FEATURES OF SMALL AND MEDIUM FORMS OF BUSINESS ACTIVITY IN THE FIELD OF TRADE ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF TATARSTAN
Abstract and keywords
Abstract (English):
One of the most economically developed regions of Russia is the Republic of Tatarstan. It is no coincidence that support for entrepreneurial activity is designated as one of the priority tasks of the regional Government. In 2014, the project “Business and Power: A Frank Conversation” was launched in the Republic. Business representatives now have at their disposal an effective platform for discussing and solving pressing problems. All voiced opinions are recorded, and decisions made become the subject of control by the office of the Authorized Representative for the Protection of the Rights of Entrepreneurs under the President of the Republic of Tajikistan. Object of study: activities of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan in the field of trade and entrepreneurial activity. Purpose of the study: features of the activities of small and medium-sized forms of entrepreneurial activity that implement trade and economic relations using the example of Tatarstan. Research methods: thought experiment, analysis, abstraction, synthesis, modeling, comparison, comparison and specification. Novelty of the research. In this article, the author proposes measures to improve the export potential of the Russian Federation economy through the development of exports of enterprises and organizations of small and medium-sized businesses. This activity should take into account the industry specifics of business entities of the Republic of Tatarstan in the field of trade relations and individualize the assistance provided.

Keywords:
economic development, Republic of Tatarstan, small and medium-sized businesses, trading enterprises, business entities of the Republic of Tatarstan, development of foreign trade
Text

В ежегодных посланиях Государственному совету Республики Татарстан Р.Н. Минниханов акцентирует внимание парламентариев на необходимости поддержки малого, среднего предпринимательства и создании благоприятных условий для бизнеса. Кроме этого, Глава Республики требует снижения административного давления на бизнес и повышения экономической грамотности чиновников с целью уменьшения бюрократии при решении вопросов развития и помощи предпринимателям. Решить поставленные задачи предлагается посредством реализации целого комплекса проектов: «Портал МСП», «Фабрика предпринимательства», «Перезагрузка», «Бизнес-класс» и др. [11, с. 189]

Безусловно, развитие предпринимательства в Республики Татарстан опирается на региональные особенности территории, и прежде всего, политические, экономические факторы.

Для урегулирования вопросов собственности, региональных и федеральных отношений, транспорта, связи, разработки МПИ между Российской Федерацией и Республикой Татарстан был заключён договор «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ», дополненный целым комплексом межправительственных соглашений. Устранение проблем развития на федеральном уровне способствовало укреплению политической, экономической стабильности Республики Татарстан и становлению особой, татарстанской модели развития предпринимательства.

В 2016 году в Татарстане создаётся Многофункциональный центр бизнеса, в котором каждый предприниматель может получить любую государственную, муниципальную услугу, консультацию или реальную материальную поддержку, тем самым минимизируя временные затраты. В режиме «одного окна» представители бизнеса могут воспользоваться более чем 60 услугами. Только за один 2019 год предприниматели получили в МФЦ 10 тысяч услуг, которыми воспользовались 1,2 тысячи представителей малого, среднего бизнеса. [8, с. 76]

В том же 2019 году в Республике Татарстан создаётся Электронный маркетинговый центр, способствующий продвижению продукции местных товаропроизводителей. В последние годы в Татарстане большой популярностью стали пользоваться электронные площадки для торговли различными товарами. Например, активно развиваются компании Wildberries, OZON, имеющие свои логистические центры в регионе. [5, с. 29]

Эффективность работы Правительства Татарстана в направлении развития предпринимательской активности была по достоинству оценена федеральной властью и самим региональным бизнесом, что многократно подтверждалось различными рейтингами и опросами.

Например, созданная система поддержки предпринимательства в Республики Татарстан несколько раз становилась лидером Национального рейтинга инвестиционного климата, рассчитанного для всех субъектов Российской Федерации. Последний раз на вершину этого рейтинга Татарстан попал в 2022 году, уступив только Москве.

В настоящее время важно не снижать уровень развития предпринимательства в Республике Татарстан и стремиться выполнить все намеченные задачи, поставленные Правительством к 2024 году: увеличение объёмом финансовой помощи бизнесу, включая малое, среднее предпринимательство на условиях поручительства Гарантийного фонда региона; увеличение объёмов товаров и услуг, реализованных через систему электронных торговых площадок; поддержка предпринимателей, ориентированных на экспорт продукции; вывод не менее 400 компаний малого, среднего бизнеса на зарубежные рынки; увеличение количества граждан, принявших статус самозанятых; строительство, модернизация промышленных парков и инвестиционных площадок; поддержка резидентов промышленных парков и инвестиционных площадок. [4, с. 59]

Напомним, что Татарстан находится в числе лидеров по развитию предпринимательской активности в РФ, включая малый и средний бизнес, рассматриваемый Правительством региона, как активный инструмент экономического роста республики.

