UDK 338 Экономическое положение. Экономическая политика. Управление и планирование в экономике. Производство. Услуги. Цены
The formation of an effective competitive agricultural production, which is based on a combination of various forms of agricultural management, is largely ensured by the creation of adequate and comfortable conditions for managing each of the forms of agribusiness. The existing shortcomings of the agrarian policy in terms of weak adaptability to new economic conditions, the bias of state support towards large agribusiness, etc. require measures to improve its organizational and economic elements. To solve this issue, it is necessary to work out methodological approaches to the development of an organizational and economic mechanism for the adaptation of agribusiness entities to new economic conditions, as the basis of modern agricultural policy of the state. A systematic approach to the construction of the mechanism implies the consistency and interdependence of its elements: from the definition of targets for the development of the agricultural sector to the implementation of measures and directions for their achievement at all levels of public administration in compliance with a number of principles. The main ones are: an integrated approach, parity of interests and adaptability of agricultural structures, innovation and potential of farms. When choosing directions for improving the organizational and economic mechanism of adaptation, it is advisable to determine not only the resource (financial) capabilities of authorities at all levels, but also the restrictive parameters of the development of institutional structures of the agricultural sector of the economy. Namely: the level of technological development of the country’s economy and individual industries, the economic and political course of the state, the availability of equal access of agricultural entities to information, financial, technical and other resources, the degree of trust between business and government agencies, innovative approach in management methods, etc.
organizational and economic mechanism, agricultural sector, forms of economy, methodological aspects, adaptation
Введение. Существующая агропродовольственная политика, направленная на наращивание объемов сельхозпроизводства и расширение российского присутствия на международных аграрных рынках, требует своевременных корректировок мер и направлений государственного управления и регулирования, отвечающих потребностям современных условий хозяйствования. Устойчивое развитие сельского хозяйства России предполагает создание таких адаптационных условий развития, которые обеспечили бы каждой из форм хозяйствования высокий уровень технологичности производства с максимальным использованием своего ресурсного потенциала, создавая конкурентные преимущества отечественного агропродовольствия в целях усиления экспортного потенциала отечественного АПК и расширения интеграционных связей [1-3]. Важным этапом в решении данных проблем является постоянное совершенствование существующих и проработка новых организационно-экономических механизмов и инструментов развития различных форм агрохозяйствования [4-6]. В связи с этим проработка методологических подходов построения действенного организационно-экономического механизма, обеспечивающего адаптацию различных форм агрохозяйствования к условиям новых технологических укладов и интеграционных процессов, является одним из актуальных направлений исследования.
Исследования теоретических и методологических аспектов сущности и развития отдельных элементов организационно-экономического механизма хозяйствования аграрного сектора экономики отражены в работах таких ученых, как: Л.И. Абалкин, Р.Х. Адуков, А.И. Алтухов, Г.А. Баклаженко, В.Р. Боев, Л.В. Бондаренко, И.Н. Буробкин, А.В. Клюкач, А.И. Костяев, О.И. Павлушкина, А.Ф. Серков, А.Н. Тарасов, А.В. Ткач, И.Г. Ушачев, А.А. Черняев и др.
Значительный вклад в развитии теоретических и методологических вопросов регулирования аграрного сектора экономики, обеспечивающих адаптацию различных аграрных структур к современным макроэкономическим условиям хозяйствования, внесли: Г.В. Беспахотный, И.Н. Буздалов, А.М. Гатаулин, И.Б. Загайтов, А.П. Задков, А.Г. Зельднер, Э.Н. Крылатых, В.В. Кузнецов, В.В. Милосердов, В.И. Назаренко, Т.Г. Нефедова, А.Г. Папцов, В.Я. Узун, О.П. Фадеева, И.Ф. Хицков, В.Н. Хлыстун, А.А. Черняев, А.А. Шутьков, Р.Г. Янбых и др.
Признавая значимость существующих научных разработок указанных авторов, следует отметить отсутствие комплексных научных подходов к разработке организационно-экономического механизма адаптации различных форм хозяйствования в сельском хозяйстве России к меняющимся условиям ведения деятельности.
Целью авторских исследований по выбранной теме является расширение теоретических знаний и проработка методологических подходов построения эффективного организационно-экономического механизма, обеспечивающего адаптацию субъектов агробизнеса к условиям новых технологических укладов и происходящим торгово-экономическим интеграционным процессам.
