Moscow, Moscow, Russian Federation
VAC 5.2.3 Региональная и отраслевая экономика
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 338.43.02 Аграрная политика в целом и отдельных стран
In modern geopolitical conditions, the countries of the Union State – Russia and the Republic of Belarus - face the task of ensuring food security. An essential condition for this is to achieve independence while providing national agricultural producers with seed and planting material produced in the Union State. The countries of the Union State have a large-scale collection of plant samples, an authoritative school of geneticists and breeders, favorable natural and climatic conditions, which makes it possible to produce zoned varieties. However, since the 1990s, the seed industry of the Union State countries has gradually declined, because foreign more highly productive hybrids began to enter the market, for the successful implementation of which foreign firms used the entire arsenal of the marketing system, including a wide network of agricultural managers who were engaged in product promotion. After 2022, as a result of the adoption of a number of regulatory documents, the import of foreign hybrids decreased significantly, and the national breeding and seed production systems of the Union State countries received a new development. For a successful import substitution process in the seed production of the Union State countries, it is necessary to create a favorable institutional environment for all participants in the process, including production, refinement, storage, sale, transportation of seeds, quality control: farmers, breeders, production workers, representatives of the public and private sectors, financial and regulatory authorities; harmonize legislation and organizational and economic mechanism in the field of breeding and seed production.
Union State, Russia, Republic of Belarus, food security, breeding, seed production, import substitution, import, export, agriculture, agricultural sector, unified agrarian policy, state regulation.
Введение. Условием обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства в современных реалиях является достижение суверенитета в сфере семеноводства основных сельскохозяйственных культур. Это требует проведения масштабных мероприятий по формированию общей стратегии импортозамещения, согласованной научно-технологической, единой аграрной политики Союзного государства, что предполагает гармонизацию законодательства, нормативно-правовой базы, программно-целевых документов, расширение взаимодействия в сфере научно-технологического развития Союзного государства, что в свою очередь обусловливает существенные инвестиции в сферу НИОКР и обеспечение необходимых мер поддержки проведения научно-исследовательских работ и коммерциализацию результатов их проведения [1].
Основными проблемами развития семеноводческой отрасли в странах Союзного государства являются недостаточный объем выделяемых инвестиций в НИОКР, дефицит специалистов, закрытый доступ к зарубежным технологиям недружественных стран, неразвитость системы маркетинга и продвижения результатов инновационной деятельности и селекционно-семеноводческой продукции среди сельхозтоваропроизводителей.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности России, целевой показатель самообеспечения семенами основных сельхозкультур должен быть на уровне не менее 75%, тогда как в 2022 г. на российскую селекцию по большинству культур приходилось менее 50% в структуре посевов [2, 3].
В Доктрине национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г. одним из критериев достижения цели по развитию национальной продовольственной безопасности является снижение импортной составляющей в затратах на производство сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 18–20% к 2030 году [4]. Однако по ряду сельскохозяйственных культур, например, овощным культурам, импорт семян достигает 85% [5].
Развитие проектов импортозамещения в сфере семеноводства под патронажем министерств сельского хозяйства России и Республики Беларусь, способно улучшить сельскохозяйственное производство в обеих странах, обеспечив их собственными семенами и гибридами сельскохозяйственных растений. В современных геополитических условиях становится важным иметь стабильное производство продовольственных товаров и достаточный запас сельскохозяйственного сырья. Сотрудничество и обмен опытом в странах Союзного государства могут помочь в обеспечении устойчивого развития и обеспечении продовольственной безопасности. Однако, чтобы реализовать все эти перспективы, необходимо учитывать национальные особенности и различия в аграрных сферах стран Союзного государства, а также преодолевать торговые и экономические барьеры санкционного противодействия.
Таким образом, в странах Союзного государства вопросы импортозамещения в сфере семеноводства являются в настоящее время весьма актуальными. При этом интерес представляет сравнительная оценка мер поддержки сельского хозяйства с развитыми зарубежными странами и перспективные направления развития семеноводческой отрасли Союзного государства.
Методы исследования. В процессе исследования использовались следующие методы: экономико-статистические, монографический, сравнительного анализа и экспертных оценок. В ходе работы использовались нормативно-правовые документы, материалы аналитических агентств, научные и информационно-аналитические статьи. Информационную базу исследования составили данные Федеральной службы государственной статистики России, Федеральной таможенной службы России, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Организации экономического сотрудничества и развития.
Результаты и обсуждение. В период экономических реформ национальная селекция и семеноводство Союзного государства не получала должного развития, на протяжении более 30 лет отмечалось существенное недофинансирование отрасли, а рынок семян заняли зарубежные высокопродуктивные аналоги. После 2022 г. начался процесс перехода стран Союзного государства на импортозамещающие стратегии развития АПК, что было продиктовано необходимостью достижения технологического суверенитета с целью обеспечения национальной безопасности, а также обусловлено введением многочисленных санкций.
Под «импортозамещением понимается стратегия, ориентированная на удовлетворение внутристрановых потребностей за счет стимулирования внутренних факторов экономического развития. Применительно к АПК импортозамещение означает укрепление производственного потенциала комплекса на основе активизации внутренних факторов для увеличения объемов, а также повышения качества и доступности продовольствия, одновременно снижая зависимость страны от иностранных ресурсов» [6].
Согласно данным ФТС РФ в 2022 г. в страну было импортировано семян подсолнечника на сумму 597,28 тыс. долл. США в количестве 2945 кг, основными поставщиками были ЕС, Турция, Китай, Грузия; семенного картофеля на сумму 1745,35 тыс. долл. США в количестве 1067 кг, основные поставщики Финляндия, Франция, Кыргызстан, Великобритания; семян кукурузы на сумму 2217,58 тыс. долл. США в количестве 3128 кг, основные поставщики Польша, Молдова, Грузия, ЕС [7]. В 2021 г. Россия закупила за рубежом свыше 4 тыс. т семян сахарной свеклы на сумму 106,5 млн долл. США, основными поставщиками выступили Франция, Германия, Италия, Турция, Австрия, Беларусь [8]. В 2022 г. доля отечественных семян сои составила 46%, рапса – 31%, подсолнечника – 22%, картофеля – 6,7%, кукурузы – 43%, сахарной свеклы – 1,8% (рис.) [9].
