Russian Federation
The development of the pension system of the Russian Federation is ensured through the implementation of the Strategy adopted for the period until 2030. At the same time, industry characteristics and specifics of individual types of economic activity are not reflected. As part of the implementation of programs for import substitution and ensuring food security, it is extremely important to ensure a decent level of social protection for citizens employed in agriculture. It was revealed that agricultural workers can apply for insurance pensions in the amount of 12,483.98 rubles to 37,216.17 rubles (depending on the insurance period, the category affecting the salary, and the right to a 25% increase in the fixed payment). Currently, the minimum target value limit (2.5) is crossed only by managers of agricultural organizations with at least 30 years of experience. Moreover, in the study period, a reduction in this ratio was revealed from 2.60 to 2.54 (with 30 years of experience) and from 2.94 to 2.86 (with 35 years of experience). In order to solve the identified problems, the author proposes to supplement the Strategy for the Development of the Pension System until 2030 with provisions on the need to bring the average pension to 2.5-3 subsistence minimums, not only for the economy as a whole, but also for certain types of economic activity. It seems possible to reduce the existing gap by establishing a double fixed payment for all agricultural workers, regardless of place of residence. In order to fairly determine the amount of insurance pensions for citizens with a short period of insurance experience, it seems possible to pay an additional fixed payment in proportion to the ratio of the actual insurance experience and 30 years (currently enshrined in law for receiving a 25% premium to the fixed payment).
pension provision, pensions, insurance pensions, funded pension mechanisms
Введение. Вопросы пенсионного обеспечения в настоящее время являются достаточно актуальными ввиду того, что затрагивают, по большому счёту, всё население страны трудоспособного возраста и пенсионеров. Первая группа граждан формирует пенсионные права, вторая имеет возможность как формировать их, так и реализовать посредством получения страховой пенсии по старости (в т.ч. одновременно).
В целях обеспечения сбалансированности пенсионной системы Российской Федерации и роста пенсионного обеспечения граждан в настоящее время реализуется Стратегия развития пенсионной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее – Стратегия). Причём если цель по сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы достаточно размыто определена в стратегическом документе, то цель по гарантированию приемлемого уровня пенсионного обеспечения имеет достаточно конкретные параметры: обеспечение не менее 40% замещения утраченного заработка и доведение среднего размера страховых пенсий до 2,5-3 прожиточных минимумов.
Анализ данных Росстата о средней заработной плате по раздела А ОКВЭД показывает, что её величина ниже аналогичных данных по всем видам экономической деятельности на 29,00% (среди руководителей), на 22,04% (среди специалистов), на 11,03% (среди других служащих), 6,19% (среди рабочих). В соответствии с действующей пенсионной формулой объём формируемых пенсионных прав граждан определяется объёмом получаемых выплат по оплате труда. Соответственно, более низкий уровень дохода формирует предпосылки для снижения объёма формируемых пенсионных прав у граждан, занятых в сфере сельского хозяйства (что влияет на размер пенсионных выплат). При этом, в Стратегии ничего не говорится об отраслевой дифференциации и необходимости её учёта при достижении целей развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года. С учётом этого, исследование вопросов по имплементации отраслевых особенностей в Стратегию является одной из актуальных задач по управлению пенсионной системой Российской Федерации.
Обзор существующей научной литературы по вопросам пенсионного обеспечения в Российской Федерации и за рубежом показал наличие внимания к вопросам модернизации пенсионных систем в контексте обеспечения инновационного развития Китая [1], росту размеров пенсий [2,3], а также повышению справедливости пенсионного обеспечения [4], совершенствованию системы управления обязательным пенсионным страхованием [5]. Ценно, что авторы обращают внимание на проблему бедности пенсионеров [6], однако не затрагивают отраслевую дифференциацию, значительно усиливающую остроту социального неравенства российских пенсионеров. Справедливо отмечается влияние сферы экономической деятельности на размер пенсионных выплат [7], но данная идея не аргументируется конкретными числовыми расчётами с последующим сопоставлением стратегических целей в области развития пенсионного обеспечения. Следует подчеркнуть, что ряд исследований посвящены долгосрочным трендам в пенсионном обеспечении граждан [8,9] (в т.ч. в зарубежной литературе [10]), но там также не рассматриваются проблемы отраслевой дифференциации размеров пенсионных выплат. Также следует отметить большое внимание научного сообщества к вопросам, связанным с развитием сельского хозяйства как одного из приоритетных направлений обеспечения экономического рывка [11,12]. Однако ни в научных публикациях, посвященных развитию пенсионных систем, ни в научных публикациях по развитию сельского хозяйства не уделяется внимания проблеме пенсионного обеспечения работников сельского хозяйства.
