Russian Federation
This scientific article reveals the theoretical aspects of the essence and construc-tion of the digital ecosystem of a single-profile municipal formation. The signifi-cant role of digitalization is shown to increase the efficiency of the functioning of a single-industry municipality, improve operational efficiency, develop innova-tion and attract investment, as well as improve interaction with the population. The analysis of modern approaches to the essential characteristic of the "digital ecosystem" allowed us to propose an author's interpretation of the term "digital ecosystem of a municipal formation", to present its structure through a complex of interacting variators. The forms of interaction of participants in the digital eco-environment of the municipality were systematized, and the principles that underlie the communications of the main participants were developed to ensure a comprehensive effect and opportunities for the development of the territory. It was concluded that the introduction of digital technologies can become an im-portant success factor for the development of a single-industry municipality and increase its competitiveness, which served as the basis for highlighting methods for evaluating the effectiveness of forms of interaction between the parties.
methods of efficiency assessment, municipal formation, principles of interaction of the digital eco-environment, digital ecosystem, digital ecosystem of municipal formation
Для обеспечения конкурентоспособности отечественной экономики и соответствия ее параметрических характеристик международному уровню становится очевидным, что следует активно внедрять современные цифровые решения на всех уровнях управления. Поэтому в 2019 году на национальном уровне были разработаны основные положения программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и разработаны федеральные проекты, в каждом из которых раскрываются отдельные аспекты цифровой трансформации сфер деятельностии утвержден перечень запланированных индивидуальных показателей [10] [6].
Изменение целевых ориентиров на национальном уровне, а также необходимость оперативной адаптации отечественной экономики под хаотично изменяющиеся тренды на международной арене предопределили внесение корректив в перечень федеральных проектов, а также их внутреннее наполнение. При этом, стремительное использование цифровых решений во всех экономических сферах и уровнях управления вызывает интерес со стороны отечественного научного сообщества к их комплексному исследованию через уточнение терминологического аппарата, развитие методов, методики, организационного механизма построения [10].
Рассматривая современные труды российских ученых, можно констатировать, что они посвящены широкому ареалу исследований цифровизации на национальном уровне, уровне отдельных регионов, корпораций, субъектов малого бизнеса [3] [5] [11]. Однако, на уровне отдельных муниципальных образований, особенно монопрофильного типа, данные аспекты недостаточно раскрыты и, на наш взгляд, требуют более тщательного анализа. Именно муниципальные формирования являются системообразующими звеньями отдельных региональных хозяйственных систем, роль которых в реализации национальных задач стратегического развития, исключительная, на что неоднократно акцентирует внимание Президент РФ Путин В.В. в своих обращениях и выступлениях.
Цифровизация играет важную роль в повышении эффективности монопрофильного муниципалитета. Монопрофильные муниципалитеты, которые сосредоточены на развитии и поддержке определенной отрасли или сферы деятельности, включая, например, туризм, промышленность или сельское хозяйство, могут получить значительные преимущества от цифровизации своих процессов и систем, так как появляются новые каналы для построения коммуникаций, сокращается временной интервал получения услуг, повышается уровень и качество жизни граждан.
Одно из главных преимуществ цифровизации для монопрофильных муниципалитетов заключается в улучшении операционной эффективности. Цифровые технологии могут автоматизировать и оптимизировать множество процессов, связанных с управлением и оказанием услуг в данной отрасли. Например, в случае туристического муниципалитета, создание электронных систем бронирования, цифровых карт и информационных порталов позволит упростить и ускорить процесс бронирования отелей, экскурсий и других туристических услуг. В результате, как для предпринимателей в отрасли, так и для туристов, будет происходить повышение эффективности и качества обслуживания.
Следует отметить повышающую роль цифровизации как инструмента для активизации инновационной деятельности и привлечения инвестиций. Благодаря внедрению новых технологий, созданию цифровых платформ и сервисов, муниципалитет может стать привлекательным для инвесторов и бизнес-партнеров, что влечет рост налоговых поступлений в бюджет, наращиванию налогового, инвестиционного, финансового потенциала. Например, в промышленном муниципалитете цифровизация производственных процессов и внедрение "умных" технологий позволит повысить производительность и конкурентоспособность предприятий, что привлечет новые инвестиции и способствует развитию региона.
