from 01.01.2021 until now
Nurlat, Kazan, Russian Federation
VAC 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
The scientific article reveals the current trends in the implementation of social policy at the regional level. The main specific features that need to be taken into account when developing the social policy of the region are systematized. In order to clarify the variable instruments of regional policy, the main vectors of social development were grouped, which focus attention when forming the main provisions of the socio-economic development strategy of the territory. The main methodological approaches are presented to determine the level of social regional development, as well as the effectiveness of the tools used in the implementation of the main directions of territorial policy. The directions of improving the social policy of the region are proposed, depending on social priorities and the list of measures to be used in practice, and the main stages of developing a strategy for the development of the social sphere are highlighted.
instruments of regional policy, regional policy, regional development, social sphere, social policy, social guidelines
Вопросы региональной политики являются актуальными в призме необходимости совершенствования инструментов социально-экономического развития государства, так как предопределяют выполнение поручений Президента, достижение стратегических национальных целей и конкурентные параметры государства в рамках международного пространства [1].
Социальная сфера относится к многоаспектным составляющим подсистемы региона, состояние и степень развития которой предопределяют качество и уровень жизни в субъектах страны, а также возможности адаптации к происходящим стратегическим изменениям. При этом, уровень ее возможного качественного развития, предопределены возможностями воспроизводственных региональных процессов [2].
Начиная с 2017 года на территории РФ внедряются активные цифровые решения при получении и оказании социальных услуг, что значительно упростило данные процедуры и привело к формированию онлайн-реестров, которые позволяют гражданам в оперативном порядке воспользоваться теми или иными сервисами для удовлетворения своих потребностей. Для обеспечения сохранности содержащихся в электронном виде сведений учеными предлагаются блокчейн-технологии, позволяющие повысить надежность передачи и недопущения потерь соответствующих данных, которые предоставляют информационную базу для совершенствования региональной политики в социальной экосреде [4].
Следует отметить повышенный интерес ученых к необходимости создания единых массивов данных, которые позволили бы аккумулировать сведения о каждом гражданине- жителе территории (региона) через разработку персонализированного цифрового профиля и постоянное обновление в нем данных о состоянии здоровья граждан, уровне их обучения, получении дополнительных квалификаций и компетенций, позволяющими им быть востребованными на рынке труда. При этом, региональные органы власти, применяя различные аналитические средства, в том числе и технологии искусственного интеллекта, нейро-сети, опираясь на сконцентрированные сведения вносят совершенствование в проводимую социальную политику [5].
Следует отметить, что применяемые инструменты в региональной экономической политике, ориентированные на управленческое воздействие социальных инвариант, на наш взгляд, должны опираться на их обоснованность и реальность проведения качественных трансформаций, приводящих к улучшению качества и жизни граждан. Причем, для социальной сферы характерна ее специфичность, которая проявляется через многоаспектные качественные метрики и особое значение при формировании векторов регионального развития (рис.1), что также требует особого внимания [3].
Социальные ориентиры региональной экономической политики играют важную роль в обеспечении устойчивого развития и повышения качества жизни населения, так как помогают сбалансировать экономические цели с социальными потребностями и интересами местных сообществ. Именно обоснование социальных ориентиров предопределяет выбор персональных инструментов региональной экономической политики и их адаптацию под текущие проблемы общества [6].
Поэтому с помощью таблицы 1 представим ключевые аспекты и направления социально ориентированной региональной экономики.
Социальные ориентиры региональной экономической политики должны быть направлены на создание гармоничного общества, где экономическое развитие сопровождается повышением уровня жизни, социальной справедливостью и устойчивым использованием ресурсов. Гармонизация интересов различных групп населения и государственной власти – ключ к успешной реализации социальной политики, повышению ее эффективности и целевой направленности для получения адресной помощи и поддержки.
