Kemerovo, Kemerovo, Russian Federation
The operational experience of Gymnasium №24, located at the town of Mezhdurechensk of Kemerovo Region, is described. Perspectives for subject-oriented education development under substantial shifts in the educational environment are investigated. The author discusses such issues, as students’ professional self-determination and the need for a system which would evaluate training outcomes of gymnasium students based on their portfolios.
subject-oriented education, optional courses, portfolio.
Согласно концепции профильного обучения выбор обучающимися профиля является основой создания профильной школы. Одним из приоритетных направлений деятельности гимназии является организация профильного обучения обучающихся гимназии, которая предусматривает реализацию основных направлений деятельности предпрофильной подготовки: профильной ориентации, информационной работы, предоставление широкого набора элективных курсов, психолого-педагогического сопровождения обучающихся, форм взаимодействия с семьей и социальным окружением с учетом академических, организационных и экономических аспектов.
Поэтому главная цель в основе деятельности МОУ «Гимназия №24» — формирование компетентной личности, способной к профессиональному самоопределению и успешному взаимодействию в социуме.
В соответствии с этим приоритетные задачи в ОУ: организация деятельностноориентированных курсов, направленных на включение каждого ученика в различные виды деятельности с учетом их возможностей и способностей; внедрение системы оценивания образовательных результатов гимназистов на основе портфолио.
Работа по созданию особой среды гимназии, направленной на формирование компетентной личности, способной к профессиональному самоопределению и успешному взаимодействию в социуме, показывает, что достигается достаточно высокий уровень предметных знаний, однако деятельностный компонент, касающийся коммуникативных, социальных и продуктивных умений, не реализуется в полной мере. Поэтому приоритетным является внедрение в воспитательно-образовательный процесс современных педагогических технологий и создание особой среды гимназии, которая формируется в процессе реализации социальных, учебных практик и проектов, а также через детские объединения и сообщества.
Посредством системы курсов по выбору, направленных на деятельностную основу образования, организуются учебные и социальные практики, которые позволяют гимназистам проявлять не только творческие способности, но и пробовать себя в конкретной деятельности.
Курсы по выбору такие, как «Основы журналистики», «Знаешь ли ты свои права», «Портрет экскурсовода на фоне профессии» и внеурочная деятельность «Театр на английском» имеют практическую направленность, так как они способствуют формированию актуальных знаний, необходимых в практической повседневной жизни человека. Данные курсы способствуют удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека, а также углубляют и расширяют знания и умения учащихся по предметам гуманитарного цикла.
1. Portfolio uchenika sredney shkoly - 2-e izd., stereotip. / avt.-sost. I.G. Yudina.- Volgograd: Uchitel', 2008. - S. 223.
2. Metodicheskie rekomendatsii «O realizatsii elektivnykh kursov predprofil'noy podgotovki i profil'nogo obucheniya»: pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 4 marta 2010 g. № 03-413 (prilozhenie № 1).
3. Metodicheskie rekomendatsii «Ob otsenivanii individual'nykh obrazovatel'nykh dostizheniy obuchayushchegosya v sisteme profil'nogo obucheniya»: pis'mo Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 4 marta 2010 g. № 03-412. (prilozhenie № 2).
4. Peyp Dzh. S. Uchebnye portfolio - novaya forma kontrolya i otsenki dostizheniy uchashchikhsya / Dzh. S. Peyp, M. A. Choshanov // Direktor shkoly. - 2000. - №1. - S. 75-82.
5. Khutorskoy A.V. Metodika lichnostno-orientirovannnogo obucheniya. Kak obuchat' vsekh po-raznomu?: posobie dlya uchitelya. - M.: Vlados-Press, 2005. - 2005. - S. 383.