Abstract and keywords
Abstract (English):
Modern people want to keep the track of as many events as possible while saving as much time as possible and reducing the level of redundant information. Internet digests provide an opportunity to systematize online publications and structure relevant information while focusing on the main facts and ideas. The paper describes the algorithm, editing, and design of Internet digests in social media. The authors analyzed digest entries in the Russian VKontakte social network to identify the methods of collecting, processing, and structuring information at different stages of editing. The standard folding method proved to be especially efficient, considering the stylistic diversity of the source materials compiled. As a result, the editor has to standardize the style without violating the integrity of the original text, eliminating information noise, applying the principles of information literacy and multidimensionality, etc. These aspects determine the structure of the VKontate digest as title – lead – text – call to action – graphic elements. The authors developed procedures for digest editorial as a sequence of actions that provides a high-quality media product with a high coefficient of information efficiency. Editing improves the quality of the material while ensuring its relevance, reliability, and clarity, thus facilitating the reading comprehension.

Keywords:
digest, social media, media, journalism, editing, news
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Современное постиндустриальное общество сталкивается с огромным объемом информации, которая поступает каждый день из различных источников, одним из которых стали социальные сети. В условиях информационного перенасыщения крайне важно владеть инструментами, которые способны обработать, систематизировать и представить информацию в доступной и удобной форме. В этом контексте особую роль играют дайджесты – сборники кратких, аналитических материалов по различным тематикам.

Актуальность нашего исследования в свете современных потребностей заключается в стремлении человека быть в курсе всех происходящих событий, при этом экономя время и минимизируя избыточную информацию. Формат дайджест предоставляет возможность систематизации публикаций в Интернете и упорядочивания доступной информации, фокусируясь на фактах и основных тезисах. В составлении дайджестовых материалов возникает ряд требований, их реализация оказывает существенное влияние на эффективность передачи информации.

Изучение дайджеста началось в 90-х годах XX века. Сначала рассматриваемый термин трактовался как «периодическое издание, перепечатывающее (часто сокращенно) материалы из других изданий» [Комлев, 1995, с. 31], или как «печатное издание (журналы, газеты), перепечатывающее наиболее интересные публикации в полном или сокращенном виде» [Большой толковый словарь русского языка, 2000, с. 238]. Б. А. Лапшов в работе «Дайджест-библиотека: инструмент понимания для человека дела» описывает историю дайджеста как информационного жанра от раннехристианских теологов до наших дней. Исследователь показывает, что дайджест – это идеальный инструмент, позволяющий сориентироваться в мире информации и использовать желаемый материал. Подводя итог, автор говорит о перспективах библиотек сборников и их преимуществах перед энциклопедиями и словарями, доступными сегодня [Лапшов, 1990]. Ряд исследователей изучали дайджест в рамках издательского дела. Работы были посвящены анализу жанра в периодических изданиях. Например, Н. В. Гольцова в работе «"Ридерз Дайджест" как вид издания. Видо-типологический и редакционно-издательский аспекты» [Гольцова, 1999] рассматривала структуру издания и принципы его оформления.

Работы последнего десятилетия в основном посвящены функционированию дайджеста в медиапространстве. Н. В. Куницына изучает этот медиаформат в свете теории коммуникативистики и медиалингвистики. Рассматривает дайджестовый принцип построения журналистского текста, встроенного в современную картину мира [Куницына, 2011, с. 115]. А. Н. Гильманова говорит о том, что формы медиатекста претерпевают трансформацию под влиянием мультимедийных возможностей глобальной сети Интернет, поэтому существует необходимость в изучении новых аналитических форм медиатекста в сетевых СМИ [Гильманова, 2016, с. 22]. Научные интересы В. П. Абрамовой сосредоточены в рамках функционирования языковой системы в текстах современных российских массмедиа [Абрамова, 2016, с. 157], что также актуально при изучении формата дайджест.