Рис. – Доля отечественных семян и гибридов в общей площади посевов в 2023 г., %
Источник: составлена автором с использованием материалов [9].
В 2023 г. импорт семян различных сельскохозяйственных культур в России сократился почти на треть, например, импорт семян подсолнечника и кукурузы сократился на 38 и 45% соответственно. Это было обусловлено уходом с российского рынка ряда зарубежных семеноводческих компаний из недружественных стран (США, ЕС: Австрия, Венгрия, Франция). При этом в структуре импорта семян увеличилась доля дружественных государств. Например, Турция нарастила поставки семенной кукурузы – в два раза и подсолнечника – на 15% [10, 11].
В рамках Постановления Правительства РФ от 27 января 2024 г. №72 О введении временного количественного ограничения на ввоз отдельных видов семян сельскохозяйственных растений импорт из недружественных стран с января 2024 г. квотируется [12]. В феврале 2024 г. Россия ввела квоты на импорт семян картофеля – 16 тыс. т, ячменя – 0,6 тыс. т, кукурузы – 5 тыс. т, рапса – 2 тыс. т, подсолнечника – 7,5 тыс. т, сахарной свеклы – 2 тыс. тонн до 31 декабря 2024 года. Эта мера позволит регулировать объемы иностранных семян на российском рынке, создавая выгодные условия для российских производителей, но не допуская дефицита и роста цен на посевной материал. По мере развития отечественного семеноводства и наращивания внутреннего производства объем ввозимых семян планируется уменьшать. Предполагается, что в 2025 г. сельхозтоваропроизводители России будут обеспечены 80-85% отечественными гибридами подсолнечника и 40-50% гибридами сахарной свеклы [13, 14].
С 1 марта 2024 г. иностранные семенные компании могут работать в России только через совместные предприятия, контролируемые российскими партнерами на 51 процент. Эти изменения уже привели к сокращению импорта базовых сельскохозяйственных культур более чем в два раза и повышению цен на семена. Ожидается, что до 2027 г. Россия достигнет самообеспеченности не менее 75% по семенам ключевых культур. Несмотря на достаточное производство семян пшеницы, российская селекция других важных культур, таких как кукуруза, картофель и сахарная свекла, все еще остается зависимой от зарубежных аналогов.
Ожидается, что объемы квот и перечень поставщиков на следующий год будут определены до конца текущего года исходя из потребностей рынка, а также с учетом наличия у поставщика плана по локализации производства на территории России. Согласно постановлению Правительства РФ от 16.05.2023 г. №754 О правилах локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории РФ, иностранные производители обязаны были представить планы до 1 марта 2024 года. Крупнейшие семеноводческие компании, на протяжении многих лет работающие в России, начали эту работу заблаговременно. Например, завод французской компании «Лидеа» уже начал локализацию родительских линий подсолнечника и кукурузы. Об аналогичных планах в ближайшей перспективе заявила компания «Лимагрен» - французский производитель семян подсолнечника, кукурузы, рапса и др. [15].
Для решения этой проблемы требуются инвестиции в развитие отечественного семеноводства, улучшение нормативно-правовой базы, государственная поддержка и развитие межотраслевой кооперации [16].
Проблема импортозамещения в сфере семеноводства в странах Союзного государства стоит очень остро, особенно это справедливо в отношении таких культур как сахарная свекла, картофель, масличные и овощные культуры, кукуруза. Например, в 2000-х годах рынок семян сахарной свеклы постепенно начал заполняться зарубежными одноростковыми более продуктивными гибридами, постепенно вытесняя отечественные сорта. Сахарная свеклы - двухлетняя культура, ее семена вызревают на второй год, и в России и Беларуси очень мало климатически пригодных зон для их продуктивного размножения. Как правило, все компании мира, которые занимаются семенами сахарной свеклы, выращивают их на севере Италии и юге Франции. В России для этих целей подходят лишь некоторые районы возле Сочи и в Крыму. Селекцией сахарной свеклы в России занимается ВНИИИ сахарной свеклы и сахара им. А.Л. Мазлумова, Рамонская селекционная станция (Рамонь, Воронежская область), Первомайская селекционно-опытная станция сахарной свеклы (Краснодарский край) и Льговская селекционная станция (Курская область). Однако в этих организациях существуют серьезные проблемы с финансированием и обеспеченностью кадрами [17].
Однако в настоящее время происходят серьезные финансовые вложения в семеноводство сахарной свеклы, решаются кадровые и технические вопросы. По словам специалистов АО «Щелково Агрохим» – крупной компании-производителя российских гибридов сахарной свеклы, компания готова предложить рынку семенной материал сахарной свеклы в объеме не менее 350 тыс. п.е., то есть около 30% от потребности рынка [17]. В случае государственной поддержки производства и квотирования импорта семян к 2027 г. данная компания планирует занять 75% отечественного рынка семян сахарной свеклы, вырастив около 975 тыс. посевных единиц.
Российские сорта картофеля, которые выращиваются в рамках программы поддержки семеноводства с 2018 г., уже не уступают импортным. На селекцию и семеноводство картофеля из федерального бюджета направлено более 11 млрд руб., также делают вложения частные инвесторы. Селекционерам была поставлена задача к 2025 г. вывести не менее 12 сортов картофеля и поставить на рынок не менее 15 тыс. т сортов семян уровня элита. На текущий момент в Госреестр уже введено более 20 сортов картофеля и поставлено 15 тыс. т семян уровня элита. Однако в среднесрочной перспективе особое внимание стоит уделить выведению отечественных сортов картофеля для производства чипсов и картофеля фри. Около 30 перспективных российских сортов картофеля находятся в различной стадии регистрации и выпуска на российский рынок, картофелеводы готовы к 2030 г. обеспечить 75% отечественного рынка [17].
