VAC 5.2.1 Экономическая теория
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
GRNTI 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
OKSO 38.00.00 Экономика и управление
BBK 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
TBK 7 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ. ЭКОНОМИКА. ПРАВО.
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
The article analyzes the agro-food policy of the Ryazan region in the context of the implementation of the strategic priorities of the state to ensure food security. The information basis of the study was the materials of statistical collections of Rosstat, Ryazanstat; Resolutions and Orders of the Government of the Russian Federation and the Ryazan region related to food security issues; reporting data from the Ministry of Agriculture and Food of the Ryazan region. The analysis of the effectiveness of the implementation of the regional state program "Development of agriculture" in the field of production, processing and sale of agricultural products in dynamics over five years has been carried out. The achievement of the program's target indicators for most of the declared indicators has been revealed. The main problems of the region in the implementation of the State program at the current stage are outlined
food security, agri-food policy, the state program for the development of the agro-industrial complex, key indicators of the program's implementation
Стратегия развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 г. № 993-р, устанавливает основные приоритеты в сфере государственной агропродовольственной политики, которые направлены, прежде всего, на обеспечение продовольственной безопасности страны и каждого региона.Агропродовольственная политика регионов должна выстраиваться с учетом этих приоритетов государства на основе комплексного анализа проблем и тенденций развития АПК в условиях современной рыночной экономики [1-5, 14]. Рассмотрим с этих позиций агропродовольственную политику Рязанской областив динамике последних лет.
Рязанская область является одним из крупнейших регионов Европейской части России с достаточно высоким сельскохозяйственным потенциалом. По объему произведенной сельскохозяйственной продукции в 2022 году область заняла 9-е место из 18 субъектов Российской Федерации, входящих в состав Центрального Федерального округа [9].
С целью реализации основных приоритетов государства в сфере обеспечения продовольственной безопасности в регионе разработана государственная программа «Развития агропромышленного комплекса» (Постановление Правительства Рязанской области от 30.10.2013 № 357 в редакции Распоряжения Правительства Рязанской области от 09.02.2024 N 63-р), направленная на широкую поддержку развития всех подкомплексов АПК.В программе обозначены стратегические приоритеты развития АПК региона на период до 2030 года с учетом основных параметров федеральной «Программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717).
Основными целями региональной программы развития АПК является «создание условий для эффективного развития производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, повышение конкурентоспособности продукции за счет расширения ассортимента и улучшения её качества на основе комплексной модернизации производства» [7].
На развитиеАПК области за весь период реализации региональной программы (с 2013 по 2030 годы) предусмотрено привлечение средств в объеме 32,7млрд. рублей, из которых 21,9 млрд. рублей – это средства из федерального бюджета; 10,8 млрд. рублей – средства областного бюджета. Выполнение задач, поставленных в программе, должно способствовать повышению устойчивости регионального рынка сельскохозяйственной продукции, и в конечном итоге решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности региона.
В Таблице 1 проведен анализ эффективности исполнения региональной программы «Развития АПК» в 2018-2022 годах в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции.
Как видим, в отрасли растениеводства наблюдался устойчивый рост посевных площадей зерновых, зернобобовых, масличных и кормовых культур, значительно опережающий целевые индикаторы эффективности исполнения программы по данному показателю. Это закономерно приводило к росту производства данных культур. При этом ежегодные объемы производства зерновых и зернобобовых культур в хозяйствах всех категорий опережали плановые показатели исследуемого периода на 4,5 – 56,6 %; масличных культур – на 50,9 – 97,4 % (за исключением 2018 г.).
Столь существенный рост объемов производства растениеводческой продукции происходил как за счет эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения, так и за счет внедрения более эффективных технологий.
В регионе стабильно развивалось собственное производство овощей, ежегодные валовые сборы которых были не ниже плановых показателей, заложенных в Программе, на протяжении всего исследуемого периода (за исключением 2022 г.). При этом значительное внимание уделялось развитию овощеводства защищенного грунта. По данным министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области ежегодные объемы производства овощей в защищенном грунте достигли 9 тысяч тонн [6]. Ликвидация сезонности снабжения населения овощами является одним из важнейших приоритетов государственной политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности регионов.