Условия, материалы и методы. Теоретико-методологической базой представленных научных изысканий послужили исследования отечественных и зарубежных ученых-экономистов в области изучения проблем регулирования аграрного сектора экономики, совершенствования организационно-экономического механизма хозяйствования отечественного АПК, как одного из элементов государственной аграрной политики, обеспечивающего адаптацию различных аграрных структур к современным макроэкономическим условиям хозяйствования. Для решения задач исследования использовались монографический и абстрактно-логический методы исследования с использованием приемов анализа и синтеза, которые позволяют установить логические внутренние и внешние связи современного многоукладного сельского хозяйства, а также выявить организационно-экономические направления и механизмы государственного регулирования, способствующие адаптации различных форм хозяйствования к новым технологическим укладам и интеграционным процессам.
Выделение и обоснование ключевых направлений совершенствования организационных и экономических блоков механизма адаптации многоукладного сельского хозяйства к новым технологическим укладам и интеграционным процессам основывается на базовых методологических основах построения архитектоники организационно-экономического механизма в виде системы элементов (цели, задачи и пути их достижения, направления и инструменты, приемы и методы, принципы и структура разрабатываемого организационно-экономического механизма адаптации).
Результаты и обсуждение. Как показывают исследования, разработку организационно-экономического механизма адаптации целесообразно проводить на базе методологических основ построения архитектоники, представленной в виде системы взаимозависимых элементов. Общая схема архитектоники представлена на рисунке1.
Наиболее значимыми целями построения эффективного организационно-экономического механизма адаптации субъектов агрохозяйствования России в условиях изменения технологической укладности и интеграционных процессов являются [7-9]: создание аграрной структуры, способной полноценно обеспечивать внутренний рынок агропродовольствием высокого качества; усиление позиций страны на мировом рынке продовольствия в разрезе ряда товарных групп (помимо зернового направления); обеспечение конкурентных преимуществ отечественного АПК на внутренних и международных рынках; создание благоприятных экономических условий для развития всех форм агрохозяйствования, способствующих повышению эффективности и стабильности их функционирования на инновационно-технологической основе; обеспечение рационального и эффективного использования земельных и других природных ресурсов страны с соблюдением всех технолого-экологических норм; устойчивое развитие сельских территорий и социальный контроль, создание благоприятных условий жизни на селе.
Рис. 1 - Общая схема архитектоники организационно-экономического механизма адаптации различных форм
агрохозяйствования к новым технологическим укладам и интеграционным процессам
Разработано автором по результатам исследования
Следует отметить, что представленные целевые ориентиры развития многоукладного сельского хозяйства страны носят долгосрочный характер, и по мере их достижения и/или изменения условий функционирования агросектора цели могут не только корректироваться и конкретизоваться, но и дополняться новыми.
Выделенные цели определяют комплекс задач, решение которых позволяет определить возможные пути достижения целевых ориентиров, последовательность действий, сроки реализации. К основным задачам государственной политики можно отнести:
- актуализация и корректировка нормативно-законодательной базы в соответствии с требованиями и вызовами текущих условий хозяйствования;
- совершенствование государственной финансово-кредитной поддержки отрасли с соблюдением паритета распределения бюджетных средств между различными формами агрохозяйствования;
- совершенствование логистической, сбытовой и инфраструктуры хранения сельскохозяйственной продукции, в том числе, в целях обеспечения свободного доступа всех категорий населения к отечественному продовольствию;
- активное наращивание производства продукции мясной и молочной отраслей, садоводства и виноградарства, рыбного промысла и других отраслей в целях компенсации дефицита потребления и обеспечения продовольственной независимости страны;
- поддержка и защита интересов отечественных производителей-экспортеров агропродовольствия и сельхозсырья на международных торговых площадках;
- повышение уровня технико-технологической обеспеченности аграрной отрасли (внедрение высокопроизводительной техники, высокопродуктивных сортов растений и пород животных, адаптированных для конкретных природно-климатических зон использования, повсеместное применение высокоэффективных удобрений, использование средств защиты растений, результатов научно-исследовательских работ и пр.);
- широкое использование научно-обоснованных севооборотов и систем земледелия, экологизация сельскохозяйственного производства;
- контроль и охрана использования природных ресурсов и ведения сельскохозяйственного производства;
- сдерживание диспаритета цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства, промышленные товары;
- организация и поддержка профессиональной подготовки/переподготовки кадров, переход на эффективные современные системы управления производством.
