VAC 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве
VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 67412 Международное право
BBK 60 Общественные науки в целом
The article examines the current state of peacekeeping implemented under the auspices of the United Nations and other international organizations. It identifies and analyzes trends in international peacekeeping activities that have a significant impact on both the process of implementing peacekeeping activities and its results in ensuring the mandate. In addition, the article examines measures aimed at reforming peacekeeping activities and presents directions for future development.
peacekeeping activities, peacekeeping contingent, host country, regionalization of peacekeeping, Africa, reform of peacekeeping.
Современная международная миротворческая деятельность берет свои истоки с 1948 г., когда Совет Безопасности Организации Объединенных Наций (далее ООН), санкционировал развертывание контингента военных наблюдателей ООН на Ближнем Востоке в целях осуществления контроля за выполнением Соглашения о перемирии между Израилем и соседними арабскими странами. Впоследствии эта операция получила название Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия (ОНВУП) [12]. С тех пор ООН развернула более 70 операций по поддержанию мира, в которых приняли участие более миллиона военнослужащих, полицейских ООН и других гражданских сотрудников из более чем 125 государства мира [13]. За свою более чем 75-летнюю миротворческую историю ООН стала бесспорным лидером в посредничестве и примирении при разрешении международных споров, в предотвращении и прекращении вооруженных конфликтов преимущественно мирными способами, в устранении угрозы международному миру и безопасности.
Однако в последние десятилетия в миротворчестве стали происходить изменения, которые наиболее наглядно проявляются в настоящее время. Как представляется, к современным тенденциям в международной миротворческой деятельности, оказывающим на этот процесс существенное влияние следует отнести:
- рост геополитической напряженности, влияющей на осуществление миротворческой деятельности;
- рост напряженности и кризис доверия в отношениях между миротворческими контингентами и принимающими их правительствами государств;
- усиление регионализации миротворческих операций.
Геополитическая напряженность и ее влияние на миротворчество. В последние годы наблюдается эскалация геополитической напряжённости, в условиях которой стало всё сложнее договариваться о политическом урегулировании вооружённых конфликтов и осуществлении миротворческой деятельности. Так, в Совете Безопасности ООН и Совете мира и безопасности Африканского союза часто возникали разногласия по поводу создания новых операций и внесения изменений в существующие мандаты. Вместе с тем, несмотря на проявляемую самостоятельность государств Африканского союза к поддержанию мира и безопасности на континенте и в некотором роде кризисность в миротворчестве ООН, Африка остается приоритетом в современной миротворческой деятельности ООН.
Кроме того, не только для ООН этот регион является актуальным с точки зрения обеспечения и поддержания безопасности. В последнее время африканский континент становится очевидным претендентом на привлечение великих держав в рамках геополитической перестройки в XXI в. [1]. Сфера безопасности для региона является одной из приоритетных с учетом многолетних длящихся неурегулированных конфликтов и боевых действий в Ливии, Южном Судане, Центральноафриканской Республике (ЦАР), восточной части Демократической Республики Конго и бассейне озера Чад, который включает Республику Чад и части территорий Нигерии, Нигера и Камеруна. В рамках возрастающих потребностей обеспечения региональной безопасности и перемен в геополитике произошло усиление роли Российской Федерации в некоторых регионах Африки к югу от Сахары, что проявилось в формировании активного двустороннего военно-технического и политического сотрудничества. По состоянию на ноябрь 2024 г. Россия подписала документы о военном сотрудничестве с 33 государствами Африки.
Кроме того, события на Украине также определили смещение ориентира геополитических интересов некоторых государств. Начиная с 2023 г. внимание большинства европейских и западных правительств было сосредоточено на поддержке Украины в противостоянии с Россией и укреплении собственного потенциала для коллективной обороны и сдерживания. Такие тенденции привели к сокращению финансирования многосторонних миротворческих операций в Африке с переориентацией финансовых и военных вложений в поддержку Украины. Так, например, Европейский союз, инициировав в 2022 г. проведение Миссии по оказанию военной помощи Украине - European Union Assistance Mission Ukraine (EUMAM Ukraine), в период с 2022 по 2024 гг. задействовал 6,1 миллиарда евро из ресурсов Европейского фонда мира для удовлетворения возрастающих военных и оборонных потребностей Украины. Помимо обучения солдат военной тактике, эти средства были направлены на обеспечение поставок летального и нелетального военного оборудования и материалов, а также боеприпасов и ракет [14]. Кроме того, в марте 2024 г. ЕС принял решение увеличить финансовый лимит Европейского фонда мира на 5 млрд евро, создав специальный фонд помощи Украине. Таким образом, общая финансовая поддержка, выделяемая через Европейский фонд мира, составила 11,1 млрд евро [14].