За счёт малого, среднего предпринимательства сегодня в Республике Татарстан эффективно решаются проблемы обеспечения жителей региона товарами, услугами первой необходимости, создания новых рабочих мест, пополнения регионального бюджета. Поэтому большое внимание исполнительной власти республики уделяется реализации региональных, федеральных проектов.

При всём многообразии помощи малому, среднему бизнесу и понимании важности конструктивного взаимодействия с предпринимательским сообществом, федеральным и региональным властям ещё предстоит много сделать для решения проблем, уходящих корнями в конец ХХ века. Например, в Республике Татарстан остро ощущается нехватка квалифицированных кадров, не до конца устранены административные барьеры, не урегулированы вопросы налогообложения. [1, с. 15]

Региональная власть Татарстана стремиться наладить с предпринимателями конструктивное взаимодействие, характеризующееся прозрачностью, последовательностью и эффективностью.

Президент Татарстана лично держит на контроле вопросы социально-экономического развития республики и показатели деловой активности предпринимателей. В целях поддержки малого, среднего предпринимательства намечены следующие мероприятия: увеличение объёмов финансово-кредитной помощи; повышение квалификации кадрового состава; совершенствование системы налогообложения, региональной структуры поддержки малого бизнеса; развитие инновационных направлений предпринимательской деятельности и др.

Автор данной статьи проанализировал экспортный потенциал предпринимателей, представляющих малый, средний бизнес и сделал следующие выводы: [7, с. 49]

- доля экспорта малого, среднего предпринимательства в Республике Татарстан существенно возросла в последние годы, особенно в высокотехнологичных отраслях;

- реализуется стратегия транснационализации предпринимательской деятельности малого, среднего бизнеса, по аналогии с крупным бизнесом;

- малый, средний бизнес Республики Татарстан активно участвует в международных проектах, ориентируясь на запросы крупных представителей бизнеса, являясь важным звеном процесса создания добавленной стоимости.

Необходимо отметить, что участие в экспортных операциях малый и средний бизнес Татарстана встречается с рядом серьёзных проблем: [9, с. 50]

- многие субъекты предпринимательства малого, среднего бизнеса имеют кратковременные экспортные отношения, длящиеся 1-2 года. Если они занимаются долговременными проектами, то они характеризуются частой сменой рода деятельности, продуктов;

- на развитие экспортной составляющей малого, среднего предпринимательства оказывает негативное влияние колебание курса национальных валют;

- субъекты малого, среднего бизнеса характеризуются слабым развитием физической, информационной, коммуникационной инфраструктуры, что является серьёзным препятствием к выходу на международный рынок;

- малый, средний бизнес нуждается в развитии цифровых технологий, способных повысить их конкурентоспособность.

Необходимо заметить, что в настоящее время всё ещё остаются торгово-инвестиционные барьеры, мешающие развиваться малому, среднему бизнесу. Не стоит забывать и о санкционном давлении Запада.

Анализируя возможности малого, среднего предпринимательства в Татарстане, автор данной статьи изучил проблемы его участия в создании цепочек добавленной стоимости в сфере торговых отношений и обосновал необходимость помощи предпринимателям в продвижении товаров и услуг в мировую экономику.

Дополнительно было определено, что у представителей малого, среднего бизнеса недостаточно знаний, опыта, чтобы активно развивать экспортную деятельность. При этом автор отмечает высокий уровень потенциала для решения обозначенных выше проблем.

В итоге, был сделан вывод о том, что малый, средний бизнес имеет важное значение для развития экономики Республики Татарстан и Российской Федерации в целом.

Для развития несырьевого неэнергетического экспорта, в котором принимают участие представители малого, среднего бизнеса, предлагается разработать единый нормативный документ, содержащий инструменты и механизмы поддержки экспортной деятельности, разграничения зоны полномочий, ответственности.

