THE TATTOO DESIGN AND THE STUDY OF THE MOTIVATIONAL SPHERE OF THEIR WEARERS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Art, inspiration, identity, self-expression, meaning. Here are some words that come to mind to describe the art and design of tattoos. For each wearer, the tattoo design is unique, even if the applied pattern is the same. The uniqueness of the design depends not only on the colour and quality of the personality’s skin or on the ink colour, but also on what is hidden under this bodily marking. For some people, this is just a tribute to fashion, the desire to be in the trend, not to get lost in the crowd. For others, tattoos tell stories, serve as a constant reminder of sign events in life or career, they are cultural links, they express feelings and ideas. It is difficult to imagine why in a world where life and everything in it changes at an incredible pace, where fashion and trends replace each other with a speed elusive to the eye, people want something permanent, that cannot be easily disposed of? The paper will thoroughly consider this modern trend from a psychological perspective, starting with the motivation for getting tattoos. In addition to the motives widely covered in scientific literature, the paper will also consider the motive of self-identification and the therapeutic effect that tattoo owners expect from their tattoos.

Keywords:
tattoo, motivation, therapeutic effect, counterculture, iconization, tattoo community, self-identification
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Татуировка — одна из древнейших форм искусства человечества. Практика модификации своего тела путем нанесения на него маркировки различного дизайна присутствовала в истории с древних времен. И свидетельства этой практики разбросаны по всему миру. Когда-то татуировка считалась частью контркультуры, обозначающей социальную маргинализацию низших социально-экономических слоев населения, определенных групп профессионалов (моряки, военные), а также для маркировки преступников (каторжников, членов банд), но теперь она стала основной частью жизни общества, ее популярность завоевывает страны и континенты. Татуировка, которая в прошлом веке «вышла из тени», дебютировала в галереях, этнографических музеях, аукционах и тату-сообществах, ворвалась в современную культуру и становится все более популярной, мода транслируется СМИ, потому что татуировки носят знаменитости, выдающиеся спортсмены и законодатели в индустрии моды и красоты. Нанесение татуировок, как тенденция, стало вполне распространенным модным веянием среди молодежи и взрослых видом искусства.

Столь популярное явление не могло остаться без внимания ученых и исследователей из разных сфер науки. Так, например, американский психиатр Армандо Фавазза относит татуировки к самоповреждениям [1]. Он считает подобное поведение определенным видом копинг-стратегии, способом направить агрессию внутрь себя, а не на окружающий мир. Крупный специалист в области криминальной психологии, профессор В.Ф. Пирожков описал такое поведение как систему ценностей криминальной среды, где каждый символ несет в себе послание от его носителя [2]. Российский психиатр А.Д. Борохов [3] в своей многоосевой классификации татуировок выделил оси: по изобразительной характеристике и дизайну, по групповой принадлежности и по смысловой нагрузке.  Социальные психологи рассматривают татуировку как «социальное письмо обществу от ее носителя» [4]; показывают, что татуировки часто наносят люди с высокими амбициями, например, музыканты, художники, артисты [5].  Исследование татуировок в молодежной среде было проведено Л.А. Мельниковой в своей диссертационной работе [6], более поздние исследования рассматривали возрастные группы носителей татуировок [7, 8]. Среди зарубежных исследователей следует отметить работу немецких исследователей, посвятивших свою работу гендерному аспекту проблемы, они утверждают, что чаще всего татуировки делают люди, пережившие в детстве насилие [9].  Группа болгарских ученых рассмотрела мотивы нанесения татуировок, при помощи анкеты они попытались выяснить основные мотивы нанесения татуировок в молодежной среде [10]. Результаты показали, что среди мотивов выделяются самовыражение, мода, религиозные и эмоциональные мотивы. В своей работе «Автор и герой в эстетической деятельности» М. Бахтин прославляет индивидуальность и самовыражение, ставит проблему тела как ценности в конкретном мире по отношению к субъекту: «Мое тело — в основе своей внутреннее тело, тело другого — в основе внешнее тело» [11]. Внутреннее тело понимается как момент самопознания своих внутренних ощущений, потребностей, желаний. Внешнее осознание тела — глазами другого — всегда фрагментарно, не достигает полноты, но через внутренний эквивалент, через его посредство принадлежит внутреннему единству.

Цели нашего исследования: 1. оценить влияние татуировки на жизнь личности; 2. изучить мотивы нанесения татуировки у отдельных людей; 3. узнать, почему люди используют татуировку как форму самовыражения.

