UDK 656.13 Организация и эксплуатация автомобильного транспорта. Движение автомобилей. Общие вопросы
The article presents the characteristics of the bus route under consideration, as well as the territory under study, a method for examining passenger flows was selected, after which, based on the data obtained, appropriate measures were developed. In order to improve the quality of service of bus route No. 158, it was decided to change the section of the route, as well as the bus schedule on the route. Thus, thanks to the proposed measures, it was possible to improve the quality of service of passenger bus transportation, which is confirmed by calculations of the social effect.
URBAN PUBLIC TRANSPORT, PASSENGER TRANSPORTATION, ROUTE, SOCIAL EFFECT, DAILY TRANSPORTATION VOLUME
1 Состояние вопроса исследования и актуальность работы
Население Санкт-Петербурга, а также районы, отличающиеся массивной жилой застройкой, постоянно увеличиваются [1]. При этом количество пассажиров, нуждающихся в общественном транспорте, также растёт.
Кроме того, важно отметить, что предоставляемые услуги по перевозке пассажиров должны соответствовать всем стандартам качества, предъявляемым к данному виду услуг.
Таким образом, вопрос, касающийся качества транспортного обслуживания населения, с каждым годом становится все более актуальным, что, в свою очередь, связано с увеличением городских территорий.
Ярким примером района массивной жилой застройки являются намывные территории Васильевского острова [2, 3].
В связи с этим было решено выбрать один из маршрутов, обслуживающих вышеуказанные территории и, изучив его, предложить варианты улучшения транспортного обслуживания населения. Именно поэтому в качестве рассматриваемого маршрута был выбран городской автобусный маршрут №158.
Рассматриваемый маршрут имеет ключевое значение для обеспечения транспортного обслуживания жителей намывных территорий западной части Васильевского острова, чем, в свою очередь, и обусловлена актуальность данной темы. Вместе с тем, одной из важнейших характеристик автобусных перевозок является качество обслуживания, которое необходимо постоянно поддерживать на требуемом уровне.
В настоящее время основные показатели, характеризующие уровень качества транспортного обслуживания, определяются согласно ГОСТ 51004-96 [4], а также в соответствии с Социальным стандартом в области транспортного обслуживания населения [5]. Помимо вышеперечисленного, при оценке качества транспортного обслуживания можно воспользоваться соответствующими ГОСТами [6, 7], Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом [8] и Уставом автомобильного транспорта [9].
Практическая значимость результатов, полученных в ходе проведения настоящих исследований, заключается в возможности внедрения разработанных мероприятий непосредственно в процесс организации пассажирских автобусных перевозок на маршруте №158 для повышения уровня качества транспортных услуг.
Научная новизна состоит в следующем:
- проведены исследования, благодаря которым удалось получить данные, отражающие наполняемость подвижного состава в конкретные временные промежутки, а также объём перевозок пассажиров;
- разработаны мероприятия для улучшения организации движения маршрутов городского общественного транспорта, внедрение которых позволит повысить качество обслуживания пассажирских автобусных перевозок.
Автобусный маршрут № 158 «А/С «Наличная ул.» − пассажирский порт СПб «Морской фасад», являясь маятниковым маршрутом с перекрывным тарифом, обслуживает Василеостровский район Санкт-Петербурга [10]. Маршрут обеспечивает связь западной части Васильевского острова со станцией метро «Приморская». Кроме того, трасса маршрута проходит через порт «Морской фасад». В то же время, отличительной особенностью маршрута №158 является то, что его социальная значимость, в первую очередь, заключается в обеспечении связи жителей нового района города, а именно − намывных территорий, расположенных в западной части Васильевского острова с крупным пассажирообразующим пунктом − станцией метро «Приморская». Трасса маршрута №158 представлена на рис. 1.
В процессе выполнения данной работы в качестве мероприятий, позволяющих повысить уровень качества транспортного обслуживания населения намывных территорий, было предложено продлить трассу автобусного маршрута №158, а также изменить расписание движения подвижного состава на маршруте.
