Abstract and keywords
Abstract (English):
Due to the fact that currently there are no regulated stages of the life cycle of the construction project, in the article we propose a model of 3 stages: pre-design, design and execution stage of construction-installation works. Each of the stages is considered step by step, identified reasons that may affect the time of completion. The importance of linkages between project life cycle stages is noted: reducing the time gap between phases and working in parallel on different phases affect project completion times and costs. Planning and project management allows to optimize work.

Keywords:
life cycle of the construction project, investment-construction project, risk management
Text

Введение

В конце XX века строительная отрасль претерпела многочисленное число изменений, что привело к смене подхода к привычной в то время организации строительства, потере преемственности в различных направлениях реализации инвестиционно-строительных объектов, а также к понижению качества документированной информации, которая бы отражала корректное состояние об строящемся объекте соответствующей отрасли. Причиной тому стали продолжающиеся смены собственников строительных объектов, не прекращающееся и по сей день, увеличивающееся количество вторичной застройки в области (сфере) жилищного строительства, постоянные изменения в законодательной сфере, наличие объектов незавершенного строительства, и т.п.

Поскольку с приходом рыночной экономики в повседневную жизнь страны, и в частности – в отрасль строительства, все меньшее число собственников имело возможность достоверно оценивать сроки реализации, расходование ресурсов и организацию планирования функционального состояния строящихся объектов, то в краткосрочной перспективе, равно как и в долгосрочной, это приводило к снижению общего уровня эксплуатации строящихся зданий и сооружений, а также общего количества трудозатрат (как в количественно-качественном, так и в денежном выражении), требуемых для реализации строительного проекта. [1, 2] Грамотное управление сроками реализации проекта на всех этапах жизненного цикла строительных проектов — залог успешной реализации и ввода строительного проекта в эксплуатацию.

Цель исследования

Целью исследования является проведение анализа существующих этапов жизненного цикла строительного проекта для дальнейшего проведения декомпозиции работ с целью выявления "узких мест" последовательного выполнения предпроектных, проектных и строительно-монтажных работ и последующей оптимизации выполнения среднестатистического графика производства работ и реализации инвестиционно-строительного проекта в целом.

Материалы и методы

В настоящее время нет четко выделенных и регламентированных этапов реализации жизненного цикла строительного проекта [3, 4, 5]. Ниже в Таблице 1 рассмотрим наиболее общепринятые этапы (применяемые на практике) для оценки и прогнозирования жизненного цикла проекта.

Таблица 1

Общепринятая схема жизненного цикла проекта

Стадии жизненного цикла

Задача (суть) стадии

Разрабатываемая документация

Объект анализа

Ключевые факторы, влияющие на принятие решений

Функциональные единицы, привносящие данные для управления этапом

Предпроектная стадия

Определение цели, концепции проекта

Технические задания на выдачу Технических условий и Проектирования

Выставление задач на последующих этапах

Ответственность субъектов этапов

Команда проекта (заказчика)

Проектная стадия

Сроки, укрупненный бюджет проекта

Бизнес-План, Технология, Проектная и Рабочая документации

Лимиты по требуемым ресурсам

Прогнозирование рисков

Персонал (штатные единицы функциональных подразделений)

Стадия выполнения строительно-монтажных работ

Мониторинг исполнения

Корректировки в проектной документации / рабочей документации

Качество исполняемых работ

Мониторинг соответствия фактически выполняемых работ заявленному плану

Отчеты, Заключения

Также после выполнения строительно-монтажных работ, существует стадия по монтажу и пуско-наладочным работам по имеющемуся оборудованию на объекте строительного проекта, но данная стадия не рассматривалась в рамках написания данной статьи ввиду акцентирования на трех основных стадиях строительства, требующих координации значительного числа взаимосвязанных лиц (участников инвестиционно-строительного проекта), и необходимостью детализации входящих в указанные стадии этапов выполнения работ.

Предпроектная стадия характеризуется наибольшей неопределенностью. Однако, он является ключевым для формирования ключевых факторов успеха на предприятиях строительной сферы. В соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации по стоимостному инжинирингу ГОСТ Р 58535-2019 от 01.01.20201, существует общепринятая классификация по оценке стоимости проектов 4‑ех классов точности [6, 7]:

  • 1‑го класса точности: отклонения могут достигать ±10% при степени проработанности проекта в размере 50%-100%;
  • 2‑го класса точности: отклонения могут достигать ±15% при степени проработанности проекта в размере 30%-70%;
  • 3‑го класса точности: отклонения могут достигать ±20% при степени проработанности проекта в размере 10%-40%;
  • 4‑го класса точности: отклонения могут достигать -30% – +50% при степени проработанности проекта в размере 1%-15%;
  • 5‑го класса точности: отклонения могут достигать -50% – +100% при степени проработанности проекта в размере 0%-2%.