В сегодняшнем медиапространстве дайджест вырос в гибкую и многофункциональную структуру, комбинируя текстовые и визуальные элементы, включая гиперссылки. Этот формат адаптивен к различным медиаплощадкам и располагает возможностью настройки в том числе под особенности различных социальных сетей. При составлении такого вида текста необходим специальный редакторский подход, поскольку дайджест составляется по методике нормализированного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается.

Редакторы, занимающиеся подготовкой материалов для дайджестов, играют ключевую роль в процессе формирования содержания, структуры и языкового оформления аналитических материалов. Их профессионализм, творческий подход и внимание к деталям определяют качество и информативность конечного продукта. Целью нашей статьи является изучение функционала редактора при создании качественного информативного дайджеста, публикуемого в социальной сети. В рамках исследования будет рассмотрена специфика редакторской работы, основные методы и техники, используемые при редактировании текстов для дайджестов, а также влияние качества редакторской подготовки на восприятие информации читателями.

В рамках исследования применялся метод расширенного анализа и синтеза. Исследование фокусируется на особенностях отбора информации, создании краткого и информативного текста, а также выборе эффективных визуальных элементов. Материалом исследования послужили дайджесты с официальной страницы Российского движения детей и молодёжи «Движение Первых» в Кемеровской области в социальной сети ВКонтакте.

 

Результаты

Дайджест в социальных сетях – это сборная публикация, в которой находится подборка основных новостей, событий или информации о какой-то теме или области. Этот формат позволяет сжато и информативно представить актуальные материалы для аудитории, позволяя им быть в курсе всех важных событий

Основные характеристики дайджеста включают:

1. Краткость. Материалы в дайджесте представлены в сжатой форме, что позволяет пользователям социальных сетей быстро получить основные сведения по интересующим их темам без необходимости изучения материалов из нескольких пабликов и сообществ.

2. Объективность. Дайджесты представляют собой объективное и нейтральное изложение информации, лишенное субъективных оценок и комментариев. Цель дайджеста – предоставить потребителям контента соцсетей факты и аналитические данные для самостоятельной оценки.

3. Систематизация. Материал в дайджесте основательно структурирован, что позволяет подписчикам легко найти необходимую информацию по интересующей их теме. Обычно дайджесты включают категоризацию материалов и удобные индексы для навигации, в том числе хештеги [Калашникова, 2023] и гиперссылки.

4. Актуальность. Дайджесты охватывают самые трендовые события и темы, рассказывая информацию с определенной периодичностью. Это позволяет пользователям быть в курсе последних событий и тенденций.

5. Информативность. Дайджесты сжато предоставляют качественную информацию, которая может быть использована для принятия решений, проведения исследований или общего понимания текущих событий и проблем.

В целом, формат дайджеста характеризуется своей краткостью, структурированностью, обобщенностью информации. Благодаря этому пользователь получает материал, сохранив время и усилия, которые могут потребоваться для чтения полных текстов или изучения источников.

При этом мы можем выделить неочевидные черты формата дайджест. Они не относятся к его внутренним компонентам, а показывают воздействие на читателя.

  1. Снижение информационного шума. Дайджесты помогают снизить информационный шум, который часто связан с объемом информации, представленной в социальных сетях. Они сокращают необходимость просматривать большое количество новостных лент, предоставляя только самую важную и релевантную информацию.
  2. Развитие информационной грамотности. Получение регулярных дайджестов в новостной ленте соцсетей способствует развитию информационной грамотности. Пользователи учатся критически оценивать и фильтровать информацию, понимать сложные концепции и делать информированные решения на основе краткой сводки.
  3. Возможность освоить новые темы. Дайджесты предлагают возможность быстро ознакомиться с новыми темами или областями, в которые пользователь недостаточно посвящен. Они предоставляют краткую информацию для введения в тему и повышению заинтересованности прочтения новостей в полном объеме.