Рисунок 1 – Трасса маршрута №158
Благодаря изменению участка трассы маршрута, непосредственно пролегающему по намывным территориям, значение показателя дальности подхода пассажиров к остановочным пунктам снизится, что, в свою очередь, приведёт к повышению территориальной доступности остановочных пунктов.
В рамках совершенствования расписания движения подвижного состава на маршруте уменьшится временной интервал между рейсами, что свидетельствует об улучшении такого показателя качества, как своевременность.
Данный маршрут обслуживается СПб ГУП «Пассажиравтотранс», на маршруте эксплуатируются автобусы модели НЕФАЗ 5299-0000040-52 с пассажировместимостью 111 чел. [11] и работает на маршруте с 06:00 до 00:00 в будние и выходные дни. Протяжённость маршрута составляет 8,5 км и 7,12 км в прямом и обратном направлении соответственно.
Также была определена годовая производственная программа для базового варианта маршрута №158 (табл. 1). Информация получена, основываясь на данных с официального сайта «Пассажиравтотранса», Комитета по транспорту, а также «Организатора перевозок» [12-14].
Таблица 1 – Годовая производственная программа (базовый вариант)
Условное обозначение |
Значение |
|
Объём перевозок в год, пасс/год |
|
561 096 |
Пассажирооборот в год, пасс·км/год |
|
1 596 233 |
Автомобиле-дни в хозяйстве в год, а-дн/год |
|
1 098 |
Автомобиле-дни в эксплуатации в год, а-дн/год |
|
732 |
Автомобиле-часы в эксплуатации в год, а-ч/год |
|
10 916,07 |
Общий пробег в год, км |
|
157 628,9 |
Производственный пробег в год, км |
|
131 408,6 |
2 Материалы и методы
В первую очередь, для подтверждения необходимости внедрения изменений требовалось провести исследование маршрута в базовом варианте. В ходе проведения данного исследования была проанализирована трасса движения подвижного состава на маршруте.
Кроме того, был определён суточный объём перевозок на маршруте для будних и выходных дней. Вышеуказанный показатель был рассчитан, основываясь на данных, полученных в ходе проведения обследования пассажиропотоков непосредственно в транспортном средстве с помощью визуального (глазомерного) метода. Настоящий метод относится к группе натурных обследований, отличительной особенностью которых является получение данных о передвижениях пассажиров непосредственно после взаимодействия с пассажирами. Визуальный (глазомерный) метод заключается в подсчёте количества вошедших и вышедших пассажиров на каждом остановочном пункте, что, в свою очередь, также позволяет выявить остановочные пункты с максимальным и минимальным значением пассажирообмена [15].
Далее, воспользовавшись данными застройщика, был проведён анализ намывных территорий западной части Васильевского острова, в ходе которого было определено расположение жилых комплексов как строящихся (рис. 2), так и уже введённых в эксплуатацию, а также определены значения площади жилых помещений. Полученная информация позволила рассчитать количество потенциальных пассажиров, заинтересованных в измененном участке маршрута.
Цветами на карте обозначены: розовым – ЖК, построенные к 2024 году, желтым – ЖК, которые будут построены к 2026 году; цифрами обозначены: 1- ЖК «Golden City», 2 – ЖК «Светлый мир. Тихая гавань», 3 – ЖК «Светлый мир. Я романтик» 1-6 корпус, 4 – ЖК «Светлый мир. Я романтик» 7-10 корпус, 5 – ЖК «Аквилон Zalive», 6 – ЖК «Гавань капитанов», 7 – ЖК «Морская набережная. SeaView», 8 – ЖК «Морская набережная. SeaView», 9,10 – ЖК «GloraX Василеостровский»
Рисунок 2 – Расположение жилых комплексов
Далее в табл. 2 представлены данные о количестве жителей исследуемой территории, полученные согласно проектной документации.
