Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the field of digital humanities in terms of its object of study, methods, and praxis. The author outlines the history of digital humanities along with its conceptual framework and brings up relationships between digital humanities and the study of communication.

Keywords:
digital humanities; traditional humanities; scholarly communication; communication study.
Text

1.

В одном из последних номеров журнала KV: Компьютерные Вести обсуждаются новые информационные технологии, разработанные группой израильских ученых, которые позволяют проводить лингвистический анализ стилистических особенностей текстов и разбивать их на кластеры с предполагаемым разным авторством. Программа, разработанная учеными, дает возможность выявлять смысловые особенности, которые являются трудноуловимыми при ручном анализе текста. Так, при помощи данной программы был проанализирован текст, составленный из фрагментов двух книг — книги пророка Иеремии и книги пророка Иезекииля — компьютер вновь разделил их с 99%-ной точностью. Кроме того, компьютер справился и с другой задачей — отделил «жреческие» пассажи (относящиеся к области культа) от «нежреческих». Как отмечается в статье, «…подобные исследования получили название “цифровой гуманитаристики” (digital humanities) и уже помогают в решении проблем установления авторства анонимных текстов и даже пола автора» [5].

Последнее время цифровые технологии в гуманитаристике становятся все более распространенными, затрагивая многочисленные аспекты научной работы с материалом, такие как его выбор, сохранение, анализ, моделирование, презентация и распространение. В настоящее время печатный медиум уже не является исключительным средством создания и распространения гуманитарных знаний. Новые медиа- и цифровые технологии, такие как подкастинг, блоги, видеохостинг, вики-системы и т.д., получают все большее распространение в гуманитарных науках.

Цифровая гуманитаристика, как об этом свидетельствует сам термин, возникла из потребности гуманитарных наук освоить потенциал новых цифровых технологий. Цифровая гуманитаристика существует на пересечении компьютерно-информационных цифровых технологий и исследований, направленных на изучение человеческой природы. Иными словами, цифровая гуманитаристика призвана исследовать то, как цифровые технологии помогают нам понять, что такое человек, и то, как человек влияет на развитие и использование новых цифровых технологий.

Таким образом, цифровая гуманитаристика обращается к исследованию любых артефактов, цифровой анализ которых позволяет нам понять и объяснить гуманитарную сущность человека. Любая гуманитарная дисциплина так или иначе обращается к исследованию подобных «человеческих следов». Так, историки искусства используют цифровые технологии при сортировании и визуализации произведений. Научная инфраструктура классицистов включает создание цифровых энциклопедий, комментариев и аннотированных гипертекстов. Лингвисты создают конкорданции, глоссарии, корпусы различных языковых материалов и т.д.

References

1. Antonova L.G. Klassicheskie zakony kommunikatsii i sovremennoe informativnoe prostranstvo. Russkiy yazyk v shkole. - 2009. - № 4. - S. 22-25.

2. Delez Zh., Gvattari F. Tysyacha plato. Kapitalizm i shizofreniya. - M., 2010.

3. Lessi E. Prakticheskaya gumanitaristika / per. s angl. A. Oleynikova. Voprosy obrazovaniya. - 2006. - № 4. - S. 246-248.

4. Rusakov A.Yu. Informatsionno-kommunikatsionnye tekhnologii v sotsiokul'turnykh kontekstakh razlichnykh istoricheskikh epokh. Voprosy kul'turologii. - 2008. - № 4 (aprel'). - S. 21-25.

5. San'ko S. Kto zhe avtor Vetkhogo Zaveta?. KV: Komp'yuternye Vesti. Noyabr' 2011. http://www.kv.by/content/kto-zhe-avtor-vetkhogo-zaveta

6. Fedorova T.S. Informatsionnye resursy gumanitarnykh nauk. Biblioteka v epokhu peremen. - 2008. - № 2. - S. 69-80.

7. Epshteyn M. Znak_probela: o budushchem gumanitarnykh nauk. - M.: Novoe lit. obozrenie, 2004.

8. Adema J. Why Experiment? Critical analysis of the Values Behind Digital Scholarly Publishing. URL: http://openreflections.wordpress.com/2012/08/04/why-experiment-a-critical-analysisof-the-values-behind-digital-scholarly- publishing/

9. Allison S. et al. Quantitative Formalism: An Experiment. - Standford: Stanford Literary Lab., 2011.

10. Berry D. The Computational Turn: Thinking About the Digital Humanities. Culture Machine. - 2011. - Vol. 12. www.culturemachine.net

11. Busa R. The Annals of Humanities Computing: The Index Thomisticus. Computers and the Humanities. - 1980. - Vol. 14. - P. 83-90.

12. Craig R. Communication in the Conversation of Disciplines. Russian Journal of Communication. - 2008 (winter). - Vol. 1. - No. 1. - P. 7-23.

13. Epstein M. The Role of The Humanities in Global Culture: Questions and Hypotheses. Rhizomes: Cultural Studies in Emerging Knowledge. - Ohio: Bowling Green University. - 2001. - No. 2. http://www.rhizomes.net/issue2/epstein.html

14. Debates in the Digital Humanities / By ed. M. Gold. - Minneapolis: University of Minnesota Press, 2012.

15. Hayles K. How We Think. Digital Media and Contemporary Technogenesis. - Chicago: University of Chicago Press, 2012.

16. Manovich L. Trending: The Promises and the Challenges of Big Social Data. Gold, M. (Ed.). Debates in the Digital Humanities. - Minneapolis: University of Minnesota Press. - 2012. - P. 460-475.

17. Moretti R. Graphs, Maps, Trees: Abtsrcat Models for Literary History. - New York: Verso, 2007.

18. Presno T. Digital Humanities Manifesto 2.0. http://www.toddpresner.com/?p=7

19. Ramsay S. Reading Machines: Toward an Algorithmic Criticism. - Urbana: University of Illinois Press, 2011.

20. Schreibman S. et al. (Eds.). A Companion to Digital Humanities (Blackwell Companions to Literature and Culture). - Oxford: Blackwell, 2008.

21. Witmore M. Data-mining Shakespeare [video][audio] (Folger Lecture Series). Washington, DC: Folger Shakespeare Library. www.folger.edu/template.cfm?cid=3988

Login or Create
* Forgot password?