Данная оценка применяется для прогнозирования объемов (а также стоимости и цены) ресурсов, необходимых для реализации инвестиционно-строительного проекта. Целью инжиниринга является оптимизация стоимости строительных проектов на всех этапах жизненного цикла на основе эффективного применения научных принципов и методов решения задач управления стоимостью, включая: планирование, ценностный, экономический анализ, оценку, аудит, контроль, управление результативностью, изменениями и рисками строительного проекта. [8, 9] Основными причинами отмены реализации проектов на данной предпроектной стадии являются:

  • некорректное планирование ресурсов;
  • чрезмерно долгие (сжатые) сроки планируемой реализации проекта;
  • нечеткая постановка задач в части реализации проекта;
  • противодействие со стороны стейкхолдеров или исполнителей компании.

При успешной организации исполнения работ и грамотной постановке задач, на данной стадии происходит формирование первоначальной концепции проекта.

Первоначальная концепция проекта включает в себя разработку и формирование следующих процессов: [10, 11]

  1. Разработка правоустанавливающей документации;
  2. Разработка градостроительной документации;
  3. Планирование территориальной застройки;
  4. Определение прилегающих территорий;
  5. Геологическая экология;
  6. Транспортная инфраструктура;
  7. Обозначение социальных объектов.

После определения первоначальной концепции и анализа результатов основных (в т.ч. технико-экономических) параметров проекта, формируется предварительная концепция по проекту. Здесь определяются общие объемы выхода на проектные мощности потенциально введенного объекта в эксплуатацию, а именно [12, 13]:

  1. стратегия развития;
  2. градостроительные требования;
  3. изыскания;
  4. определение технологии;
  5. формирование общей концепции.

По итогу данного этапа предлагается несколько вариантов конфигурации размещения оборудования по предлагаемой технологии на заданном участке строительства.

Следующая стадия жизненного цикла проекта, Проектирование, начинается после выдачи Технического задания на проектирование, выдачи результатов инженерных изысканий, а также после формирования готовой концепции проекта. [14, 15]

Данная стадия включает в себя следующие этапы:

  1. Проект Планировки Территории (далее — ППТ) с учетом вариативности размещения;
  2. Логистика и транспортные маршруты;
  3. Генеральный План строительного объекта (а также BIM/ТИМ при наличии);
  4. Уточнение Технических условий по проекту, в т.ч.:
      • ТУ на подъездной путь;
      • картографические и топографические материалы района строительства;
      • ТУ на электроснабжение;
      • ТУ на подключение к линиям телефонной связи;
      • требования гос. противопожарной службы;
      • ТУ на подключение к газопроводу (при наличии/необходимости);
      • требования по объекту гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (орган управления ГОиЧС);
      • ТУ на водоснабжение и водоотведение;
      • информация от Департамента Федеральной государственной Службы Занятости населения (ФГСЗ).

Финальным этапом стадии Проектирования является:

  1. Изыскания ППТ, в т.ч.:
  • Генеральный План;
  • Анализ водных ресурсов;
  • Климатические условия;
  • Археология;
  • Разрешения Федеральной службы безопасности и обороны;
  • Мероприятия по охранным зонам;
  1. Подбор технологии;
  2. ТЗ на уточненные Технические Условия;
  3. ТЗ на Проектирование для составления проекта;
  4. Проектная Документация;
  5. Рабочая Документация;
  6. Заключение экологической экспертизыя (в т. ч. Охрана Воздействия на Окружающую Среду).

Стадия выполнения строительно-монтажных работ является финальной стадией реализации инвестиционно-строительного проекта. Сначала выполняются работы по подготовке строительной площадки объекта. К ним относятся следующие этапы:

  1. Технические Условия:
  • Внеплощадочные;
  • Площадочные, в т.ч.:
  • на площадке строительства (план сетей);
  • внутри объекта строительства.
  1. Устройство временных здания и сооружений (строительный бытовой городок);
  2. Установка временных ограждений;
  3. Линейные объекты (дороги, сети);
  4. Площадки складирования;
  5. Площадки для монтажа башенных кранов.

