employee from 01.01.2018 until now
Russian Federation
Russian Federation
employee
Russian Federation
VAC 5.2.1 Экономическая теория
VAC 5.2.4 Финансы
VAC 5.2.5 Мировая экономика
VAC 5.2.6 Менеджмент
VAC 5.2.7 Государственное и муниципальное управление
UDK 332.1 Региональная экономика. Территориальная экономика
GRNTI 06.01 Общие вопросы экономических наук
OKSO 38.07.02 Экономическая безопасность
BBK 650 Общ. эк. теория. Ист. эк. мысли. Эк. география. Упр-е эк-й. Эк. стат-ка. Учет. Эк анализ
BISAC BUS000000 General
To prevent the shadow economy, it is necessary to choose systemic solutions that synthesize the strengthening of the tax legislative base, the fight against corruption, the progression of the legal complex, support for small and medium-sized businesses, and the achievement of transparency and effectiveness of public institutions. It is only with the combined efforts of the state, the business community and citizens that it is possible to minimize the shadow economy and achieve the desired degree of economic security both for the country and separately for business entities. It is also necessary to implement information campaigns about the dangers of the shadow economy and its negative consequences in order to increase awareness and strengthen the opinion of business entities about the importance of combating it.
economic security, shadow economy, protection from economic threats, illegal operations, informal activities
Теневая экономика представляет собой значительную угрозу для экономической безопасности как страны, так и общества в совокупности. Данное явление соединяет в себе спектр экономических деяний вне закона, куда причисляются контрабанда, отмывание средств, нелегальные миграционные перемещения, промышленность вне закона, многое иное. Кроме того, теневая экономика задействует неформальный сегмент трудового рынка, куда причисляются нелегальное трудоустройство и предоставление услуг [4].
Одной из базовых угроз, вызванных теневой экономикой, выступает утрата доходных поступлений ввиду уклонения от налогообложения. В случаях, если предприниматели и физические лица уклоняются от налогов, то государство утрачивает весомый объем средств, который мог быть сориентирован на социальное направление/образование/здравоохранение. Это минимизирует финансовую константность государства и вызывает рост государственного долга [2].
Помимо сказанного, теневая экономика содействует дисбалансу рыночной конкуренции. Предприятия, занятые в нелегальных операциях, извлекают преимущество вне закона относительно тех, кто ведёт бизнес по-честному, это, в собственную очерёдность, дисгармонирует рынок и лимитирует совершенствование честной конкуренции.
Следующей угрозой, вызванной со стороны теневой экономики, выступает непрозрачность подлинной экономической обстановки в стране. Ввиду того, что существенная доля экономических операций реализуется вне официальных источников, статистические показатели могут быть некорректными, что вызывает невозможность целесообразного прогнозирования экономического роста и избрания результативных мероприятий по экономическому управлению.
Следующей серьезной трудностью, сопряженной с теневой экономикой, выступает угроза для безопасности на национальном уровне. Если незаконные операции предстают ключевым источником доходных поступлений для всевозможных групп и учреждений, то это может вызвать угрозу терроризма/организованной преступности и прочих видов нарушения безопасности общества [1].
Для того чтобы защитить экономическую безопасность от теневых угроз со стороны государства на уровне хозяйствующих субъектов и страны в совокупности, важно синтезировать всевозможные способы и механизмы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Инструментарий государства для обеспечения экономической безопасности
Для результативного воспрепятствования теневой экономике, кроме того, важно усовершенствовать контроль и мониторинг финансовых операций, реализуемых на территории страны. Также требуется приходить к сотрудничеству с международными структурами для информационного обмена в данной сфере. Необходимо сформировать благоприятные обстоятельства для роста легального предпринимательства и предпосылок к тому, чтобы исполнялось законодательство по воспрепятствованию теневой экономике.
В общем и целом, структурный и системный подход к воспрепятствованию теневой экономике даст возможность минимизировать степень угроз для экономической безопасности и реализовать константное развитие государства [2].
Теневая экономика выступает весомой преградой для всевозможных хозяйствующих субъектов, поскольку она вызывает недобросовестную конкуренцию, идёт вне закона и вызывает утрату налоговых поступлений в казну государства. Для достижения экономической безопасности на уровне хозяйствующего субъекта и его сохранности от угроз теневой экономики важно использовать разноплановые методы, которые мы последовательно рассмотрим ниже.
- Одним из базовых способов достижения экономической безопасности при воспрепятствовании теневой экономике – это следование законодательным нормам. Предприниматели должны полностью следовать всем законам и положениям, сопряженным с трудом, налогообложением, бухгалтерским учётом и прочими компонентами функционирования. Одновременно с тем требуется систематически сверять собственную деятельность с законодательством и избирать решения для ликвидации всяких нарушений [1].