Отправной точкой проработки стратегии действий разрабатываемого организационно-экономического механизма адаптации должны стать: существующая система аграрного производства, современное состояние и технико-технологический уровень развития отрасли, тенденции и перспективные направления экспортной специализации отечественного агросектора в системе международной торговой интеграции с учетом прогнозных моделей развития аграрной структуры на перспективу. Всестороннее изучение и анализ указанных выше вопросов способствует выделению и проработке действенных и актуальных (своевременных) организационных и экономических элементов механизма адаптации различных форм хозяйствования в сельском хозяйстве к меняющимся условиям технологичности отрасли и интеграционного взаимодействия, ранжированных по уровням управления (федеральный, региональный, муниципальный, хозяйственный) [10-12]. Следует отметить, что данный этап подразумевает возможность уточнения тех или иных направлений и инструментов организационно-экономического регулирования при изменении исходных данных их разработки.
На базе результатов изучения и проработки организационных и экономических элементов механизма адаптации определяются ключевые направления их совершенствования, проработанные по уровням управления с соблюдением ряда как общих принципов – комплексного подхода, социальной ориентированности и управляемости, так и специфических, адаптированных под конкретные условия хозяйствования (соблюдение паритетности условий для всех категорий хозяйств, реализация перспектив и имеющегося потенциала каждой из форм хозяйствования и пр.). Следует отметить, что на данном этапе немаловажным моментом является учет региональных особенностей, сложившихся традиций и навыков населения регионов.
Важнейшим методическим вопросом разработки организационно-экономического механизма адаптации является определение направлений государственной аграрной политики. В рамках авторских исследований действия государственных органов рассматриваются как необходимые, своевременные, общие и дифференцированные по уровням и объектам управления направления деятельности, подчиненные решению основных задач и достижению целевых ориентиров развития аграрной отрасли. Изучение организационных и экономических направлений регулирования агросектора позволяет:
- определить, какие из существующих направлений необходимы и актуальны в современных условиях хозяйствования, а какие требуют корректировки или упразднения;
- выделить проблемные места и наболевшие вопросы многоукладного сельского хозяйства, требующие урегулирования;
- предложить наиболее эффективную систему управления с четким распределением функционала между институтами власти.
При разработке ключевых направлений совершенствования организационно-экономического механизма адаптации целесообразно определить ресурсные возможности органов власти (федеральных, региональных, муниципальных), сопоставить планируемые объемы финансирования и потенциальный эффект от их применения. Помимо ресурсных возможностей ограничительными параметрами институционального развития агросектора могут стать:
- уровень технологичности экономики страны и сельскохозяйственной отрасли в период определения целевых ориентиров и стратегии действия;
- ограничения политического и экономического характера;
- уровень доверия различных форм агроструктур друг к другу и государству;
- последовательность и планомерность проведения этапов совершенствования аграрной политики;
- комплементарность различных форм агрохозяйствования.
На хозяйственном уровне ограничительными факторами эффективного развития отрасли могут стать:
- отсутствие новаторского подхода у хозяйствующих субъектов к технико-технологической модернизации производства;
- недостаточность/отсутствие финансовых ресурсов для приобретения высокопроизводительной техники, технологий;
- отсутствие доступа агросубъекта как к информационным, так и материальным ресурсам, т.е. рыночная недоступность всех видов инновационных ресурсов и технологий.
Завершающий этап разработки организационно-экономического механизма адаптации различных форм агрохозяйствования к новым технологическим укладам и интеграционным процессам предусматривает:
- реализацию утвержденных направлений аграрной государственной политики экономического, административного, правового, организационного характера;
- контроль соблюдения основных принципов построения действенного механизма адаптации, своевременности и полноты реализации ключевых направлений совершенствования организационных и экономических элементов механизма адаптации по уровням управления с учетом интересов всех форм агрохозяйствования;
- оценку результатов реализации организационно-экономического механизма адаптации.
Реализация данного этапа предполагает возможность внесения корректировок как в инструменты, методы, меры организационного и экономического регулирования аграрной отраслью, обеспечивающие адаптационные свойства аграрной структур к новым технологическим укладам и интеграционным процессам, так и в целевые ориентиры и задачи развития многоукладного сельского хозяйства при изменении условий хозяйствования.