Далее, после подготовки строительной площадки к началу выполнения работ, на втором этапе стадии строительно-монтажных работ, выполняются работы на подземной части строительного объекта, а также комплекс строительно-монтажных работ от переработки грунта и до проведения подземных коммуникаций и инженерных сетей. Работы производятся ниже чистого пола первого этажа. К ним относятся:

  1. Земляные работы;
  2. Проведение подземных коммуникаций;
  3. Инженерные сети.

На финальной стадии строительно-монтажных работ производятся работы выше нулевого цикла (надземной части здания).

  1. Конструктив;
  2. Внешний контур (фасад, остекление);
  3. Кровля:
  • эксплуатируемая;
  • не эксплуатируемая.

Завершающим этапом стадии строительно-монтажных работ являются пуско-наладочные работы по монтажу и наладке основного и вспомогательного оборудования.

Результаты исследования

В условиях современности, требуется грамотное расходование ресурсной базы предприятия на поддержание строительного объекта. Зависимость затрат от времени отражается функциональной зависимостью, растущей по экспоненте – чем дольше сроки реализации проекта, тем выше стоимость затрат на корректировку и/или исправление ошибок (или расхождений) внутри проекта.

С учетом различных этапов реализации инвестиционно-строительного проекта, данные затраты могут кратно вырасти с учетом невозможности обеспечения собственником или взаимосвязанными участниками проекта корректной оценки временных и финансовых затрат на его реализацию на стадиях предпроектного выполнения работ, проектирования и выполнения строительно-монтажных работ.

В настоящее время существует сводка знаний по управлению проектами — это набор стандартной терминологии и руководящих принципов управления проектами. Совокупность знаний развивается со временем и представлена в Руководство по управлению проектом, Стандарт PMI PMBoK — классификатор процессов, который помогает менеджерам рационально управлять проектами. В соответствии с данным стандартом, можно выделить несколько типов связей между функционирующими стадиями строительного проекта:

  • последовательная связь (логический оператор AND / И);
  • связь перекрывающая (логический оператор OR / ИЛИ);
  • итерационная связь (промежуточная XOR / исключающее ИЛИ).

С учетом последовательной связи возможность параллельного выполнения нескольких работ отсутствует. Операции выполняются одна за другой, и позднее окончание предыдущей работы (фазы, действия) не может быть позже раннего начала последующей операции.

Наоборот, перекрывающая связь позволяет сдвигать сроки раннего начала последующей работы (операции) еще до окончания позднего окончания предыдущей фазы (действия). Это позволяет ускорять общий процесс графика производства работ на всех этапах жизненного цикла строительного проекта.

Наконец, итерационная связь позволяет начинать планирование последующей фазы действий еще до раннего окончания предыдущей задачи, на основании промежуточных результатов от ее исполнения. Такой подход будет наиболее эффективен в быстроразвивающихся и/или агрессивных средах возведения строительного объекта, или при отсутствии возможности более точного прогнозирования какого-либо определенного результата, к примеру, с учетом проведения дополнительных научных исследований на этапе проработки концепции или определения технологии функционирования объекта.

Смена этапов на различных стадиях жизненного цикла строительного проекта в настоящее время происходит последовательно, зачастую – с целочисленными простоями по времени на исполнение и согласование документов.

Совместно с неопределенностью рыночной конъюнктуры, на суммарное количество прогнозируемых затрат влияет качество исходной документации и конечных документов на этапах формирования концепции, разработки технологии и подготовки проектной документации стадий "П" и "Р", выданной в производство работ. С учетом растущего требования точности определения затрат на строительство с этапа проведения предпроектных работ (предварительных исследований) до подготовки к выполнению строительно-монтажных работ и сдачей объекта в эксплуатацию, корректировки планируемых затрат под фактически примененные на объекте (проекте) строительства, несут бо́льшие потери для Инициатора Проекта: Рис. 1.

Рис. 1. Диапазон точности определения затрат в фазах планирования и реализации строительного проекта [16]

Однако, следует учитывать, что рост затрат с увеличением степени строительной готовности объекта вносит различия в динамику заработной платы сотрудников, по сравнению с динамикой роста цен на строительные материалы. Это говорит о том, что необходимо систематизированное и комплексное решение для прогнозирования сроков и возможности совмещения некоторых этапов стадий проектирования и строительно-монтажных работ, в т.ч. — разделение этапов на более детализированные группы (будет ли требоваться повторное прохождение данного этапа с целью уточнения исходных данных по проекту, даты начала и окончания взаимозависимых функциональных единиц по проекту, и т.п.).

