The article defines the concept and essence of sustainable development of regional economy, reveals the factors and conditions for sustainable development of regional economy, investigates the problems and ways of ensuring the sustainable development of regional economy in modern conditions, reveals its regional pecularities. The article proves the strengthening of the state’s regulatory role in the management of sustainable development of regional economy, the need to form state’s effective system regulation and the need to develop tools and methods of this regulation.
sustainable development of regional economy, issues of sustainable development of regional economy in modern conditions, regional economic policy, state regulation, the instruments of state regulation and prognosis.
В современных условиях рынка ВТО и санкций стран Евросоюза актуальной задачей становится обеспечение устойчивого развития национальной экономики. Регионы России, находясь в едином экономическом пространстве страны, играют важную роль в процессах обеспечения устойчивого развития национальной экономики. Поэтому определяющим фактором устойчивого развития национальной экономики в этих условиях является устойчивое развитие региональной экономики. Устойчивое развитие региональной экономики зависит от уровня экономического потенциала региона, самообеспеченности ресурсами, в первую очередь финансовыми. Устойчивое развитие региональной экономики наряду с общими закономерностями развития национальной экономики определяется специфическими особенностями, связанными со структурой валового регионального продукта (ВРП), удельным весом конкурентоспособной продукции базовых отраслей экономики в общем объеме продукции региона, в том числе экспортной продукции, обеспеченностью ресурсами, доходами населения. В зависимости от этого, проблемы, возникающие в обеспечении устойчивого развития региональной экономики в современных условиях, будут иметь свои региональные особенности. На современном этапе основными проблемами устойчивого развития региональной экономики являются влияние условий рынка ВТО и действия санкций стран Евросоюза на развитие национальной и региональной экономики. Решение современных проблем устойчивого развития региональной экономики требует от государственных органов управления новых подходов в определении региональной экономическойполитики, отвечающим задачам устойчивого развития региональной экономики, усиления регулирующей роли государства устойчивым развитием региональной экономикой, разработки эффективной системы, инструментов и методов государственного регулирования. Анализ и обсуждение результатов исследования. Устойчивое развитие региональной экономики зависит от уровня экономического потенциала региона (производственные, трудовые, природные, финансовые ресурсы, развитость научного, инновационного, инвестиционного потенциала, наличие структурообразующих конкурентоспособных предприятий, обеспечивающие положительное торговое сальдо вывоза-ввоза продукции региона, в том числе и внешнеторговое сальдо), самообеспеченности ресурсами, в первую очередь финансовыми. Достаточный уровень обеспеченности финансовыми ресурсами региона достигается через проведение эффективной бюджетной, финансово-кредитной, налоговой и ценовой политики, установление межбюджетных взаимоотношений с федеральным центром, с учетом специфики региона, развитие рынка ценных бумаг как источника перелива капитала в региональные отрасли экономики, разработку механизма регулирования инвестиционной и инновационной деятельности, увеличение объема экспортной продукции и уровня доходов населения региона. Недостаток финансовых ресурсов становится тормозом в обеспечении устойчивости развития региональной экономики. Сегодня внушительная доля финансовых поступлений в рамках бюджетной деятельности государства аккумулируется в федеральном бюджете. Так, согласно ст. 50 Бюджетного кодекса РФ [2] в федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от ключевых бюджетообразующих налогов, в том числе налога на добавленную стоимость по нормативу 100 процентов. Для Республики Татарстан является важным также решение вопроса о разделении таможенных пошлин от экспорта республиканской нефти между федеральным и региональным бюджетами.
1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 12 maya 2009 g. №537 «O Strategii natsional´noy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii do 2020 goda» «Rossiyskaya gazeta» - Federal´nyy vypusk №4912 ot 19 maya 2009.
2. Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 31.07.1998 № 145-FZ (red. ot 26.12.2014) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2015). Sobranie zakonodatel´stva RF. 1998. № 31. St. 3823; 2014. № 48. St. 6664.
3. Input-output economics.Wassily Leontief. New York Oxford. Oxford university press
4. Vasiliy Leont´ev. Mezhotraslevaya ekonomika-M: «EKONOMIKA»,1997- 478s.
5. Pokazateli ustoychivogo razvitiya: struktura i metodologiya. Per. s angl. Tyumen´: Izd-vo IPOS SO RAN, 2000.
6. L´vov D.S. Ekonomika razvitiya / D.S. L´vov. M.: Ekzamen, 2002 - 518c.
7. Khayrullov D.S.Formirovanie sistemy gosudarstvennogo regulirovaniya protsessov sotsial´no-ekonomicheskoy transformatsii i razvitiya Respubliki Tatarstan-Kazan´: «FEN». Akademiya nauk RT,1997-236s.
8. Khamidullin F.G., Khayrullov D.S., Khomenko V.V., Tarasov V.M. Problemy upravleniya sotsial´no-ekonomicheskim razvitiem regiona.-Kazan´:FEN, 2004-192s.
9. Artyukhov V.V., Zabelin S.I., Lebedeva E.V., Martynov A.S., Mirutenko M.V., Ryzhov I.N. Reytingi ustoychivogo razvitiya regionov Rossii. - M.: «Interfaks», 2011.
10. Ostreykovskiy V.A. Analiz ustoychivosti i upravlyaemosti dinamicheskikh sistem metodami teorii katastrof: ucheb. posobie dlya vuzov. - M.: Vyssh. shk., 2005 - 326 s.
11. Glaz´ev S. O strategii ekonomicheskogo razvitiya Rossii. Voprosy ekonomiki. - 2007. - № 5 - S.-54-65.
12. Grinberg R. Rossiyskaya strukturnaya politika: mezhdu neizbezhnost´yu i neizvestnost´yu. Voprosy ekonomiki. - 2008. - №3. - S. 56-63.
13. D.S. Khairullov, I.G. Garaev, U.A. Saypullaev Ensuring Sustainable Development of the Regional Economy in Conditions of Russia´s Accession to the WTO//Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015-p-111-116.
14. Khairullov D.S, Belyaeva M.N THEORETICAL APPROACHES TO DEFINITIONOF REGIONAL ECONOMIC STABILITY// Mediterranen Journal of Social SiencesVol5,No28, 2015-P-.86
15. G. M. Abdykulova, F. N. Klotsvog, D. S. Khayrullov, R.A. Khusnutdinov. Novyy podkhod k issledovaniyu finansovo-stoimostnykh proportsiy ekonomiki //Problemy prognozirovaniya.- M:MAIK «Nauka», 1999. - №4 - S. 19-26.
16. Khayrullov D.S. Upravlenie sotsial´no-ekonomicheskoy bezopasnost´yu regiona //Ekonomicheskiy vestnik Respublika Tatarstan, №1, Kazan´: Tatarstanstat, 2012 - № 1 - S. 44-47.
17. Tatarstanstat. Statisticheskiy ezhegodnik-Kazan´, 2014. - 521s.
18. Natsional´nye scheta Respubliki Tatarstan. Statisticheskiy sbornik 2010 Kazan´: Tatarstanstat, 2011-86s.