Экономическая безопасность выступает ключевым приоритетом каждой компании, предельно в обстоятельствах теневой экономики. Исходя из сказанного, требуется строго следовать законодательству для избегания угроз и отрицательных последствий для предпринимательства.
Следование законодательству синтезирует в себе как исполнение требований по отношениям в рамках труда, налогообложения и бухгалтерского учёта, так и следование всем прочим законодательным актам, затрагивающим функционирование компании. Законодательное нарушение может вызвать штрафы, уголовную ответственность и даже закрытие бизнеса.
Для того чтобы следовать законодательству, важно реализовывать систематические проверки соответствия функционирования бизнеса закону. Это даст возможность определить всякие нарушения и вовремя избирать решения для их ликвидации. Помимо сказанного, бизнес должен следить за преобразованиями в законодательстве и избирать оптимальные меры для их внедрения.
В качестве вспомогательного инструментария здесь выступает подготовка и внедрение внутрифирменных нормативов и процессов, которые будут реализовать контроль за следованием законодательству внутри предпринимательства. Это даст возможность воспрепятствовать потенциальным нарушением и сократить угрозы для компании.
- Следующим важнейшим способом выступает совершенствование внутрифирменных контрольных систем. Хозяйствующие субъекты должны внедрить результативные инструменты контроля за собственным функционированием во имя того, чтобы не столкнуться с партнёрами и контрагентами, действующими вне закона и недобросовестно. Также требуется внедрить мероприятия по воспрепятствованию коррупции и смежным операциям внутри бизнеса. В современных реалиях, где конкуренция все ужесточается, важно уметь занимать уникальное положение в рыночном пространстве и привлекать клиентов, но немаловажно достигать оптимальной защиты от недобросовестных операций от партнёров/контрагентов/сотрудников [3].
Для этого требуется совершенствовать внутрифирменные контрольные комплексы, которые могут выявлять или ликвидировать всякие формы коррупции и недобросовестных операций.
Одним из центральных инструментов в сфере контроля бизнеса выступает реализация результативных механизмов контроля за функционированием. Это дает возможность оперативно определять всевозможные форс-мажорные ситуации, сопряженные с финансовыми потоками, документооборотом, процедурами закупок и работой по контрактам. Через такие процессы хозяйствующий субъект может избежать угроз утраты финансов, репутации и даже юридических, которые связаны с некорректными операциями со стороны партнёров.
Помимо прочего, не менее значимым аспектом выступает внутрифирменный контроль, ориентированный на устранение коррупции и недобросовестных операций внутри самой компании. Для этого требуется подготовить этический кодекс кадрового поведения, реализовывать систематические тренинги по воспрепятствованию коррупции и столкновению интересов, сформировать инструментарий для анонимного информирования о нарушениях.
Требуется осознавать, что совершенствование внутрифирменных контрольных комплексов выступает не только методом минимизации вероятных угроз, но и некоторыми инвестициями в перспективную стабильность и совершенствование хозяйствующего субъекта. Клиенты все более заинтересованы в этичности процессов бизнеса и готовы выбирать те компании, которые транслируют высочайшие стандарты открытости и честности.
- Значимым способом обеспечения экономической безопасности в рамках рассматриваемой тематики выступает наращивание кадровой квалификации. Чем выше степень профессионализма и соответствующей грамотности у кадров, тем меньше возникает вероятность, что хозяйствующий субъект столкнётся с трудностями, вызванными теневой экономикой. Благодаря этому важно систематически реализовывать тренинги для кадрового штата, внедрять обучение рациональным методам функционирования и принципиальным положениям деловой этики.
В современных реалиях, где теневая экономика все больше распространяется и предстает весомой угрозой для предпринимательства, требуется организовывать кадровый штат так, чтобы в нём присутствовали квалифицированные грамотные люди [4].
Высокий кадровый профессионализм наращивает результативность функционирования хозяйствующего субъекта, он также предстает превентивным способом воспрепятствования потенциальным угрозам. Чем выше кадровая подготовка, тем меньше возможность того, что сотрудники вовлекутся в незаконные операции.
Реализация систематических семинаров и тренингов для штата даст возможность нарастить совокупный профессионализм в компании и быть в ногу со временем в отношении законодательства и делового этикета. Обучение целесообразным методам деятельности и принципиальным положениям содействует наращиванию корпоративной культуры хозяйствующего субъекта, где ответственность и открытость выступают центральными принципиальными положениями.
