METHODICAL APPROACH TO COST ESTIMATION IN THE IMPLEMENTATION OF CLIMATE REFORESTATION PROJECTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the issues of estimating the costs of implementing forestry measures in the implementation of climatic reforestation projects. As alternatives, the market and normative approach to determining costs are considered, as well as the disadvantages and advantages of each one. The priority of implementation of reforestation measures in the forests of the Russian Federation, established both by expert assessments and on the basis of strategic planning documents of the Russian Federation, was noted. The normative costs of reforestation measures are determined and the scientific justification (calculation methodology) of the application of the normative approach in the implementation of climatic reforestation projects in the Voronezh region is given. Two models of climate projects in forests related to reforestation have been constructed, based on the priorities of changing the species composition and supplementing technological operations. The calculation of investment costs for the implementation of the climate project in two model variants, including taking into account the discount factor, has been carried out. The advantages of the normative approach to the assessment of investment costs are established, namely: openness, ease of use, objectivity, high efficiency of application in practice. The conclusion is made about the expediency of using a model approach in the implementation of specific calculations on a model area of 1 ha.

Keywords:
climate projects in forests, regional economy, cost standards, climate changes, forestry.
Text

Введение

Актуальность настоящей работы обусловлена необходимостью обоснования нормативного подхода к расчёту инвестиционных затрат исполнителей климатических проектов в лесах с целью унификации исходных данных для составления проектной документации и финансово-экономического обоснования реализации таких проектов.

В настоящее время существует несколько точек зрения на то, каким образом следует обеспечивать финансовую стабильность проектной деятельности, однако, в основном, все они сводятся к предварительному планированию финансирования проекта и прогнозированию денежных потоков.

Во-первых, следует обратить внимание на источник средств. Внутренние и внешние финансовые ресурсы [6] различаются по стоимости, поскольку стоимость внутренних ресурсов для осуществления проекта определяется балансом между уровнем прибыли по проекту и ставкой дисконтирования. Внешние же финансовые ресурсы (прежде всего, заемные) помимо учёта ставки дисконтирования имеют собственную заемную стоимость – процент по такому займу.

Во-вторых, некоторые исследователи отмечают, что финансовая стабильность проекта детерминирована его стейкхолдерами, то есть, гарантия полного финансирования обязательств по проекту исходит из финансовой стабильности его участников и иных заинтересованных сторон (прежде всего, инвесторов) [1].

В-третьих, ряд авторов отмечает необходимость подхода к реализации проекта, а именно – государственного проекта и рыночного проекта. Государственный проект при опоре на нормативные показатели затрат и с учётом наиболее стабильного и «дешёвого» финансирования (бюджетного) осуществляется стабильно, однако институциональные издержки могут значительно увеличить риски по проекту. Рыночный проект с учётом некоторой свободы в потенциальной оплате работ, наоборот, снижает проектные риски и позволяет гибко адаптироваться к внешней среде, однако, в условиях рыночной конъюнктуры и «дорогого» кредитного финансирования может оказаться финансово нестабильным [11].

В-четвертых, при определении потенциальных инвестиционных затрат для реализации проектов государство использует нормативный подход, а проекты частного сектора основываются, в том числе, на свободном ценообразовании [12].

Поэтому следует определить, какой из упомянутых подходов – нормативный или основанный на свободном ценообразовании будет выгоден для реализации климатических проектов в лесах.

Нормативный подход предполагает под собой определенное обоснование в части конкретных инвестиционных затрат бюджета, то есть, является экспертно или даже научно обоснованным. Для нормативного подхода характерно наличие методики расчёта нормативных затрат, которая включает в себя непосредственно расчётную формулу, краткое описание расчётов, а также, при необходимости, дополнительные коэффициенты с соответствующим обоснованием их значений [5]. На этой основе нормативный подход позволяет непосредственно осуществить расчёты инвестиционных затрат [4]. Чаще всего при таком подходе используется не сама методика расчёта, а конкретные результаты таких расчётов. Таким образом, нормативный подход к оценке инвестиционных затрат содержит непосредственно нормативы инвестиционных затрат, рассчитанные согласно методике, приведенной в качестве обоснования.