Вместе с тем не достигнуты целевые индикаторы в производстве плодово-ягодной продукции. Суммарная площадь закладки многолетних плодово-ягодных насаждений за пять исследуемых лет составила всего лишь 59,6% от плановых показателей. В итоге валовые сборы плодов и ягод в общественном секторе были нестабильны и в отдельные годы существенно отставали от плановых показателей (в 2020 г. – на 32,5%, в 2022 г. – на 19,2 %). Как было показано в предыдущих работах автора, Рязанская область далека еще от достижения порогового уровня самообеспечения по плодово-ягодной продукции, установленному в новой редакции «Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (утверждена Указом Президента РФ от 21 января 2020 г. №20) [9]. К сожалению, следует признать, что основная нагрузка по обеспечению населения региона фруктами и ягодами до сих пор остается на частном секторе, также слишком высока еще импортозависимость в данной отрасли [11].
Таблица 1 – Анализ выполнения государственной программы Рязанской области"Развитие агропромышленного комплекса" в 2018-2022 гг.
Показатель |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
||||||||||||
план |
факт |
выполнение, % |
план |
факт |
выполнение, % |
план |
факт |
выполнение, % |
план |
факт |
выполнение, % |
план |
факт |
выполнение, % |
|||
Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства |
|||||||||||||||||
Посевные площади зерновых, зернобобовых, масличных и кормовых культур, тыс. га |
- |
877,4 |
- |
- |
946,9 |
- |
896,9 |
998,8 |
111,4 |
900,0 |
1062,2 |
118,0 |
911,7 |
1115,7 |
122,4 |
||
Площадь закладки многолетних насаждений, тыс. га |
0,04 |
0,083
|
207,5 |
0,045 |
0,147 |
326,7 |
0,05 |
0,112 |
224,0 |
0,376 |
0,095 |
25,3 |
0,348
|
0,075
|
21,6
|
||
Производство продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн: - зерновых и зернобобовых - масличных культур - картофеля - сахарной свеклы - овощей |
1539,3 145 365 255 82,5 |
1609,1 111,8 321,7 232,2 84,4 |
104,5 77,1 88,1 91,1 102,3 |
1581,2 148 325 260,1 83 |
2047,6 223,4 334,2 370,8 92,1 |
129,5 150,9 102,8 142,6 111,0 |
1917,5 200,6 327 252 83 |
2793,7 331,3 226,8 203,2 85,2 |
145,7 165,2 69,4 80,6 102,7 |
1938,1 219,0 330 255 83,1 |
2236,5 336,7 240,6 218,2 83,1 |
115,4 153,7 72,9 85,6 100 |
1957,4 239,5 332 257 83,8 |
3065,6 472,8 204,3 344,7 76,5 |
156,6 197,4 61,5 134,1 91,3 |
||
Валовые сборы плодов и ягод в общественном секторе, тыс. тонн |
1,9 |
2,4 |
126,3 |
1,9 |
2,4 |
126,3 |
2,4 |
1,62 |
67,5 |
2,5 |
3,1 |
124,0 |
2,6 |
2,1 |
80,8 |
||
Производство муки, тыс.т |
435 |
477,7 |
109,8 |
435 |
455,9 |
104,8 |
435 |
514,8 |
118,3 |
480 |
461,2 |
96,1 |
490 |
451,3 |
92,1 |
||
Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства |
|||||||||||||||||
Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) тыс. тонн в т.ч. в общественном секторе |
70,1 |
52,0
43,8 |
74,2
|
77 |
58,9
51,5 |
76,5 |
77,5
64,5 |
59,7
52,6 |
77,0
81,6 |
78,2
65,4 |
60,6
52,7 |
77,5
80,6 |
78,7
65,6 |
74,0
66,7 |
94,0
101,7 |
||
Племенное усл. маточн. поголовье всех с/х животных, тыс. усл. гол. |
27,8 |
25,6 |
92,1 |
26 |
28,2 |
108,5 |
26 |
40,8 |
156,9 |
38 |
45,4 |
119,5 |
38 |
46,3 |
121,8 |
||
Поголовье КРС мясных пород в обществен. секторе, тыс. гол. |
1,1
|
2,3
|
209,1
|
1,4
|
4,0
|
285,7
|
1,8
|
4,5
|
250,0
|
2,0
|
3,5
|
175,0
|
2,2
|
4,1
|
186,4
|
||
Производство молока в хозяйствах всех категорий, тыс. тонн в т.ч. в общественном секторе |
373,9
324 |
421,8
378,7 |
112,8
116,9 |
426,7
379,3 |
458,7
419,4 |
107,5
110,6 |
434
391 |
514,8
476,8 |
118,6
121,9 |
488,3
451,3 |
559,0
523,2 |
114,5
115,9 |
495,1
458,1 |
594,7
560,9 |
120,1
122,4 |
||
Производство сыров и сырных продуктов, тыс. тонн |
16,3 |
23,3 |
142,9 |
17 |
21,1 |
124,1 |
17 |
20,3 |
119,4 |
17 |
18,5 |
108,8 |
17 |
16,3 |
95,9 |
||
Пр-во масла сливочного, тыс. тонн |
3,0 |
3,4 |
113,3 |
3,0 |
3,05 |
101,7 |
2,6 |
2,62 |
100,8 |
2,6 |
2,79 |
107,3 |
2,6 |
3,08 |
118,5 |
||
Источник: составлено автором с использованием [7,8]
В регионе все ещё не выработана четкая стратегия развития садоводства на промышленной основе, ощущается острая нехватка отечественного посадочного материала в питомниководстве.