Необходимо также отметить, что цифровизация позволяет улучшить взаимодействие между муниципалитетом и его жителями, что позволяет говорить о роли цифровизации для решения социальных проблем развития. Создание цифровых платформ и порталов для обратной связи, электронных систем оплаты муниципальных услуг и передачи информации позволит упростить общение с населением и повысить удовлетворенность граждан. В результате, в пределах территориальных границ монопрофильного муниципалитета, появляются новые возможности для удовлетворения потребностей и ожидания жителей, что способствует его стратегическому развитию.
В пределах отдельных муниципалитетов формируется персонализированная цифровая экосистема, в которой предусмотрен уровень организационно-экономических отношений между участниками, которые могут быть подразделены на внешние и внутренние на основе принципов и правил.
Анализ сущности имеющихся определений, которые встречаются в трудах отечественных и зарубежных ученых позволил сделать вывод об отсутствии единого подхода к пониманию сущности термина «цифровая экосистема».
Прежде всего, следует отметить, что историей данный термин уходит в биологические науки, о чем детально можно ознакомится в статье Меденникова В.И., который приходит к выводу о том, что с точки зрения научного подхода сущность цифровой экосистемы имеет иные сущностные аспекты [9].
Историю происхождения термина «цифровая экосистема» связывают с именем профессора Гарворда Дж. Муром, который в своей статье изложил идею о существовании экосистем в бизнесе, а непосредственно фирму предложил рассматривать не в качестве отдельной единицы, а как часть деловой экосистемы, в которой выделил систему коммуникаций между такими участниками, как: «фирма-потребитель-владелец капитала-поставщик» [15] [14].
Кукушкин С.Н. обобщил разновидности деловых экосистем:
- платформа (совместное использование программных продуктов);
- инновации (базируется на совместном использовании знаний при генерировании новшеств);
- интересы (как сформировавшиеся совместные интересы в результате развития социальных сетей и Интернет);
- продуктовая (основана на коммунициировании при единой операционной цепочке);
- ценность (целью ставят придание ценности своему продукту или услуги) [7].
В отчете состояния цифровых экосистем в РФ по состоянию на 2022 год, специалисты института имени Е.Т. Гайдара, под цифровой экосистемой предлагают понимать: «цифровую платформу, интегрированную с другими цифровыми сервисами и /или цифровыми платформами одной группы компаний/партнеров или органа государственной власти, действующая на нескольких отраслевых рынках» [13].
Центробанк в своем ежегодном отчете об инструментах регулирования цифровых платформ, непосредственно определение трактует следующим образом: «это информационная система, работающая через Интернет, обеспечивающая взаимодействие участников платформы друг с другом, позволяющая им создавать ценности и обмениваться ими» [14].
Молодчик Н.А., Брагина Д.С. цифровую экосистему рассматривают как «совокупность взаимосвязанных и дополняющих друг друга цифровых сервисов, объединенных технологической платформой, подразделяющихся на внешнюю (созданы на базе партнерств, что подкрепляет факт того, что далеко не всегда одна корпорация должна купить другую, чтобы влить ее в свою экосистему) и внутреннюю (платформы, позволяющие оптимизировать внутренние бизнес-процессы и облегчить работу сотрудников)», выделяя следующие неотъемлемые ее элементы (рис.1) [8].
Рисунок 1- Признаки цифровой экосистемы
Источник: составлено автором по данным [8].
Цифровую экосистему Володина Л.Н. трактует, как: «взаимозависимую группу предприятий, людей и объектов, которые совместно используют цифровые платформы для взаимовыгодных целей, таких как коммерческая выгода, инновации или общие интересы» [2].