Автор статьи попытался выработать рекомендации, направленные на совершенствование государственной помощи малым и средним предприятиям бизнеса в организации экспорта своей продукции, опираясь на Российский экспортный центр, деятельность которого направлена на выявление субъектов системы действующей поддержки экспорта и установления между ними эффективной коммуникации. [2, с. 91]

На данный момент в существующей системе господдержки экспорта, осуществляемого малым, средним бизнесом, имеются слабые места: отсутствие необходимого уровня взаимосвязи между её компонентами, единой нормативной базы, разграничения полномочий, ответственности.

Мы можем рекомендовать способы устранения выше указанных недостатков, используя следующие инструменты и механизмы: [6, с. 8]

- определение необходимой инфраструктуры, необходимой для реализации планов малых, средних организаций бизнеса на экспорт своей продукции, её создания и последовательного развития;

- формирование единого комплекта документов, однозначно регулирующих систему поддержки экспорта, определяющих зоны ответственности каждого субъекта такой поддержки, регламентирующего их функции с целью недопущения дублирования, пересечения.

При рассмотрении государственной поддержки экспорта, осуществляемого малым, средним бизнесом, были выявлены следующие проблемы в сфере торговли Республики Татарстан: [3, с. 69]

  1. Отсутствие чётких, достаточно проработанных мер отраслевой поддержки. Сегодня поддержка малого, среднего предпринимательства носит универсальный характер и не отражает особенности той или иной отрасли.
  2. Низкий уровень систематизации мер поддержки предпринимательской активности в области экспорта с учётом реального состояния компании малого, среднего бизнеса, что выражается в хаотичности распределения мер господдержки, отсутствии у предпринимателей уверенности в получении конкретной помощи от государства. В свою очередь это приводит к снижению экспортной активности.

Автор статьи проанализировал опыт предоставления государственной поддержки малого, среднего предпринимательства в сфере торговли различными зарубежными государствами. Было выяснено, что данный вид поддержки является распространённой мировой практикой, лучшие стороны которой необходимо рекомендовать к использованию в Российской Федерации с целью совершенствования отечественной системы государственной поддержки экспорта в рамках программ помощи малому, среднему предпринимательству.

На основании проведённых исследований, автор статьи даёт рекомендации по совершенствованию российской системы поддержки предпринимательской активности, устранения выявленных недостатков в этой области, снижения уровня риска и потерь в реализации экспортного потенциала. Среди таких предложений выделим главные:

Первый блок: предложения по совершенствованию качества услуг, предоставляемых государственными органами малому, среднему бизнесу. Например, важное значение в организации помощи предпринимателям имеет деятельность региональных представительств российского экспортного центра. С целью повышения качества услуг данной организации, необходимо повышать квалификацию её сотрудников, которые должны понимать и учитывать в своей работе специфические особенности отрасли, которую представляет малый, средний бизнес.

Второй блок: предложения по совершенствованию зарубежной сети Российского экспортного центра, а именно её ключевых частей, Торгового представительства и Торгового Бюро РФ.

Третий блок: рекомендации по совершенствованию системы конструктивного взаимодействия с потенциальными экспортёрами. Предлагается за каждым обратившимся представителем малого, среднего бизнеса в Российский экспортный центр, закреплять клиентского менеджера с целью повышения эффективности взаимодействия всех субъектов экспорта.

 

Рис.1 – Основные направления совершенствованию российской системы поддержки предпринимательской активности

 

Реализация мер, указанных в трёх блоках предложений, позволит поднять на новый уровень государственную поддержку экспорта малого, среднего бизнеса, осуществляемого свою деятельность в Республике Татарстан в сфере торговых отношений. Кроме этого, выполнение данных рекомендаций даст возможность объединить усилия государства и компания по развитию экспортного потенциала.

Дополнительно, автор статьи предлагает реализовать экспортный потенциал малого, среднего предпринимательства в Татарстане за счёт более рационального и целенаправленного распределения государственных мер поддержки, Российского экспортного центра, а именно: [9, с. 245]

  1. При предоставлении определённых мер поддержки малого, среднего бизнеса, учитывать экспортный потенциал компаний, а так де их отраслевые особенности. Автор данной статьи рассмотрел комплекс мер региональной поддержки, направленной на формирование, развитие экспорта, осуществляемого компаниями малого, среднего бизнеса Республики Татарстан в сфере торговли. В частности акцент был сделан на совершенствовании деятельности Российского экспортного центра.
  2. Распределение мер поддержки Российского экспортного центра осуществлять на основе систематизации предоставляемых услуг и с учётом экспортного статуса хозяйствующего субъекта.

