TECHNOLOGICAL AND SANCTIONS CHALLENGES IN REGIONAL DEVELOPMENT (THE CASE OF THE NORTHERN SEA ROUTE)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the study of the features of regional development under the influence of sanctions and technological (digital) challenges. The analysis was carried out using the example of such a specific territorially determined economic system as the Northern Sea Route. The purpose of this article is to analyze the features of the influence of digital and sanctions challenges and threats on the functioning and development of the Northern Sea Route. The study assessed the impact of digitalization on modern economic development, showed the positive and negative features of this impact, and systematized the risks that digitalization poses for the Northern Sea Route. Directions and specific digitalization measures are proposed that are appropriate for implementation in the formation of the digital infrastructure of the Northern Sea Route. The study also examined the mechanisms of influence of anti-Russian sanctions on the economic system of the Northern Sea Route. Particular influence is given to the implementation of oil and gas projects in the Arctic zone of the Russian Federation, which are a source of both domestic and export cargo flows. The article shows that new challenges give rise to instability and instability in the functioning and development of socio-economic systems. At the same time, in addition to the negative impact of these challenges on the development and functioning of the Northern Sea Route, they provide new opportunities that can be used to create new growth points in the Arctic macroregion.

Keywords:
regional development, regional economy, Northern Sea Route, digitalization of the economy, economic sanctions
Text

Введение

Развитие российской экономики происходит в нестабильных, «турбулентных» условиях [1]. Такая ситуация возникла не сегодня, в более ранних публикациях мы также обращали на это внимание [2, 3]. Но именно в последние годы степень этой нестабильности возросла, что обусловлено возникновением новых, наднациональных вызовов, которые крайне сложно нивелировать на национальном уровне. Скорее, в данном случае следует проводить политику адаптации к ним. Речь, прежде всего, идет о вызовах технологических (цифровых) [4, 5, 6] и санкционных [7, 8, 9], анализу которых уделяется значительное внимание в современной литературе.

В то же время, следует отметить, что нестабильность и турбулентность экономики – не сугубо российское явление. Оно в целом присуще мировой экономике, что мы связываем с переходом ее к очередному исторически закономерному этапу развития – «постнормальности». В частности, это демонстрируется динамикой Глобального индекса неопределенности (The World Uncertainty Index). На рисунке 1 приведена диаграмма, иллюстрирующая изменение численного значения этого индекса в поквартальном режиме с 1 квартала 1990 года по 4 квартал 2023 года. По рисунку видно, что значения этого индекса весьма волатильны, и с течением времени они демонстрируют тренд к увеличению, т.е. неопределенность нарастает.

Следует отметить, что приспособление различных экономических систем к упомянутым, а также не менее значимым иным вызовам (например, пандемии Covid-19; как видно из рисунка 1, этот период сопровождался исторически рекордными значениями индекса неопределенности) происходит отличающимся образом. Например, в работе [10], подготовленной с соавторством одного из соавторов данной статьи, был проведен сравнительный анализ реакций на санкционный вызов промышленных комплексов трех различных российских регионов. Выяснилось, что динамика и глубина отклика промышленных комплексов Курской области, Санкт-Петербурга и Чеченской Республики на санкции существенно различалась.

Приспособление к внешним вызовам и неопределенностям, его темпы, структурные характеристики и результативность зависят как от свойств самой системы, степени влияния на нее различных факторов, так и от эффективности управления адаптацией к новым условиям. В этой связи, требуется углубленное изучение конкретных экономических систем, которое позволит понять специфику их развития в современных условиях и на перспективу.

Объектом изучения в данной статье явилась такая специфическая региональная (не территориальная, а территориально-обусловленная) экономическая система, как Северный морской путь (СМП). Его значение для развития страны сложно переоценить. «Северный морской путь является связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, между Азией и Европой. Он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири, формирует условия для инфраструктуры морских портов, железнодорожных и речных меридиональных коммуникаций. Он обеспечивает нормальные условия жизни на северных территориях России, добычу полезных ископаемых, их транспортировку и экспорт, каботажное и транзитное судоходство» (цит. по: https://forumspb.com/news/news/arkticheskij-potentsial-severnyj-morskoj-put-kak-drajver-ekonomicheskogo-rosta).

References

1. Travkina E. V., Agaronyan R. A. Neobhodimost' i predposylki strukturnoy transformacii finansirovaniya real'nogo sektora rossiyskoy ekonomiki. Finansovye rynki i banki; 2024; 1; 28-32.

2. Borkova E. A., Plotnikov V. A., Rumyancev A. S. Gosudarstvenno-chastnoe partnerstvo i ekonomicheskaya bezopasnost': modelirovanie v usloviyah sovremennoy politiko-ekonomicheskoy turbulentnosti. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta; 2023; 6-1; 71-77.

3. Plotnikov V. A. Perspektivy ekonomicheskogo razvitiya v usloviyah postnormal'nosti. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta; 2022; 6; 15-21.