В Государственном реестре селекционных достижений числится более 350 сортов и гибридов масличных культур селекции ФГБНУ Всероссийского НИИ масличных культур им. В.С. Пустовойта (ФГБНУ ВНИИМК), включая родительские линии. Все они допущены к возделыванию в различных регионах России от Калининградской области, Северного Кавказа до Дальнего Востока, а объем произведенных семян будет зависеть от спроса сельхозпроизводителей [9]. В 2023 г. в России создан Национальный селекционно-семеноводческий консорциум по обеспечению сельхозтоваропроизводителей семенами подсолнечника отечественной селекции. В консорциум вошли ООО «РуСидс», ГК «Эфко» и агрокорпорация «Био-тон», а также ФГБНУ ВНИИМК [18].
Импортозамещением семян кукурузы и подсолнечника занимается Национальная ассоциация производителей семян, которая предусматривает расширить посевы кукурузы до 6 млн га и производить зерна кукурузы не менее 25 млн тонн. Для достижения цели по импортозамещению кукурузы производство ее семян должно составлять не менее 120 тыс. тонн [8].
Республика Беларусь обеспечивает себя семенами основных сельскохозяйственных культур, которые производят 50 элитпроизводящих организаций, поставляя семена на рынок ЕАЭС. Например, в Госреестр РФ включено порядка 50 сортов различных культур белорусской селекции: сорта озимой и яровой пшеницы, озимой ржи, озимого и ярового тритикале, овса, ячменя, ярового рапса, редьки масличной, сурепицы озимой, горчицы белой, гречихи, свеклы кормовой, многолетних трав, картофеля. Поставщиками семенного материала по картофелю являются Научно-практический центр Национальной Академии наук Беларуси по картофелеводству и плодоовощеводству, крупные сельхозпредприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства. Однако, проблемы существуют в овощеводстве, свыше 85% семян республика импортирует [19].
Основным проблемным аспектом развития белорусского семеноводства в овощеводческой сфере является отсутствие размножения элитных семян овощных культур. В 1996 г. в республике было 23 специализированных хозяйства по производству семян овощных культур. К настоящему времени практически полностью ликвидировано главное звено – производство репродукционных семян овощей и посадочного материала. Так, из приватизированных в 2008 г. семи организаций «СортСемОвощ» в настоящее время функционирует только одна. В стране имеется система создания сортов и гибридов овощных культур, их первичное семеноводство (получение оригинальных семян) и внедрение в производство, а также система реализации семян, однако отсутствует производство репродукционных семян и посадочного материала.
Система мер по развитию рынка семян овощных культур в Республике Беларусь включает следующие составляющие: стимулирование развития сферы размножения семян овощных культур; совершенствование учета движения товарных потоков на рынке семян овощных культур; интеграция страны в мировую систему товарного семеноводства овощных культур; обеспечение прослеживаемости оборота семян на основе цифровизации; развитие комплексного технико-экономического подхода осуществления производственной деятельности; проведение мониторинга рынка семян овощных культур [5].
Кроме того, в Республике Беларусь остро стоит проблема формирования кормовой базы для животноводства, а именно обеспеченность белковыми компонентами на основе сои. В 2021 г. предприятия АПК республики импортировали свыше 422 тыс. т соевого шрота на сумму 228,4 млн долл. США. Согласно разработанной белорусскими учеными стратегии адаптации аграрного производства к изменяющимся климатическим условиям на период до 2030 г. откроются новые возможности для выращивания сои в Брестской и Гомельской областях. Однако есть противники выращивания сои, считающие природно-климатические условия республики неподходящими. Кроме того, в республике пока отсутствует взаимодействие между производителями соевого зерна, его переработчиками, потребителями, научными учреждениями и государством, не развито семеноводство сои. Объем производства собственных семян этой культуры незначителен. Для решения вышеуказанных проблем белорусские ученые предлагают сформировать систему семеноводства сои, представляющей собой совокупность технико-технологических, организационно-экономических и управленческих элементов, ориентированных на обеспечение потребности соесеющих организаций в высококачественных элитных и репродукционных семенах сортов белорусской селекции, адаптированных к климатическим условиям республики. Предложенная система семеноводства также должна включать в себя маркетинговое обеспечение, консультационное сопровождение, систему обучения и повышения квалификации специалистов агрономических служб и руководящих кадров сельскохозяйственных организаций [20, 21].
Республиканское объединение «Белсемена» совместно с государственными органами и организациями выполняет организационные функции госуправления в сфере семеноводства сельскохозяйственных культур [22]. Государственное регулирование в области селекции и семеноводства в Республике Беларусь осуществляет Государственная семенная инспекция, которая по аналогии с российской Госсорткомиссией, занимается вопросами сортового и семенного контроля [23].
Данные таблицы 1 подтверждают наличие достаточно развитой нормативно-правовой базы для развития семеноводческой отрасли в странах Союзного государства, включающей как национальные законы и программы, так и наднациональные – на уровне Евразийского экономического сотрудничества (ЕАЭС).