Весьма интересным является подход Арзамаскина А.Н., который рассматривает цифровую экосистему многоаспектно: «с экономической точки зрения цифровая экосистема – это среда, в которой создание добавленной стоимости проектов или продуктов осуществляется с помощью информации и технологий работы с большими данными; с организационной точки зрения цифровая экосистема – это среда, в которой по‐ средством информации как производственного фактора формируются связи между субъектами цифровой экономики, происходит их целевое взаимодействие». Причем, экосистему цифровой экономики автор также предлагает рассматривать, как «совокупность институтов, обеспечивающих техно‐ логические, экономические, организационные предпосылки для формирования цифровой среды взаимодействия субъектов цифровой экономики, использующих информацию и технологии ее обработки для достижения своих целей и интересов», с чем следует согласится [1].
Алексей Домрачев предложил национальную цифровую экосистему рассматривать в виде «довольно устойчиво развивающейся средой, поддерживающей цифровые технологии в актуальном состоянии, обеспечивающей их эволюцию, опережающее развитие и эффективное использование во всех без исключения сферах деятельности» [4].
Поиск в информационной среде определения «цифровая экосистема муниципалитета» не предоставил ответа на запрос, что позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует как таковое определение данного термина, что на наш взгляд, является заметным упущением и требует незамедлительного исправления. Этому способствует необходимость обоснования коммуникационных процессов в экосреде цифровой экономики муниципальных формирований, оценки эффекта, а также перспектив применения цифровых технологий для обеспечения уровня и качества жизни населения.
Поэтому, опираясь на имеющийся терминологический задел, в том числе и на представленные выше трактовки понятия «цифровая экосистема», считаем целесообразным предложить авторское определение «цифровая экосистема монопрофильного муниципального образование», как «среду, в которой осуществляется взаимодействие участников на основе взаимосвязанных цифровых технологий, информационных систем и сервисов, которые поддерживают функционирование муниципальных служб, повышают уровень качества жизни населения за счет внедрения цифровых решений и способствуют развитию территории».
Структурно основные вариаторы комплексного авторского определения могут быть представлены в виде следующей поведенческой модели (рис.2):
Весьма интересным является подход Арзамаскина А.Н., который рассматривает цифровую экосистему многоаспектно: «с экономической точки зрения цифровая экосистема – это среда, в которой создание добавленной стоимости проектов или продуктов осуществляется с помощью информации и технологий работы с большими данными; с организационной точки зрения цифровая экосистема – это среда, в которой по‐ средством информации как производственного фактора формируются связи между субъектами цифровой экономики, происходит их целевое взаимодействие». Причем, экосистему цифровой экономики автор также предлагает рассматривать, как «совокупность институтов, обеспечивающих техно‐ логические, экономические, организационные предпосылки для формирования цифровой среды взаимодействия субъектов цифровой экономики, использующих информацию и технологии ее обработки для достижения своих целей и интересов», с чем следует согласится [1].
Алексей Домрачев предложил национальную цифровую экосистему рассматривать в виде «довольно устойчиво развивающейся средой, поддерживающей цифровые технологии в актуальном состоянии, обеспечивающей их эволюцию, опережающее развитие и эффективное использование во всех без исключения сферах деятельности» [4].
Поиск в информационной среде определения «цифровая экосистема муниципалитета» не предоставил ответа на запрос, что позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует как таковое определение данного термина, что на наш взгляд, является заметным упущением и требует незамедлительного исправления. Этому способствует необходимость обоснования коммуникационных процессов в экосреде цифровой экономики муниципальных формирований, оценки эффекта, а также перспектив применения цифровых технологий для обеспечения уровня и качества жизни населения.
Поэтому, опираясь на имеющийся терминологический задел, в том числе и на представленные выше трактовки понятия «цифровая экосистема», считаем целесообразным предложить авторское определение «цифровая экосистема монопрофильного муниципального образование», как «среду, в которой осуществляется взаимодействие участников на основе взаимосвязанных цифровых технологий, информационных систем и сервисов, которые поддерживают функционирование муниципальных служб, повышают уровень качества жизни населения за счет внедрения цифровых решений и способствуют развитию территории».