Таблица 2 – Информация по количеству жителей новостроек
Наименование ЖК |
Общая площадь жилых |
Количество проживающих |
Дома, введенные в эксплуатацию к 2024 г. |
||
ЖК «Гавань капитанов» |
117 212,46 |
3 551 |
ЖК «Капитан Немо» |
29 989,26 |
908 |
ЖК «Светлый мир. Я романтик» |
249 117 |
7 549 |
ЖК «Golden City» |
58 024 |
1 758 |
ЖК «Морская набережная. SeaView» 1-я очередь |
38 681 |
1 172 |
ЖК «Аквилон Zalive» |
66 207 |
2 006 |
ЖК «Светлый мир. Тихая гавань» |
26 653,3 |
807 |
Итого: |
15 940 |
|
Дома, которые будут построены к 2026 г. |
||
ЖК «GloraX Василеостровский» |
68 754 |
1 780 |
ЖК «Морская набережная. SeaView» 2-я очередь |
67 960 |
2 059 |
Итого: |
3 839 |
Кроме того, была изучена схема расположения проектируемого участка улично-дорожной сети намывных территорий, которая согласно проектной документации на строительство УДС будет введена в эксплуатацию к концу 2026 года [16, 17].
Также важно отметить, что все разработанные мероприятия применимы для внедрения к моменту ввода улично-дорожной сети намывных территорий в эксплуатацию.
3 Результаты исследований
Проанализировав данные, полученные в результате изучения исследуемой территории (табл. 2), был рассчитан прогнозируемый суточный объем перевозок.
В первую очередь была определена общая численность населения намывных территорий западной части Васильевского острова к концу 2026 года, поскольку именно в этот период планируется введение УДС в эксплуатацию, значение показателя составило 19 779 человек.
Далее значение общей численности населения намывных территорий было скорректировано с учётом доли трудоспособного населения, не владеющего личным транспортом и не имеющим возможности воспользоваться альтернативными маршрутами. Также был учтён объем перевозок в базовом варианте. Таким образом, прогнозируемый суточный объем перевозок составил 4 187 пасс/сут и 2 931 пасс/сут в будние и выходные дни соответственно.
Кроме того, основываясь на данных, полученных в ходе проведения натурных обследований пассажиропотока на маршруте в базовом варианте, было составлено прогнозируемое распределение объёма перевозок по часам суток. Данная информация представлена в виде гистограмм на рис. 3-6.
Затем, изучив расположение пассажирообразующих пунктов, которыми в данном районе являются жилые комплексы, отмеченные на рис. 2, было решено изменить участок трассы маршрута, непосредственно проходящий по намывным территориям Васильевского острова для улучшения транспортного обслуживания населения.
Исходя из всего вышеперечисленного, было решено проложить трассу маршрута следующим образом (рис.7). Так, после съезда с Мичманской улицы изменённая трасса маршрута будет проходить по проспекту Крузенштерна, далее по улице Челюскина, бульвару Головнина и бульвару Александра Грина. Затем по улице Чирикова и по улице Лисянского до съезда на Мичманской улице.
Рисунок 3 – Гистограмма распределения суточного объёма перевозок по часам суток
в будние дни (прямое направление)
Рисунок 4 – Гистограмма распределения суточного объёма перевозок по часам суток
в будние дни (обратное направление)
Помимо этого, было решено изменить расписание движения автобусов, увеличив количество подвижного состава, работающего на маршруте, с двух до трех единиц, в результате чего сократился интервал движения, что в свою очередь говорит об улучшении такого показателя качества как своевременность. Важно отметить, что изменение расписания производилось согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и отдыха водителей [18].
Рисунок 5 – Гистограмма распределения суточного объёма перевозок по часам суток
в выходные дни (прямое направление)
Рисунок 6 – Гистограмма распределения суточного объёма перевозок по часам суток
в выходные дни (обратное направление)
Также был проведён анализ изменений годовой производственной программы проектируемого варианта по сравнению с базовым. Данные представлены в табл. 3.
Затем был проведен расчет социального эффекта для того, чтобы оценить изменение качества обслуживания автобусных перевозок благодаря внедрению предложенных мероприятий [19].
