QUALITY AND ACCESSIBILITY OF STATE SERVICES IN THE SOCIAL SPHERE AS AN INDICATOR OF EFFICIENCY OF ACTIVITIES OF EXECUTIVE AUTHORITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
This article discusses how to ensure the quality of the executive authorities and the availability of public services in the social sphere.

Keywords:
Public service, social service, executive power, efficiency, quality, affordability.
Text

На протяжении последних 10 лет вопросам повышения эффективности деятельности органов власти в Российской Федерации уделяется особое внимание. Это одна из приоритетных задач реформирования сферы управления. Одним из направлений совершенствования системы государственного управления является повышение качества и доступности государственных услуг. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» к 2018 г. уровень удовлетворенности граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг должен составлять не менее 90%. Кроме того, акты, определяющие направления государственной политики в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания, в качестве приоритетных задач развития называют обеспечение доступности и качества государственных услуг в соответствующих сферах.

Правовая природа и признаки услуг в социальной сфере определены в юридической литературе. Проведенные исследования показали, что наиболее эффективными инструментами повышения качества и доступности государственных услуг являются: а) удовлетворенность получателей услуг; б) нормативное закрепление четких требований к предоставлению услуг; в) регулярный мониторинг качества предоставляемых услуг; г) эффективность деятельности органов исполнительной власти и организаций, оказывающих государственные услуги в социальной сфере.

При получении государственных услуг граждане вступают в непосредственное взаимодействие с органами государственной власти и в свою очередь оценивают работоспособность всего государственного аппарата по качеству и доступности полученных услуг. Поэтому самым важным индикатором предоставляемых государственных услуг является мнение граждан.

Во исполнение подп. «и» п. 2 Указа Президента РФ «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2012 г. № 1284 утверждены Правила оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) с учетом качества предоставления ими государственных услуг, а также применения результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей (далее — Правила оценки).

Согласно указанному документу установлены такие критерии качества предоставления государственных услуг, как: а) время предоставления государственных услуг; б) время ожидания в очереди при получении государственных услуг; в) вежливость и компетентность сотрудника, взаимодействующего с заявителем при предоставлении государственных услуг; г) комфортность условий в помещении, в котором предоставлены государственные услуги; д) доступность информации о порядке предоставления государственных услуг.

References

1. Eremina O. Yu. Pravovye kriterii rezul'tativnosti deyatel'nosti organov ispolnitel'noy vlasti v zarubezhnykh stranakh// Zhurnal zarubezhnogo zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya. 2012. № 6.

2. Publichnye uslugi i pravo: nauch.-prakt. posobie / pod red. Yu. A. Tikhomirova. M., 2007.

3. Putilo N. V. K voprosu o prirode sotsial'nykh uslug. Zhurnal rossiyskogo prava. 2006. № 4.

4. Putilo N. V. Publichnye uslugi: mezhdu doktrinal'nym ponimaniem i praktikoy normativnogo zakrepleniya. Zhurnal rossiyskogo prava. 2007. № 6.

5. Tereshchenko L. K. Uslugi: gosudarstvennye, publichnye, sotsial'nye. Zhurnal rossiyskogo prava. 2004. № 10.

6. Tikhomirov Yu. A. Deystvie zakona. M., 1992.

7. Tikhomirov Yu. A. Pravoprimenenie: ot stikhiynosti k sisteme. Zhurnal rossiyskogo prava. 2007. № 12.

Login or Create
* Forgot password?