Цель исследования сопряжена с разработкой практических рекомендаций по учёту отраслевых особенностей при реализации Стратегии на примере работников, занятых в сфере сельского хозяйства.
Условия, материалы и методы. Исследование базируется на данных Стратегии и Росстата и учитывает нормы действующего на ноябрь 2023 года законодательства в вопросах пенсионного обеспечения граждан. Периодом исследования является 2015-2021 гг. (нечётные годы). Нижняя граница периода определяется годом начала существования новой пенсионной формулы в Российской Федерации, а 2021 год – годом последних доступных данных о проведённом Росстатом обследовании заработных плат в разрезе ОКВЭД (периодичность выхода – 1 раз в 2 года). Методами исследования являются анализ и синтез данных, индукция и дедукция. В целях обеспечения наглядности полученных результатов применяется графический метод.
Результаты и обсуждение. Проведённая оценка объёма формируемых пенсионных прав у работников в сельском хозяйстве показала, что их количество на протяжении исследуемого периода снижается (что наглядно представлено в таблице 1). Это обусловлено ускоренным темпом роста предельной базы для обложения страховыми взносами (данный показатель используется при вычислении объёма сформированных пенсионных прав у застрахованного лица в соответствующем финансовом году) по сравнению с уровнем увеличения заработных плат у работников занятых в сельском хозяйстве: в 2,06 раза против 1,94 раза (по всем работникам), 1,99 раза (по руководителям), 1,96 раза (по специалистам), 1,89 раза (по другим служащим), 1,93 раза (по рабочим). Однако следует отметить объективную необходимость высоких темпов роста предельных размеров баз для обложения страховыми взносами ввиду того, что это увеличивает объёмы поступающих страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Поэтому в целях дополнительной защиты граждан с невысоким уровнем доходов следует выстраивать дополнительные механизмы роста объёма формируемых пенсионных прав.
Таблица 1 – Количество индивидуальных пенсионных коэффициентов у работников, занятых в сельском хозяйстве
Категории работников |
2015 |
2017 |
2019 |
2021 |
Всего |
3,868 |
3,922 |
3,687 |
3,659 |
руководители |
6,634 |
7,016 |
6,551 |
6,408 |
специалисты |
4,108 |
4,394 |
4,069 |
3,916 |
другие служащие |
2,887 |
2,785 |
2,510 |
2,648 |
рабочие |
3,600 |
3,589 |
3,381 |
3,373 |
Источник: рассчитано автором на основании данных Росстата
Таблица 2 – Размеры страховых пенсий по старости в зависимости от страхового стажа, в рублях
Категории работников |
2015 |
2017 |
2019 |
2021 |
При стаже в 15 лет |
||||
Всего |
14748,50 |
14849,08 |
14413,06 |
14361,16 |
руководители |
19883,86 |
20592,94 |
19729,31 |
19463,19 |
специалисты |
15194,07 |
15724,71 |
15121,13 |
14836,69 |
другие служащие |
12926,73 |
12737,69 |
12227,43 |
12483,98 |
рабочие |
14250,91 |
14230,31 |
13844,66 |
13829,82 |
При стаже в 20 лет |
||||
Всего |
17142,22 |
17276,32 |
16694,97 |
16625,77 |
руководители |
23989,36 |
24934,80 |
23783,31 |
23428,48 |
специалисты |
17736,31 |
18443,83 |
17639,07 |
17259,81 |
другие служащие |
14713,19 |
14461,15 |
13780,80 |
14122,87 |
рабочие |
16478,77 |
16451,30 |
15937,11 |
15917,32 |
При стаже в 25 лет |
||||
Всего |
19535,94 |
19703,57 |
18976,88 |
18890,38 |
руководители |
28094,87 |
29276,67 |
27837,30 |
27393,76 |
специалисты |
20278,56 |
21162,96 |
20157,00 |
19682,93 |
другие служащие |
16499,66 |
16184,60 |
15334,17 |
15761,75 |
рабочие |
18706,63 |
18672,30 |
18029,55 |
18004,82 |
При стаже в 30 лет |
||||
Всего |
21929,66 |
22130,82 |
21258,79 |
21154,99 |
руководители |
32200,38 |
33618,54 |
31891,30 |
31359,05 |
специалисты |
22820,81 |
23882,08 |
22674,93 |
22106,06 |
другие служащие |
18286,13 |
17908,06 |
16887,53 |
17400,63 |
