkhodimogo dlya dopuska k raspredeleniyu deputatskikh mandatov v Gosudarstvennoy Dume Federal´nogo Sobraniya Rossiyskoy Federatsii». SZ RF. 2011. № 43. St. 5975.
13. Federal´nyy zakon ot 2 oktyabrya 2012 g. № 157-F3 «Ob osnovnykh garantiyakh izbiratel´nykh prav i prava na uchastie v referendume grazhdan Rossiyskoy Federatsii». SZ RF. 2012. № 41. St. 5522.
14. Sabitova A. Gosudarstvo zaplatit parlamentskim partiyam. Ekspert. 2012. 30 okt. URL: http://expert.ru
15. Samarina A. Putinu sovetuyut vernut´ partiynye bloki. Nezavisimaya gazeta. 2013. 20 sent. URL: http://www.ng.ru