Таблица 1
Законодательство в сфере семеноводства в странах Союзного государства
на современном этапе
Нормативно-правовые документы Российской Федерации |
Нормативно-правовые документы Республики Беларусь |
Доктрина продовольственной безопасности РФ, утвержденная Указом Президента РФ от 21.01.2020 г. №20.
|
Доктрина национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 года, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 15.12.2017 г. №962. |
Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 25.08.2017 г. №996 (подпрограммы «Развитие селекции и семеноводства картофеля в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства сахарной свеклы в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства масличных культур в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства технических культур в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства зерновых культур в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства овощных культур в РФ»; «Развитие селекции и семеноводства кукурузы»). |
Государственная программа «Аграрный бизнес» на 2021–2025 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 01.02.2021 г. № 59 (подпрограмма № 2 «Развитие семеноводства сельскохозяйственных растений»). |
Федеральный закон «О семеноводстве» от 30.12.2021 г. №454, вступивший в силу 1.09.2023 г., за исключением норм о генетическом паспорте, которые вступают в силу 01.09.2025 г. и Порядка хранения, производства и использования семян с.-х. растений, который вступает в силу 01.09.2024 г. |
Закон «О селекции и семеноводстве сельскохозяйственных растений» от 07.05.2021 г. №102. |
Правила локализации производства семян с.-х. растений на территории РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 16.05.2023 г. №754. |
Закон «О государственной аграрной политике» от 17.07.2014 г. №347. |
Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г. |
|
Соглашение об обращении семян сельскохозяйственных растений в рамках Евразийского экономического союза от 07.11.2017 г. |
|
Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства «Об Основных направлениях реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 годы» от 29.01.2024 г. |
|
Единый информационный реестр сортов сельскохозяйственных растений, допущенных (или рекомендованных) к использованию в государствах ЕАЭС (готовится вводится в действие) |
Источник: составлено с использованием данных [2, 4, 21, 24, 25, 26].
Нормативно-правовая база регулирования системы селекции и семеноводства в России представлена широким перечнем документов, среди которых уже упомянутая Доктрина, Стратегия научно-технологического развития, ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ФЗ «О семеноводстве», Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы (ФНТП). По таким культурам как картофель, сахарная свекла, масличные, зерновые, овощные, технические культуры, кукуруза в рамках ФНТП разработаны соответствующие подпрограммы, направленные на получение высококачественного семенного материала отечественной селекции на основе применения высокотехнологичных российских разработок и комплексных научно-технических проектов полного инновационного цикла [24]. В стране необходимо создавать больше селекционных центров и семеноводческих хозяйств. Фундаментальные исследования, научные разработки, сохранение биологического разнообразия должны финансироваться за счет государства, тогда как выведение новых сортов – в рамках государственно-частного партнерства. При этом техническое задание на разработки научным учреждениям должен формулировать бизнес, который также финансово поддержит проекты импортозамещения. Научные организации в этой ситуации смогут улучшить свое финансовое положение за счет роялти [17].
Общий объем бюджетного финансирования ФНТП составил около 34,7 млрд руб., еще около 34 млрд руб. будут выделены из внебюджетных источников. Данная программа рассчитана до 2030 г. и исполняется путем реализации 13 подпрограмм, 7 из которых – селекционные (картофель, сахарная свекла, кукуруза, зерновые, овощные, технические, масличные культуры).
Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что за 2024-2030 гг. семеноводческой отрасли России предстоит колоссальная работа по производству семян основных видов сельскохозяйственных культур. Так, к 2030 г. наиболее масштабные объемы предстоит нарастить по производству семян масличных культур – до 15 тыс. т или в 9 раз больше показателя 2024 г., семян сахарной свеклы – до 62,63 тыс. п.е. или в 4 раза к показателю 2024 г., семян кукурузы – до 5,37 тыс. т или в 3 раза больше (табл. 2).
Таблица 2
Некоторые целевые индикаторы ФНТП по производству семян основных видов сельскохозяйственных культур
Вид с.-х. культуры |
Единицы измерения |
2024 |
2030 |
2030 г. к 2024 г., %, разы |
Семенной материал картофеля |
тыс. тонн |
315* |
512 |
62,5% (в 1,6 раз больше) |
Семена гибридов сахарной свеклы |
тыс. посевных единиц |
16,15** |
62,63 |
288% в 4 раза больше |
Семена сортов и гибридов масличных культур (подсолнечник, соя, рапс, лен масличный) |
тонн |
1642,5 |
15145,7 |
822% в 9 раз больше |
Семенной материал сортов (гибридов) овощных культур (капуста, морковь, свекла столовая, томат, огурец, лук репчатый |
тонн |
56,93 |
100,86 |
77% (в 2 раза больше) |
Семена гибридов кукурузы |
тыс. тонн |
1,8 |
5,37 |
198% в 3 раза больше |
*2027 г.; **2025 г.
Источник: составлено с использованием данных [24].
Представляет интерес оценка государственной поддержки сельского хозяйства России и некоторых зарубежных стран с развитой семеноводческой отраслью. Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что показатели поддержки сельского хозяйства России существенно уступают зарубежным странам. Так, в 2022 г. в России на поддержку сельского хозяйства в целом было направлено 6280 млн долл. США. При этом за период 2018-2022 гг. она сократилась в 1,75 раза, а ее доля в ВВП снизилась с 0,67 до 0,31%. Для сравнения в США на общую поддержку сельского хозяйства в 2022 г. было выделено 134142 млн долл. США, то есть в 21 раз больше российского показателя, в Китае – 305348 млн долл. США, или в 49 раз больше, чем в России. При этом объемы выделяемой финансовой помощи на развитие сельского хозяйства за период 2018-2022 гг. в США увеличились на 42%, в Китае – на 38% (табл. 3).