рабочие |
20934,49 |
20893,29 |
20122,00 |
20092,31 |
При стаже в 35 лет |
||||
Всего |
24323,39 |
24558,07 |
23540,70 |
23419,61 |
руководители |
36305,89 |
37960,41 |
35945,29 |
35324,34 |
специалисты |
25363,05 |
26601,21 |
25192,87 |
24529,18 |
другие служащие |
20072,59 |
19631,51 |
18440,90 |
19039,52 |
рабочие |
23162,35 |
23114,28 |
22214,44 |
22179,81 |
Источник: рассчитано автором на основании данных таблицы 1 и действующего законодательства о порядке расчёта страховой пенсии по старости, актуальных на 27 ноября 2023 года значений размера фиксированной выплаты и стоимости одного индивидуального пенсионного коэффициента.
Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет заключить об отсутствии влияния страхового стажа на величину страховых выплат. Позитивное влияние на рост размеров страховых пенсий по старости оказывает исключительно размер оплаты труда: так, её размер для руководителя со стажем 15 лет выше величины для рабочего со страховым стаже 35 лет. Конечно, назвать данную ситуацию справедливой не представляется возможным.
В целях определения соответствия размеров назначаемых страховых пенсий по старости работникам сферы сельского хозяйства целевому индикатору, установленному в Стратегии в целом по экономике, осуществим вычисление данного показателя в зависимости от страхового стажа в разрезе категорий работников по каждому году исследуемого периода. Результаты данных расчётов наглядно приведены на рисунке 1. Так, в частности, видно, что минимальная граница целевого значения (2,5) пересекается исключительно у руководителей сельскохозяйственных организаций при стаже не менее 30 лет. При этом в исследуемом периоде выявлено сокращение данного соотношения с 2,60 до 2,54 (при стаже в 30 лет) и с 2,94 до 2,86 (при стаже в 35 лет). Анализ данных по другим категориям работников показывает, что даже при 35 года страхового стажа им не получится претендовать на страховую пенсию на уровне 2 прожиточных минимумов.
Рисунок 1. Соотношение размеров страховых пенсий по старости работников, занятых в сфере сельского хозяйства, с прожиточным минимумом пенсионера, в зависимости от страхового стажа (по годам).
Источник: рассчитано автором на основании соотношения данных таблицы 2 и действующего размера прожиточного минимума пенсионера.
Как известно, при определённых условиях (страховой стаж в сфере сельского хозяйства не менее 30 лет, постоянное проживание в сельской местности) фиксированная выплата может быть увеличена на 25%. В таблице 3 представлены размеры страховых пенсий в случае соответствия ситуации пенсионера данным условиям. Важно отметить, что варианты со страховым стажем менее 30 лет не используются ввиду отсутствия возникновения права на увеличение размера фиксированной выплаты.
Таблица 3 – Размеры страховых пенсий по старости при соблюдении условий для назначения надбавки к фиксированной выплате в 25%, в рублях
Категории работников |
2015 |
2017 |
2019 |
2021 |
|
|||
При стаже в 30 лет |
||||||||
Всего |
23821,50 |
24022,65 |
23150,62 |
23046,83 |
|
|||
руководители |
34092,21 |
35510,37 |
33783,13 |
33250,88 |
|
|||
специалисты |
24712,64 |
25773,91 |
24566,77 |
23997,89 |
|
|||
другие служащие |
20177,96 |
19799,89 |
18779,37 |
19292,47 |
|
|||
рабочие |
22826,32 |
22785,12 |
22013,83 |
21984,15 |
|
|||
При стаже в 35 лет |
||||||||
Всего |
26215,22 |
26449,90 |
25432,53 |
25311,44 |
|
|||
руководители |
38197,72 |
39852,24 |
37837,13 |
37216,17 |
|
|||
специалисты |
27254,89 |
28493,04 |
27084,70 |
26421,01 |
|
|||
другие служащие |
21964,42 |
21523,35 |
20332,73 |
20931,35 |
|
|||
рабочие |
25054,18 |
25006,12 |
24106,28 |
24071,64 |
|
|||
Источник: рассчитано автором на основании данных таблицы 1 и действующего законодательства о порядке расчёта страховой пенсии по старости.