Автор статьи предлагает свой алгоритм действий, направленных на развитие экспорта предприятиями и организациями малого, среднего предпринимательства. В рамках этого алгоритма определено: [12, с. 28]

- цикл экспортного проекта состоит из девяти взаимосвязанных этапов. Если экспортируются услуги, то из данного цикла необходимо исключить 5 и 6 этапы;

- в сфере торговли субъект малого, среднего бизнеса, осуществляющий свою деятельность в Республике Татарстан, имеет следующий статус действующего экспортёра на перспективном или действующем рынке, или начинающий экспортёр, с выходом на перспективный рынок;

- наличие факторов экспортного потенциала, соответствующие определённому циклу экспортного проекта. Среди них выделяют социально-экономические, производственно-технологические, национально-культурные, политико-правовые факторы;

- переход между этапами жизненного цикла экспорта осуществляется по контрольным точкам, в основе которых лежит принятие управленческого решения о переходе на новый этап жизненного цикла или возвращения на предыдущий этап с учётом конкретных результатов экспорта товаров и сравнения их с запланированными результатами, а так же возможных форс-мажорных ситуаций, текущего состояния бизнеса.

Кроме этого, алгоритм распределяет меры поддержки по этапам жизненного цикла проекта экспортных отношений, уровня развития экспортного потенциала компании.

Подводя итог, считаем нужным указать, что в данной работе предложены меры совершенствования экспортного потенциала экономики Российской Федерации через развитие экспорта предприятий и организаций малого, среднего бизнеса. Данная деятельность должна учитывать отраслевую специфику субъектов предпринимательства Республики Татарстан в сфере торговых отношений и индивидуализировать направляемую помощь.

References

1. Aleksandrovskaya, Yu. P. Multidimensional statistical analysis of the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan (in the context of municipalities) / Yu. P. Aleksandrovskaya, A. V. Aksyanova // Economic Bulletin of the Republic of Tatarstan. - 2019. - No. 2. - P. 11-18.

2. Al-Gharadi, S. A. A. Development of small business in the Republic of Tatarstan and the quality of human resources to support it / S. A. A. Al-Gharadi, G. R. Strekalova // Modern scientific research and development. - 2019. - No. 1(30). - P. 90-92.

3. Gumerov, T. A. Interaction between government and business in the Republic of Tatarstan: measures to support small and medium-sized businesses / T. A. Gumerov, G. A. Borovkova // Vector of Economics. - 2019. - No. 4(34). - pp. 65-73.

4. Zakirov, T. R. Support for small and medium-sized businesses using the example of the Republic of Tatarstan / T. R. Zakirov // Scientific works of the Center for Advanced Economic Research. - 2022. - No. 23. - P. 56-61.

5. Zakirov, T. R. Level of development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan / T. R. Zakirov // Scientific works of the Center for Advanced Economic Research. - 2019. - No. 17. - P. 25-34.

6. Kashaeva, D. R. Small business in the Republic of Tatarstan: risks in a pandemic and ways to reduce them / D. R. Kashaeva, O. A. Pyastolov // OpenScience. - 2021. - T. 3, No. 4. - P. 4-9.

7. Korenkova, O. V. Problems of development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan / O. V. Korenkova // Stolypin Bulletin. - 2022. - T. 4, No. 10. - P. 45-53.

8. Makeeva, T.V. Main trends in the development of small and medium-sized businesses in the Republic of Tatarstan / T.V. Makeeva, E.I. Khismatov // Vector of Economics. - 2019. - No. 6(36). - pp. 73-79.

9. Small business in the Republic of Tatarstan - declarations and reality / V.V. Shlychkov, P.A. Bataykin, D.R. Nestulaeva, S.M. Kulish // Bulletin of Economics, Law and Sociology. - 2018. - No. 1. - P. 46-53.

10. Mansurova, T. G. Problems of implementing the national project “Small and Medium Enterprises” in the Republic of Tatarstan / T. G. Mansurova, O. V. Korenkova // Economics and Entrepreneurship. - 2022. - No. 11(148). - pp. 242-247.

11. Fesina, E. L. Development of shadow processes in small business in the Republic of Tatarstan / E. L. Fesina, A. E. Suglobov // Innovative development of the economy. - 2020. - No. 3(57). - pp. 187-192.

12. Fesina, E. L. Forms of manifestation of latent processes in small business of the Republic of Tatarstan / E. L. Fesina, L. V. Teplova // Russian Journal of Management. - 2019. - T. 7, No. 4. - P. 26-30.


Login or Create
* Forgot password?