Подход для оценки инвестиционных затрат, основанный на свободном ценообразовании, также внутри содержит черты нормативного подхода, например, требования к минимальному уровню заработной платы. Однако, при таком подходе в условиях стремления организаций частного сектора к минимизации затрат (или максимизации прибыли) при условии равенства предельных издержек (MC) и предельных доходов (MR) [2], появляется объективная тенденция, связанная с уменьшением инвестиционных затрат на единицу продукции по проекту. Поскольку результатом реализации климатических проектов в лесах являются углеродные единицы, соответственно, уменьшение инвестиционных затрат на получение одной углеродной единицы становится целью исполнителей таких проектов. Рассматриваемый подход также не требует научного или экспертного обоснования, поскольку главным критерием эффективности в таком случае становится низкая цена. При реализации климатических проектов в лесах, таким образом, возможна экономия финансирования на оплату труда, посадочный материал, средства тушения лесных пожаров и др.

В настоящее время с учётом региональной специфики в Воронежской области важным вопросом является проведение мероприятий по лесовосстановлению [7]. Лесовосстановление является наиболее актуальным направлением реализации климатических проектов в лесах в связи с необходимостью сокращения площадей погибших лесов [10, 13]. В связи с этим, в Воронежской области в качестве примера целесообразно рассмотреть инвестиционные затраты на реализацию климатических проектов по лесовосстановлению.

Сложившаяся в теоретическом аспекте ситуация позволяет сделать вывод о необходимости баланса между государственным и рыночным подходами к реализации климатических проектов в лесах. Следует отметить, что нормативный подход к оценке инвестиционных затрат, ввиду наличия экспертного и научного обоснования может служить гарантией его результативности. То есть, нормативные инвестиционные затраты на работы в рамках климатических проектов в лесах, фактически, гарантируют высокое качество результатов работ. В свою очередь, лесохозяйственные мероприятия, которые будут реализованы в рамках климатического проекта в лесах, позволят получить значительное количество углеродных единиц. Поэтому целесообразно отметить, что нормативный подход к оценке инвестиционных затрат должен стать определяющим для исполнителей климатических проектов в лесах

References

1. Alekseev, V.N. Ocenka vliyaniya steykholderov na programmu stroitel'stva transportno-peresadochnyh uzlov goroda Moskvy / V.N. Alekseev, T.D. Mosyakin // Sovremennye problemy i trendy upravleniya gosudarstvom v sovremennyh realiyah: Sbornik nauchnyh trudov, Moskva, 11 dekabrya 2020 goda / Pod red. A.A. Shestemirova. - M: KnoRus, 2021. - S. 6-13.

2. Dragunova, I.V. Konceptual'nye podhody k issledovaniyu firmy v usloviyah sovershennoy i nesovershennoy konkurencii / I.V. Dragunova, E.V. Zotova, M.A. Skvorcova // Vestnik RUK. 2019. №4 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-podhody-k-issledovaniyu-firmy-v-usloviyah-sovershennoy-i-nesovershennoy-konkurentsii (data obrascheniya: 15.07.2023).

3. Kuznecov, D.K. Ocenka investicionnogo potenciala realizacii klimaticheskih proektov v lesah // Sovremennye voprosy ustoychivogo razvitiya obschestva v epohu transformacionnyh processov: sbornik materialov IX mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Moskva, 19 maya 2023 goda. - Moskva: Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu «Izdatel'stvo ALEF», 2023. - S. 332-338.

4. Kulakova, D.A. Sravnitel'nyy analiz rossiyskih i zarubezhnyh metodov ucheta zatrat na proizvodstvo i formirovaniya sebestoimosti produkcii / D.A. Kulakova, G.D. Grebnev // Ekonomika i socium. 2019. №11 (66). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-rossiyskih-i-zarubezhnyh-metodov-ucheta-zatrat-na-proizvodstvo-i-formirovaniya-sebestoimosti-produktsii (data obrascheniya: 22.06.2023).

5. Morkovina, S.S. Issledovanie sistemy normirovaniya v lesnom hozyaystve Rossii / S.S. Morkovina, E.A. Panyavina, I.A. Avdeeva // Lesotehnicheskiy zhurnal. 2019. №1 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-sistemy-normirovaniya-v-lesnom-hozyaystve-rossii (data obrascheniya: 18.06.2023).