Рисунок 7 – Изменённый участок трассы маршрута №158
Таблица 3 – Анализ изменений годовой производственной программы
Показатель, ед. изм |
Базовый |
Проект. |
Абсолют. |
Темп |
Объём перевозок в год, пасс/год |
561 096 |
1 308 421 |
747 325 |
133,2 |
Пассажирооборот в год, пасс·км/год |
1 596 233 |
3 843 400,8 |
2 247 168 |
140,78 |
Количество автомобиле-часов в эксплуатации, а-ч/год |
10 916,07 |
19 150,77 |
8 235 |
75,44 |
Общий годовой пробег, км/год |
157 628,9 |
303 661,75 |
146 825,75 |
92,64 |
Общий годовой производительный пробег, км/год |
131 408,6 |
263 234,35 |
131 825,75 |
100,03 |
Коэффициент использования пробега |
0,83 |
0,87 |
0,03 |
3,57 |
Количество автомобилей в эксплуатации, ед. |
2 |
3 |
1 |
50 |
Автомобиле-дни в хозяйстве в год, а-дн/год |
1 098 |
1 460 |
362 |
32,97 |
Автомобиле-дни в эксплуатации в год, а-дн/год |
732 |
1 095 |
363 |
49,59 |
В табл. 4 приведены данные, отражающие изменения интервала движения подвижного состава на маршруте в зависимости от времени суток, а также указаны значения объёма перевозок пассажиров.
Социальный эффект по временным затратам пассажиров от сокращения временных затрат на ожидание транспорта для каждого часа был определён по формуле 1:
где
Таблица 4 – Данные для расчёта социального эффекта
Часы суток |
Будние дни |
Выходные дни |
||||
Интервал движения, мин |
Объем |
Интервал движения, мин |
Объем |
|||
Базовый |
Проектируемый |
Базовый |
Проектируемый |
|||
6-7 |
29,5 |
22,69 |
87 |
29 |
22,31 |
19 |
7-8 |
29,5 |
22,69 |
134 |
29 |
22,31 |
42 |
8-9 |
33 |
25,43 |
132 |
29 |
22,31 |
62 |
9-10 |
33 |
25,43 |
118 |
31,5 |
24,25 |
79 |
10-11 |
33 |
25,43 |
92 |
31,5 |
24,25 |
101 |
11-12 |
33 |
25,43 |
74 |
31,5 |
24,25 |
107 |
12-13 |
33 |
25,43 |
52 |
31,5 |
24,25 |
86 |
13-14 |
33 |
25,43 |
47 |
31,5 |
24,25 |
61 |
14-15 |
33 |
25,43 |
60 |
31,5 |
24,25 |
79 |
15-16 |
33 |
25,43 |
84 |
31,5 |
24,25 |
99 |
16-17 |
33 |
25,43 |
105 |
63 |
24,25 |
115 |
17-18 |
66 |
25,43 |
140 |
63 |
24,25 |
118 |
18-19 |
66 |
25,43 |
124 |
63 |
24,25 |
117 |
19-20 |
66 |
25,43 |
91 |
63 |
24,25 |
94 |
20-21 |
59 |
21,14 |
67 |
63 |
24,25 |
86 |
21-22 |
59 |
21,14 |
44 |
58 |
21,14 |
66 |
22-23 |
59 |
21,14 |
33 |
58 |
22,31 |
44 |
23-24 |
59 |
21,14 |
26 |
58 |
22,31 |
31 |
24-1 |
- |
31,72 |
- |
- |
33,47 |
6 |
Затем были просуммированы полученные данные, в результате чего рассчитан суточный социальный эффект для буднего и выходного дня, которые составили соответственно 28 127,04 мин/сут и 30 906,88 мин/сут.
Далее был определён годовой социальный эффект, воспользовавшись формулой 2:
где
В табл. 5 приведены данные, отражающие изменения дальности подхода пассажиров к остановочным пунктам в зависимости от расположения жилых комплексов, а также указаны значения объёма перевозок пассажиров.
Далее был рассчитан социальный эффект от сокращения дальности подхода к остановочным пунктам для каждого жилого комплекса в отдельности по формуле 3:
где
Затем, просуммировав полученные данные, был определён общий годовой социальный эффект от сокращения дальности подхода пассажиров к остановочным пунктам, который составил 164 285,01 км/год.
