This paper describes the study of a number of issues relating to professional self-determination of psychology students. The role of «I»-concept of the individual in choosing a career, and preferred activities in the profession of a psychologist. The model of the influence of the «I»-concept in a permanent process of professional self-determination of psychology students is offered.
professional self-determination, the preferred type of activity, primary and secondary self-determination, permanent process of self-determination in the profession, self-assertion in the profession, «I»-concept of personality
Исследование проблем профессионального самоопределения свидетельствует о том, что каждый человек, исходя из своих индивидуальных особенностей, имеет свое профессио нальное предназначение [2]. Этим объясняется тот факт, что люди в зависимости от своих личностных качеств неодинаково владеют одной и той же профессией. Следовательно, чтобы достичь успеха в профессиональной деятельности и быть конкурентоспособным специалистом, необходимо вовремя определить «свое» место внутри конкретной сферы деятельности. Занимая «свое» профессиональное место, человек будет иметь возможность наиболее полно реализовать себя в профессии и самоутвердиться в ней как специалист.
В настоящее время, в условиях высокой конкуренции на рынке услуг, для современного специалиста важно не только освоение компетенций в той или иной сфере деятельности, но и осознание своих возможностей, своей «Я»-концепции применительно к конкретной деятельности. Выбор сферы деятельности во многом зависит от того, как человек осознает и оценивает свои возможности в конкретном виде труда. Несмотря на то, что профессиональная пригодность формируется в процессе практики, значение выбора предпочтительной деятельности внутри профессии на этапе профессиональной подготовки недооценивать нельзя.
Наше представление о профессиональном самоопределении сводится к тому, что оно представляет собой процесс выбора профессии и определение в соответствии с «Я»-концепцией своего места в ней, сопровождающийся последующей самореализацией и самоутверждением личности в профессиональной деятельности. Представляя собой перманентный процесс, профессиональное самоопределение включает в себя следующие основные этапы:
- выбор профессии как решение задач первичного самоопределения;
- процесс овладения профессией в ходе профессионального обучения, когда осуществляется усвоение профессиональных знаний, вхождение в профессию и идентификация с ней;
- определение конкретного вида деятельности (предпочтительной деятельности) в рамках выбранной профессии в соответствии с «Я»-концепцией личности как решение задач вторичного самоопределения;
- практическое осуществление профессиональной деятельности с учетом своей индивидуальности («Я»-концепции), приводящее к самореализации в профессии и профессиональному самоутверждению личности.
1. Berns R. Razvitie Ja-koncepcii i vospitanie [The development of self-concept and education.] Moscow: Progress [Progress Publishers], 1986. 422 p.
2. Gurevich K. M. Differentsial'naya psikhologiya i psikhodiagnostika. Izbrannye trudy. SPb.: Piter, 2008. 336 s.
3. Klimov E. A. Razvivajushhijsja chelovek v mire professij. [People in the developing world professions] Obninsk: Izd-vo «Printer» [Obninsk Publishing House of the «Printer»] 1993. 57 p.
4. Mjasishhev V. N. Lichnost’ i nevrozy. [Personality and neuroses] Leningrad, Leningrad State University, 1960. 426 p.
5. Psihologija i pedagogika [Psychology and Pedagogy] / Pod obshh. red. [edited by] V. A. Slastenin, V. P. Kashirin. M.: Izdatel’stvo Jurajt, [Publishing house Yurayt], Moscow, 2013. 609 p.
6. Rumjanceva T. V. Psihologicheskoe konsul’tirovanie: diagnostika otnoshenij v pare [Psychological counseling: diagnosis in the couple]. Rech’, St. Petersburg: 2006. 176 p.
7. Holland J. L. Making vocational choices: A theory of careers. Englewood Cliffs, N. J., 1973. 320 p.