VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 60 Общественные науки в целом
This article discusses issues related to the legal framework in the field of combating the legalization of proceeds from crime. The article provides information on the development of international legal acts in the field of AML/CFT, and also examines the basics of countering legalization in Russia and foreign countries.
legalization of proceeds, money laundering, comparative legal analysis, anti-money laundering, law, regulatory documents
Одной их актуальнейших задач, стоящих перед органами законодательной и исполнительной власти и системой правосудия государства, является создание эффективно действующей законодательной базы для борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем. В 1970-е годы отдельные государства стали разрабатывать нормы права для криминализации отмывания доходов. Однако понимание важности проблемы противодействия легализации на международном уровне сложилось к концу 1980-хх годов для концентрации совместных усилий по борьбе с организованной преступностью, когда процесс легализации принял глобальный и транснациональный характер.
Сейчас международные нормативные акты и законодательство многих государств имеют определенную систему и взаимосвязаны, имеют различные уровни, которые можно разделить по сфере их действия в международном пространстве.
Сравнительное правоведение позволяет выделить три уровня законодательства:
1. Глобальный уровень, который основывается на Конвенциях и соглашениях Организации Объединенных Наций, а также включает в себя акты иных международных организаций.
2. Региональный уровень, который включает в себе международные договоры, заключенные в рамках региональных объединений государств.
3. Национальный уровень: уголовное, административное, финансовое и иное законодательство государств. Нормативные акты этого уровня взаимосвязаны с первыми двумя уровнями, поскольку в нем находят отражение международные соглашения, участником которых является государство.
Далее на рисунке представлены основные этапы развития международных правовых документов в области противодействия легализации незаконных доходов.
Конечно, чтобы препятствовать легализации незаконных доходов в отечественной банковской сфере требуется постоянное развитие соответствующих механизмов, последним необходимо обнаруживать потенциал минимизации отрицательных итогов, которые связаны с легализацией такого рода доходов, а также гарантировать устойчивость отечественной банковской системы в экономической сфере и способствовать применению банковских ресурсов для совершенствования экономики. Вместе с этим кажется целесообразным подчеркнуть, что потребности в пресечении финансового терроризма (далее - ФТ) и отмыванию (легализации) доходов, которые добыты нелегальным способом (далее - ПОД) признана государственной властью России, легальным бизнесом и банковским сообществом не так давно. Особый интерес также представляет исследование опыта зарубежных стран в соответствующей сфере.
На сегодняшний день на территории Российской Федерации и других стран для пресечения отмывания нелегальных доходов в подавляющем большинстве случае применяют такие национальные способы и системы, как ФТ и ПОД.
В способах и системах в каждой стране имеются свои отличительные особенности, которые связаны с состоянием экономики государства и другими факторами. В связи с такими отличительными особенностями подходы к противодействию легализации незаконных доходов можно классифицировать следующим образом:
1. Государства, в которых подавляющее большинство правовых норм основываются на международном праве. Речь идет, например, о государствах, входящих в состав Европейского союза и Совет Европы.
2. Азиатские страны, в которых противодействие легализации незаконных доходов в первую очередь основано на компетентных и сильных правоохранительных органах. Однако, в данных странах недостаточно прозрачная финансовая система, что не позволяет объективно оценить масштаб совершения рассматриваемых преступлений.
3. Государства, в которых подавляющее большинство правовых норм основываются на национальном правовом поле, то есть без значительного воздействия международного права.
Речь идет, например, о Канаде или Соединенных Штатах Америки. Следует отметить, что выбор США такого способа противодействия связан с тем, что предусмотренные в данной стране правовые нормы были сформированы еще в начале семидесятых годов двадцатого века, то есть в тот период времени, когда не было существующей на сегодняшний день международной правовой базы в рассматриваемой сфере.
4. Государства, в которых до сих пор отсутствует система правовых норм направленная на предупреждение случаев отмывания доходов, добытых нелегальным путем. Речь идет, например, об Африке. Это связано с тем, что в таких странах не ратифицированы важные для формирования правовой базы международные конвенции. При этом, отсутствие рассматриваемой системы правовых норм в таких странах также связано с тем, что в них не так распространена проблема легализации незаконных доходов [7, c. 10-11].
Следует отметить, что эффективность любого способа и системы пресечения рассматриваемых деяний связано в первую очередь от обеспечения степени финансовой прозрачности деятельности учреждений нефинансового и финансового экономического сектора для уполномоченных государственных органов.