Рис.1. Специфические особенности социальной среды региона,
требующие учета при формировании альтернатив стратегического
развития (составлено автором)
Таблица 1- Ключевые социальные ориентиры региональной политики, определяющие выбор инструментов управления
Группы социальных ориентиров |
Направления региональной политики |
Вариативные инструменты |
Создание рабочих мест |
Поддержка малого и среднего бизнеса (МСБ) |
Стимулирование развития МСБ через налоговые льготы, субсидии и программы повышения конкурентоспособности |
Инвестиции в инфраструктуру |
Развитие транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры способствует созданию рабочих мест и улучшению условий труда |
|
Устойчивое развитие |
Корректировка экологической политики |
Внедрение принципов устойчивого развития, направленных на сохранение природных ресурсов и улучшение экологической ситуации в регионе. |
Повышение социальной ответственности бизнеса |
Поощрение компаний к внедрению социальных программ, поддерживающих устойчивое развитие сообществ. |
|
Образование и повышение квалификации |
Инвестиции в образование |
Программы по повышению квалификации работников, сотрудничество с учебными заведениями для создания профессионально ориентированных курсов. |
Поддержка научных исследований |
Инвестиции в НИОКР (научные исследования и опытно-конструкторские разработки) для повышения инновационного потенциала региона. |
|
Социальное обеспечение и здравоохранение |
Развитие системы здравоохранения |
Обеспечение доступности медицинских услуг, улучшение качества здравоохранения, особенно в отдаленных и сельских районах |
Социальные программы |
Введение программ поддержки социально уязвимых групп населения, таких как пенсионеры, многодетные семьи и инвалиды |
|
Участие местных сообществ |
Консультации и вовлечение |
Активное участие граждан в разработке и реализации региональной политики через общественные советы, форумы и опросы |
Развитие гражданского общества |
Поддержка НКО (некоммерческих организаций), которые занимаются социальными проектами и представляют интересы местных жителей. |
|
Информация и технологии |
Доступ к информации |
Обеспечение граждан информацией о социальных услугах, возможностях трудоустройства и образовательных программах |
Цифровизация |
Внедрение современных информационных технологий для улучшения управления социальными программами и повышения эффективности их реализации |
(составлено автором)
Формирование ключевых векторов социальной политики в парадигме регионального развития предопределяет в последующем оценку эффективности применяемых инструментов и реализуемых программ, направленных на трансформацию социально-экономической системы.
Оценка социального развития региона — это важная задача, поскольку она помогает выявить текущие проблемы и направления для улучшения качества жизни. Существует множество методов и подходов для оценки социального развития, которые нами обобщены с помощью таблицы 2.
Таблица 2- Методологический базис для комплексной оценки социального развития региона (территории)
Группа методов |
Виды анализа |
Специфические особенности применения |
Статистические методы |
Анализ количественных данных |
Использование статистических данных, таких как уровень доходов, безработица, доступ к образованию и здравоохранению. Это может включать расчеты индексов, например, индекс человеческого развития (ИЧР) или индекс благосостояния. |
Социологические исследования |
Опросы и анкетирования для сбора данных о восприятии населения, его потребностях и уровнях удовлетворенности. |
|
Качественные методы |
Фокус-группы |
Проведение обсуждений с представителями различных целевых групп для получения глубокого понимания их потребностей и проблем. |
Интервью |
Индивидуальные интервью с ключевыми лицами, экспертами и общественными деятелями для более детального анализа конкретных аспектов социального развития. |
|
Комплексные индексы |
Индекс социального развития |
Создание комплексного индекса, который включает несколько показателей, таких как доступ к образованию, здравоохранению и социальным услугам, с целью оценки общего уровня социального развития. |
Индекс неравенства |
Измерение различия в благосостоянии и возможностях между различными социальными группами позволяют оценить справедливость в региональном контексте. |
|
Картографические методы |
Географические информационные системы (ГИС) |
Анализ пространственных данных для выявления региональных различий в социальной сфере, таких как доступность социальных услуг. |
Моделирование и прогнозирование |
Экономико-математическое моделирование |
Использование моделей для прогнозирования влияния различных политик на социальное развитие региона, что позволяет оценить последствия принимаемых решений. |
Сравнительный анализ |
Сравнение с другими регионами |
Оценка социального развития через сравнение с аналогичными регионами, что может помочь выявить лучшие практики и возможности для улучшения. |
Метод SWOT-анализа |
SWOT-анализ |
Оценка сильных и слабых сторон, возможностей и угроз региона с точки зрения социального развития, что дает возможность сформулировать стратегические направления. |
Мониторинг и оценка программ |
Оценка существующих социальных программ |
Регулярный мониторинг и оценка эффективности реализованных программ и инициатив, чтобы определять их влияние на социальное развитие. |
(составлено автором)
Охарактеризованные методы могут использоваться как по отдельности, так и в комбинации для получения более полной картины социального развития региона. Их выбор зависит от конкретных целей исследования, доступных ресурсов и особенностей региона. Такой подход позволяет более эффективно определять проблемы социального развития региона и разрабатывать стратегии для их решения с четкой детализацией основных этапов реализации мероприятий.