Структурно основные вариаторы комплексного авторского определения могут быть представлены в виде следующей поведенческой модели (рис.2):
Рисунок 2- Структуризация авторского термина «Цифровая экосистема муниципалитета»
Источник: разработка автора
Одной из важнейших ролей цифровой экосистемы является обеспечение уровня и качества жизни жителей муниципального образования. Благодаря цифровым инструментам и сервисам население может получать доступ к различным муниципальным услугам онлайн, что значительно упрощает и ускоряет процессы обслуживания граждан. Например, жители могут оформлять электронные заявки на получение государственных услуг, оплачивать коммунальные счета, записываться на медицинские приемы и т.д. Это сокращает время ожидания, улучшает доступность и повышает удовлетворенность населения.
Кроме того, цифровая экосистема позволяет оптимизировать работу муниципальных служб. Автоматизация процессов, цифровизация документооборота, использование аналитических инструментов и технологий искусственного интеллекта позволяют улучшить эффективность работы государственных и муниципальных структур, сократить бюрократические процедуры и повысить прозрачность взаимодействия с гражданами. В результате достигается более эффективное предоставление муниципальных услуг и расходование бюджетных средств.
Цифровая экосистема также способствует развитию инфраструктуры и инноваций в муниципальном образовании. Предоставление доступа к высокоскоростному интернету, создание информационных порталов и мобильных приложений позволяет жителям получать актуальную информацию о событиях в городе, использовать цифровые сервисы управления транспортом и энергоресурсами, а также развивать свой бизнес и участвовать в цифровой экономике.
В цифровой экосреде муниципалитета существует несколько форм взаимодействия участников, которые обобщены нами в таблице 1.
Важно отметить, что в последние годы цифровые технологии активно используются для улучшения коммуникации между жителями и муниципалитетами, делая процесс взаимодействия более удобным и эффективным для всех сторон. Причем данный процесс только должен совершенствоваться для оперативного реагирования на различного рода управленческие действия, что выступает одним из условий инвестиционной привлекательности муниципального образования, повышения уровня его финансового благополучия и независимости в принятии решений.
Таблица 1- Разновидности и характеристика форм коммуницирования участников в цифровой экосреде муниципалитета
Форма взаимодействия сторон |
Характеристика |
Электронные порталы и веб-сайты муниципалитета |
Это основной канал общения и информирования граждан о муниципальных услугах и мероприятиях. На таких порталах можно получить информацию о городской инфраструктуре, размещать обращения и получать ответы на вопросы. Также здесь могут проходить онлайн-консультации и встречи с участием жителей и представителей муниципалитета. |
Мобильные приложения |
Позволяют гражданам получать информацию о городских событиях, услугах и акциях, а также осуществлять оплату коммунальных услуг, записываться на прием к муниципальным службам и сигнализировать о проблемах в инфраструктуре. Мобильные приложения удобны и доступны для использования на любом устройстве с подключением к интернету. |
Социальные сети |
Муниципалитеты активно используют социальные сети, такие как Телеграмм, Вконтакте и т.д. для распространения информации, организации общественных слушаний и опросов, получения обратной связи от граждан и решения их проблем. В социальных сетях можно также задать вопросы или выразить свое мнение по важным вопросам городской жизни. |
Электронная почта и SMS-рассылки |
Муниципалитеты могут отправлять электронные письма и SMS-сообщения жителям, содержащие информацию о мероприятиях, изменениях в работе учреждений или напоминания о сроках оплаты коммунальных услуг. Это позволяет оперативно информировать граждан и поддерживать активное взаимодействие с ними. |
Виртуальные конференции и вебинары |
В цифровой экосреде муниципалитета также проводятся онлайн-мероприятия, такие как вебинары и виртуальные конференции, на которых жители могут задавать свои вопросы и выражать свое мнение по важным вопросам. Это позволяет организовывать общественные слушания без необходимости физического присутствия. |
Взаимодействие участников в цифровой экосреде муниципалитета для обеспечения качественных параметров его развития предполагает следование следующим базовым принципам:
1. Открытость и прозрачность. Важным принципом является обеспечение доступа к информации и процессам, связанным с работой муниципалитета. Участники должны иметь возможность получать актуальные данные о городских услугах, проектах и принимаемых решениях. Это может быть реализовано через публикацию отчетов, протоколов заседаний, результатов опросов и других материалов, которые могут быть доступны онлайн.