Кроме того, было проведено сравнение экономических показателей [20] в результате внедрения разработанных мероприятий, данные представлены в виде табл. 6. Важно отметить рост рентабельности в проектируемом варианте по сравнению с базовым на 20,8 %.
Таблица 5 – Данные для расчёта социального эффекта
№ п/п |
Наименование жилого комплекса |
Дальность |
Дальность подхода |
Количество |
1 |
ЖК «Светлый мир. Тихая Гавань» |
265 |
165 |
29 859 |
2 |
ЖК «Светлый мир. Я романтик», 1-6 корпус |
438 |
208 |
130 647 |
3 |
ЖК «Светлый мир. Я романтик», 7-10 корпус |
525 |
145 |
148 555 |
4 |
ЖК «Аквилон Zalive» |
791 |
314 |
74 222 |
5 |
ЖК «Гавань капитанов», ЖК «Капитан Немо» |
664 |
559 |
164 983 |
6 |
ЖК «Морская набережная. SeaView» |
1 080 |
571 |
43 364 |
Таблица 6 – Анализ изменений экономических показателей
Показатель, ед. изм. |
Базовый |
Проект. |
Абсолют. |
Темп |
Эксплуатационные затраты, руб./год |
26 498 034, 7 |
44 610 606,1 |
19 112 571,4 |
74,96 |
Заработная плата водителей с учетом взносов в фонды, руб./год |
8 729 593,5 |
15 433 343,9 |
6 707 750,4 |
76,79 |
Затраты на топливо, руб./год |
6 588 108,12 |
12 691 560,3 |
6 103 452,18 |
92,64 |
Затраты на смазочные и другие эксплуатационные материалы для ПС, руб./год |
740 845,5 |
1 427 190,5 |
686 345 |
92,64 |
Затраты на приобретение и ремонт шин, руб./год |
149 015,3 |
287 068,25 |
138 052,95 |
92,64 |
Затраты на техническое обслуживание и текущий ремонт ПС, руб./год |
295 832,47 |
569 901,94 |
274 069,47 |
92,64 |
Затраты на амортизацию ПС, руб./год |
295 832,47 |
569 901,94 |
274 069,47 |
92,64 |
Накладные расходы, руб./год |
3 055 357,7 |
3 114 142,56 |
58 784,86 |
1,92 |
Прибыль, руб./год |
-9 131 813,6 |
-6 691 805,1 |
2 440 008,5 |
-26,72 |
Рентабельность, % |
-35,8 |
-15 |
20,8 |
-58,10 |
Годовой экономический эффект, руб./год |
- |
24 275 502,74 |
- |
- |
4 Обсуждение и заключение
Таким образом, в ходе выполненной работы была обоснована значимость маршрутов городского общественного транспорта, обслуживающих районы массовой жилой застройки, исследована трасса автобусного маршрута №158, проходящая по намывным территориям западной части Васильевского острова, а также проведён сравнительный анализ годовой производственной программы и основных экономических показателей. В результате проведения анализа расположения жилых комплексов на намывных территориях дополнительно были разработаны мероприятия, позволяющие повысить уровень качества обслуживания автобусных перевозок.
Далее был определён годовой социальный эффект от сокращения дальности подхода пассажиров к остановочным пунктам, значение которого составило 164 285,01 км/год. Расчёт данного показателя наглядно показывает улучшение качества обслуживания автобусных перевозок с точки зрения доступности.
Кроме того, изменение расписания движения автобусов позволило улучшить своевременность, что, в свою очередь, также подтверждается расчётом социального эффекта от сокращения временных затрат пассажиров на ожидание транспорта, годовое значение которого составило 177 041,9 ч/год.
В то же время, помимо положительного социального эффекта целесообразность внедрения предложенных мероприятий также подтверждается ростом рентабельности.
1. Official website of the Administration of St. Petersburg [Electronic resource]: Construction Committee - URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/komstroy/ (Accessed: 24.08.2024).
2. Osotova D. How new development areas are formed: Reclamation of Vasilievsky Island / D. Osotova // Living, 2021. - 8 p.