Совершенствование региональной политики с учетом социальных векторов — это важный аспект, который позволяет адаптировать управление на местах к актуальным потребностям общества. Этот сложнейший процесс, включающий многосторонние факторы и специфические особенности требует комплексного подхода и интеграции социальных, экономических и экологических факторов. Ниже представлены ключевые направления и рекомендации для достижения данной цели (табл.3).
Таблица 3- Направления совершенствования социальной политики региона с учетом векторов стратегического развития
Вид деятельности/ направление развития |
Инструмент социальной политики |
Особенности применения инструмента |
Анализ потребностей населения |
Социологические исследования |
Проведение регулярных опросов и исследований для выявления потребностей и ожиданий местных сообществ, что позволит лучше понять социальные проблемы и приоритеты. |
Обратная связь |
Создание механизмов для сбора обратной связи от граждан, например, через платформы для обсуждения или консультации, что позволяет вовлекать общественность в процесс принятия решений |
|
Участие граждан в разработке политики |
Гражданские советы и инициативы |
Создание рабочих групп и парламентов, в которые входят представители гражданских инициатив, помогает легитимизировать решения и увеличить прозрачность. |
Программы по обучению граждан |
Обучение населения основам бюджетирования и участия в принятии решений, чтобы повысить уровень осведомленности и вовлеченности. |
|
Интеграция социальной и экономической политики |
Комплексные программы |
Разработка программ, которые сочетают экономическое развитие с социальными инициативами (например, создание рабочих мест для социально уязвимых групп). |
Инвестиции в инфраструктуру |
Развитие физической и социальной инфраструктуры (медицинские учреждения, школы, спорткомплексы), что улучшает качество жизни и привлекает инвесторов. |
|
Социальные услуги и безопасность |
Улучшение доступности социальных услуг |
Обеспечение легкости доступа к медицинским, образовательным и социальным услугам, особенно в удаленных и сельских районах |
Программы по поддержке уязвимых групп |
Разработка программ для поддержки пенсионеров, лиц с ограниченными возможностями, многодетных семей и молодежи, что позволит снизить уровень социальной напряженности. |
|
Устойчивое развитие и экология |
Экологическая политика |
Внедрение зеленых технологий и практик, способствующих устойчивому развитию и сохранению природных ресурсов, что влияет на качество жизни населения. |
Промоция экотуризма |
Разработка программ по развитию экотуризма, который не только поддержит экономику, но и позволит сохранить местную флору и фауну. |
|
Поддержка инклюзивного роста |
Создание условий для равного доступа к ресурсам |
Устранение барьеров для социально уязвимых групп к участию в экономике региона. |
Участие женщин и молодежи |
Программы по поддержке женщин в бизнесе и молодежных инициатив, что способствует инклюзии в экономические процессы |
|
Мониторинг и оценка |
Системы индикаторов |
Разработка индикаторов для мониторинга социальной политики и экономической эффективности, позволяющие оценивать успехи и корректировать направление |
Регулярные отчеты и аудит |
Обязательные отчеты о реализации социальных инициатив и программ, что повышает ответственность власти перед обществом. |
(составлено автором)
Таким образом, совершенствование региональной политики с социальными акцентами требует комплексного подхода, активного участия всех элементов общества и регулярного мониторинга. Это позволит не только повысить качество жизни граждан, но и обеспечить устойчивое развитие регионов в долгосрочной перспективе.