Таблица 3
Сравнительная характеристика основных мер государственной поддержки сельского хозяйства в России и некоторых зарубежных странах,
2018-2022 гг., млн долл. США
Страна |
Показатель |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
Россия |
Показатель поддержки с.-х. производителей |
8892 |
7599 |
6357 |
3361 |
3796 |
Поддержка общих услуг, в т.ч. |
1891 |
1912 |
1620 |
1555 |
1955 |
|
– с.-х. образование и инновации |
709 |
632 |
623 |
617 |
670 |
|
– маркетинг и продвижение продукции |
54 |
90 |
64 |
116 |
159 |
|
Общая поддержка с.-х. |
11015 |
9729 |
8152 |
5346 |
6280 |
|
% от ВВП |
0,67 |
0,58 |
0,55 |
0,30 |
0,31 |
|
США |
Показатель поддержки с.-х. производителей |
37607 |
40187 |
38369 |
53011 |
40887 |
Поддержка общих услуг, в т.ч. |
10896 |
11216 |
9536 |
11823 |
13573 |
|
– с.-х. образование и инновации |
2455 |
2732 |
2726 |
2924 |
3013 |
|
– маркетинг и продвижение продукции |
1319 |
1846 |
1586 |
2231 |
2260 |
|
Общая поддержка с.-х. |
94328 |
96378 |
101011 |
130404 |
134142 |
|
% от ВВП |
0,46 |
0,45 |
0,48 |
0,56 |
0,53 |
|
Китай |
Показатель поддержки с.-х. производителей |
185801 |
200038 |
250277 |
289292 |
273634 |
Поддержка общих услуг, в т.ч. |
35838 |
29530 |
35360 |
32335 |
31713 |
|
– с.-х. образование и инновации |
7492 |
7062 |
6102 |
4538 |
4492 |
|
– маркетинг и продвижение продукции |
380 |
417 |
548 |
429 |
421 |
|
Общая поддержка с.-х. |
221639 |
229568 |
285636 |
321627 |
305348 |
|
% от ВВП |
1,60 |
1,61 |
1,95 |
1,81 |
1,69 |
Источник: составлено с использованием данных https://data-explorer.oecd.org [33].
Показатель поддержки сельхозтоваропроизводителя в России в 2022 г. составил 3796 млн долл. США, что более чем в 10 раз ниже, чем в США и в 72 раза ниже, чем в Китае. При этом за период 2018-2022 гг. данный показатель в России сократился более чем в два раза, в США – вырос на 9%, в Китае – на 32%.
Как уже было отмечено выше, узкими местами в сфере развития селекции и семеноводства являются распространение соответствующих знаний и разработку инноваций, а также система продвижения и маркетинга селекционно-семеноводческой продукции среди сельхозтоваропроизводителей. Согласно данным таблицы на сельскохозяйственное образование и инновации в России в 2022 гг. выделено 670 млн долл. США, причем этот показатель за 2018-2022 гг. снизился на 5,5%; на маркетинг и продвижение – 159 млн долл. США, за 2018-2022 гг. показатель увеличился в три раза.
Для сравнения приведем соответствующие показатели поддержки зарубежных стран. Итак, в США на сельскохозяйственное образование и инновации в 2022 г. было выделено 3013 млн долл. США, то есть в 4,5 раза больше, чем в России, на маркетинг и продвижение – 2260 млн долл. США, или в 14 раз больше, чем в России. При этом за 2018-2022 гг. выделяемые финансовые средства на поддержку сельскохозяйственного образования и разработку инноваций в США увеличились на 23%, на маркетинг и продвижение – в 1,7 раза.
В Китае на сельскохозяйственное образование и инновации в 2022 г. было выделено 4492 млн долл. США, то есть в 6,7 раза больше, чем в России, на маркетинг и продвижение – 421 млн долл. США, или в 2,6 раза больше, чем в России. При этом за 2018-2022 гг. выделяемые финансовые средства на поддержку сельскохозяйственного образования и разработку инноваций в Китае сократились в 1,7 раза, на маркетинг и продвижение – увеличились на 11%.
Таким образом можно заключить, что для России характерен существенный разрыв в сфере поддержки сельского хозяйства по сравнению со странами-лидерами по развитию сельского хозяйства, что свидетельствует о необходимости повышения уровня выделяемых финансовых средств на поддержку сельского хозяйства в целом, и в частности – на развитие системы профессионального образования и поддержку научных учреждений и компаний разработчиков инноваций в сфере сельского хозяйства, а также на систему маркетинга и продвижения продукции, что даст существенный толчок развития системы импортозамещения в сфере селекции и семеноводства.
Финансовое обеспечение в рамках Государственной программы «Аграрный бизнес» на 2021–2025 годы в Республике Беларусь в российских рублях составляет около 10 млрд рублей. Источниками финансирования выступают средства республиканского бюджета, в том числе субвенции, передаваемые из республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей на финансирование расходов по развитию сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности; бюджетные кредиты областным бюджетам; средства местных бюджетов, включая бюджет г. Минска; кредиты банков; кредиты открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»; собственные средства субъектов, осуществляющих деятельность в области агропромышленного производства; средства внебюджетного централизованного инвестиционного фонда Министерства энергетики и другие источники финансирования, не запрещенные законодательством [25].
Одним из направлений реализации положений Договора о создании Союзного государства на 2024-2026 гг. является осуществление аграрной политики и обеспечение продовольственной безопасности под контролем Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь. С этой целью в том числе будут сформированы соответствующие правовые основы Союзного государства; проведена научно-техническая и производственная кооперация в сфере сельского хозяйства Союзного государства; обеспечена передача информации в области фитосанитарного контроля в рамках интеграции Федеральной государственной информационной системы «Аргус-Фито» со стороны России и автоматизированной информационной системы «БЕЛФИТО» со стороны Республики Беларусь; унифицированы нормативные правовые акты в области обеспечения наблюдений за карантинным фитосанитарным состоянием территорий Союзного государства [27, 28].
В 2021 г. главы государств ЕАЭС определили направления унификации законодательства в сферах испытания сортов и семеноводства до 2026 года. На заседании ЕЭК в декабре 2023 г. приняты рекомендации по унификации требований к упаковке и маркировке семян сельскохозяйственных растений. «В частности, предложены общие подходы к унификации требований к видам и качеству упаковки (тары), ярлыку (этикетке) и содержанию информации в нем, обеспечивающих идентификацию семян и являющихся носителями сведений об их происхождении и качестве в зависимости от категорий (этапов воспроизводства сорта, этапов размножения семян) и назначения использования семян» [29]. Это будет способствовать развитию общего рынка семян в странах ЕАЭС.
Согласованность национального законодательства с нормами права ЕАЭС в странах Союзного государства достигается посредством использования терминологического единства понятийного аппарата, установления правил ввоза и вывоза продукции [21].