Также следует отметить негативные явления в такой важной подотрасли растениеводства, как картофелеводство [10]. Производство картофеля в регионе за последние пять лет сократилось более чем на треть и составило в 2022 году 204,3 тыс. тонн. При этом в исследуемые годы не достигнуты целевые индикаторы Программы по объемам производства картофеля.
Одним из ключевых направлений государственной политики по обеспечению продовольственной безопасности страны является увеличение и техническая модернизация предприятий по переработке отечественной сельскохозяйственной продукции [2]. Это нашло отражение и в Программе развития АПК Рязанской области, где запланированы значительные средства на развитие пищевой и перерабатывающей промышленности. Однако, обращает на себя внимание недостижение целевых индикаторов Программы по производству муки в 2021-2022 годах, тогда как объемы производства зерновых культур ежегодно увеличиваются. Данный факт указывает на нерешенные проблемы в сфере обеспеченности региона перерабатывающими мощностями для глубокой переработки зерна.
Что же касается выполнения программы по развитию отрасли животноводства, то здесь высокие показатели за исследуемый период достигнуты в молочном скотоводстве. Так, ежегодные объемы производства молока в общественном секторе превышали целевые индикаторы эффективности выполнения программы на 10,6-22,4 %. Это происходило за счет укрепления материальной базы сельхозпредприятий, строительства новых современных ферм, увеличения поголовья молочного стада и повышения эффективности племенной работы.
Следует отметитьзначительные успехи, достигнутые в последние годы в регионе в укреплении племенной базы животноводства. Как видим из данных таблицы 1.1, племенное маточное поголовье всех с/х животных увеличилось с 25,6 тыс. голов в 2018 году до 46,3 тыс. голов в 2022 году, т.е. в 1,8 раз. Превышение целевых индикаторов эффективности исполнения Программы по данному показателю в исследованные годы составило 8,5-56,9 %. Особенно существенные положительные сдвиги в племенной работе отмечаются в молочном скотоводстве области (Таблица 2).
Как видим из данных таблицы 2, в молочном скотоводстве региона сегодня достигнута хорошая обеспеченность племенными ресурсами. При увеличении племенного маточного поголовья (в 2023 году на 7,1 % по отношению к 2022 году) одновременно происходит и рост надоев на одну корову, которые в 2023 году в племенных хозяйствах преодолели рубеж в 10000 кг. При этом племенные хозяйства не только обеспечивают молодняком животноводческие предприятия региона, специализирующиеся на производстве молока, но и поставляют племенной скот в другие регионы России.
Таблица 2 – Племенная база молочного скотоводства Рязанской области в 2022-2023 годах
Наименование показателя |
2022 |
2023 |
2022/2023 (%) |
Количество племенных стад, ед. из них: Племенных заводов Племенных репродукторов |
17
4 13 |
18
4 14 |
105,9
100,0 107,7 |
Племенное маточное поголовье, гол. |
39797 |
42616 |
107,1 |
Удой на корову в среднем по стадуза 305 дн. лактации, кг |
9981 |
10366 |
103,9 |
Реализация молодняка, всего, голов в том числе вывоз, голов |
2911 2159 |
4171 3198 |
143,3 148,1 |
Завоз молодняка, всего, голов в том числе импорт, голов |
905 406 |
2830 198 |
312,7 48,8 |
Источник: составлено по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области
Конечно, для обновления племенных ресурсов области необходимы закупки молодняка из регионов с более развитым молочным животноводством, однако продажамолодняка молочного направления племенными хозяйствами в 2022-2023 гг. превысила закупки в 1,5-3,2 раза. При этом следует отметить существенное сокращение доли импорта племенного молодняка в молочном скотоводстве. Так, если в 2022 году импорт составлял 44,9 % от всего закупленного племенного молодняка, то в 2023 году этот показатель снизился до 7 %. Для сравнения можно отметить, что доля импорта в закупках племенного молодняка в молочном скотоводстве в 2018-2021 гг. составляла 57,2-72,4 % (Рисунок 1).
