In this article we examine the notions of media competence and media critics, which means a critical approach to mass media texts, from the point of view of the needs of modern education not only for native speakers, but also for students of foreign languages practicing with mass media material. Special attention is paid to the question of students’ preparation to real communication situations in Internet space. Strategies are proposed for teachers to work with students in order to contribute to the development of media competence.
media competence, critical thinking, media text.
Работа с психологией толпы и массовым сознанием, бесспорно, является приоритетным направлением научных исследований в гуманитарной сфере в течение последних десятилетий. Сделанные открытия находят свое применение как в мирной жизни (формирование динамики спроса и потребления, построение политического дискурса, ведение рекламного и шоу-бизнеса), так и в ситуации конфликта. В последние десятилетия войны мировых держав являются, прежде всего, информационными. Кто владеет средствами массовой информации, тот управляет общественным мнением, имеет поддержку населения и может направлять деятельность масс в нужное русло. Это следствие бурного развития гуманитарных направлений в образовании, основной задачей которых является обучение управлению массовым сознанием, коммерческому и политическому манипулированию аудиторией. Тем не менее всякому действию должно быть создано противодействие. Успевает ли за развитием навыков манипуляции и управления сознанием умение распознать навязывание чужой точки зрения, отделить факты от мнений, которые зачастую смешиваются недобросовестными журналистами в рамках одной статьи? Эти умения составляют суть так называемой медиакомпетентности (медиаграмотности) языковой личности.
Следуя терминологии А.В. Федорова, медиакомпетентность личности представляет собой «совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей <…>, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [3, с. 40].
В структуре современного высшего образования медиакомпетентности отводится немалая роль. Создаются монографии, учебные и методические пособия, пишутся программы учебных курсов по данному направлению [3; 4; 1], в 2010 г. при поддержке правительства Испании создан совместный исследовательский проект 3 испанских университетов I + D «La competencia en comunicación audiovisual en un entorno digital. Diagnóstico de necesidades en tres ámbitos sociales». Основной социальной задачей медиаобразования является удовлетворение потребности общества в медиакомпетентных гражданах, повышение качества подготовки выпускников, обладающих профессиональной информационной культурой и готовых к жизни в современном информационном обществе.
1. Korkonosenko S.G. Osnovy zhurnalistiki [Fundamentals of Journalism]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2001.
2. Fedorov A.V. Razvitie mediakompetentnosti i kriticheskogo myshleniya studentov pedagogicheskogo vuza [Development of media competence and critical thinking of students of pedagogical high school]. Moscow, Izd-vo MOO VPP YuNESKO «Informatsiya dlya vsekh» Publ., 2007.
3. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie i mediakompetentnost’: slovo ekspertam [Media Education and Media Competence: According to the expert]. Taganrog, Izd-vo Taganrog. gos. pedag. in-ta Publ., 2009.
4. Volodina M.N. Yazyk sredstv massovoy informatsii [The language of the media]. Moscow, Akademicheskiy Proekt; Al’ma Mater Publ., 2008.