Abstract and keywords
Abstract (English):
This article is dedicated to the key problem of modern pedagogies and teaching of modern languages: meaning of same conception: competence, competence approach in position of teaching Russian as a second language.

Keywords:
competence; competent; competence approach; key competences; foreign language education; linguistic portfolio.
Text

Переход российской общеобразовательной и высшей школы на новые федеральные государственные стандарты (ФГОС-3), в том числе и по обучению иностранным языкам, служит основанием для более тщательного анализа ключевых для методики преподавания иностранных языков терминов, вынесенных в название настоящей статьи.

Термин «подход» (англ. approach) ввел в научный обиход английский методист А. Энтони (1963) для обозначения исходных положений, которыми пользуется исследователь при изучении природы языка и способов овладения им. Подход в обучении выступает в качестве самой общей методологической основы при отборе содержания обучения, разработки методов, форм и средств обучения языку и иноязычной культуре в условиях языкового образования. В истории педагогики получили обоснование несколько подходов, которые используются в качестве методологической базы в различных областях знания: деятельностный подход (в психологии его основы были разработаны Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, а в преподавании языков под названием личностно-деятельностный И.А. Зимней, И.Л. Бим), познавательный (когнитивный), получил обоснование в работах Б.В. Беляева, социокультурный, предложен В.В. Сафоновой [7] и получил дальнейшее развитие в поликультурном подходе к обучению иностранному языку и культуре П.В. Сысоева [10], компетентностный, разрабатывается на основе деятельностного и личностно-деятельностного подходов в работах А.В. Баранникова [1], И.А. Зимней [5], А.В. Хуторского [12].

Отличительная особенность компетентностного подхода — его направленность на личность учащегося, развитие его способностей к саморазвитию средствами изучаемой дисциплины. В соответствии с таким подходом, положенным в основу нового поколения образовательных нормативных документов, результатом деятельности учащихся должна стать не столько совокупность знаний, навыков, умений как цель полученного образования, а набор компетенций (профессиональных, общеобразовательных, общекультурных), отражающих реальную способность обучающихся самостоятельно решать поставленные задачи в различных сферах деятельности. Содержание компетентностного подхода, определяющего методологическую базу содержания современного образования, составляют формируемые в процессе обучения компетенции и компетентности, т.е. проявления компетенции в деятельности. Эти два термина (компетенция и компетентность) обозначают близкие, но не совпадающие по своему значению понятия.

References

1. Barannikov A.V. Soderzhanie obshchego obrazovaniya: Kompetentnostnyy podkhod. - M., 2002.

2. Shchukin A.N. Kompetentsiya ili kompetentnost'. Russkiy yazyk za rubezhom. - 2008. - № 5.

3. Evropeyskiy yazykovoy portfel' dlya starshikh klassov obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy / N.D. Gal'skova i dr. - M., MGLU, 2001.

4. Evropeyskiy yazykovoy portfel' dlya filologov (prepodavateley yazyka, pis'mennykh i ustnykh perevodchikov) / K.M. Iriskhanova. - M.: MGLU, 2003.

5. Zimnyaya I.A. Klyuchevye kompetentsii - novaya paradigma rezul'tata obrazovaniya. Vysshee obrazovanie segodnya. - 2003. - № 5.

6. Zimnyaya I.A. Kompetentsiya i kompetentnost' v kontekste kompetentnostnogo podkhoda v obrazovanii. Inostrannye yazyki v shkole. - 2012. - № 6. - S. 6.

7. Safonova V.V. Sotsiokul'turnyy podkhod k obucheniyu inostrannym yazykam. - M., 1991.

8. Safonova V.V. Kommunikativnaya kompetentnost': sovremennye podkhody k mnogourovnevomu opisaniyu v metodicheskikh tselyakh. - M., 2004.

9. Surygin A.I. Osnovy teorii obucheniya na nerodnom dlya uchashchikhsya yazyke. - SPb., 2001.

10. Sysoev P.V. Kontseptsiya yazykovogo polikul'turnogo obrazovaniya: monografiya. - M., 2003.

11. Khomskiy N. Aspekty teorii sintaksisa. - M., 1972 (rus. per.); 1965 (angl.).

12. Khutorskoy A.V. Klyuchevye kompetentsii kak komponent lichnostno-orientirovannoy paradigmy obrazovaniya. Uchenie v obnovlyayushcheysya shkole. - M., 2002.

13. Hymes D. Foundations in Sociolinguistics. Philadelphia, 1974.

Login or Create
* Forgot password?