4. Bragina A. V., Vertakova Yu. V., Evchenko A. V. Razvitie skvoznyh tehnologiy planirovaniya deyatel'nosti promyshlennogo predpriyatiya v usloviyah cifrovizacii ekonomiki. Organizator proizvodstva; 2020; 1; 24-36.

5. Klasterizaciya cifrovoy ekonomiki: teoriya i praktika: monografiya. Sankt-Peterburg, 2020, 807.

6. Cifrovaya transformaciya ekonomiki i razvitie klasterov: monografiya. Sankt-Peterburg, 2019, 374.

7. Grishkov V. F. Vozdeystvie politiko-ekonomicheskoy turbulentnosti na ekonomiku regiona (na materialah Leningradskoy oblasti). Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta; 2022; 4; 88-95.

8. Plotnikov A. V. Modelirovanie form proyavleniya krizisa v nacional'noy ekonomike pod vozdeystviem neekonomicheskogo shoka (na primere krizisov v Rossii 2020 i 2022 godov). Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta; 2022; 5-2; 194-199.

9. Slaveckaya N. S., Mierin' L. A. Cenovoy potolok kak metod sankcionnogo davleniya na rossiyskiy neftyanoy eksport. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta; 2022; 5-2; 21-27.

10. Vertakova Yu. V., Il'yasov R. H., Plotnikov V. A. Regional'naya differenciaciya razvitiya promyshlennosti v sovremennoy Rossii. Problemy ekonomiki i yuridicheskoy praktiki; 2023; 3; 179-184.

11. Bessarabov V. O., Englezi V. Yu. Problemy razvitiya otechestvennyh predpriyatiy servisa i torgovli v usloviyah novyh vyzovov i cifrovizacii ekonomiki. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya; 2024; 1; 18-25.

12. Kenig A. V. Cifrovaya ekonomika i ee vliyanie na ekonomicheskiy rost: rossiyskie i global'nye tendencii. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tehnologii; 2022; 4; 10-14.

13. Pirogova O. E., Golubev V. S. Problemnye voprosy primeneniya cifrovyh platform v deyatel'nosti stroitel'nyh organizaciy. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tehnologii; 2023; 2; 19-25.

14. Laptev D. D., Palkina E. S. Problemy primeneniya cifrovyh tehnologiy v logistike morskih gruzoperevozok po Severnomu morskomu puti. Aktual'nye problemy ekonomiki i upravleniya; 2022; 1; 241-246.

15. Zefirov V. I., Timoshilova P. S. Morskaya logistika Severnogo morskogo puti. Vestnik Akademii znaniy; 2023; 2; 91-94.

16. Belyaev G. S. Perspektivy primeneniya koncepcii e-navigacii na Severnom morskom puti. Morskie issledovaniya na Dal'nem Vostoke. Voprosy ispol'zovaniya flota kompanii gruppy PAO "Sovkomflot". Vladivostok, 2023, 13-15.

17. Lev M. Yu., Medvedeva M. B., Leschenko Yu. G. Ekonomicheskaya bezopasnost' BRIKS v usloviyah antirossiyskih sankciy: institucional'nyy aspekt. Ekonomicheskaya bezopasnost'; 2024; 1; 123-154.

18. Rogatin S. I. Problemy osuschestvleniya proizvodstva v oboronno-promyshlennom komplekse v usloviyah antirossiyskih sankciy. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tehnologii; 2023; 2; 10-13.

19. Smeshko O. G., Plotnikov V. A., Vertakova Yu. V. Gosudarstvennaya investicionnaya politika kak instrument preodoleniya ugroz nacional'noy ekonomicheskoy bezopasnosti, vyzvannyh antirossiyskimi sankciyami. Ekonomika i upravlenie; 2023; 7; 747-762.

20. Cymbalyuk M. N. Severnyy morskoy put' i vliyanie sankciy na ego razvitie. Aktual'nye voprosy innovacionnogo razvitiya Arkticheskogo regiona RF. Moskva, 2023, 930-934.

21. Zagorenko A. S. Predposylki razvitiya morskoy portovoy infrastruktury v arkticheskih rayonah respubliki Saha (Yakutiya). Social'no-ekonomicheskie problemy severnogo regiona: novye global'nye vyzovy 21 veka. Yakutsk, 2023, 144-152.

22. Zaharova A. D., Kotel'nikov M. P. Problemy i perspektivy razvitiya transportnogo kompleksa Arkticheskoy zony RF. Novaya ekonomika, biznes i obschestvo. Vladivostok, 2023, 275-282.

23. Arhipov A. E., Lyashenko S. V. Modernizaciya podhodov k organizacii konteynernyh perevozok po Severnomu morskomu puti. Mirovye nauchnye issledovaniya v epohu cifrovizacii i transformacii: teorii i praktiki. Ryazan', 2023, 145-147.

24. Verigo S. A., Kudryashov A. B. Severnyy morskoy put' kak mezhdunarodnyy transportnyy koridor. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra; 2023; 5-1; 63-70.


Login or Create
* Forgot password?