Прежде всего следует обратить внимание на то, что на текущий момент большая часть государств обнаруживает опыт формирования системы пресечения рассматриваемой преступной деятельности. Существует ряд факторов, который оказывает влияние на объем такого опыта, в этой связи возникает разница между государствами по данному параметру, например, одним из таких факторов является время, так, некоторые страны уже долгие годы реализуют соответствующую деятельность, когда другие приступили к решению этой проблемы сравнительно недавно, еще одним фактором выступает заинтересованность государства в такой деятельности, опирающаяся на желание и активность компетентных лиц осуществлять рассматриваемую деятельность. Образование фундамента для совершенствования уголовного законодательства России с оглядкой на требования международных документов, касающихся области противодействия рассматриваемому виду преступлений, во многом происходит благодаря анализу иностранного опыта регламентирования ответственности за соответствующие деяния. Обращаясь к научным трудам обнаружим, что исследователи часто соотносят нормы уголовного законодательства России с иностранными юридическими источниками, данный факт указывается на важность исследования иностранного опыта в данной области.
Уголовный закон значительного числа стран обнаруживает нормы, которые появились благодаря работе международных соглашений, затрагивающих область борьбы с рассматриваемыми преступлениями, данные нормы устанавливают ответственность за преступления связанные с отмыванием имущества, денежных средств, полученных незаконно. В этой связи целесообразно заострить внимание на сходности положений некоторых норм в ряде иностранных государств, это касается норм, регулирующих правоотношения в исследуемой сфере. В то же время хочется упомянуть, что отдельные государства имеют свои, исторически сформированные техники нормотворчества, и определяющие особые способы образования и описания соответствующего материала институты уголовного права [4, c. 610].
1970 год ознаменовался для Соединенных Штатов Америки (Далее - США) началом борьбы с рассматриваемой нелегальной деятельностью, поскольку использование для последней тайных банковских вкладов достигло широких масштабов, в этих целях Конгрессом США было принято три следующих закона: «О банковской тайне», «О всеобщем контроле за распространением наркотиков», «О контроле за организованной преступностью», указанные законы выступили основной для формирования современной государственной политики США в данной области.
Главной помехой в борьбе с данным явлением в США выступало законодательство, обязывающее сохранять банковскую тайну, оно позволяло банкам не передавать правительству информацию о клиентских счетах.
Закон «О борьбе с незаконной торговлей наркотиками и иными видами организованной преступной деятельности» от 15.07.1992 года был принят в Германии для противодействия изучаемым преступлениям, при этом данный закон выступил фундаментом для изменений в уголовном законодательстве Германии. В этой связи в 261 статью УК Германии были внесены изменения, в соответствии с которыми появилась норма, определяющая ответственность за рассматриваемые преступления и сокрытые обретенных выгод имущественного характера.
Согласно приведенной выше статье устанавливается ответственность за сокрытие предмета полученного преступным, упомянутым в статье, путем, а также препятствие установлению местонахождения, происхождения последнего, его конфискации и изъятию или угрозу осуществления данных действий.
Также данная статья предусматривает ответственность за приобретение подобного товара с целью последующей передачи третьему лицу, или приобретение для себя, либо его использование и хранение в своих интересах или интересах третьего лица, при условии, что в момент получения о происхождении предмета было известно [6, c. 29].
Для борьбы с легализацией, помимо Уголовного кодекса, применяются также и нормы других нормативных правовых актов. Например, в Германии, в соответствии со вступившим в силу 25.10.1993 года Законом об отмывании денег, определяется обязанность по реализации установления личности лиц, которые обратились в учреждения, включая финансовые, кредитные организации и почту. Указанная обязанность появляется в процессе выдачи или приема ценных бумаг, наличных денег либо драгоценных металлов, стоимость которых составляет более двадцати тысяч евро, или же когда организация проводит несколько независимых операций, общая сумма которых превышает двадцать тысяч евро, если имеют место достаточные основания считать, что данные операции взаимосвязаны.
Следует также рассмотреть соответствующий опыт Великобритании. Так, в данной стране до 1986 года не было специальных правовых норм, которые позволяли бы осуществлять такое противодействие. В 1986 году на территории Великобритании был принят Закон об обороте наркотических средств, который стал юридической основой для организации уголовного преследования лиц, реализующих легализацию доходов, которые добыты посредством продажи или оборота наркотических средств.
Немного позже, а именно в 1993 году на территории Великобритании был издан Закон об уголовной юстиции. Благодаря данному Закону были увеличены пределы уголовного преследования в отношении лиц, совершивших легализацию незаконных доходов. При этом, теперь можно было привлекать к уголовной ответственности лиц, которые легализовали незаконные доходы, приобретенные в результате любого преступления, а не только в сфере оборота наркотических средств.
Уже в 1994 году нормативно-правовое регулирование противодействия легализации незаконных доходов вновь было расширено. Так, был выделен перечень конкретных категорий преступлений, которые непосредственно имеют отношение к легализации.