Рисунок 1 – Доля импорта в завозе племенного скота молочного направления
из-за пределов Рязанской области в динамике за 6 лет
Источник: рассчитано автором по данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области [6].
Таким образом, можно говорить о преодолении зависимости от импортного племенного материала в молочном скотоводстве региона. На сегодня это является одним из ключевых стратегических приоритетов в сфере реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в Российской федерации.
В настоящее время работа по укреплению племенной базы продолжает активно развиваться и в других отраслях животноводства, о чем свидетельствуют данные, приведенные в Таблице 3. Однакообращают на себя внимание очень низкие показатели в обеспечении племенными ресурсами мясного скотоводства региона: в 2023 году было всего лишь 250 голов маток мясной породы на общее поголовье скота мясных пород в 4052 голов.
Таблица 3 – Обеспеченность племенными ресурсами животноводства Рязанской области в 2023 году
Направления животноводства |
Племенная база |
Молочное скотоводство |
- 42,6 тыс. маток - 2 породы (голштинская, черно-пестрая) |
Мясное скотоводство |
- 250 голов маток - 1 порода (казахская белоголовая) |
Свиноводство |
- 3,16 тыс. голов маток - 2 породы (крупная белая, ландрас) |
Рыбоводство |
- 526 самки - 1 порода (карп парский) |
Птицеводство |
- 198,9 тыс. голов кур-несушек - 1 порода (Ломанн ЛСЛ Классик) |
Пчеловодство |
- 250 пчелосемей - 1 порода (среднерусская порода (приокский тип) |
Коневодство |
- 148 голов самок - 2 породы (русская верховая, орловская рысистая ) |
Источник: данные Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области [6]
Сложившаяся ситуация с обеспеченностью племенными ресурсами мясного скотоводства негативно отразилась на производстве мясного сырья в регионе. Как следует из данных таблицы 1.1, производство скота и птицы на убой в 2018 -2022 году существенно отставало от целевых индикаторов, заложенных в региональной программе развития АПК. В общественном секторе оно составляло чуть более 80 % от запланированного уровня, и только в 2022 году ситуация начала выправляться. В итоге уровень самообеспечения региона по мясу и мясопродуктам смог приблизится к пороговому значению, заложенному в «Доктрине продовольственной безопасности РФ» [12]. Но проблемы в этом направлении еще не преодолены.
Еще одним ключевым ориентиром развития АПК региона является обеспечение регионального продовольственного рынка высококачественными и конкурентоспособнымипродуктами питания на основе отечественного сельскохозяйственного сырья [13]. В сфере переработки животноводческой продукциипрограммой предусмотрена широкая поддержка предприятий сыродельной и маслодельной отраслей, направленная на стабилизацию производства сыров и сливочного масла и решение задач импортозамещения по данным продуктам. Как видим из данных таблицы 1, выполнение этой части программы в исследуемые годы осуществлялось достаточно успешно. Ежегодные объемы производства сыров и сливочного масла в 2018-2022 годах опережали запланированные показатели.
Таким образом, анализ эффективности исполнения государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса» позволил выявить успехи и проблемы в сфере реализации основных приоритетов государственной агропродовольственной политики Российской федерации. В отрасли растениеводства наибольшие успехи достигнуты в производства зерновых, зернобобовых, масличных и кормовых культур, однако имеется ряд проблем в сфере обеспеченности региона перерабатывающими мощностями для переработки зерна. Также не достигнуты целевые индикаторы эффективности исполнения программы в производстве картофеля, и особенно в производстве плодово-ягодной продукции, где существуют серьезные проблемы в развитии промышленного садоводства.
В отрасли животноводства за исследуемый период достигнуты высокие показатели в молочном скотоводстве, где отмечены значительные успехи в развитии племенной базы и преодолении зависимости от импортного племенного материала. В итоге ежегодные объемы производства молока значительно превышали плановые показатели, зафиксированные в программе. Стабилизировано производство сыров и сливочного масла в регионе. Вместе с тем, существуют нерешенные проблемы с обеспеченностью племенными ресурсами мясного скотоводства области, что негативно отразилась на производстве мясного сырья.