На основе имеющихся данных мы можем сделать вывод об основных характеристиках формата дайджест: он представляет собой аналитическую обработку информации, направлен на не на специалистов, а на читателей, помогает сориентироваться в информационном потоке и не упустить главного, имеет четкую структуру и правильное членение его текста на абзацы, может быть представлен на различных площадках в социальных сетях.

Из этого следует, что редакторская деятельность при работе с дайджестом характеризуется специфическим подходом к обработке информационного материала. Редакторы в данном случае сталкиваются с необходимостью обеспечения краткости и точности текстов, анализа и систематизации исходных данных, а также выделения наиболее значимой информации для включения в дайджест. Отдельного внимания заслуживает эклектика авторских стилей, когда речь идет об исходных материалах, генерируемых в дайджест. Перед редактором стоит задача не нарушить специфику выражения авторской позиции, в некоторых случаях зависящую от политики издания (сообщества, паблика), и в то же время не допустить стилевой пестроты в готовом дайджесте.

В настоящее время происходит поиск методов редактирования и написания дайджестов нового формата, поскольку они представляют относительно молодое явление. Дайджест в социальной сети – отдельный продукт, который требует своего подхода к редактированию.

На сегодняшний день при составлении дайджестов в основном используется методика нормализованного свертывания, в результате которой изменяется физический объем документа, но при этом информативность его не уменьшается. В качестве основного метода используется экстрагирование, т. е. извлечение из документа наиболее ценных в смысловом отношении цитат.

З. В. Вахрамеева в работе «Дайджест как продукт информационной деятельности» [Вахрамеева, 2008] описала последовательность шагов, которые составляют композиционную структуру написания дайджестов. Стоит отметить, что данная модель распространяется на вторичные тексты, которые относятся к дайджестам прессы и носят в основном печатный вид. Композиция дайджеста, предложенная Вахрамеевой, не подходит для дайджестов, которые функционируют в интернет-пространстве и не имеют бумажных аналогов. В связи с этим мы можем выделить ключевые составляющие формата дайджест и на их основе разработать собственную композицию для тех вторичных текстов, которые используются в социальных сетях или на других интернет-площадках.

Предлагаемая нами модель дайджеста выглядит следующим образом:

  1. Заголовок

Прежде всего эта единица несет графически-выделительную функцию, а затем уже номинативную. Через заголовок читатель обращает внимание на текст и далее уже переходит к его прочтению. Чаще всего заголовок выделяется хэштегом или графическим элементом.

Заголовок имеет двусторонний характер:

  • он является элементом дайджеста
  • представляет собой самостоятельную структуру.

С этих точек зрения и рассмотрим требования, предъявляемые к заголовку.

Как элемент текста заголовок должен соответствовать теме, идее, содержанию текста. А как самостоятельная структура, он должен быть кратким, достаточно простым для читательского восприятия, точным, ясным, выразительным. Если нарушается первое требование, то заголовок либо вообще не соответствует содержанию материала, либо шире содержания материала (заявлена масштабная проблема, а речь идет о незначительном, мелком событии), либо уже содержания материала (заголовок соответствует лишь части материала).Если нарушаются требования, предъявляемые к заголовку как к самостоятельному произведению, то мы видим невыразительные, штампованные заголовки.

  1. Лид

Своего рода аннотация того, что будет в дайджесте, целью лида является привлечение внимания пользователя, актуализация основных тем. Состоит из одного абзаца, в котором отражается суть вторичного текста.

  1. Основной текст, разделенный на абзацы

Третья и главная часть дайджеста. Поскольку дайджест объединять в себе несколько первичных текстов, то ключевые смыслы каждого отражаются в отдельном абзаце. Как правило, в интернет-пространстве каждый абзац выделяется графически (например, ставится эмодзи). Данный элемент структуры является наиболее объемным, поскольку прорабатывается содержание, проверяется фактологическая часть, выявляются ключевые смыслы и стиль, в рамках которого функционирует дайджест.

