ISSUES OF SUBJECT-ORIENTED TEACHING AT A MODERN SCHOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
Subject-oriented teaching is considered as multifaceted and complex means to raise quality, effectiveness and access to general education. It is noted that subject-oriented teaching allows for more flexibility to take into account students’ personal interests, inclination and talents through relevant changes in structure, contents and organization of teaching process and divergence. The author discusses the possibility to orient the educational process at the senior classes with respect to students’ professional inclinations and intention to continue education.

Keywords:
education, subject-oriented teaching, elective courses, students’ professional selfdetermination.
Text

Попытки поставить цели обучения вне социального заказа, очевидно, ушли в прошлое. Основная цель обучения (как и в целом образования) — служить развитию личности — тесно связывается с потребностями общества. Именно об этой тенденции свидетельствует бурно развивающаяся в течение последних десяти лет практика профилизации общего образования на уровне не только старшей ступени, но и основной. За прошедшие годы на наших глазах пройден большой и зачастую извилистый путь создания профильного (углубленного) обучения в школе.

Профильное обучение — средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильная школа есть институциональная форма реализации этой цели. Это основная форма, однако перспективными в отдельных случаях могут стать иные формы организации профильного обучения, в том числе выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельного общеобразовательного учреждения.

Профильное обучение ориентировано на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
  • способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями;
  • расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным.

References

1. Gutnik I.Yu. Organizatsiya pedagogicheskoy diagnostiki v profil'nom obuchenii: Ucheb.-metod. posobie dlya uchiteley / Pod red. A.P. Tryapitsynoy. - SPb.: KARO, 2005. - S. 128.

2. Petunin O.V. Elektivnye kursy na etape predprofil'noy podgotovki // Shkol'nye tekhnologii. - 2006. - № 1. - S. 25-30.

3. Rodichev N.F. Profil'naya orientatsiya shkol'nikov - smysloobrazuyushchiy element predprofil'noy podgotovki // Profil'naya shkola. - 2003. - № 2. - S. 11-18.

4. Chistyakova S.N. Problemy i riski samoopredeleniya starsheklassnikov v vybore profilya obucheniya // Profil'naya shkola. - 2004. - № 5. - S. 5-10.

Login or Create
* Forgot password?