Материалы и методы.  Это исследование было проведено с использованием качественного подхода, включающего наблюдение, интервью (формальные, неформальные, а также углубленные), опросы и анкетирования, а также обзор литературы. Данные были собраны путем администрирования структурированных анкет от отдельных лиц, включая владельцев татуировок обоих полов, и тех, кто хочет (или не хочет) иметь татуировки, представителей различных возрастных групп, отобранных методом рандомной выборки (рассылка Yandex Form). Первичные данные были проанализированы, «дословный» и нарративный анализ комментариев использовались для достижения понимания роли мотивации нанесения татуировки в этом исследовании.

Дизайны рисунков на коже больше не связаны с моряками, каторжниками и криминалом, они не являются признаком изгоя общества, рокера, бандита или бунтовщика; теперь каждый пятый взрослый в мире говорит, что у него есть одна татуировка, а среди молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, по последним данным, доля тех, у кого есть несколько татуировок, составляет 40 процентов.

Трудно понять, почему люди предпочитают наносить на кожу рисунки определенного дизайна, поскольку татуировка означает след, который продлится дольше, чем они останутся на этой земле (примером тому могут служить следы татуировок, найденные на древнеегипетских мумиях).  Объяснений может быть несколько, но, учитывая большую распространенность, имевшую место за последние 20-30 лет, представление о себе, самоидентификация и самовыражение стали обычным объяснением, особенно среди молодежи. Со временем татуировка пересекла границы континентов, преодолела классовые и гендерные границы, различия между высшими и низшими культурными средами социума. Настоящее исследование представляет собой попытку понять мотивационные измерения из жизненного опыта татуированных людей или тех, кто хотел бы или планирует нанести татуировку. Исследование было предпринято с использованием анкетирования и интервью. Общие данные свидетельствуют о том, что существует множество представлений о мотивах нанесения татуировки, которые варьируются от искусства, индивидуальности, духовности, воспоминаний до привязанности, моды, сокрытия шрамов, идеализации или иконизации популярных кино-, спорт - и рок-идолов, а иногда - под влиянием социальных сетей.

Результаты. Опрос проводился с помощью интервью и опросника «Каковы ваши мотивы сделать татуировку?». Респондентами выступили 148 человек (58 девушек и 90 юношей), студенты и аспиранты ТИУиЭ. Из них только 75% имели татуировки, 15% респондентов хотели бы сделать татуировку и 10% никогда не думали о том, чтобы нанести на тело татуировку. 45% респондентов, принимавших участие в этом исследовании (опросе), написали, что татуировка заставила их почувствовать себя уникальными, поскольку татуировка – это что-то очень личное для них, именно так татуировка воспринимается респондентом. В комментариях к опросу один из участников написал: «Для меня татуировка — это послание, которое я хотел бы передать дальше. Она должна иметь смысл не только для меня, но и быть понятной для окружающих». 75% респондентов старше 18 лет написали о наличии на теле одной татуировки. Они подтвердили, что наличие татуировки заставляет их чувствовать себя другими, уникальными. 6% респондентов признались, что сделали татуировку только ради моды или украшения. Мода на татуировки – это модный тренд для многих людей, а им нравится узнавать о последних модных тенденциях и новинках и быть всегда в тренде. В комментариях они написали, что нанесение татуировок заставляет их чувствовать себя по-другому, точно так же, как после покупки новой модной одежды, новой обуви, для них это было просто модным заявлением. 6% респондентов сделали татуировки только потому, что некоторые из друзей имели татуировки (см. Рис.1). Не было особой причины, и теперь они сожалеют об этом. Молодые люди могут использовать татуировка, основываясь на желании быть уникальным и выделяться. С другой стороны, на них может влиять давление со стороны сверстников или желание принадлежать к какой-то группе или сообществу.

3% респондентов признались, что нанесли татуировку, чтобы скрыть шрамы. Сокрытие шрама после проведения операции или после несчастного случая было признано респондентами важной причиной для нанесения татуировки.

Из них 1% респондентов заявили, что сделали татуировку, чтобы скрыть следы порезов, которые нанесли ранее в порыве самоповреждающего поведения, В комментариях они написали: «на моей руке были серьезные порезы, которые я нанес после того, как расстался с девушкой», «татуировки нанес на руки, чтобы не носить постоянно одежду с длинными рукавами, скрывающие порезы», «татуировки подходят для мускулистого тела, делают тело более привлекательным, а наличие шрамов от порезов вызывает недоумение и ненужные вопросы».