Разработка региональной стратегии по социальному развитию — это многоэтапный и комплексный процесс, который требует четкого структурирования. Важно, чтобы стратегия имела всеобъемлющий подход к социальной политике и учитывала разнообразные аспекты жизни населения. Ниже представлены ключевые разделы, которые могут быть включены в такую стратегию:
1. Введение
Цели и задачи стратегии: Определение долгосрочных и краткосрочных целей, которые требуется достичь в рамках социального развития.
Обоснование актуальности: Разъяснение причин, по которым необходима разработка стратегии, включая существующие проблемы и вызовы.
2. Анализ текущей ситуации
Социально-экономический анализ: Исследование демографических, экономических и социальных показателей региона.
Оценка существующих программ и инициатив: Анализ действующих мер и их эффективности в решении социальных проблем.
3. Проблемы и вызовы
Идентификация ключевых проблем: Выявление основных социальных проблем населения, таких как бедность, безработица, доступ к образованию и здравоохранению.
Факторы, влияющие на социальное развитие: Рассмотрение экономических, культурных, экологических и политических факторов.
4. Целевые группы
Определение целевых групп: Выделение ключевых групп населения, требующих особого внимания, например, дети, пожилые люди, люди с ограниченными возможностями, мигранты.
Анализ потребностей: Установление специфических потребностей и ожиданий каждой целевой группы.
5. Стратегические направления
Образование и развитие навыков: Разработка программ повышения квалификации, доступ к качественному образованию.
Здравоохранение: Обеспечение доступа к медицинским услугам и профилактическим мерам.
Социальная защита и поддержка: Создание систем поддержки для уязвимых групп населения.
Экономическое развитие и занятость: Инициативы по созданию рабочих мест и поддержанию предпринимательства.
6. Механизмы реализации
Комплексные программы: Разработка интегрированных программ, объединяющих различные аспекты социальной политики.
Партнерство с НПО и бизнесом: Сотрудничество с некоммерческими организациями и частным сектором для решения социальных проблем.
7. Мониторинг и оценка
Индикаторы успеха: Определение критериев и индикаторов для оценки результатов стратегии.
Механизмы обратной связи: Установление систематического мониторинга и вовлечение местных жителей в процесс обратной связи.
8. Бюджетирование и финансирование
Источники финансирования: Определение возможных источников финансирования, включая государственные, местные и международные гранты.
Финансовая устойчивость: Планирование бюджета на долгосрочную перспективу.
9. Заключение
Резюме и рекомендации: Обобщение ключевых выводов и предложений по внедрению стратегии.
10. Приложения
Дополнительные материалы: Графики, диаграммы, карты, примеры успешных инициатив и лучшие практики.
Эта структура позволяет охватить все важные аспекты социального развития и обеспечить комплексный подход к решению социальных проблем на уровне региона. Реализация такой стратегии требует тесного взаимодействия между государственными органами, бизнесом и гражданским обществом.
Социально-ориентированная модель регионального развития представляет собой подход, который акцентирует внимание на человеческом капитал и социальной сплоченности, а не только на экономическом росте. Основная цель этой модели — улучшение качества жизни населения и создание устойчивых и динамичных сообществ.