В заключении следует отметить, что ключевые ориентиры агропродовольственной политики Рязанской области, отраженные в региональной программе «Развития АПК», направлены на реализации основных приоритетов государства в сфере обеспечения продовольственной безопасности региона. В целом, за исследуемый период отмечается достижение целевых индикаторов программы по большинству заявленных показателей. Вместе с тем, в регионе сохраняется ещеряд проблем, мешающих поступательному экономического развитию агропромышленного комплекса.
Основными проблемами региона в сфере реализации Государственной программы на текущем этапе являются:
- недостаточность перерабатывающих мощностей и технологическая зависимость перерабатывающих предприятий АПК от импортного оборудования и комплектующих;
- не преодолена ещё зависимость от импортного семенного и посадочного материала в овощеводстве и плодоводстве;
- отсутствует четкая стратегия развития садоводства на промышленной основе, где ощущается острая нехватка отечественного посадочного материала в питомниководстве;
- нехватка отечественного племенного материала в мясном скотоводстве.
Преодоление выявленных проблем будет способствовать повышению устойчивости регионального рынка сельскохозяйственной продукции, и в конечном итоге решению проблемы обеспечения продовольственной безопасности региона.
1. Abakarova R.Sh. Rol' agrarnoy politiki v obespechenii prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii // Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya. – 2015. – № 11. – S. 104–106.
2. Bogapova M.R. Ocenka vliyaniya resursnogo potenciala na specializaciyu i effektivnost' sel'skohozyaystvennogo proizvodstva v regione // Ekonomicheskie nauki. – 2018. – № 4. – S. 118–125.
3. Gasanova D.B. Razvitie APK kak dvigatel' ekonomicheskogo rosta // Innovacionnye klastery v global'noy ekonomike: teoriya i praktika / pod red. A.A. Sukiasyan [i dr.]. – Orenburg., 2018. – S. 19–20.
4. Kel'chevskaya N.R., Pelymskaya I.S., Andreeva E.V. Razvitie resursnogo potenciala regional'nogo agropromyshlennogo kompleksa: monografiya. – Moskva: izdatel'stvo «Kreativnaya ekonomika», 2021. – 128 s.
5. Lyasnikov N.V. Agropromyshlennyy kompleks Rossii i neobhodimost' obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti v usloviyah mezhdunarodnyh sankciy // Problemy rynochnoy ekonomiki. – 2018. – № 2. S. 19–25.
6. Oficial'nyy sayt Minsel'hozproda Ryazanskoy oblasti [Elektronnyy resurs]. - URL: https:// www.agroxxi.ru/zhivotnovodstvo
7. Postanovlenie Pravitel'stva Ryazanskoy oblasti ot 30.10.2013 N 357 (red. ot 10.12.2021) « Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Ryazanskoy oblasti «Razvitie agropromyshlennogo kompleksa» [Elektronnyy resurs]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/460211574
8. Ryazanskaya oblast' v cifrah Kratkiy statisticheskiy sbornik: Ryazan'stat, 2023. – 169 s. URL: https://62.rosstat.gov.ru›statpublications/ document/43911
9. Savina O.V. Analiz osnovnyh kriteriev obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti regiona (na materialah Ryazanskoy oblasti) / Russian Journal of Management. 2024. T. 12. № 2. S. 66-76.
10. Savina, O. V. Sostoyanie i perspektivy razvitiya kartofelevodstva v Ryazanskoy oblasti / VI mezhdunarodnyy penitenciarnyy forum «Prestuplenie, nakazanie, ispravlenie» : Sbornik tezisov vystupleniy i dokladov uchastnikov – Ryazan': Akademiya FSIN Rossii, 2023. – S. 243-249.
11. Savina O.V., Pentegov S.I., Obespechenie prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossii na osnove razvitiya plodovo-yagodnogo podkompleksa APK // Russian Journal of Management. 2024. T. 12. № 1. S. 226-238.
12. Ukaz Prezidenta RF ot 21 yanvarya 2020 g. № 20 "Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii". [Elektronnyy resurs]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 73338425/
13. Shashkova I.G., Romanova L.V. Analiz sostoyaniya obespecheniya prodovol'stvennoy bezopasnosti Ryazanskoy oblasti // Fundamental'nye issledovaniya. – 2019. – № 11. – S. 196-201 - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=42611
14. Chekavinskii A. N., Selimenkov R. Yu. Modelling of food security in the region // Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. – 2014. – № 4(34). – p. 226-235. – doi:https://doi.org/10.15838/esc/2014.4.34.20.