Так, по данным рисунка 2 мы наглядно видим, что даже в случае применения 25% надбавки к фиксированной выплате значения размеров страховых пенсий по старости меньше не только верхней (3 прожиточных минимума пенсионера), но и нижней (2,5 прожиточных минимума пенсионера) границы стратегических ориентиров.
Рисунок 2. Соотношение размеров страховых пенсий по старости с прожиточным минимумом пенсионера, в зависимости от страхового стажа при условии соответствия критериям для назначения надбавки к фиксированной выплате.
Примечание. Расчёты выполнены по данным, характеризующим оплату труда работников, занятых в сфере сельского хозяйства.
Источник: рассчитано автором на основании соотношения данных таблицы 3 и действующего размера прожиточного минимума пенсионера
Дополнительные вычисления и их анализ позволили сделать ещё ряд важных выводов. Во-первых, размеры пенсий граждан, занятых в сфере сельского хозяйства, ниже средних размеров пенсий по всем видам экономической деятельности на 15% (а по руководителям – на 24%). Во-вторых, надбавка в 25% к фиксированной выплате ввиду особенностей вычисления страховых пенсий позволяет увеличить их размеры только на 5-10% (тем не самым указанное выше отклонение не устраняется). В-третьих, необходимо подчеркнуть наличие серьёзной региональной дифференциации размеров страховых пенсий по старости для квалифицированных работников в сфере сельского хозяйства и рыболовства. Так, при страховом стаже в 15 лет от 9570,12 рублей в Республике Ингушетия до 19 042,41 рублей в Сахалинской области (при 35 годах страхового стажа и 25%-надбавке: от 14132,35 рублей в Республике Ингушетия до 36234,34 рубля в Сахалинской области).
В целях обеспечения роста уровня пенсионного обеспечения работников, занятых в сфере сельского хозяйства, во-первых, необходимо уточнить содержание Стратегии, дополнив её положениями о необходимости доведения среднего размера пенсии до 2,5-3 прожиточных минимумов не только, в целом, по стране, но и по отдельным видам экономической деятельности.
Более того, существующий разрыв представляется возможным сократить путём установления двойного размера фиксированной выплаты для всех работников сельского хозяйства, независимо от места проживания. При этом, в целях справедливости определения сумм страховых пенсий для граждан с небольшим периодом страхового стажа представляется возможной выплата дополнительной фиксированной выплаты пропорционально отношению реального страхового стажа и 30 лет (законодательно закреплён в настоящее время для получения 25% надбавки к фиксированной выплате).
Важно отметить, что данные решения будут иметь не только социальные эффекты (прежде всего, в части роста уровня социальной защиты граждан), но и экономические. Так, экономический эффект будет проявляться и во вкладе в реализацию программ импортозамещения ввиду роста привлекательности работы в сфере сельского хозяйства. Соответственно, это обеспечит позитивное воздействие на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, что в современных условиях особенно важно. Более того, это будет дополнительно стимулировать граждан к более длительному периоду трудовой деятельности, что крайне необходимо для стремительного развития сельского хозяйства (в настоящее время существуют большие незанятые ниши).
Отдельно необходимо подчеркнуть вклад авторских рекомендаций в достижение национальных целей развития Российской Федерации (особенно то, что касается целей №1, №2 и №4), определённых Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года. Так, национальная цель №4 непосредственно предполагает увеличение роста размеров пенсионных выплат (что будет автоматически обеспечено при условии реализации указанных выше предложений). В свою очередь, национальная цель №1 сопряжена с ростом благополучия и здоровья населения. Рост уровня социальных гарантий в части роста пенсионных выплат обеспечивает рост уровня благополучия населения. При гарантировании социально приемлемого уровня пенсионного обеспечения будут сформированы предпосылки для роста благополучия людей. Более того, население пенсионного возраста сможет приобретать лекарственные препараты лучшего качества, что также окажет своё позитивное влияние на составляющую национальной цели №1, предполагающей обеспечение здоровья населения. В свою очередь, для достижения национальной цели №2 определена необходимость проведения профессиональной ориентации молодёжи, в рамках которой будет сформирована возможность демонстрации привлекательности занятости в сфере сельского хозяйства ввиду более высокого уровня социальных гарантий.
