PROBLEMS RELATED TO CREATION OF SCIENTIFIC SCHOOLS IN PEDAGOGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The author examines the concept of «scientific school» in the past and at present, describes the experience of formation of the Research School «Monitoring of Education Quality» at the Department of «Pedagogy and Psychology» in «Moscow State University of Technology and Management of K. Razumovsky»

Keywords:
scientific school, research, monitoring, evaluation of education quality, continuity, training.
Text

Окончание, начало в № 2(3), 2013.

В предыдущем номере журнала автор статьи проанализировал содержание понятия «научная школа» в прошлом и настоящем. В ее продолжении раскрывается конкретный опыт формирования научной школы «Мониторинг качества образования» на базе кафедры ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского».

Основные признаки и критерии, по которым определяется статус научной школы в Московском государственном университете технологий и управления (ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского») в 2011 г. были выложены на сайте университета [14]. Складывание же научной школы на кафедре «Педагогика и психология» началось в процессе формирования самой кафедры.

Современные процессы в обществе трансформировали цели и задачи системы российского образования в целом и высшего в частности. Требования к выпускникам вузов в области их социальной компетентности привели к необходимости осмысления гуманитарной составляющей в подготовке будущего специалиста к коммуникативной деятельности в «ситуации неопределенности». Как ответ на этот «вызов», осенью 2008 г. на базе гуманитарных кафедр МГУТУ был сформирован факультет социально гуманитарных наук и технологий во главе с деканом, д-ром пед. наук, проф. С.Е. Шишовым, который остался и заведующим кафедрой «Педагогика». Модернизация экономики страны и связанные с нею проблемы формирования нового поколения профессиональных кадров, поиски новой парадигмы образования вели к переменам в вузовской подготовке. Прежде всего, возрастала роль гуманитарной составляющей в формировании личности выпускника, его нравственном и эстетическом воспитании, формировании его активной гражданской позиции. Эти реалии налагали определенные обязательства на организацию научной деятельности кафедры «Педагогика» (с 2010 г. — «Педагогика и психология»), определяя ее системообразующей факультета СГНТ, а с 2010 г. — института социально-гуманитарных технологий (ИСГТ). Факультет, а затем и институт возглавил проф. С.Е. Шишов. Гуманитарный институт в технологическом университете объединяет сегодня 10 гуманитарных кафедр.

References

1. Borzenko I.A. Nauchnye shkoly vysshikh uchebnykh zavedeniy v podgotovke kvalifitsirovannykh kadrov i progresse nauki. - [Elektronnyy resurs]. URL: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Chem_Biol/pmtb/2010_1/7-11.pdf (data obrashcheniya: 15.05. 2011).

2. Vedushchie nauchnye shkoly Rossii: spravochnik. - M.: Yanus-K, 1998. - 624 s. - [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=20640 (data obrashcheniya: 13.05.2011).

3. Vernadskiy V.I. Trudy po istorii nauki v Rossii. - M., 1988. - S. 63.

4. Gessen S.I. Osnovy pedagogiki. Vvedenie v prikladnuyu filosofiyu. - M., 1995. - S. 35.

5. Grezneva O. Nauchnye shkoly: printsipy klassifikatsii. Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2004. - № 5. - S. 42-48.

6. Levin A.S. Soobrazheniya k kontseptsii razvitiya programmy [Elektronnyy resurs]. Kur'er obrazovaniya. - 2000. - № 10(106). URL:http://sci.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.html (data obrashcheniya: 02.03.2011).

7. Loginova N.A. Fenomen uchenichestva: priobshchenie k nauchnoy shkole. Psikhologicheskiy zhurnal. - 2000. - № 5. - T. 21. - S. 106-111.

8. Yaroshevskiy M.G. Logika razvitiya nauki i nauchnaya shkola. Shkoly v nauke / pod red. S.R. Mikulinskogo, M.G. Yaroshevskogo, G. Krebera, G. Shteynera. - M., 1977. - S. 28.

9. Grezneva O.Yu. Nauchnye shkoly (pedagogicheskiy aspekt). - M., 2003.

10. Dezhina I., Egerev S. Vedushchie nauchnye shkoly - rossiyskiy fenomen? [Elektronnyy resurs]. URL: http://jakunin.viperson.ru/wind.php?ID=545014 (data obrashcheniya: 03.03.2011)

11. http://kapital-rus.ru/society/element.php?clear_cache=Y&;ID=7617 Issledovanie podderzhano grantom RGNF № 08-03-00648a.

12. Dezhina I., Kiseleva V. Nauchnye shkoly: forma stagnatsii ili intellektual'noy kapitalizatsii? [Elektronnyy resurs] . URL: http://www.hse.ru/data/676/784/1235/Science%20Schools%20-%20for%20MEiMO%20-%20edit.doc (data obrashcheniya: 25.05. 2011).

13. Gasilov V. Nauchnaya shkola - fenomen i issledovatel'skaya programma naukovedeniya / Shkoly v nauke / pod red. S.R. Mikulinskogo, M.G. Yaroshevskogo, G. Kremera. - M., 1977. - S. 119-153.