С целью успешного импортозамещения в сфере семеноводства Союзного государства необходимо следующее:
– формирование единой информационной системы в сфере семеноводства;
– унификация методик оценки сортовых и посевных качеств семян;
- создание единого реестра сортов сельскохозяйственных растений;
- создание единого рынка семян;
– обеспечение гармонизации норм национального законодательства с нормами права ЕАЭС в сфере семеноводства [21];
– обеспечение правовой охраны селекционных достижений и прав селекционеров на получаемые сорта с выплатой роялти, которая означает не просто повышение зарплаты сотрудникам селекционных компаний, а в первую очередь развитие материально-технической базы. Роялти позволит получить селекционным центрам дополнительно 7-9 млрд руб., а затраты аграриев на гектар при уплате роялти увеличатся всего на 0,5% [17, 30];
– разработка международного договора в рамках ЕАЭС о генетических ресурсах растений, что позволит формировать единый банк данных, унифицировать законодательство государств-членов в этой сфере [22].
Для ускорения процессов импортозамещения семян и гибридов в странах Союзного государства предусмотрен широкий спектр мер государственной поддержки. Однако ускоренный переход на отечественные семена и гибриды может создать дополнительные риски падения эффективности производства в агропромышленном комплексе Союзного государства в случае, если отечественные сорта и гибриды будут уступать по продуктивности импортным.
Поддержка импортозамещения в сфере селекции и семеноводства России включает следующие меры:
- увеличен размер возмещения по капитальным затратам на строительство селекционно-семеноводческих центров с 20 до 50%;
- стимулируется спрос на семена, произведенные в рамках ФНТП, за счет возмещения до 70% затрат на их приобретение;
– льготное кредитование;
– квотирование импорта семян зарубежной селекции;
– модернизация научной инфраструктуры.
Модернизация научной инфраструктуры включает создание селекционно-семеноводческих центров, приобретение специализированной сельскохозяйственной техники [31].
С целью прослеживаемости семян вводится информационная система ФГИС «Семеноводство», где с 1 сентября 2024 г. для всех участников российского рынка семян регистрация обязательна. Эта база данных будет включать сведения о производителе, месте производства, истории создания конкретных семян и гибридов, что позволит располагать информацией о современных селекционных достижениях, наличии посевного материала с конкретными характеристиками, зарубежных семенах и гибридах [31].
В свою очередь, исследование зарубежного опыта позволило российским ученым выявить характерные особенности развития семеноводческой отрасли. Так, в развитых странах селекционная работа представлена в университетах, научных центрах, и частных фирмах с первичным семеноводством в высокоспециализированных компаниях и вторичным семеноводством в репродукторных хозяйствах, размещенных в наиболее благоприятных агроклиматических условиях. При этом существует четкая диверсификация деятельности в сфере семеноводства: фундаментальные селекционные исследования, обучение, организация информации, контроль качества осуществляются преимущественно в госучреждениях; производство семенной продукции, доработка, распределение, маркетинг – в частных семеноводческих фирмах. Эффективное функционирование семеноводческой отрасли развитых стран обеспечивается интеграцией государственного и частного секторов. Финансирование осуществляют государственные агентства и учреждения, банки государственного и частного секторов, различные кредитные агентства [30].
Поддержка импортозамещения в сфере селекции и семеноводства Республики Беларусь включает следующие меры:
– введение семян отдельных культур (картофель, рожь, пшеница, сахарная свекла и др.) в качестве одной из приоритетных групп продуктов, по которым должна обеспечиваться продовольственная и национальная безопасность Республики Беларусь (в том числе путем изменения и дополнения Доктрины национальной продовольственной безопасности Республики Беларусь до 2030 г. и иных актов законодательства);
– увеличение сумм ассигнований из государственного бюджета на раздел «Финансирование научно-исследовательской работы», а также количества грантов, выделяемых на проведение селекции и семеноводства по полному циклу работ;
– освобождение доходов и прибыли субъектов, занятых селекцией и семеноводством, от всех видов налогов в течение первых десяти лет, получаемых от основных результатов их деятельности;
– определение возможности направления средств инновационных фондов не только профильных министерств и ведомств, но и остальных субъектов, на проведение НИР в области селекции и семеноводства;
– повышение материальной заинтересованности и изменение систем оплаты труда кадров, задействованных при выполнении НИР и НИОКР в области селекции и семеноводства, а также смежных сферах;
– освобождение от всех видов таможенно-тарифного регулирования ввоза на территорию Республики Беларусь (и ЕАЭС) семян (в том числе используемых при селекции) сельскохозяйственных растений, не производимых в ЕАЭС;
– развитие патентного законодательства и механизмов капитализации прав интеллектуальной собственности на новые сорта (в том числе создание системы роялти);
– создание условий для открытия семеноводческих заводов, на которых производимые семена сельскохозяйственных культур будут соответствовать мировым стандартам качества;
– внедрение механизма единой субсидии для товаропроизводителей овощной продукции (стимулирующего и компенсирующего характера);
– разработка целевых показателей и индикаторов производства сельскохозяйственной продукции с применением семян белорусской селекции [32].
В целях развития семеноводческой отрасли Союзного государства нужно разработать меры поддержки как государственных, так и частных организаций, занимающихся селекцией и семеноводством в России и Республике Беларусь, а также механизм частно-государственного сотрудничества. Для стимулирования развития частной селекции нужно: организовать выделение грантов на разработку конкретных сортов; открыть селекционерам доступ к государственным коллекциям генетических ресурсов растений; субсидировать часть затрат на обновление материально-технической базы; создать нормативно-правовые условия, гарантирующие права и доходность деятельности селекционера и максимально защищать его права на государственном уровне как внутри страны, так и за рубежом.
В сфере государственной селекции необходимо определить объем требуемых сортов и размещать государственные заказы на их производство; оказывать государственную поддержку на этапе доработки, продвижения, логистики и хранения семян; своевременно обновлять материально-техническую базу; совершенствовать систему подготовки кадров в сфере селекции [34].