Таким образом, изменения в геополитике существенным образом определяют перемены в реализации международной миротворческой деятельности особенно на региональном уровне.
Кризис недоверия в отношениях между миротворческими контингентами и принимающими их странами. Одно из ключевых условий для эффективной работы контингента миротворческой мисси — это конструктивное взаимодействие с принимающими государствами, несущими главную ответственность за защиту гражданского населения и устранение причин кризиса. Во главу угла должно быть поставлено сотрудничество миссии и их управляющих органов с властями принимающей стороны.
К сожалению, опыт миротворчества последних лет позволяет утверждать, что миротворческий контингент не всегда успешно справляется с возложенными на него задачами, результатом чего является не только разочарование со стороны принимающих государств и их населения, но и жесткие требования по закрытию миссий. Так, в 2023 г. по требованию переходного правительства Мали произошло закрытие миссии ООН в данном государстве [10]. Кроме того, в 2023 г. правительства таких стран, как Демократическая Республика Конго, Нигер и Судан, всё чаще задавались вопросом, соответствуют ли миротворческие операции, в которых они участвуют, их ожиданиям в части борьбы с террористическими и вооружёнными группировками? Подобные ситуации свидетельствуют об отсутствии доверия к ООН со стороны африканских правительств и населения [7, С. 5]. Все это позволяет многочисленным экспертам ставить под сомнение эффективность крупномасштабных миротворческих операций с жестким мандатом [3, С. 19].
Как представляется, выходом из ситуации может быть повышение взаимодействия между миротворцами и населением принимающей страны. Миротворческим миссиям ООН следует предпринимать дополнительные усилия по разъяснению своего мандата, активнее работать с населением посредством СМИ и социальных сетей. Такие меры позволят наладить конструктивное взаимодействие и доверительные контакты с принимающей стороной и, как следствие, укрепить авторитет международных организаций, проводящих миротворческие миссии.
Регионализация миротворчества. В 2023 г. было реализовано 63 многосторонних миротворческих операции в 37 странах по всему миру. И если под эгидой ООН было проведено 20 миссий, то 38 операций было реализовано различными международными региональными организациями, остальные 5 операций проводились специальными коалициями государств. Наиболее активными региональными и межрегиональными организациями в сфере миротворчества являются Европейский союз [6], Африканский союз [2, С. 189-207; 8, С. 89-100]. и НАТО [4, С. 48-56].
Следует отметить, что тенденция регионализации миротворчества стала проявлять уже давно, поскольку последняя самостоятельная миротворческая миссия ООН - Многоаспектная комплексная миссия Организации Объединенных Наций по стабилизации в Центральноафриканской Республике – была развернута в 2014 г. С тех пор под эгидой ООН не было проведено ни одной новой миротворческой операции, при этом количество многосторонних миротворческих операций, проводимых региональными организациями, увеличилось. Так, например, в 2022 г. было инициировано проведение 5 новых миротворческих миссий под эгидой различных региональных организаций. Это операция Коллективных сил по поддержанию мира в Казахстане (ОДКБ) (6 января 2022 г. -19 января 2022 г.); миссия Африканского союза в Сомали (АМИСОМ), которая 1 апреля 2022 г. была официально преобразована в Переходную миссию Африканского союза в Сомали (ПМАС) с мандатом на поддержку национального правительства в борьбе с «Аш-Шабааб», развитие национального потенциала и поддержку мирного процесса; миссия поддержки стабилизации в Гвинее-Бисау, созданная Экономическим сообществом западноафриканских государств 3 февраля 2022 г. после попытки государственного переворота против президента Гвинеи-Бисау У. С. Эмбало; созданная Восточноафриканским сообществом 20 июня 2022 г. миссия Региональных сил в Демократической Республике Конго в ответ на ухудшение ситуации на востоке страны, где вооружённые силы Конго ведут борьбу с повстанцами из Движения M23; развернутая 29 декабря 2022 г. миссия Африканского союза по наблюдению, контролю и соблюдению режима прекращения огня в Мекеле, в регионе Тыграй в Эфиопии.
