CURRENT STATE AND PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF DOMESTIC TOURISM IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
the article presents the results of a study of the current state and prospects for the development of domestic tourism in the Russian Federation. The results of the implementation of the national project “Tourism and Hospitality Industry” in 2022 are analyzed. Statistics on the number of Russian tourists traveling on tours are presented, as well as statistics on tourist trips of Russian citizens in 2022. The possibilities of using digitalization tools to improve the efficiency of development of the tourism industry in the Russian Federation are identified.

Keywords:
service economy, tourism, recreation, infrastructure
Text

По состоянию на сентябрь 2021 года, мировой рынок туристических услуг претерпел серьезные изменения из-за пандемии COVID-19. Перед пандемией туризм был одним из наиболее динамично развивающихся секторов глобальной экономики. В 2019 году мировые туристические поездки осуществляли ежегодно более 1,4 млрд. чел., а валовая выручка от мирового туризма достигла почти 1,5 трлн. долл. США. Пандемия COVID-19 сильно сказалась на туристической индустрии. Закрытие границ, ограничения на перемещение и введение карантинов привели к резкому снижению числа туристических поездок по всему миру. Многие страны столкнулись с кризисом в туристическом секторе, что привело к убыткам и сокращениям в этой отрасли.

После начала вакцинации и постепенного снятия ограничений, начали проявляться некоторые признаки восстановления туристической индустрии. Однако процесс восстановления происходит неравномерно в разных частях мира в зависимости от эпидемиологической ситуации и мер по контролю за распространением вируса. С развитием цифровых технологий и онлайн-сервисов появляются новые возможности для туристической индустрии. Электронные платформы для бронирования, отзывы туристов, аналитика данных и технологии виртуальной реальности – все это вносит изменения в способы путешествий и взаимодействия с туристами.

Учитывая все вышеперечисленные обстоятельства, развитие туризма, как значительного драйвера роста всей сферы услуг, следует определить, как важный инструмент обеспечения несырьевого экономического роста нашей страны в современных условиях. Самая большая в мире территория с беспрецедентно большим курортно-рекреационным потенциалом (который не освоен в значительной мере) – конкурентные преимущества Российской Федерации, позволяющие формулировать задачу освоения части от мирового туристического рынка с емкостью в 1,5 трлн. долл. США.

Проблематика развития внутреннего туризма в Российской Федерации получила развитие в работах таких ученых, как Асланова Э.Г., Елисеева Н.В. [1], Болдырева С.Б. [2], Егорочкин П.В., Александрова А.Р., Троицкая Н.Г. [3], Кошутин М.А., Сулейманов М.Р., Пахолков Н.А. [4], Магомедов А.М., Гаирбекова П.И. [5], Малинин А.М., Андреева Д.А. [6], Маркова И.С. [7], Меметов А.Р.Э., Стефаненко М.Н. [8], Никифорова Л.Ю. [9], Орлов О.В. [10], Хорева О.И., Гуц Н., Габрелян А.А., Писарева Ю.А., Плесенников Д.И., Туртыгина Н.И. [11].

В настоящее время туризм остается одной из наиболее быстрорастущих отраслей мировой экономики. Миллионы людей по всему миру путешествуют каждый год, и это создает огромные экономические возможности. С ростом отрасли конкуренция среди стран и компаний на рынке туристических услуг становится все более жесткой. В тоже время, нестабильная военно-политическая ситуация на Ближнем Востоке, Юго-Восточной Азии и других регионах мира – существенно осложняют возможности наших соотечественников для проведения туристического отдыха. Следует также учитывать и тот факт, что значительное число наших сограждан, а также членов их семей в настоящее время по долгу службы не могут покидать территорию Российской Федерации, и с высокой долей вероятности еще длительное время значительное количество зарубежных стран будут нежелательными для их посещения. Таким образом, вопросы безопасности и ведомственных ограничений существенно повышают привлекательность внутреннего туризма в Российской Федерации.

Помимо этого, российские потребители туристических сервисов становятся все более осознанными и озабоченными экологическими вопросами, и появляется спрос на экологически устойчивые туристические услуги внутри страны. По мере того как страны разрабатывают свои собственные туристические ресурсы, внутренний туризм становится все более популярным.

Путешественники ищут уникальные и персонализированные опыты, а не стандартные туристические пакеты пляжного сезонного отдыха. События, такие как пандемия COVID-19, усиливают требования к медицинской безопасности и гигиене при путешествиях. Доступность качественной медицины по полису ОМС в любой части страны – значительный фактор, обеспечивающий привлекательность внутреннего туризма.

С целью развития внутреннего туризма и привлечения иностранных гостей был разработан национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Таким образом, развитие исследуемой сферы услуг было определено в качестве одного из национальных приоритетов (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Инфографика результатов национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» в 2022 г.

 

Еще до начала реализация отраслевого национального проекта были достигнуты определенные результаты, которые без различного рода внешних стрессов позволили существенно увеличить численность и массовую долю российских туристов, предпочитавших отдыхать внутри страны организованно – по туристическим путевкам (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Динамика численности путешествующих по турам российских туристов (2011 – 2022 г.г.), млн чел.