Особенностью реализации модели является наличие следующих акцентов:
- Человеческий капитал: фокус на образовании и профессиональной подготовке населения; развитие навыков и компетенций, необходимых для рынка труда;
- Социальная справедливость: устранение социального неравенства и доступ к базовым услугам (образование, здравоохранение, жилье); поддержка уязвимых групп населения и создание механизмов социальной защиты;
- Участие сообщества: активное вовлечение местных жителей в процессы принятия решений; создание платформ для обсуждения проблем и поиска решений на уровне сообщества;
- Экологическая устойчивость: учет экологических факторов и ресурсоэффективность в планировании и осуществлении региональных программ; поддержание гармонии между экономическим развитием и сохранением экологии;
- Инновации и технологии: поощрение внедрения новых технологий и инноваций для эффективного решения социальных проблем, развитие цифровых услуг и платформ для улучшения доступа к информации и услугам;
- инфраструктурное развитие: создание и модернизация инфраструктуры, обеспечивающей доступ к социальным и экономическим возможностям, инвестиции в транспорт, энергетические сети и коммуникации.
Принципы реализации модели:
- Интегрированный подход: согласование экономической, социальной и экологической политики для достижения устойчивых результатов.
- Межсекторное сотрудничество: взаимодействие между различными секторами (государственный, частный, неправительственный) для комплексного решения проблем.
- Мониторинг и оценка: регулярная оценка результатов и эффективность реализуемых программ для их корректировки и улучшения.
Примеры успешной реализации:
Участие граждан: Некоторые регионы внедрили программы, где жители могут предлагать и голосовать за проекты, приоритетные для их соседства.
Образование и работа: Программы переквалификации для безработных и молодежи с активным участием бизнеса в создании учебных курсов.
Социально-ориентированная модель ставит человека в центр принятия решений, что способствует созданию более благоприятной и устойчивой среды для жизни. Реализация такой модели требует комплексного подхода, вовлечения всех заинтересованных сторон и учета местных особенностей, а для ее формирования требуется выбор социальных ориентиров развития, применение адекватного методологического набора действий для проведения анализа, непосредственно оценка уровня социального развития и скоординированность мероприятий при реализации стратегии социального развития.
1. Avdeev D. A. Constitutional concept of regional policy in the Russian Federation / D. A. Avdeev // Bulletin of the Tyumen State University. Socio-economic and legal research. 2018. Volume 4. No. 3. pp. 152-163.
2. Vertakova Yu.V. Lavrikova N.I. The content and key features of regional policy in the social sphere// Theory and practice of the service: economics, social sphere, technology. 2016. No. 2 (28), pp.15-22.
3. Kovard V.V. From the state policy of the Republic of Belarus in the Russian Federation // Bulletin of Eurasian Science, 2018 No.4, https://esj.today/PDF/40ECVN418.pdf (the step is free).
4. Kulagina N.A., Krolivetsky E.N., Kuporov Yu.Yu., Novikov S.P. Model of management of the social ecosystem of the region based on a closed blockchain network // Natural sciences and Humanities research. 2022. No. 41 (3). pp. 171-176.
5. Kulagina N.A., Lysenko A.N., Kosobokov A.Y. Problems and prospects of using an individual digital profile to improve the social policy of the region // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2022. No. 3-1. pp. 48-54.
6. Matveeva M.V., Chuprov A.P. Fundamentals of regional development and regional policy of the Russian Federation // Fundamental research. – 2016. – No. 12-3. – pp. 673-677; URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41152
7. Marketing communications in the service sector: specifics of application and innovative approaches: Monograph/A.V. Khristoforov, I.V. Khristoforova, A.E. Suglobov; edited by Dr. of Economics, Prof. A.E. Suglobova. -M.: RIoR: INFRA-M, 2015. -159 p.
8. TACTICAL AND STRATEGIC MODELING OF INDICATORS OF CORPORATE FINANCIAL ACTIVITY OF the Bank S.V., Suglobov A.E. // Journal of World Applied Sciences. 2014. Vol. 29. No. 5. pp. 683-688.