Из представленного обзора инициированных международными региональными организациями миссий следует, что в странах Африки к югу от Сахары региональные организации начали операции по преодолению кризисов, которые, по мнению местных властей, либо игнорировались международным сообществом, либо и были учреждены, но с мандатом, не соответствующим сложным реалиям. В изученных региональных мерах реагирования больше внимания уделяется военным действиям, чем другим аспектам миротворчества, таким как укрепление гражданских институтов, защита и продвижение прав человека, что обосновано сложной и напряженной обстановкой на местах, без урегулирования и стабилизации которой невозможно реализовать иные задачи миротворческих операций [7, С. 5-6].
Происходящие тенденции по регионализации миротворчества отражают подходы Генерального секретаря ООН А. Гутерриша, закрепленные в «Новой повестке дня для мира», в которой представлена будущая многосторонняя архитектура мира и безопасности, предполагающая «сетевое, инклюзивное и эффективное многостороннее сотрудничество», при котором ООН тесно сотрудничает с региональными организациями в рамках миротворческих операций [15]. Перспективные задачи по укреплению роли региональных организаций также были отражены в резолюции Совета Безопасности ООН 2719 от 21 декабря 2023 г. о финансировании операций Африканского союза по поддержанию мира, санкционированных Советом Безопасности ООН [11]. Таким образом, большинство государств мира выступают за наращивание взаимодействия в сфере миротворчества с региональными и субрегиональными организациями по главе VIII Устава ООН 1945 г.
Перспективы развития и реформирования миротворческой деятельности. В последние два десятилетия миротворческие миссии, в частности под эгидой ООН, развертывались во все более сложных условиях. Следует признать, что современные вооруженные конфликты становятся все более трудноразрешимыми, они усугубляются сочетанием новых угроз и вызовов безопасности, таких как информационное оружие, климатический кризис, перемещение населения, а также распространение и фрагментация негосударственных вооруженных групп. Эти факторы создают все более серьезные препятствия на пути прекращения насилия и достижения устойчивого мира. С сожалением следует констатировать массовые случаи нападений на миротворцев и рост числа погибших сотрудников миссий.
Для того, чтобы институт миротворчества оставался актуальным и востребованным и не терял своей эффективности в условиях меняющегося мира, на площадке ООН при поддержке государств-участников осуществляется разработка мер по реформированию сектора миротворческой деятельности.
Еще в 2018 г. Генеральный секретарь инициировал разработку программы «Действия в поддержку миротворчества» (A4P), направленную на возобновление взаимной политической приверженности миротворческим операциям. Инициатива призвана переориентировать миротворческую деятельность в соответствии с реалистичными ожиданиями, сделать миротворческие операции более эффективными и безопасными, а также мобилизовать больше поддержки для политических решений и формирования структурированных, оснащенных и обученных сил [16].
В развитие инициативы государства-члены и региональные организации одобрили Декларацию о совместных обязательствах в области миротворчества ООН, которая включает 45 обязательств в восьми ключевых областях [17]. Чтобы ускорить реализацию инициативы «Действия в поддержку миротворчества» в 2021 г. Генеральный секретарь запустил инициативу «Действия в поддержку миротворчества плюс» (A4P+) [18]. на период с 2021 г. по 2024 г. для разработки стратегии реализации ключевых приоритетов A4P по семи тематическим областям.
В целом проводимые инициативы направлены на укрепление потенциала миротворческих операций и являются основной концепцией миротворческой политики и реформ. Вместе с тем, учитывая долгосрочные тенденции в области мира и конфликтов, под эгидой ООН также проходит реализацию проект «Будущее миротворческих операций ООН», в рамках которого изучаются способы адаптации и пересмотра миротворческих операций на основе широких и инклюзивных консультаций с заинтересованными сторонами из числа ООН и других организаций, а также представителями гражданского, экспертного и научного общества.