Выводы. По итогам проведённого исследования сделан ряд выводов. Во-первых, несмотря на практически двухкратный рост заработных плат объём формируемых пенсионных прав за год трудовой деятельности снизился на 0,209 ИПК, что при стаже в 35 лет ежемесячно сокращает страховую пенсию работникам сельского хозяйства на 903,78 рублей.
Во-вторых, к сожалению, надбавка в 25% к фиксированной выплате для работников сельского хозяйства назначается только при одновременном соблюдении трёх условий: 1) наличие страхового стажа в сфере сельского хозяйства не менее 30 лет (соответственно, при нехватке даже 1 дня профессионального стажа фиксированная выплата увеличена не будет); 2) продолжение проживания на селе; 3) отсутствие выплат по оплате труда (т.е. данная выплата положена только неработающим пенсионерам).
В-третьих, необходимо подчеркнуть, что соотношение рассчитанных страховых пенсий в сравнении с прожиточным минимумом пенсионера по всем категориям, кроме руководителей, находится на интервале 1,05–1,98 (в зависимости от категории работников и страхового стажа), что значительно ниже заложенных целевых ориентиров в Стратегии.
Сформулированные авторские рекомендации позволят нормативно и практически сократить существующую отраслевую дифференциацию в размерах страховых пенсионных выплат. В частности, будет обеспечен серьёзный рост страховых пенсий по старости для работников, занятых в сфере сельского хозяйства, что будет иметь, как социальные (увеличение качества жизни пенсионеров и др.), так и экономические (активизация программы импортозамещения, обеспечение продовольственной безопасности, увеличение потребительского спроса, рост конкуренции на рынке труда и др.) позитивные эффекты.
1. Liu Shouying, Xiong Xuefeng. The Chinese path to modernization: Its universality and uniqueness. Economic and Political Studies. 2023; 11. 1-16 p.
2. Gorlin YuM, Lyashok VYu. [Factors of pension growth in the long term]. Voprosy ekonomiki. 2022; 12. 98-117 p.
3. Sedova ML. [Is it possible to increase the level of pension provision in the Russian Federation?]. RISK: Resursy, Informatsiya, Snabzhenie, Konkurentsiya. 2022; 3. 179-189 p.
4. Wang Wen&Shi, Hongyu&Li, Qiang. (2023). Pension gap between the Chinese public and nonpublic sectors: evidence in the context of the integration of dual-track pension schemes. International Review of Economics & Finance. 85. 664-668 p.
5. Kutsuri GN, Sharov VF. [Improving the management system for compulsory pension insurance]. Vestnik Severo-Osetinskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.L.Khetagurova. 2018; 3. 114-124 p.
6. Solov'ev AK. [Tasks of increasing the efficiency of the pension system in the Russian Federation to overcome poverty among pensioners]. Problemy prognozirovaniya. 2021; 2 (185). 98-112 p.
7. Moseyko VV. [Features of the pension benefits production in Russia]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 6: Ekonomika. 2020; 3. 200-219 p.
8. Gurvich ET. [Long-term trends in pension policy in the world]. Finansovyi zhurnal. 2019; 6 (52). 9-26 p.
9. Kryukov VA. [Pension on trust]. EKO. 2019; 8 (542). 4-8 p.
10. Pulatovich TJ. Ways to reform the pension system based on foreign experience. International journal of economic perspectives. 2023; 17(1). 64-71 p.
11. Nefedova TG. [Development of the post-Soviet agricultural sector and polarization of the rural space of the European part of Russia]. Prostranstvennaya ekonomika. 2019; Vol.15. 4. 36-56 p.
12. Salimova GA. [Study of agriculture development in the regions of Russia]. Rossiiskiy elektronnyi nauchnyi zhurnal. 2023; 1 (47). 296-308 p.
13. Information on wages of employees in organizations by personnel categories and professional groups. [Internet]. Federal State Statistics Service. [cited 2023, July 20]. Available from: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/60671.