Заключение. Импортозамещению в сфере семеноводства способствуют углубляющиеся многосторонние торгово-экономические связи между Россией и Республикой Беларусь, что позволяет существенно облегчить движение товаров и услуг, создает благоприятные условия для разработки совместных научно-инновационных проектов по модернизации и техническому перевооружению субъектов агропромышленного комплекса, обмену опытом и передаче передовых технологий. Необходимыми условиями для успешного проведения импортозамещения в сфере семеноводства Союзного государства являются следующие: гармонизация законодательства двух стран с целью снижения различий в правовом регулировании, устранений административных барьеров и облегчения взаимодействия между производителями обеих стран; масштабная государственная поддержка, включающая целевые федеральные программы, достаточный объем инвестиций, льготные и налоговые кредиты для селекционно-семеноводческих организаций; развитие информационно-консультационной деятельности; внедрение инноваций и цифровых технологий; совершенствование системы подготовки кадров; развитие маркетинга в сфере продвижения национальных сортов и гибридов, включая сервисную составляющую. Это приведет к созданию конкурентоспособной системы семеноводства стран Союзного государства, которая позволит обеспечить достижение установленных целевых показателей самообеспечения семенами основных сельскохозяйственных культур.
1. Lenchuk E.B. Importozameschenie v Soyuznom gosudarstve: napravleniya effektivnogo vzaimodeystviya Rossii i Belarusi / E.B. Lenchuk // Rossiya i sovremennyy mir. – 2022. – № 4(117). – S. 6-22. – DOIhttps://doi.org/10.31249/rsm/2022.04.01. – EDN DXCIPR.
2. Doktrina prodovol'stvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federacii. URL: https://base.garant.ru/73438425/ (data obrascheniya: 06.08.2024).
3. Razvitie selekcii i semenovodstva: issledovanie rynka i koncepciya B1. URL: https://b1.ru/analytics/seed-production-industry-b1-vision/ (06.08.2024).
4. Doktrina nacional'noy prodovol'stvennoy bezopasnosti Respubliki Belarus' do 2030 goda. URL: https://mshp.gov.by/special/ru/documents_animal-ru/view/doktrina-natsionalnoj-prodovolstvennoj-bezopasnosti-respubliki-belarus-do-2030-goda-783/ (data obrascheniya: 09.08.2024).
5. Sistema mer po razvitiyu rynka semyan ovoschnyh kul'tur v Respublike Belarus' / A.V. Pilipuk [i dr.] // Ves. Nac. akad. navuk Belarusі. Ser. agrar. navuk. – 2022. – T. 60, № 3. – S. 263–278. – DOIhttps://doi.org/10.29235/1817-7204-2022-60-3-263-278 (data obrascheniya: 13.08.2024).
6. Mel'nikov B.A. Importozameschenie v nacional'nom APK kak osnova prodovol'stvennogo samoobespecheniya RF / B.A. Mel'nikov, S.K. Vlasenko, I.A. Chernikova // Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. – 2023. – № 6(50). – S. 327-332. – EDN MCDSDU.
7. Federal'naya tamozhennaya sluzhba Rossii. URL: https://customsonline.ru/world_trade_statistics.html (data obrascheniya: 15.08.2024).
8. Lukomec A.V. Importozameschenie semyan sel'skohozyaystvennyh kul'tur v Rossii / A.V. Lukomec // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. – 2023. – № 1. – S. 108-115. – DOIhttps://doi.org/10.37984/2076-9288-2023-1-108-115. – EDN QHOVMC.
9. Instrumenty semennogo prodvizheniya. Dolya rossiyskih semyan v posevah mozhet byt' suschestvenno bol'she pri gramotnom marketinge. URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/article/41665-instrumenty-semennogo-prodvizheniya-dolya-rossiyskikh-semyan-v-posevakh-mozhet-byt-sushchestvenno-bo/ (data obrascheniya: 11.08.2024).
10. Shokurova E. Interes k rossiyskim razrabotkam znachitel'no vozros. URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/41988-rossiya-snizila-zakupki-importnykh-semyan-pochti-na-tret/ (data obrascheniya: 29.07.2024).
11. Rossiya sokratila import semyan podsolnechnika i kukuruzy v 2023 godu. URL: https://specagro.ru/news/202401/rossiya-sokratila-import-semyan-podsolnechnika-i-kukuruzy-v-2023-godu (data obrascheniya: 09.08.2024).
12. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 27 yanvarya 2024 g. №72 O vvedenii vremennogo kolichestvennogo ogranicheniya na vvoz otdel'nyh vidov semyan sel'skohozyaystvennyh rasteniy. URL: https://storage.consultant.ru/ondb/attachments/202401/31/Postanovlenie_publikacia_s7Z.pdf (data obrascheniya: 06.08.2024).
13. Import semyan v RF v 2023 godu snizilsya pochti na tret'. URL: https://oleoscope.com/news/import-semjan-v-rf-v-2023-godu-snizilsja-pochti-na-tret/ (data obrascheniya: 09.08.2024).
14. RF vvodit kvotu na import semyan ryada sel'hozkul'tur iz nedruzhestvennyh stran. URL: https://www.interfax.ru/business/942581 (data obrascheniya: 09.08.2024).
15. Vse svoe. Kak idet importozameschenie «nulevogo cikla» v APK. URL: https://chr.plus.rbc.ru/news/6537caee7a8aa915dd38f4db (data obrascheniya 15.08.2024).
16. Rossiya naraschivaet proizvodstvo otechestvennyh semyan v otvet na importozameschenie. URL: https://vestnikapk.ru/articles/news/rossiya-narashchivaet-proizvodstvo-otechestvennykh-semyan-v-otvet-na-importozameshchenie/ (data obrascheniya: 24.07.2024).
17. Maksimova E. Semena gosudarstvennoy vazhnosti. K 2030 godu Rossiya dolzhna zakryt' otechestvennoy produkciey 75% ot potrebnosti dlya seva. URL: https://www.agroinvestor.ru/technologies/article/38227-na-puti-k-klimaticheskoy-neytralnosti-v-strane-budet-organizovana-shirokaya-set-karbonovykh-poligono/ (data obrascheniya 15.08.2024).