  1. Призыв к действию (CTA, call to action)

Одна из основных составляющих любого текста в интернет-пространстве. Призыв к действию направлен на пользователя, чтобы получить обратную связь. На этом этапе, после реакции читателя, редактор понимает, насколько текст откликается у аудитории.

Ключевыми аспектами такой редакторской деятельности являются умение выделять основные темы и идеи, проводить синтез различных источников информации, поддерживать специфику жанра дайджеста, который предполагает краткость и обобщенность, а также создавать четкую и логическую структуру текста для обеспечения понятности и удобства восприятия пользователями социальных сетей.

Редактирование дайджеста в социальной сети – это многоэтапный процесс, который включает в себя несколько ступеней для обеспечения качества и информативности конечного продукта:

  1. Выбор темы обычно основан на актуальности и важности мероприятий, которые происходят в мире. Основной источник новости – события, которые представляют интерес для участников того или иного сообщества. Как правило, новости, которые освещаются в дайджесте, значимы для развития какого-либо сообщества.
  2. Поиск и сбор информации осуществляется в зависимости от темы дайджеста, например, при составлении еженедельной публикации необходимо просмотреть новости прошедшей недели для выявления ключевых событий в жизни организации. Если дайджест приурочен к какой-либо теме, то информация отбирается в зависимости от соответствующего тематического блока.
  3. После поиска и сбора информации редактор переходит к третьему этапу составления и редактирования дайджеста – к оценке и фильтрации материала.  На данном этапе происходит просмотр уже собранных новостей для того, чтобы выбрать, какой пост войдет в дайджест.
  4. Структурирование и форматирование. Далее происходит организация информации в логическом порядке. Важно учитывать релевантность информации к каждой теме дайджеста.
  5. Визуальное оформление. Хорошо структурированный и оформленный пост помогает быстро ориентироваться. Использование тегов в заголовках, маркированных списков, выделений и других визуальных элементов помогает разделить и организовать информацию, делая ее более удобной для чтения и понимания.
  6. Публикация и распространение. После завершения полного форматирования дайджеста редактор готовит его к публикации, добавляя заключительные элементы, например, такие как фотографии различных муниципалитетов с событий. Затем происходит финальное чтение новостей и их корректировка, в случае необходимости.

Перечисленные этапы редактирования дайджеста имеют цель обеспечить высокое качество, информативность и удобство восприятия конечного продукта пользователями социальных сетей. Грамотное и профессиональное выполнение каждого этапа позволяет создать качественный и эффективный дайджест, который соответствует требованиям и ожиданиям комьюнити. Публикация и распространение дайджеста требует стратегии и планирования, а также внимания к особенностям аудитории и каналам распространения, чтобы донести информацию до целевой аудитории и обеспечить максимальное воздействие и эффективность контента.

 

Заключение

С учетом особенностей формата дайджест редакторы должны обладать высоким уровнем аналитических способностей, креативным мышлением и умением работать с большим объемом информации, сокращая ее до ключевых тезисов. Важным аспектом также является способность оценивать достоверность и актуальность материалов, выбираемых для включения в дайджест, и проведение качественной редакции текстов с помощью различных методов и техник. Таким образом, специфика редакторской деятельности при работе с дайджестом заключается в умении эффективно сжимать и структурировать информацию, обеспечивать информативность, четкость и лаконичность материалов, а также формировать стиль и тон текстов через анализ стиля исходных материалов и выстраивание универсальной модели дайджеста на основе ключевых элементов первичных информационных продуктов. Благодаря профессиональному подходу редакторов к работе дайджесты становятся удобными для восприятия пользователями социальных сетей и служат ценным источником информации по различным тематикам. Редакторская обработка текстов способствует повышению качества материала, обеспечивает его актуальность, достоверность и понятность, что в свою очередь улучшает восприятие контента аудиторией. Редакторская работа требует профессионализма, внимательности к деталям и понимания основных принципов создания качественного контента. Только благодаря усилиям редакторов дайджесты становятся не просто сборником информации, а ценным инструментом для ознакомления с актуальными событиями, темами и идеями.