Как отмечают эксперты, будущее развитие международной миротворческой деятельности тесно связано с тем, как будет развиваться мир в следующие десятилетия. Это, в свою очередь, зависит от степени сотрудничества в рамках универсальной мировой системы под эгидой ООН (будет ли международное сообщество развиваться в направлении усиления сотрудничества и интеграции или снижения сотрудничества и фрагментации) и от типа акторов, играющих роль в обеспечении безопасности в международной системе (останутся ли государства основными субъектами или появится тенденция привлечения негосударственных участников) [9].
Однако вне зависимости от новых веяний в сфере миротворчества, в центре преобразовательных процессов должно быть безусловное уважение суверенитета принимающих государств, соблюдение Устава ООН и базовых принципов миротворчества: согласие сторон, беспристрастность и неприменение силы, кроме самообороны и защиты мандата [19].
1. Agonnude B.V.F., Glebov V., Malov A. Russian-African cooperation: status and priority areas // International Affairs. 2024. No. 3. Electronic version: https://interaffairs.ru/jauthor/material/2968 (date of access: 29.10.2024).
2. Bokeria S.A. UN-AU partnership in peacekeeping: trends and problems // Bulletin of international organizations. 2022. Vol. 17. No. 2. Pp. 189–207;
3. SIPRI Yearbook 2021: armaments, disarmament and international security. - Moscow: IMEMO RAS, 2022. - 126 p.
4. Kornilenko A.V. Peacekeeping issues and NATO defense policy at the present stage // Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. 2016. No. 4. P. 48 – 56.
5. Peacekeeping in a Multipolar World: Collective Monograph. Edited by S. A. Bokeria, D. A. Degtyarev. – M.: Aspect Press, 2024. – 490 p.
6. Fedorov M. S. EU Peacekeeping: Potential, Mechanisms, Practice: Monograph / edited by N. Yu. Kaveshnikov. – Moscow: MGIMO-University, 2021.
7. Yutyayeva I. R. UN Peacekeeping in Africa: Problems and Prospects: Dissertation ... Candidate of Political Sciences: 5.5.4. / Yutyayeva Irina Romanovna. - Moscow, 2024. - 366 p.
8. Yutyayeva I. R. Trends and Prospects of UN Peacekeeping in Africa // World of Changes. – 2023. – No. 4. – P. 89-100.
9. License C. The future of UN peace operations: Principled adaptation through phases of contraction, moderation, and renewal // Contemporary Security Policy. 2021. 42(5):1-14. DOIhttps://doi.org/10.1080/13523260.2021.1894021.
10. Resolution 2690 (2023). Adopted by the Security Council at its 9365th meeting, on June 30, 2023 // Security Council. URL: https://minusma.unmissions.org/sites/default/files/res_2690_2023_en.pdf (access date: 10/20/2024).
11. Resolution 2719 (2023). Adopted by the Security Council at its 9518th meeting, on 21 December 2023 // Security Council. URL: http://unscr.com/en/resolutions/doc/2719 (date of access: 29 October 2024).
12. What is peacekeeping. Our history // UN Peacekeeping. URL: https://peacekeeping.un.org/ru/our-history (date of access: 20 October 2024).
13. Global Peacekeeping data (as of 31 August 2024) // UN Peacekeeping. URL: https://peacekeeping.un.org/en/data (date of access: 20 October 2024).
14. EU military support for Ukraine. European Peace Facility // Council of the EU. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/policies/military-support-ukraine/#0 (access date: 10/29/2024).
15. Our Common Agenda. Policy Brief. A New Agenda for Peace. July 2023 // United Nations. URL: https://www.un.org/sites/un2.un.org/files/our-common-agenda-policy-brief-new-agenda-for-peace-en.pdf (accessed 29.10.2024).
16. Action for Peacekeeping (A4P) // UN Peacekeeping. URL: https://peacekeeping.un.org/en/action-for-peacekeeping-a4p (accessed 29.10.2024).
17. Declaration of Shared Commitments on UN Peacekeeping Operations // UN Peacekeeping. URL:https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/a4p-declaration-en.pdf (accessed on 29.10.2024).
18. Action For Peacekeeping + // UN Peacekeeping. URL:https://peacekeeping.un.org/sites/default/files/a4p_backg:round_paper.pdf (accessed on 29.10.2024).
19. On Russia's position at the 75th session of the UN General Assembly // Official website of the Russian Foreign Ministry. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/humanitarian_cooperation/1437475/ (accessed on 29.10.2024).