Помимо сказанного, квалифицированные кадры могут оперативно и результативно адаптироваться к изменениям в экономическом пространстве, новейшим технологиям и условиям рынка. Это дает возможность хозяйствующему субъекту быть конкурентоспособным и эффективно развиваться в обстоятельствах стремительного прогресса предпринимательства.
- В числе значимых способов обеспечения экономической безопасности выступает построение партнёрских отношений с поставщиками/контрагентами. Хозяйствующие субъекты обязаны досконально изучать деятельность собственных партнёров касаемо их практических бизнес-процессов и репутации, для того чтобы не столкнуться с компаниями, которые ведут незаконную деятельность.
Для большинства субъектов хозяйствования одним из значимых методов достижения экономической безопасности выступает именно такое установление отношений. Данный подход дает возможность минимизировать угрозы и достичь стабильности. Ведь отбор рациональных партнёров содействует наращиванию качества продукции/услуг, сокращает расходы и наращивает доходные поступления [1].
Важно осознавать, что сотрудничество с теми субъектами, которые ведут недобросовестную практику, может вызвать значительные и трудности. Может пострадать как репутация, так и появиться существенные финансовые потери. Исходя из сказанного, хозяйствующим субъектам требуется тщательно изучать тех, с кем они собираются вступать в сотрудничество.
На сегодняшний день имеется множество методов подобной проверки. Сюда причисляются и анализ финансовой отчётности, и исследования рейтинга/репутации, и привлечение независимых организаций. Важно помнить и о возможности применения новых технологий, куда относится аналитика информации для выявления вероятных угроз.
Также необходимо конкретизировать чёткие положения сотрудничества, чтобы не столкнуться с недоразумениями и потенциальными конфликтами в перспективе. В рамках партнёрства важно выстраивать взаимоотношения на выгодных для обеих сторон условиях и доверительных положениях.
- Важно активно входить во взаимодействие со структурами государственной власти и органами правопорядка для воспрепятствования теневой экономике. Хозяйствующим субъектам требуется информировать соответствующие структуры о различных подозрительных деяниях либо обстоятельствах, сопряженных с нарушением закона.
Ежегодно теневая экономика приносит колоссальный ущерб для государства. Уклонение от налоговой уплаты, операции вне закона, контрабанда и прочие деяния, вызывающие трудности в государственном бюджете. Ввиду чего требуется активно сотрудничать с названными выше структурами.
Хозяйствующие субъекты наделены важнейшей ролью в воспрепятствовании теневой экономике. Они могут предстать ключевыми источниками информации о подозрительных операциях. К примеру, если хозяйствующий субъект выявляет, что его контрагент применяет теневые схемы для уклонения от налогов, ему важно оперативно предоставить информацию соответствующим структурам. Итак, компании могут оказать содействие в определении и пресечении операций незаконно, помогая росту собственной экономической безопасности и экономической безопасности на уровне государства.
Сотрудничество со структурами должно также быть выгодным для двух сторон. Хозяйствующие субъекты, сообщая о нарушениях, могут сохранить собственную репутацию и инвестиционный климат. В собственную очерёдность, правоохранительные структуры могут своевременно отреагировать на нарушения и воспрепятствовать им, что в конечном счёте приведёт к минимизации степени теневой экономики и росту доходов.
Также необходимо помнить, что воспрепятствование теневой экономике - это выбор. Каждый хозяйствующий субъект должен быть ответственным и вести деятельность согласно законодательству. Только через совместные усилия предпринимательства и государства борьба с теневой экономикой действительно будет успешной, а экономическая безопасность будет укрепляться.
1. Barikaeva A.F. Organizational and methodological tasks to reduce the threat of the shadow economy in the Russian Federation // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. No. 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-metodicheskie-zadachi-po-snizheniyu-ugrozy-tenevoy-ekonomiki-v-rossiyskoy-federatsii
2. Bunkovsky D.V. Conditions for the emergence and development of illegal industrial entrepreneurship // Bulletin of PNIPU. Socio-economic sciences. 2020. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-vozniknoveniya-i-razvitiya-nelegalnogo-promyshlennogo-predprinimatelstva
3. Kazantseva S.Yu., Leonova M.E. Shadow economy and its impact on the economic system // Economics and business: theory and practice. 2021. No. 11-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tenevaya-ekonomika-i-ee-vozdeystvie-na-ekonomicheskuyu-sistemu
4. Litvinenko A. N., Grachev A. V. Organizational and legal methods of countering the criminalization of the economy and corruption // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2022. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-pravovye-metody-protivodeystviya-kriminalizatsii-ekonomiki-i-korruptsii