4% респондентов написали, что татуировки помогают им в профессии, работа в тату-салоне или тренером тренажерного зала в фитнес центре предполагает, что работники должны стать живой рекламой красивого тела, это своего рода рекламный бизнес. В комментариях они написали: «мы должны показать свое тело, а татуировка делает его более привлекательным».

Только 1% респондентов заявили, что нанесли татуировку в память об умерших людях, которые были им очень близки. Мемориальная татуировка – это очень редкая вещь и представляет собой портрет или текст, отражающие чувства о покойном. «Для многих людей – это единственная татуировка, и она не предназначена для чужих глаз».

 

 

Рис. 1 Процент респондентов из разных возрастных групп, чьи друзья имеют татуировки

Fig. 1. Percentage of respondents from different age groups whose friends have tattoos

 

21% респондентов заявили, что мотивом для нанесения татуировки стали самоидентификация и самовыражение.  В основном, это были молодые люди в возрасте старше 18 лет. Молодые люди использовали татуировки, основываясь на существующем желании быть уникальными и выделяться среди сверстников. Татуировка может быть описана как форма самовыражения и самоидентификации. С другой стороны, на них может влиять давление со стороны сверстников или желание вписаться в целевую группу или сообщество. С помощью татуировки личность формирует свою идентичность по-другому, татуировка несет в себе личностный смысл, индивидуальную историю. Поэтому совершенно одинаковое изображение (татуировка) может иметь разное значение для ее владельцев, а иногда и для зрителей (см. Рис.2)..

14% респондентов признали терапевтический эффект татуировки, обеспечивая уникальную форму исцеления и эмоционального освобождения. Татуировки украшали человеческие тела на протяжении веков, служа символами самовыражения, культурной самобытности и личных убеждений. Однако недавние исследования показывают, что татуировки также можно рассматривать как увлекательный феномен, мы провели дополнительный опрос под названием «Татуировки как форма терапии». Целью нашего опроса было собрать информацию о восприятии общественностью татуировок как терапевтического инструмента и изучить различные аспекты, связанные с татуировками и психическим благополучием. В опросе было предложено 20 вопросов, заставляющих задуматься, в том числе те, которые касались отношения людей к татуировкам, их понимания терапевтического потенциала татуировок и их личного опыта с татуировками. Опрос начался со сбора демографической информации, которая позволила нам понять возрастные группы, наиболее заинтересованные в изучении терапевтических преимуществ татуировок. В изучении этого феномена пересекаются такие дисциплины, как психология, арт-терапия и социальное восприятие. По мере того, как мы углублялись в результаты опроса, стало очевидным, что татуировки обладают огромным потенциалом как терапевтический инструмент. Многие респонденты выразили заинтересованность в татуировках для самовыражения, символического значения, эстетических соображений и эмоционального исцеления. Более того, значительное количество участников считали, что татуировки могут помочь справиться с эмоциональными или психологическими проблемами, способствуя повышению уверенности в себе и психическому благополучию. Одним из примечательных результатов стало изменение восприятия татуировок в обществе с течением времени. Татуировки как форма искусства сейчас широко рассматриваются как выразительные, значимые и модные, в отличие от прежнего восприятия их как бунтарских или табуированных. Этот сдвиг отражает растущее признание татуировок как законной художественной формы и личного пути к самопознанию и исцелению.

 

 

Рис. 2. Мотивы нанесения татуировки у респондентов

Fig. 2. Motives of tattooing among respondents

 

 

Обсуждение. По всему миру в музеях татуировок выставлены артефакты татуировок, чернила, которые использовались в разные периоды исторического развития, машинки и инструменты, задействованные в создании этих произведений искусства, можно сказать, демонстрируется сила чернил и красота искусства, основой для которого служит человеческая кожа. Как и художественные произведения искусства, татуировки могут иметь несколько значений, которые открыты для интерпретации зрителем и воспринимаются по-разному в зависимости от образования, художественного вкуса, знания истории и общего принятия \непринятия данного вида искусства. Когда татуировка создается, это - уникальное произведение искусства, созданное специально для заказчика, уникальность которого зависит от цветовой гаммы, качества чернил, технологичности процесса, мастерства и опыта тату-мастера, а также от состояния, цвета и здоровья кожи клиента. Конечным результатом будет шедевр или самое простое постоянное напоминание на коже взамен бумаги.