 

Этому способствовало прежде всего развитие инфраструктуры. Было обеспечено улучшение туристической инфраструктуры, включая аэропорты, гостиницы, транспортные средства. Благоустройство достопримечательностей и транспортной инфраструктуры сделало поездки более комфортными и привлекательными для российских туристов. Рекламная кампания отечественных курортов стала более качественной. Эффективная реклама туристических маршрутов и достопримечательностей привлекла больше внимания и интереса к России как туристическому направлению. Развитие культурного и природного наследия также играло важную роль. Сохранение и популяризация культурных и природных богатств страны привлекли людей, интересующихся историей и природой. Улучшение безопасности и уровня сервиса способствовало перетоку туристов. Обеспечение безопасности и качественного обслуживания туристов способствовало увеличению доверия к России как туристическому направлению. Следует отметить также и другие факторы, оказавшие позитивное влияние на популяризацию внутреннего организованного туризма в России: разнообразие культурных программ, включая экскурсии, мастер-классы и культурные мероприятия сделало поездки более интересными и познавательными; более эффективные маркетинговые стратегии и кампании привлекли внимание туристов и убедили их выбрать Россию в качестве своего основного туристического направления.

Однако, не только организованный туризм показал высокие результаты в 2022 г. Реализация национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» позволили достичь общего количества туристических поездок россиян, превышающего 100 млн. ед. Причем, более 77 млн. поездок были внутри России (рис. 3).

 

Рисунок 3 – Статистика туристических поездок российских граждан в 2022 г.

 

Наиболее популярными направлениями традиционно были Краснодарский край, г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, а также Крым. Однако, другие регионы продемонстрировали существенные результаты, которые свидетельствуют о высоком потенциале развития внутреннего туризма. Цифровизация экономики и сферы туристических услуг в частности имеют значительный потенциал для продвижения внутреннего туризма в нашей стране.

Развитие отечественных платформ для онлайн-бронирования гостиниц, билетов на транспорт и экскурсий упрощают и ускоряют процесс планирования поездок. Мобильные приложения с функциями навигации, информацией о достопримечательностях, ресторанах и других объектах интереса облегчают перемещение туристов по новому месту. Использование социальных сетей для продвижения туристических направлений, а также для сбора и анализа отзывов туристов, позволяет повысить качество обслуживания. Анализ больших данных позволяет понимать предпочтения туристов, предсказывать тренды и адаптировать предложения под потребности клиентов. Искусственный интеллект может быть применен для автоматизации процессов бронирования, подбора персонализированных предложений и обработки запросов клиентов. Возможности виртуальной и дополненной реальности могут быть использованы для создания интерактивных виртуальных туров, позволяющих потенциальным туристам удаленно посетить места до поездки. Национальные электронные платежные системы обеспечивают удобство и безопасность в оплате услуг туристической отрасли. Все эти и многие другие технологии способны кратно повысить эффективность работы отечественной туристической отрасли и способствовать увеличению внутреннего туристического потока.

References

1. Aslanova.G., Eliseeva N.V. Resort and recreational potential of the Krasnodar region-unique region of the region of Tourism / / newspaper Akademie znaniy. 2017. № 21 (2). S. 17-21

2. Bold Urgreva S.B. Methodology assessments influences tourism development of the region // newspaper Altai academies 2019. № 5-1. S. 30-34

3. Egrochkin P.V., Alexandrova A.R., Trinity N.G. Perspective tourism developments in Republique kr Urgabm in the contemporary structure of the Russian tourism / / tourism industry: opportunities, priority, problem urgab and perspective. 2020. T. 17. № 2. S. 243-250

4. Kosutin M.A., Suleimanov M.R., Paholkov N.A. Ambiguities organizations water (cruise) tourism in the regionnomics of the region: reality and perspective. 2011. № 3. S. 28-33

5. Magomedov A.M., Gairbekova P.And. O digitisation in tourism in the region / / Journal of the report of the Congress and the inquiry. 2022. № 6. S. 18-25

6. Malinin A.M., Andreeva D.A. Development of rural tourism in the region of Russia how to shape the urovnya social-extraveconomical development of the region / / Izvestia St. Petersburg State Agricultural University. 2016. № 44. S. 204-209

7. Markova I.S. Development of long-term tourism how the instrument integrates the region in at URGAMS / / scientific and technical Vedomosti St. Petersburg State Polytechnic University. Extraveconomical Sciences. 2008. № 3-1 (58). S. 81-84.

8. Memetov A.R.E., Stefanenko M.N. Methodological foundation of the University of technology and technology. 2020. № 3 (69). S. 133-137

9. Nikiforova L.Yu. Archaeologicalogic Tourism how the direction of developments in the extraveconomics of the region / / Extraveconomics and management. 2009. № 2 S5. S. 130-132

10. Orlov O.V. Analysis of the impact of the social urgencies of the development of water tourism in the north-western region // Journal of the National Tourism academies. 2008. № 4 (8). S. 63-65

11. Horeva O.And., Gut N., Gabrelian A.A., Pisareva Yu.A., Molesennikov D.And., Turtalgina N.And. Tourism management as a factor of sustainable development of the region (of the Baikal region for example) // Social Policy and social partnership. 2019. № 1. S. 21-33.

12. Marketizingservice communications: specificity and innovation empirereferencesbibliography: monograph /Suglobov A.Well. Hristoforov A.V. Hristoforova I.V., Bank S.V., Ovsychuk V.Ja. It's Semenova.And., Muzalev S.V., Makeeva D.R. Bank O.A. It's Orlova.A. - M.: Infra-M, 2017. -159 PP.


Login or Create
* Forgot password?