Статья подготовлена в рамках проекта «Влияние исторических фальсификаций и мифов на сознание и социальное поведение современной российской молодежи». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17 января 2014 г. № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ.

В 2014–2015 гг. специалисты Московского гуманитарного университета проводят в ряде московских вузов социологический опрос, призванный определить уровень исторических познаний студенческой молодежи. Были опрошены студенты различных курсов, обучающиеся по специальностям в основном социального и, в меньшей степени, гуманитарного профиля.

Обычно исторические познания современной молодежи, зависимые во многом от случайных обстоятельств, от интернет-картинки, оцениваются весьма низко, и даже в трагических тонах. Действительно, подавляющее большинство опрошенных берет свои исторические знания в том числе из Интернета (63,35%), а также из кинофильмов и телесериалов (45,91%). Однако безусловным лидером остается учебник (72,24%), что, как заметим далее, предопределило многие результаты опроса.