Современность заставляет нас убедительно заявлять о своей идентичности. Но во все более сложном и фрагментированном мире, где единственной константой являются изменения, результатом является потеря личных якорей, необходимых для идентичности. Татуировки могут служить этим якорем, предлагая способ визуального представления своей идентичности и/или принадлежности к группе в социуме, татуировка сознательно или невольно способствует аномии и анонимности. А для молодых людей, которым, скорее всего, трудно понять, кто они, кем они могут быть, татуировки не просто выражают идентичность, они помогают самим с этой идентичностью определиться. Вот почему молодое поколение с большей вероятностью будет полагаться на татуировки как на способ закрепить аспекты своего прошлого и настоящего. Это постоянство является ключевым. Молодые люди определяют, кем являются, с помощью элементов, которые запоминают (а татуировки о них напоминают) — людей, историй, мест, воспоминаний — и измеряют себя по отношению к ним, соединяя основные моменты в то, что социологи называют «личным мифом» - захватывающей историей о личности, ее взаимоотношениях с окружающим миром и прогнозирующей будущее этой личности [12]. Эти мифы придают смысл нашей жизни, объединяя запомнившееся прошлое, воспринимаемое настоящее и ожидаемое будущее. Некоторые люди используют такие институты, как религия, работа и семья, чтобы создать «личный миф». Другие используют для его определения материальные объекты, такие как дома и машины. Но молодое поколение действует по-другому. Без доступа ко многим материальным якорям, которые их родителям приходилось создавать для своих личных мифов, зачастую труднее обрести это чувство стабильности и постоянства.

Современное общество жаждет индивидуальности, самоидентификации и самовыражения. В отличие от одежды, макияжа и аксессуаров, татуировки имеют что-то, что делает их по-настоящему особенными: они постоянны и, по сути, неизменны. Решение модифицировать свое тело является очень личным, независимо от мотивации. Это проявление индивидуальности, высшая форма самовыражения. Татуировка — это контролируемое проявление внутренней личности: способ сообщить об уникальности, тем самым влияя на то, как это воспринимают другие. Наличие значимой татуировки позволяет выразить то, кем личность является внутри, выразить увлечения, привязанности и цели в жизни. Татуировки указывают на желание выделиться из толпы, отказ просто сливаться с фоном. Для некоторых людей татуировка обладает самой большой внешней привлекательностью при выборе партнера.

Большинство татуировок имеют большое значение, они не случайны, они значимы и имеют личностное значение. Есть много причин для нанесения татуировок, в том числе описание личных историй, выражающих индивидуальность, духовный смысл, мода отмечать татуировкой новые начинания, такие как рождение, взрослая жизнь, брак, развод, смерть и т. д. и даже отмечать воспоминания как, например, первую любовь или потерю любимой\ любимого. Большинство людей делает татуировки для личного пользования, располагая их так, чтобы они были скрыты от посторонних глаз одеждой, другие предпочитают размещать их на незакрытых одеждой участках тела, чтобы окружающие могли видеть и интерпретировать их. Несомненно, существует большое влияние СМИ, когда молодые люди делают татуировки, чтобы быть больше похожими на своих кумиров; пусть не физически, а через эмоциональную связь.

Таким образом, чаще всего татуировки становятся капсулой времени для идентичности. Татуировки могут напомнить о том, через что человек прошел, а также о неизменной силе и надежде, которые принесет будущее. В этом смысле татуировки становятся визуальным отображением личного повествования. По мере того, как люди развиваются и взрослеют, старые татуировки становятся ценными напоминаниями об уникальных историях прошлого. Они становятся способом почтить память семьи, друзей и близких, запечатлеть значимые моменты и даты жизни. Это похоже на личный дневник, только на коже в форме татуировки, становясь частью личности. Даже когда все остальное в мире, вплоть до тела, меняется, татуировки остаются неизменными. Они обеспечивают связь с прошлым или сохраняют веру в будущее.

У каждого человека есть свои собственные мотивы для татуировки, и с ними связаны разные восприятия. Люди воспринимаются как мотивированные чем-то, что им лично кажется близким, или кем-то, кого они идеализируют или просто из-за моды или тренда. Мотивация часто происходит из личных убеждений людей. Несколько исследований, проведенных за последние 2 года, показывают, что существует увеличение количества татуировок среди людей всех возрастов, родов занятий, социальных классов, представителей обоего пола, но основной процент составляют старшеклассники и студенты.  В их представлении, татуировка – это «борьба за индивидуализацию в социуме" [13, 14].