18. Selekciya i semenovodstvo maslichnyh kul'tur kak perspektivnoe napravlenie innovacionnoy deyatel'nosti / V.I. Nechaev, L.V. Pisareva, A.V. Garist, N.V. Cyplenkova // Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyaystve. – 2023. – № 5(99). – S. 145-158. – DOIhttps://doi.org/10.33938/235-145. – EDN BQUFQG.
19. Uchenye: cemenovodcheskaya otrasl' Belarusi sposobna effektivno rabotat' na eksport. URL: https://rg.ru/2022/05/11/uchenye-semenovodcheskaia-otrasl-belarusi-sposobna-effektivno-rabotat-na-eksport.html (data obrascheniya: 14.08.2024).
20. Levkina O.V. Formirovanie sistemy semenovodstva soi v Respublike Belarus' / O.V. Levkina // Vestnik fakul'teta biznesa i prava. – 2023. – № 3. – S. 25-31. – EDN LCGVKQ.
21. Kuz'mich I.P. Novye cherty agrarnogo zakonodatel'stva v sfere plemennogo dela i semenovodstva / I.P. Kuz'mich // Zhurnal Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo. – 2023. – № 1. – S. 18-24. – DOIhttps://doi.org/10.33581/2520-2561-2023-1-18-24. – EDN DYZOBG.
22. Kusainova, A. B. Razvitie selekcii i semenovodstva sel'skohozyaystvennyh kul'tur v ramkah EAES / A. B. Kusainova, A. A. Drobyshevskiy // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. – 2024. – № 2. – S. 121-127. – DOIhttps://doi.org/10.32651/242-121. – EDN NRQHQY.
23. Degtyareva, E. D. Zarubezhnyy i otechestvennyy opyt gosudarstvennogo upravleniya i kontrolya za selekcionno-semenovodcheskoy otrasl'yu / E. D. Degtyareva // APK: ekonomika, upravlenie. – 2024. – № 3. – S. 126-134. – DOIhttps://doi.org/10.33305/243-126. – EDN KMGCBT.
24. Federal'naya nauchno-tehnicheskaya programma razvitiya sel'skogo hozyaystva na 2017-2030 gody. URL: https://docs.cntd.ru/document/436761964?marker=6540IN (data obrascheniya: 06.08.2024).
25. O Gosudarstvennoy programme «Agrarnyy biznes» na 2021–2025 gody. Nacional'nyy pravovoy Internet-portal Respubliki Belarus'. URL: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100059 (data obrascheniya: 13.08.2024).
26. Novyy Federal'nyy zakon «O semenovodstve»: chto izmenitsya? URL: https://24.fsvps.gov.ru/news/novyj-federalnyj-zakon-o-semenovodstve-chto-izmenitsja/ (data obrascheniya: 09.08.2024).
27. Dekret ot 29 yanvarya 2024 g. № 2 «Ob Osnovnyh napravleniyah realizacii polozheniy Dogovora o sozdanii Soyuznogo gosudarstva na 2024-2026 gody». URL: https://soyuz.by/projects/dekrety-vysshego-gosudarstvennogo-soveta-soyuznogo-gosudarstva/dekret-ot-29-yanvarya-2024-g-2-ob-osnovnyh-napravleniyah-realizacii-polozheniy-dogovora-o-sozdanii-soyuznogo-gosudarstva-na-2024-2026-gody
28. Altuhov A.I. Konceptual'nye podhody k obespecheniyu prodovol'stvennoy bezopasnosti Soyuznogo gosudarstva / A.I. Altuhov // Ekonomika sel'skogo hozyaystva Rossii. – 2024. – № 3. – S. 2-11. – DOIhttps://doi.org/10.32651/243-2. – EDN YPLWCR.
29. Strany EAES stremyatsya k primeneniyu obschih pravil dlya razvitiya rynka semyan v ramkah Soyuza. URL: https://eec.eaeunion.org/news/strany-eaes-stremyatsya-k-primeneniyu-obshchikh-pravil-dlya-razvitiya-rynka-semyan-v-ramkakh-soyuza/?sphrase_id=309588 (data obrascheniya: 11.08.2024).
30. Papcov, A. G. K voprosu ob organizacii selekcii i semenovodstva v agrarnom sektore stran s razvitoy rynochnoy ekonomikoy / A. G. Papcov // Ekonomika, trud, upravlenie v sel'skom hozyaystve. – 2022. – № 9(91). – S. 4-15. – DOIhttps://doi.org/10.33938/229-4. – EDN PMQTCX.
31. Selekciya i semenovodstvo stali odnimi iz samyh podderzhivaemyh napravleniy v rossiyskom APK. URL: https://mcx.gov.ru/press-service/news/selektsiya-i-semenovodstvo-stali-odnimi-iz-samykh-podderzhivaemykh-napravleniy-v-rossiyskom-apk/ (data obrascheniya: 24.07.2024)
32. Mikulich, I. M. Instrumenty aktivizacii razvitiya rynkov selekcii i semenovodstva v Respublike Belarus' / I. M. Mikulich, I. A. Ledneva // Ekonomicheskiy rost Respubliki Belarus': globalizaciya, innovacionnost', ustoychivost' : materialy XVI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Minsk, 19 maya 2023 goda. – Minsk: Belorusskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet, 2023. – S. 187-188. – EDN UBUEXI.
33. OECD Data Explorer. URL: https://data-explorer.oecd.org/ (data obrascheniya: 24.08.2024).
34. Homyakov D. Importozameschenie v semennom dele. Budut li semena proizrastat' na nashey pochve? / D. Homyakov // Agrotehnika i tehnologii. – may-iyun' 2023. URL: // https://www.agroinvestor.ru/opinion/article/40288-importozameshchenie-v-semennom-dele-budut-li-semena-proizrastat-na-nashey-pochve/ (data obrascheniya: 24.07.2024)