6. Moldovan, A.A. Finansovye resursy predpriyatiya // Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnyh nauk i tehnologiy «Integral». 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovye-resursy-predpriyatiya (data obrascheniya: 14.07.2023).

7. Morkovina, S.S. Lesnye resursy kak osnova razvitiya regional'nyh lesnyh kompleksov / S.S. Morkovina, D.K. Kuznecov // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. - 2022. - T. 10, № 3(58). - S. 19-33

8. Prikaz Minprirody Rossii ot 29.12.2021 № 1024 «Ob utverzhdenii Pravil lesovosstanovleniya, formy, sostava, poryadka soglasovaniya proekta lesovosstanovleniya, osnovaniy dlya otkaza v ego soglasovanii, a takzhe trebovaniy k formatu v elektronnoy forme proekta lesovosstanovleniya» // SPS Konsul'tantPlyus. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_409248/ (data obrascheniya: 21.06.2023).

9. Prikaz Rosleshoza ot 29.06.2020 № 607 «Ob utverzhdenii normativov zatrat na okazanie gosudarstvennyh rabot (uslug) po ohrane, zaschite, vosproizvodstvu lesov, lesorazvedeniyu i lesoustroystvu i o priznanii utrativshim silu prikaza Federal'nogo agentstva lesnogo hozyaystva ot 19 iyunya 2019 g. № 762» // SPS Konsul'tantPlyus. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=751433#dfDPyjTovkWrjvk61 (data obrascheniya: 10.06.2023).

10. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 11.02.2021 № 312-r ob utverzhdenii Strategii razvitiya lesnogo kompleksa Rossiyskoy Federacii do 2030 goda // SPS Konsul'tantPlyus. - URL: http://static.government.ru/media/files/pFdqtWFH8y9SfQjDE0Xnwd8eXWoJJMYB.pdf (data obrascheniya: 21.06.2023).

11. Rozmainskiy, I.V. Analiz nefinansovogo chastnogo sektora Francii na osnove gipotezy finansovoy nestabil'nosti / I.V. Rozmainskiy, K.I. Mindubaeva, E.K. Yakovleva // Prostranstvo ekonomiki. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-nefinansovogo-chastnogo-sektora-frantsii-na-osnove-gipotezy-finansovoy-nestabilnosti (data obrascheniya: 10.07.2023).

12. Sorvina, O.V. Ispol'zovanie modeli normativnogo metoda ucheta zatrat i kal'kulirovaniya sebestoimosti v celyah upravleniya zatratami i povysheniya rezul'tativnosti deyatel'nosti predpriyatiya // Izvestiya TulGU. Ekonomicheskie i yuridicheskie nauki. 2012. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-modeli-normativnogo-metoda-ucheta-zatrat-i-kalkulirovaniya-sebestoimosti-v-tselyah-upravleniya-zatratami-i-povysheniya (data obrascheniya: 14.07.2023).

13. Tret'yakov, A.G. Ekonomicheskaya dostupnost' lesnyh resursov i zatraty na vosproizvodstvo lesov // Lesotehnicheskiy zhurnal. 2014. №4 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-dostupnost-lesnyh-resursov-i-zatraty-na-vosproizvodstvo-lesov (data obrascheniya: 20.06.2023).

14. Shanin, I.I. Potencial zemel'nyh resursov sub'ektov RF dlya celey realizacii lesoklimaticheskih proektov / I.I. Shanin, S.S. Morkovina, A.G. Tret'yakov // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. - 2023. - T. 11, № 1(60). - S. 188-198.

15. Sheshnican, S.S. Potencial i prioritety realizacii lesnyh klimaticheskih proektov v Rossiyskoy Federacii / S.S. Sheshnican, S.S. Morkovina // Lesnye ekosistemy kak global'nyy resurs biosfery: vyzovy, ugrozy, resheniya v kontekste izmeneniya klimata: Materialy Mezhdunarodnogo lesnogo foruma, Voronezh, 29-30 sentyabrya 2022 goda / Otv. redaktor N.V. Yakovenko. - Voronezh: Voronezhskiy gosudarstvennyy lesotehnicheskiy universitet im. G.F. Morozova, 2022. - S. 128-132.


Login or Create
* Forgot password?