3. Passenger transportation: Textbook / O.N. Larin. - Chelyabinsk.: 2011. - 121 p.
4. GOST R 51004-96 [Electronic resource]: Transport services. Passenger transportation. No-menclature of quality indicators. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200010825 (Accessed: 21.08.2024).
5. Social standard of transport services for the population when transporting passengers and baggage by road and urban ground electric transport (approved by the order of the Ministry of Transport of the Russian Federation dated January 31, 2017 No. NA-19-r (as amended on March 10, 2021). [Electronic resource]: URL: https://docs.cntd.ru/document/456042774?marker=6500IL (Ac-cessed: 08/28/2024).
6. GOST R 51825-2001 [Electronic resource]: Passenger road transport services. - URL: https://docs.cntd.ru/document/1200028574?ysclid=lx22yh1iqe914674980 (Accessed: 09/01/2024).
7. GOST R ISO 9001-2015 (ISO 9001:2015) [Electronic resource]: Quality management sys-tems. Requirements. – URL: https://docs.cntd.ru/document/1200124394?ysclid=lx68xz64fs549567242 (Accessed: 09/01/2024).
8. Rules for the carriage of passengers and baggage by road and urban ground electric transport (approved by RF Government Resolution of 02/14/2009 N 112) // ConsultantPlus. (Accessed: 08/20/2024).
9. Charter of road transport and urban ground electric transport: Federal Law of 11/08/2007 N 259-FZ // ConsultantPlus. (Access date: 21.08.2024).
10. Saint Petersburg public transport portal [Electronic resource]: Ground transport / Route No. 158. – URL: https://transportspb.com/find/avtobus_158 (Access date: 17.08.2024).
11. Official website of PJSC NEFAZ. [Electronic resource]: URL: https://nefaz.ru/?ysclid=lx231ouest50866394 (Access date: 22.08.2024).
12. Official website of St. Petersburg State Unitary Enterprise Passazhiravtotrans. [Electronic re-source]: URL: https://www.avtobus.spb.ru/ (Access date: 30.08.2024).
13. Official website of the Administration of St. Petersburg [Electronic resource]: Committee on Transport - URL: https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/c_transport/statistic/ (Accessed: 24.08.2024).
14. Official website of the St. Petersburg State Institution "Transport Organizer". [Electronic re-source]: URL: http://orgp.spb.ru/ (Accessed: 21/08.04.2024).
15. Shavrina V. S., Chudakova N. V. OPTIMIZATION OF PASSENGER BUS TRANSPORTA-TION ON THE EXAMPLE OF ROUTE #169A IN ST. PETERSBURG // Voronezh Scientific and Technical Bulletin. 2024. No. 2. P. 49-60. DOI: https://doi.org/10.34220/2311-8873-2024-52-63 (Ac-cessed: 09/01/2024).
16. Construction of a street and road network on reclaimed territories in the western part of Va-sileostrovsky District: Design documentation / Research and Design and Survey Institute - St. Peters-burg, 2021. - 112 p.
17. SP 396.1325800.2018 [Electronic resource]: Code of rules. Streets and roads of populated areas. - URL: https://docs.cntd.ru/document/552304870?ysclid=lx23cksrwn111731290 (Accessed: 08/25/2024).
18. Regulation on the specifics of the working hours and rest time of car drivers (approved by Order of the Ministry of Transport of Russia dated 20.08.2004 N 15) // ConsultantPlus. (date of ac-cess: 09/02/2024).
19. Grinchenko Alexander Viktorovich, Marshkova Marina Viktorovna Definition of the socio-economic efficiency of using passenger transport // T-Comm. 2017. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-sotsialno-ekonomicheskoy-effektivnosti-ispolzovaniya-passazhirskogo-transporta (date of access: 09/02/2024).
20. Calculation of economic indicators of the activities of a motor transport enterprise: guide-lines for students of the direction "Technology of transport processes" profile "Organization of trans-portation by road transport" / compiled by: L.S. Trofimova, S.V. Sorokina, E.S. Khoroshilova. Omsk: SibADI, 2012. 34 p.