14. Guzevich D. Nauchnaya shkola kak forma deyatel'nocti. Voprosy istorii estestvoznanii i tekhniki. - 2003. - № 3. - S. 64.

15. Levin A. Itogi semiletnego funktsionirovaniya programmy podderzhki vedushchikh nauchnykh shkol i tumannye perspektivy ee dal'neyshego sushchestvovaniya / Akustika neodnorodnykh sred / Sbornik trudov seminara nauchnoy shkoly prof. S.A.Rybaka. - M., 2002. - S. 151.

16. Lievrouw L. Reconciling structure and process in the study of scholarly communication. Eds (Ed. by).

17. Borgman C. Scholarly communication and bibliometrics, 2004. - P. 59. Newbury Park. [Elektronnyy resurs] . URL: http://www.hse.ru/data/676/784/1235/Science%20Schools%20-%20for%20MEiMO%20-%20edit.doc (data obrashcheniya: 04.04.2011).

18. Kollinz R. Sotsiologiya filosofiy. Global'naya teoriya intellektual'nogo izmeneniya: per. s angl. N.S. Rozova i Yu.B. Vertgeym. - Novosibirsk: Sibirskiy khronograf, 2002.

19. Kontseptsiya Federal'noy tselevoy programmy razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 gody. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 7 fevralya 2011 g. № 163-r. - Elektronnyy resurs. Rezhim dostupa: http://www.referent.ru/1/173627

20. Krivoruchenko V.K. Nauchnye shkoly - vazhneyshiy faktor razvitiya sovremennoy nauki [Elektronnyy resurs], 2007. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/scientificschools/about/Krivoruchenko_factor/ (data obrashcheniya: 14.02. 2011).

21. Krivoruchenko V.K. Nauchnye shkoly. Informatsionnyy gumanitarnyy portal zhurnala «Znanie. Ponimanie. Umenie». - 2011. - № 2. [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Krivoruchenko_Scholar_Schools/ (data obrashcheniya: 14.11. 2011).

22. Levin A.S. Itogi semiletnego funktsionirovaniya programmy podderzhki vedushchikh nauchnykh shkol i tumannye perspektivy ee dal'neyshego sushchestvovaniya. Akustika neodnorodnykh sred / Sbornik trudov seminara nauchnoy shkoly prof. S.A. Rybaka. - M.: Rossiyskoe akusticheskoe obshchestvo, 2002. - S.151.

23. Levin A.S. Soobrazheniya k kontseptsii razvitiya programmy [Elektronnyy resurs]. Kur'er obrazovaniya. - 2000. - № 10(106). URL: http://sci.informika.ru/text/magaz/newpaper/messedu/cour0010/1800.html (data obrashcheniya: 02.03.2011).

24. Polozhenie o nauchnykh shkolakh. [Elektronnyy resurs]. URL: http://mgutm.ru/science/activity/scientific-schools/polojenie_o_schools.php (data obrashcheniya: 02.03.2011).

25. Postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 8 sentyabrya 1994 g. byl sozdan Rossiyskiy gumanitarnyy nauchnyy fond (RGNF). Rossiyskiy gumanitarnyy nauchnyy fond. - [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rfh.ru/index.php?option=com_content&;task=view&id=34&Itemid=110 (data obrashcheniya: 02.03.2011).

26. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 17 aprelya 1995 g. № 360 «O gosudarstvennoy podderzhke razvitiya nauki i nauchno-tekhnicheskikh razrabotok». Rossiyskiy fond fundamental'nykh issledovaniy. - [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://w3.rfbr.ru/default.asp?doc_id=4153 (data obrashcheniya: 02.03.2011).

27. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 sentyabrya 1995 g. № 957 «O gosudarstvennoy podderzhke vedushchikh nauchnykh shkol Rossiyskoy Federatsii». Garant. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://iv.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (data obrashcheniya: 02.03.2011).

28. Rossiyskiy fond fundamental'nykh issledovaniy. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://www.rfbr.ru/rffi/ru/rbfr_history (data obrashcheniya: 02.03.2011).

29. Shishov Sergey E. Determination of the Purposes of Education in the Knowledge Economy From the Position of Competence Approach. European Journal of Contemporary Education (Evropeyskiy zhurnal sovremennogo obrazovaniya, ISSN 2304-9650) - Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal - Number 1 (in 1 part). - September 24, 2012. - R. 58-67.

30. Shishov S.E. Kontseptual'nye problemy monitoringa kachestva obshchego obrazovaniya. - M.: NTsSiMO, 2008. - 404 s. ISBN 5-7663-0382-12.

31. Shishov S.E., Kal'ney V.A. Shkola monitoringa kachestva obrazovaniya. - M.: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2000. - 320s., prilozheniya ISBN-5-93134-069-6. [Elektronnyy resurs]. URL: http://csr.spbu.ru/archives/30174 (data obrashcheniya: 23.04. 2011).

Login or Create
* Forgot password?