References

1. Abramov V. P., Abramova G. A. Text of the modern mass media: The linguistic aspect. Historical and Social Educational Idea, 2016, 8(5-2): 157–160. (In Russ.) https://doi.org/10.17748/2075-9908-2016-8-5/2-157-160

2. Vakhrameeva Z. V., Kurbangaleeva I. V. Digest as a product of information activity. Bibliosphere, 2008, (2): 49–53. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/ijrrvh

3. Vorotilova M. Y. Digital literacy in the age of technology: Challenges and solutions. Economy and business: Theory and practice, 2024, (1-1): 34–39. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2411-0450-2024-1-1-34-39

4. Vyrovtseva E. V., Indutnaya T. A., Simakova S. I. Design as a means of creating a journalistic image in infographics. Humanitarian vector, 2020, 15(5): 155–165. (In Russ.) https://doi.org/10.21209/1996-7853-2020-15-5-155-165

5. Gilmanova A. N., Gazizova R. I. Forms of analytical media text in networked media. Cheliabinskii Gumanitarii, 2016, (4): 22–26. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/yhmxsp

6. Golev N. D., Sushkina M. A. Centripetal trend in comments to news in social networks. Virtual Communication and Social Networks, 2022, 1(4): 185–190. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-4799-2022-1-4-185-190

7. Goltsova N. V. Readers Digest: Foundation history and development concept. Publishing and editing. Theory. Procedure. Practice, comps. Antonova S. G., Yamchuk K. T. Moscow: MSUP, 1999, 111–119. (In Russ.)

8. Kalashnikova A. L., Poselenova E. Yu. Functional aspect of hashtagging in virtual communication: Kemerovo State University online. Virtual Communication and Social Networks, 2023, 2(3): 105–110. (In Russ.) https://doi.org/10.21603/2782-4799-2023-2-3-105-110

9. Komlev N. G. Dictionary of foreign words. Moscow: Eksmo, 2000, 1168. (In Russ.)

10. Kunitsina N. V. On some features of the journalistic text in the "Digest" format. Genres and types of text in scientific and media discourse: Proc. Conf., Orel, 15–16 Sep 2018. Orel: Gorizont, 2018, 115–125. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/ywzzyl

11. Lapshov B. A. Digest library: An understanding tool for a person. Theory and practice of social and scientific information, 1990, (10): 148–155. (In Russ.)

12. Lenkova T. A. The lead paragraph is a structural element of the article and a self-contained text. Philology & Human, 2023, (1): 179–191. (In Russ.) https://doi.org/10.14258/filichel(2023)1-14

13. Murzina E. V. Mediaconsumption in the conditions of transformation of modern society. Bulletin of the Surgut State Pedagogical University, 2020, (5): 228–235. (In Russ.) https://doi.org/10.26105/SSPU.2020.68.5.018

14. Radiontseva E. S. Information reasons: Technologies for entering the media space. Communication Studies, 2023, 10(2): 317–333. (In Russ.) https://doi.org/10.24147/2413-6182.2023.10(2).317-333

15. Shishlyannikova A. M., Horoshunova I. V. Literary editing of media texts: Theory and practice. Voronezh: VSU, 2017, 192. (In Russ.) https://www.elibrary.ru/vjlgjh

16. Agarwal S., Kayal S., Tripathi N., Pal S. Understanding acceptance of new media: An empirical evaluation of students undergoing higher education in media studies. International Journal of Media and Information Literacy, 2023, 8(2): 257–268. https://doi.org/10.13187/ijmil.2023.2.257

17. Eger L., Egerová D., Tomczyk L., Krystoň M. How universities communicate with public using Facebook page. International Journal of Media and Information Literacy, 2021, 6(1): 88–99. https://doi.org/10.13187/ijmil.2021.1.88


Login or Create
* Forgot password?