2. Вовлеченность и активное участие. Участники цифровой экосреды муниципалитета должны иметь возможность выражать свое мнение, задавать вопросы, участвовать в обсуждениях и вносить предложения. Муниципалитеты могут проводить онлайн-опросы, общественные слушания, форумы для обсуждения важных вопросов и собирать обратную связь от граждан. Важно, чтобы муниципалитеты активно реагировали на предложения и запросы и представляли обратную связь к участникам.
3. Гражданская ответственность. Участники должны осознавать свою ответственность и взаимодействовать в соответствии с правилами и нормами, устанавливаемыми муниципалитетом. Это может включать уважение к другим участникам, конструктивные обсуждения, соблюдение законодательства и правил пользования цифровыми платформами муниципалитета.
4. Обеспечение безопасности и конфиденциальности. Важно обеспечить защиту конфиденциальности персональных данных участников и безопасность их взаимодействия в цифровой экосреде. Муниципалитеты должны принимать меры для защиты данных, использовать безопасные каналы связи и обеспечивать конфиденциальность информации, получаемой от участников.
5. Равноправие и инклюзивность. Муниципалитеты должны создавать равные условия для всех участников в цифровой экосреде, обеспечивать доступность и понятность предоставляемой информации. Это может включать учет потребностей людей с ограниченными возможностями, различные форматы предоставления информации (текст, звук, видео) и поддержку технической инфраструктуры.
Эти принципы помогают создать цифровую среду взаимодействия, которая способствует активному участию граждан, обеспечивает прозрачность и эффективность работы муниципалитета и повышает качество жизни в городе.
Оценка эффективности взаимодействия участников в цифровой экосреде муниципалитета является важным инструментом для определения успеха и эффективности цифровых инициатив и обеспечения их непрерывного улучшения. Вот несколько методов, которые могут использоваться для оценки эффективности взаимодействия участников в цифровой экосреде муниципалитета:
1. Анализ количества участников и активности. Один из самых простых способов оценить эффективность взаимодействия - это измерить количество участников и уровень активности в цифровой экосреде. Можно отслеживать количество зарегистрированных пользователей, посещений страниц, участие в обсуждениях, комментарии и прочие метрики активности, чтобы оценить уровень заинтересованности и привлеченности участников.
2. Обратная связь от участников. Важно собирать обратную связь от участников о их впечатлениях, удовлетворенности и предложениях по улучшению цифровой экосреды. Это можно делать через онлайн-опросы, анкетирование, фокус-группы и другие формы обратной связи. Анализ полученных данных позволит выявить сильные и слабые стороны взаимодействия.
3. Мониторинг выполнения поставленных целей. Если взаимодействие в цифровой экосреде связано с определенными целями или проектами, важно отслеживать и анализировать степень достижения этих целей. Можно использовать ключевые показатели эффективности (KPI) для оценки выполнения задач, уровня участия и достижения конкретных результатов.
4. Измерение уровня удовлетворенности участников. Чтобы понять, насколько участники довольны цифровым взаимодействием, можно проводить опросы удовлетворенности или пользоваться другими методами, например, через оценку качества обратной связи и уровня участия.
5. Сбор аналитических данных. Использование аналитических инструментов для сбора и анализа данных о взаимодействии участников в цифровой экосреде муниципалитета может помочь выявить тенденции, понять поведение пользователей и принять меры по улучшению взаимодействия. Аналитические данные могут включать, например, информацию о посещаемости, времени нахождения на сайте, популярных функциях и других характеристиках взаимодействия.
Эти методы взаимодополнительны и могут быть использованы в комбинации для более полной оценки эффективности взаимодействия участников в цифровой экосреде муниципалитета.
Таким образом, цифровая экосистема муниципального образования играет важную роль в обеспечении уровня и качества жизни населения за счет улучшения доступности муниципальных услуг, оптимизации работы государственных структур и стимулирования инноваций. Поэтому развитие и поддержка цифровой экосистемы являются важными задачами для муниципальных органов власти и сообщества.