В предлагаемой структуре стандарта PBOK происходит оптимизация результата для наиболее точного (сжатого) сокращения разрывов между операциями выполнения работ. [17]

Выводы (заключение)

Грамотное планирование и управление жизненным циклом строительного инвестиционного проекта влечет за собой возрастающую ответственность собственника (инициатора) Проекта, в обоих — в денежном и в функциональном составляющих. Множественные факторы могут приводить к удлинению сроков и стоимости реализации инвестиционного Проекта строительства. Жизненный цикл строительного проекта представляет собой несколько взаимосвязанных этапов жизненного цикла проекта, в процессе реализации которого неизбежно возникают уточнения и корректировки. Также некоторые процессы повторяются в силу необходимости дальнейшей детализации – следовательно, некоторые процессы этапов жизненного цикла строительного проекта могут быть совмещены или включены в состав других процессов, что сократит общую продолжительность строительства объекта.

 


[1] Национальный стандарт Российской Федерации по Стоимостному Инжинирингу от 01.01.2020 № ГОСТ Р 58535-2019 // Официальный интернет-портал правовой информации. 2020.

References

1. Lapidus A.A., Telichenko V.I., O.M. Terentyev, Technology of construction processes. Tutorial. In 2 parts. Higher school. 2008, 392 pp.

2. Chulkova V. O. Rearrangement. Organizational-anthropotechnical reliability of construction. Series "Infographic basis of functional systems" (IOFS) / M.: SvR-ARGUS, 2005. – 304 pp.

3. Chulkov V. O., Kiselev A. A. Regulation in public utilities and construction. Series "Infographic Foundations of Functional Systems" (IOFS) M.: SvR-ARGUS, 2012, 308 p.

4. Antropotechnics: Norm in every living thing and artificial beings / K.V.Sudakov, V.O.Chulcov, R.R.Kazaryan, O.S.Glazachev, N.V.Dmitrieva, N.M.Komarov / Edited by professor V.O.Chulcov.- M.: SvR-ARGUS, 2013, №3, 320 p.

5. Pons, D J and Raine, JK, 2004, “Design with uncertain qualitative variables under imperfect knowledge”, Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part B: Journal of Engineering Manufacture, 218 (8), pp. 977-986.

6. Doroshina E.U., Kachurin D.A. Life cycle of the construction project: cost modelling // Fundamental research. - 2017. №8-1, pp. 159-163.

7. Vozgoment N.V., Modern challenges in improving business processes digital organization of the structure of the enterprise in construction / University Bulletin 5, 2024, p. 86-91. DOI:https://doi.org/10.26425/1816-4277-2024-5-86-91.

8. Grebici K., Goh M., Blanco E., McMahon C. Information Maturity Approach for the Handling of Uncertainty Within a Collaborative Design Team. International Design Conference - Dubrovnik - Croatia, May 19-22, 2008.

9. Chandrashekar, N., and Krishnamurty, S. (Year). Bayesian evaluation of engineering models. Proc. of the ASME DETC'02, Montreal, Canada: DETC2002/DAC-34141.

10. Earl C., Johnson J. and Eckert C. Complexity, Ch. 7 in Design Process Improvement - a review of current practice, Springer, 2007.

11. Oberkampf, W., Deland, S., Rutherford, B., Diegert, K., and Alvin, K. Error and uncertainty in modelling and simulation. Reliability Engineering & System Safety, 2002; 75: 333-357.

12. Pons, D J and Raine, JK, 2004, “Design with uncertain qualitative variables under imperfect knowledge”, Proceedings of the Institution of Mechanical Engineers, Part B: Journal of Engineering Manufacture, 218 (8), pp. 977-986.

13. Zimmermann, H-J, 2000, "An Application-Oriented View of Modelling Uncertainty," European Journal of Operational Research, 122, pp. 190-198.

14. Hastings D., and McManus H., “A Framework for Understanding Uncertainty and its Mitigation and Exploitation in Complex Systems” MIT Engineering Systems Symposium, March 2004, pp. 1-20.

15. Eversheim, W., Roggatz, A., Zimmermann, H.-J., and Derichs, T. Information management for concurrent engineering. European journal of operational research 100 (1997): 253-265.

16. Wynn D., Clarkson P. J.; Eckert C. Amodel-based approach to improve planning practice in collaborative aerospace design. ASME, International Design Engineering Technical Conferences and Computerand Information Engineering Conference. September 24-28, 2005, USA.

17. Ullman D.G. Robust decision-making for engineering design. Journal of Engineering Design, 12 (1); №3-13, 2006.


Login or Create
* Forgot password?