Выводы. Существующая нестабильность экономических и геополитических условий развития АПК России, усиление санкционного давления, изменение условий и географии торгового сотрудничества, сложное инновационно-технологическое состояние отрасли и другие причины обусловили необходимость корректировки государственной аграрной политики, направленной на устойчивое развитие отрасли и усиление адаптивности различных форм агрохозяйствования в новых условиях ведения деятельности. Для проработки наиболее эффективной системы госрегулирования аграрной отрасли с учетом ее многоукладности авторами предложены методологические подходы построения организационно-экономического механизма адаптации различных форм агрохозяйствования к новым технологическим укладам и интеграционным процессам. Разработку данного механизма целесообразно осуществлять на основе системного подхода, отражающего взаимозависимость элементов: целевые ориентиры развития отрасли и пути их достижения; текущие и прогнозные структурно-функциональные параметры развития агросектора, перспективные направления экспортной специализации; направления, методы и принципы совершенствования организационных и экономических элементов механизма адаптации. Проработку ключевых направлений необходимо проводить по уровням управления (федеральный, региональный, муниципальный, хозяйственный) с соблюдением ряда принципов: комплексности, социальной ориентированности и управляемости, адаптивности, паритетности и др.
На наш взгляд предложенные методологические подходы, представленные в виде общей схемы архитектоники организационно-экономического механизма адаптации различных форм агрохозяйствования к новым условиям ведения сельскохозяйственной деятельности, могут служить методологической базой для совершенствования государственной аграрной политики страны, учитывающей специфику многоукладной сельскохозяйственной отрасли, а также поиска новых путей активизации аграрного производства на высоком инновационно-технологическом уровне развития.
1. Uzun V, Shagaida N, Lerman Z. Russian agriculture: Growth and institutional challenges. Land Use Policy. 2019; Vol.83. 475-487 p. doi:https://doi.org/10.1016/j.landusepol.2019.02.018.
2. Altukhov AI, Drokin VV, Zhuravlev AS. Food security and import substitution: major strategic objectives of contemporary agricultural policy. R-Economy. 2015; Vol.1. 3. 487-494 p.
3. Isaeva OV. [The concept of agribusiness entities adaptation to new conditions of technological and world economic structures: methodological approaches to development]. Melioratsiya i gidrotekhnika. 2022; Vol.12. 1. 245-263 p. doi:https://doi.org/10.31774/2712-9357-2022-12-1-245-263
4. Bespakhotnuy GV. [On the development of a new concept of state support for agricultural enterprises]. Ekonomika sel'skokhozyaistvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. 2019; 6. 8-11 p. doi:https://doi.org/10.31442/0235-2494-2019-0-6-8-11.
5. Tarasov AN, Pavlushkina OI, Isaeva OV, Udalova ZV, Chernaya AE, Tatarenko NL. Kontseptual'nye osnovy upravleniya sotsial'no-ekonomicheskim razvitiem sel'skogo khozyaistva: monografiya [Conceptual foundations for managing the social and economic development of agriculture: monograph]. Vseros. nauch.-issled. in-t ekonomiki i normativov. Rostov on Don: AzovPrint. 2017; 228 p.
6. Pershukevich PM, Tyu LV. [Strategy for the development of the agro-industrial complex of Siberia until 2035: social and economic aspects]. APK: ekonomika, upravlenie. 2018; 12. 4-12 p. doi:https://doi.org/10.33305/1812-4
7. Valerianov AA, Alekseeva NV, Medvedeva TA, Semenov AA, Safiullin NA. [On measures of state support and regulation of the agro-industrial complex]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2021; 16. 4(64). 75-81 p. doihttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-75-81
8. Klimenko AI, Grinko AV, Kholodova MA. Principles of development of agricultural consumer cooperation in the agricultural sector of Russia. E3S Web of Conferences: 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness. INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don. 2021; 08059 p. doi:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127308059
9. Podgorskaya SV. Methodological aspects of rural economy diversification in the context of modern civilizational transformations. E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for the Development of Agribusiness. INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don. 2021; 08041 p. doi:https://doi.org/10.1051/e3sconf/202127308041
10. Zagurskiy AO. State regulation of rural development in the context of the implementation of regional development programs. Agrarian Bulletin of the Urals. 2021; 07 (210). 87-92 p. doi:https://doi.org/10.32417/1997-4868- 2021-210-07-87-92.
11. Otinova ME, Savchenko TV, Gavrilova ZV, Ryzhkova SA. Kontseptsiya gosudarstvennogo regulirovaniya sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya agrarnogo predprinimatel'stva. [The concept of state regulation of social and economic development of agricultural entrepreneurship]. Voronezh: NIIEOAPK TsChR Rossii. 2019; 152 p.
12. Valiev AR, Nizamov RM, Safin RI, Mukhametgaliev FN, Nezhmetdinova FT. [Priorities for the development of the agro-industrial complex and the tasks of agricultural science and education]. Vestnik Kazanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. 2022; 17. 1(65). 97-107 p. doihttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2022-97-107