1. Arzamaskin A.N. Cifrovye ekosistemy v sovremennom rossiskom obschestve: ponyatie, obschaya harakteristika, pravovoy aspekt regulirovaniya / A.N. Arzamaskin // Pravovoe gosudarstvo: teo-riya i praktika. - 2022. - № 2. - S. 9-15. DOIhttps://doi.org/10.33184/pravgos-2022.2.1
2. Volodina N.L. Preimuschestva sozdaniya cifrovoy ekosistemy // Organizator proizvodstva. - 2021. - № 4. - S. 107-109.
3. Gelishanov I.Z., Yudina T.N., Babkin A.V. Cifrovye platformy v ekonomike: suschnost', modeli, tendencii razvitiya // Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU. Ekonomicheskie nauki. 2018 T. 11, № 6 S. 22-36.
4. Domrachev A. K voprosu o nacional'noy cifrovoy ekosisteme // https://d-russia.ru/k-voprosu-o-nacionalnoj-cifrovoj-jekosisteme.html?ysclid=lrgjg2uyuj752978239.
5. Kulagina N.A., Gavrichkova Ya.V., Kuporov Yu.Yu. Indikatory ocenki cifrovogo razvitiya regional'nyh hozyaystvennyh sistem: metodicheskie aspekty i praktika primeneniya// Ekonomicheskie nauki. 2022. № 211. S. 80-87.
6. Koncepciya obschego regulirovaniya deyatel'nosti grupp kompaniy, razvivayuschih razlichnye cifrovye servisy na baze odnoy «ekosistemy»// https://www.economy.gov.ru/material/file/cb29a7d08290120645a871be41599850/koncepciya_21052021.pdf.
7. Kukushkin S.N. Tranzakcionnyy analiz biznes-ekosistem // Vest-nik Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta imeni G. V. Plehanova. - 2021. - № 5. - S. 138-139.
8. Molodchik N.A., Bragina D.S. Vneshnie i vnutrennie cifrovye ekosistemy: rossiyskie praktiki// Vestnik PNIPU. Social'no-ekonomicheskie nauki. 2023. № 1, s.142-158.
9. Medennikov V.I. Cifrovaya ekosistema agropromyshlennogo kompleksa: nauchnyy podhod // Mezhdunarodnyy sel'skohozyaystvennyy zhurnal. - 2022. - № 2. - S. 116-118
10. Nacional'naya programma «Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii». Utverzhdena protokolom zasedaniya prezidiuma Soveta pri Prezidente Rossiyskoy Federacii po strategicheskomu razvitiyu i nacional'nym proektam ot 4 iyunya 2019 g. № 7 // https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/?utm_referrer=https%3a%2f%2fyandex.ru%2f
11. Orlova L.S. Tendencii razvitiya i vnedreniya cifrovyh plat-form // Kreativnaya ekonomika. - 2021. - Tom 15. - № 1. - S. 35-44.
12. Rossiyskie cifrovye sistemy: perspektivy razvitiya // https://cdo2day.ru/analytics/cifrovye-jekosistemy-v-rossii-perspektivy-razvitija/
13. Cifrovye ekosistemy v Rossii: evolyuciya, tipologiya, podhody k regulirovaniyu. Institut ekonomicheskoy politiki imeni E.T.Gaydara//https://ict.moscow/research/tsifrovye-ekosistemy-v-rossii-evoliutsiia-tipologiia-podkhody-k-regulirovaniiu/
14. «Ekosistemy: podhody k regulirovaniyu»// https://cbr.ru/
15. Moor Dzh. Smert konkurentsii: liderstvo i strategiya v epokhu biznes-ekosistem [Competition Death: Leadership and Strategy in Time of Business-Ecosystems]. New York, HarperBusiness, 1996. (In Russ.)
16. Predators and Prey: A New Ecology of Competition [Elektronnyy resurs] // Harvard Business Review. URL: https://hbr.org/1993/05/predators-and-prey-a-new-ecology-of-competition.