Заключение. Подводя итоги, можно сказать, что мотивы для нанесения татуировок могут быть разные, а смыслы видимого так же разнообразны, как и люди, вовлеченные в этот процесс. Настоящее исследование, которое продолжает цикл работ по социальным и психологическим особенностям носителей татуировок [15, 16], показывает, что не существует какой-то одной группы, нет одного возраста или пола, нет единого типа занятий людей, наносящих татуировки на тело, также они не имеют одинакового социального статуса. В группе респондентов были люди обоего пола в разных возрастных группах, разного уровня образования, из разных социально-экономических слоев общества. Можно сделать вывод по субъективным ответам респондентов, что основные мотивы для нанесения татуировки разнообразны и могут быть выражены через следующие категории: личная история, средства массовой информации (социальные и электронные), индивидуальность, вера, мода, сокрытие шрамов, маркировка памятных событий, духовный смысл демонстрации тела. В последующем исследовании мы могли бы включить более широкую выборку с разными возрастными группами. Можно исследовать, какие мотивы доминируют в разных возрастных группах (воспоминания, опыт, ценности, духовность, сексуальность), а также в социально-экономических группах в гораздо более широком спектре. Более глубокое исследование мотивов может пролить свет на преобразующую силу татуировок как средства самовыражения и терапевтического освобождения.

References

1. Polskaya N.A. Structure and Functions of Self-Injurious Behaviour. Psikhologicheskii Zhurnal. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. 2014;2:45-56.

2. Pirozhkov V.F. The Laws of the Criminal World (Criminal Subculture). Tver: Prize; 1994. 323 p.

3. Borokhov A.D. Tattoos Multiaxial Classification for on Integral of Assessment Psychopathology. Part 2. Medical Psychology in Russia. 2018;10(3):10. DOIhttps://doi.org/10.24411/2219-8245-2018-11100.

4. Ivanova L.A., Vladimirova D.D. Tattoo. A Psychological Analysis. Horizons of the Humanities. 2020;2. DOIhttps://doi.org/10.17805/GGZ.2020.2.6.

5. Ovsyannikova O.A. The Tattoo as a Sociocultural Phenomenon. Science. Society. State. 2017;1(17).

6. Melnikova L.A. Tattoo as a Form of Representation of Sociocultural Codes of Visuality in the Youth Environment (on the Example of Vladivostok). Extended Abstract of Thesis of the Candidate of Cultural Studies. Vladivostok; 2015. 22 p.

7. Bakhadova E.V. Psychological Aspects of Body Tattooing in Modern Youth. RGGU Bulletin. Series: Psychology. Pedagogics. Education. 2021;4:96-116. DOIhttps://doi.org/10.28995/2073-6398-2021-4-96-116.

8. Fedorova A.A., Zhukova K.V. Features of the Personality of Young People, Having Tattoos. Young Scientist. 2020;2(292):220-223.

9. Deschler S., Schönberg L., Kasten E. Large Tattoos and Personality: Which Women are at Risk? Archives of Dermatology and Skin Care. 2020;3(2):9-16. DOIhttps://doi.org/10.22259/2638-4914.0302004.

10. Petrova A., Bakardzhiev I., Dobreva C, Gesheva D, Stancheva M, Dimitrova D, et al. Tattoo – Art or Fashion. Varna Medical Forum. 2019;8(3):111-113. DOIhttps://doi.org/10.14748/vmf.v8i0.6400.

11. Bakhtin M.M. Author and Hero in Aesthetic Activity. Moscow: Center for Humanitarian Initiatives; 2017. 544 p.

12. Sharov A.S. Ontology of Personal Myth of Life. Fundamental Research. 2012;9-2:445-449.

13. Chernysheva E.V. Personal Motivation for Tattooing in the Youth Environment. In: Proceedings of the International Scientific and Practical Conference on Russian Deviantological Panorama: Theory and Practice; St. Petersburg: 2022. p. 123-126.

14. Chernysheva E.V., Raimanova E.R. Motivation of Tattooing in Youth. In: Proceedings of the 4th All-Russian Scientific and Practical Conference on Actual Issues of Extreme and Crisis Psychology; Yekaterinburg: 2022. p. 106-108.

15. Makarova E.A., Tishchenko I.A Psychology of Tattooing as Adaptive and Addictive Behaviour. Innovative Science: Psychology, Pedagogy, Defectology. 2022;5(5):23-34. DOIhttps://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-23-34.

16. Makarova E.A., Tishchenko I.A. Tattoo as One of the Body Modifications and Motivational Attitudes for Its Application. Bulletin of the Taganrog Institute of Management and Economics. 2021;2(34):88-92.

Login or Create
* Forgot password?