Russian Federation
Russian Federation
The article describes the features of the effect of the level of social rural infrastructure development on the level of agricultural production; cites the results of a combined study of indicators of agricultural production development and social infrastructure; reveals the relationship of agricultural production efficiency to the level of social infrastructure development; formulates the main conclusions as guidelines for the regulation of rural social sector development of the region in future.
social infrastructure, agricultural production efficiency.
Решающее значение социальной инфраструктуры в развитии сельских территорий в настоящее время не вызывает сомнений, так как в условиях глубокого финансового кризиса он является одним из основных направлений повышения качества жизни на селе и повышения эффективности аграрного производства. Социальная инфраструктура выступает важным средством для решения глобальной задачи повышения привлекательности аграрной сферы экономики, от решения которой зависит реализация общегосударственной концепции вывода страны на качественно новый уровень.Для подтверждения данного положения необходимо изучить уровень развития социальной инфраструктуры и, в конечном счете, выявить: как она способствует повышению эффективности сельскохозяйственного производства. Социальная инфраструктура и развитие ее отдельных составляющих вызывают интерес с позиции важного элемента экономического механизма повышения эффективности производства. Инвестиции в социальную инфраструктуру представляют интерес только в том случае, если каждый вложенный рубль в ее основной капитал способствует повышению эффективности аграрного производства и их использования совместно с другими факторами производства.Анализ и обсуждение результатов исследования. Обеспеченность населения услугами социальной инфраструктуры оказывает непосредственное влияние на экономическую эффективность общественного производства, поскольку улучшение условий жизни и отдыха, повышение квалификации работников способствуют росту производительности труда.Реализация мероприятий по развитию социальной инфраструктуры в сельских территориях в Республике Татарстан осуществляется в соответствии с положениями Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» (с изменениями на 15 июля 2013 года), а также Республиканской целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Татарстан на 2013-2020 годы», где выделена подпрограмма «Устойчивое развитие сельских территорий», объем финансирования которой составляет 6234,5 млн руб. [1, 2].Экономической базой социальных приоритетов стратегии регионального развития является заинтересованность регионов в повышении эффективности производства и решении социальных и других проблем. Для оценки развития социальной инфраструктуры региона предложены определенные методики исследования [3, 4, 9], при этом социальная инфраструктура исследуется как объект и как целостная совокупность составляющих его подсистем, элементов и во всём многообразии выявленных свойств и связей внутри объекта. Но этот подход в недостаточной мере освещен в научной литературе [5, 6]. Эффективность социальной инфраструктуры изучается также с применением ситуационного и диалектического [7, 8] подхода. Данную методику можно использовать для оценки социальной инфраструктуры региона. Она достаточно проста в применении: используются доступные статистические данные. Полученные результаты позволяют провести объективный сравнительный анализ как между муниципальными подразделениями, так и между регионами [9]. Рефлексивный подход основан на анализе систематизированной и доступной для обработки объективной информации о внутренней и внешней среде изучаемого объекта в требуемом объеме [8]. Данная методика в наибольшей степени приемлема для проведения оценки социальной инфраструктуры.
1. Postanovlenie Pravitel´stva RF ot 17 dekabrya 2012 g. N 1317 "O merakh po realizatsii Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 28 aprelya 2008 g. N 607 "Ob otsenke effektivnosti deyatel´nosti organov mestnogo samoupravleniya gorodskikh okrugov i munitsipal´nykh rayonov" i podpunkta "i" punkta 2 Ukaza Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 7 maya 2012 g. N 601 "Ob osnovnykh napravleniyakh sovershenstvovaniya sistemy gosudarstvennogo upravleniya" (s izmeneniyami i dopolneniyami). Internet-resurs (svobodnyy dostup): http://base.garant.ru/70286210/#block_1000#ixzz3j4ABrVfO
2. Gosudarstvennaya programma «Razvitie sel´skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel´skokhozyaystvennoy produktsii, syr´ya i prodovol´stviya v Respublike Tatarstan 2013- 2020 gg.» - Kazan´, 2013. - 110 s.
3. Malinovskaya N. A. Issledovaniya infrastrukturnogo kompleksa regiona. Rossiyskoe predprinimatel´stvo. - 2011. - № 9. - Vyp. 2 (192). - S. 82-86. URL:http://www.creativeconomy.ru/articles/13777/
4. Mukhametgaliev F.N. Metodicheskie podkhody k razrabotke prognoznykh modeley razvitiya sel´skogo khozyaystva i obespecheniya regiona produktami pitaniya na osnove izmeneniya demograficheskoy situatsii (po materialam RT) / F.N. Mukhametgaliev, F.T. Nezhmetdinova, L.F.Mukhametgalieva. - M.: RASKhN, 2009 g. - 60 s.
5. Mukhametgaliev F.N. Problemy innovatsionnogo razvitiya sel´skogo khozyaystva v usloviyakh predstoyashchego vstupleniya Rossii vo vsemirnuyu torgovuyu organizatsiyu /F.N. Mukhametgaliev. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. - 2012. - №1 - S. 48-52.
6. Mukhametgaliev F.N., Razvitie otrasley sel´skogo khozyaystva Respubliki Tatarstan na osnove prognoznykh modeley prodovol´stvennogo obespecheniya naseleniya / F.N. Mukhametgaliev, L.F. Sitdikova. Zernovoe khozyaystvo Rossii - 2014. - № 2 - S. 68-71.
7. Mukhametgaliev F.N., Problemy adaptatsii sel´skokhozyaystvennykh organizatsiy Respubliki Tatarstan k usloviyam VTO / F.N. Mukhametgaliev, D.I. Fayzrakhmanov. Zernovoe khozyaystvo Rossii - 2014. - № 2 - S. 64-67.
8. Skopin A. O. Metodologicheskie osnovy regional´nykh ekonomicheskikh issledovaniy. Regional´naya ekonomika i upravlenie : elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2012. № 2 (30). № gos. reg. stat´i 0421200035/. URL: http://region.mcnip.ru
9. Fayzrakhmanov D.I. Kontseptsiya i metodologiya ustoychivogo razvitiya agropromyshlennogo kompleksa Respubliki Tatarstan/ D.I. Fayzrakhmanov, F.N. Mukhametgaliev, L.F. Sitdikova i dr. //. - Kazan´: KGAU, 2014. - 100 s.
10. Fayzrakhmanov D.I. Sovremennoe sostoyanie i problemy razvitiya sel´skogo khozyaystva v usloviyakh chlenstva Rossii v VTO / D.I. Fayzrakhmanov. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. -2013. -№ 2 . - S. 58-65.