Также кажется целесообразным отметить следующее - на сегодняшний день противодействие легализации незаконных доходов на территории Великобритании в первую очередь основано на детальном нормативно-правовом регулировании, а именно установлении уголовной ответственности. При этом, такое нормативно-регулирование в Великобритании разработано достаточно полно, так как его предмет включает в себя всю совокупность преступлений, имеющих отношение к легализации.
Особый интерес вызывает нормативно-правовая система направленная на борьбу с рассматриваемым преступлением в Швейцарии, так как данная страна входит в число самых стабильных в политической сфере. При этом, Швейцария на постоянной основе предоставляет разные банковские услуги всем другим странам. Следует отметить, что на большой поток криминального капитала в данной стране повлияло то, что здесь гарантирована конфиденциальности при наличии банковских отношений с любым клиентом.
Хочется также подчеркнуть, что в указанной стране в перечень деяний, формирующих состав легализации, наряду с обычным осуществлением сделки (иной операции финансового характера), причисляется также осуществление иных действий, не подпадающих под категорию экономически манипулирующих обществом, однако, в то же время, существенно затрудняющих обнаружение источника денежных средств и передачу последних законным собственникам. Вместе с тем, наличие факта затруднения контролирующей работы государства несущественно, то есть подразумевается возможность такого затруднения.
Обобщая изложенное отметим, что, несмотря на множество международных рекомендаций, единых подходов к организации работы в области противодействия легализации незаконных доходов разных стран пока нет, вместе с тем есть и общие принципы данной работы. Практически во всех развитых зарубежных странах приняты законы в области ПОД/ФТ, созданы подразделения финансовой разведки, разработаны специальные программы и установлены пороговые суммы для контроля.
Анализ международного опыта мер в области ПОД/ФТ показывает, что привлечение к ответственности за легализацию в зарубежных странах предусматривает как уголовную ответственность, так и экономическую (широкое использование штрафов, конфискации и даже возврат конфискованных средств иностранным государствам, участвующим в расследовании преступления).
Наказание за ОД/ФТ не должно сводиться только к уголовной ответственности отдельных лиц. Необходимо наличие системы, которая предусматривала бы возможность применения широкого спектра мер финансового характера (штрафов, арестов, конфискации имущества и денежных средств).
Российская система ПОД/ФТ отличается от большинства зарубежных систем ПОД/ФТ, прежде всего, повышенной степенью детализации правил и процедур, описанных в законах и подзаконных нормативных актах, относительно жесткой регламентацией деятельности кредитных организаций в рамках ПОД/ФТ.
1. Konvenciya ob otmyvanii, vyyavlenii, iz'yatii i konfiskacii dohodov ot prestupnoy deyatel'nosti (zaklyuchena v g. Strasburge 08.11.1990) (s izm. ot 16.05.2005) // Rossiyskaya gazeta ot 10.12.1998 g.
2. O protivodeystvii legalizacii (otmyvaniyu) dohodov, poluchennyh prestupnym putem, i finansirovaniyu terrorizma: federal'nyy zakon ot 07.08.2001 g. № 115-FZ.
3. O Strategii razvitiya informacionnogo obschestva v Rossiyskoy Federacii na 2017 - 2030 gody: ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 g. № 203 // SPS Konsul'tant Plyus, 2022 (data obrascheniya: 20.01.2024).
4. Gaman-Golutvina O.V. Gosudarstvennoe upravlenie v usloviyah krizisa i sankcionnyh ogranicheniy. Otechestvennyy i zarubezhnyy opyt / Pod red. E. V. Ohotskogo. M.: MGIMO-Universitet, 2017. S. 609-612.
5. Galali R. D. A. Riski vovlecheniya Bankov v legalizaciyu prestupnyh dohodov i finansirovanie terrorizma: podhody k analizu i ocenke / R. D. A. Galali // Finansovye issledovaniya. 2020. № 2(67). S. 86-97.
6. Ohotskiy E. V. Novyy etap realizacii gosudarstvennoy strategii protivodeystviya korrupcii // Srednerusskiy zhurnal obschestvennyh nauk. 2020. № 6. S. 26-38.
7. Prasolov V.I. Sovershenstvovanie mehanizma po protivodeystviyu novym sposobam legalizacii dohodov v bankovskom sektore Rossiyskoy Federacii / V. I. Prasolov, A. S. Kirakosyan // Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyy nauchnyy zhurnal. 2019. № 6(124). S. 8-12.
8. Rusanova P.A. Pravovoe regulirovanie kriptovalyuty v Rossii / P. A Rusanova, A. V. Loshkarev // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2020. № 10-4 (49). C.52-58.
9. Oficial'nyy tekst Otcheta o vzaimnoy ocenke Rossiyskoy Federacii. URL: https://www.fatf-gafi.org/ media/fatf/documents/reports/mer4/fatf-2019-rossijskaa- federacia.pdf (data obrascheniya: 23.01.2024).