PRINCIPLES OF CLOSED-LOOP ECONOMY IN THE LEGISLATION OF DEVELOPED EUROPEAN COUNTRIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The problem of waste management has predetermined the actuality for the countries of the world, including the Russian Federation, to switch from a linear consumption model to a closed-cycle economy model. For the Russian Federation, which plans to develop a federal law on the closed-loop economy in 2024, it is relevant to take into account the experience of developed European countries. The article examines the practices of the transition of developed European countries to a closed-cycle economy, analyzes the legislative consolidation of the principles of a closed-cycle economy. The legislation of the European Union and the national legislation of Sweden, Finland, Germany, Great Britain and France were analyzed. The study revealed that the circular economy has been fixed in waste legislation by separate provisions evolutionarily since the 1970s, while the legislation of the European Union on waste is constantly being improved, adopting the experience of countries such as Sweden, Finland and Germany. The identified basic provisions and principles were translated, compared in semantic and terminological meaning, systematized and grouped into 7 basic principles that can form the basis for the development of the concept of a circular economy or legislative regulation of the closed-cycle economy in the Russian Federation.

Keywords:
closed-loop economy, cyclical economy, waste, secondary resources, European Union, Sweden, Finland, Germany, France, United Kingdom
Text

Введение

Экологическая проблема обращения с отходами является на сегодняшний день актуальной задачей устойчивого развития всех стран мира. Ответственное производство и потребление стало одной из основных целей устойчивого развития, наравне с проблемой голода и изменения климата [1]. Модель экономики замкнутого цикла (циркулярной, циклической экономики) (далее - ЭЗЦ), согласно которой необходимо переходить с линейной модели производства и потребления на циклическую, признана во всем мире как единственный выход из сложившейся критической ситуации дефицита природных ресурсов и загрязнения окружающей среды. Наиболее эффективно переходят на ЭЗЦ развитые страны, особенно Европы. Европейские страны переходят на ЭЗЦ уже более 50-ти лет, планомерно сокращая образование и захоронение отходов и увеличивая объемы утилизированных отходов потребления (рис. 1). В отечественной истории в период СССР осуществлялся эволюционный процесс перехода на модели замкнутых циклов, но по ряду причин он прекратился. Экономика замкнутого цикла – это социо-эколого-экономическая модель производства и потребления в пределах концепции допустимого/устойчивого развития, при которой вещества и энергия эффективно используются, а отходы возвращаются в экономические и биосферные циклы [2].

Рисунок 1 – Методы обращения с отходами потребления в ЕС (кг на душу населения) в 1995-2015 годах

Picture 1 - Methods of waste management in the EU (kg per capita) in 1995-2015

Источник: Экономика замкнутого цикла и здоровье: возможности и риски [Circular economy and health: opportunities and risks]. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2019. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. : [сайт]. – URL:https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326859/9789289054300-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y 

Source: Экономика замкнутого цикла и здоровье: возможности и риски [Circular economy and health: opportunities and risks]. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2019. Лицензия: CC BY-NC-SA 3.0 IGO. : [сайт]. – URL:https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/326859/9789289054300-rus.pdf?sequence=1&isAllowed=y 

 

В настоящее время Россия возобновляет свой переход на ЭЗЦ в отношении отходов, выстраивает свою законодательную базу в этой области и формирует стратегические и программные документы. В этой связи для Российской Федерации опыт европейских стран по законодательному закреплению основных принципов ЭЗЦ представляет несомненный интерес.

Европейские страны переходят на ЭЗЦ с различной степенью эффективности. Чем более социально-экономически развита страна, тем больше у нее показатели утилизации отходов. Передовыми странами, которые эффективно переходят на принципы ЭЗЦ, являются страны Скандинавии и Западной Европы. После успешного внедрения очередного механизма ЭЗЦ эти страны делятся своим опытом с Европейским Союзом, который закрепляет их в законодательстве, к которому в свою очередь обращаются менее развитые страны Европы.  В этой связи практически все законодательные базы и программы развития ЭЗЦ европейских стран основаны на Рамочной директиве ЕС по отходам [3] (далее – Директива ЕС).

Именно Директива ЕС предопределила ключевые понятия и требования, предъявляемые к системе обращения с отходами производства и потребления в странах ЕС, а также определила основные положения и принципы ЭЗЦ. Важно отметить, что основной целью Директива ставит не возврат отходов в хозяйственный оборот, а снижение негативного воздействия на окружающую среду за счет сокращения использования ресурсов и применения принципа иерархии (п. 6 Директивы). Соответственно, приоритетом политики в отношении обращения с отходами является предотвращение их образования (п. 7 Директивы), а правовой основой является законодательство в сфере окружающей среды (п. 9 Директивы). Основные принципы и положения ЭЗЦ заложены в Директиве ЕС по отходам, а не в отдельном нормативно-правовом акте по ЭЗЦ, но при этом приоритетная цель и основные принципы ЭЗЦ в нем присутствуют. Это говорит об постепенном эволюционном переходе на ЭЗЦ законодательства об отходах в Европе. Такой подход приемлем с учетом разной степени готовности отдельных стран ЕС к переходу на ЭЗЦ, а также позволяет постоянно улучшать и совершенствовать законодательство.

Первостепенной задачей любой политики в отношении отходов в странах Европы является снижение уровня негативного воздействия отходов и продуктов их последующей переработки на экосистемы и здоровье населения. Политика в области обращения отходов нацелена на рациональное природопользование и на практике применяется иерархия отходов (п.6 Директивы ЕС), тем самым подчеркивается приоритетная цель ЭЗЦ – предотвращение негативного воздействия на окружающую среду от обращения с отходами.

В преамбуле Директивы ЕС установлены следующие основополагающие принципы обращения с отходами, которые соответствуют концепции ЭЗЦ:

     1) принцип предотвращения оказания отходами негативного воздействия на окружающую среду;

     2) принцип сокращения образования отходов;

     3) принцип иерархии в обращении с отходами;

     4) принцип «загрязнитель платит»;

     5) принцип использования наилучших доступных технологий (НДТ) в обращении с отходами в соответствии с их экологической эффективностью.

Интересным наблюдением является тот факт, что в ЕС существенное внимание было уделено конкретизации и дифференциации таких понятий как «переработка», «утилизация» и «уничтожение» отходов, а также много усилий было направлено на разрешение споров, связанных с определением самого понятия «отход» и того, какова разница между отходами и веществами, материалами, компонентами, вторичными ресурсами. Аналогичные споры по трактовке таких понятий можно наблюдать на сегодняшний день в Российской Федерации после начала так называемой «мусорной реформы» в 2015 году.

References

1. Rezolyuciya General'noy Assamblei OON ot 25 sentyabrya 2015 goda № A/RES/70/1 «Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustoychivogo razvitiya na period do 2030 goda» // YuNKTAD: Konferenciya Organizacii Ob'edinennyh Naciy po torgovle i razvitiyu: [sayt]. - URL: http://www.anspa.ru/linkpics/news/TIARCE№TER_Circular%20Economy.pdf (data obrascheniya - 20.12.2022).

2. Dolgushin A.B. Postroenie ekonomiki zamknutogo cikla v sovetskiy period // Moskovskiy ekonomicheskiy zhurnal. 2022. № 11. URL: https://qje.su/stati/ (data obrascheniya 14.12.2022)

3. Direktiva Evropeyskogo Parlamenta i Soveta Evropeyskogo Soyuza 2008/98/EC ot 19 noyabrya 2008 g. «ob othodah i otmene ryada Direktiv». - Rezhim dostupa: informacionno pravovoy portal «Garant».

4. Kalinichenko, P. A. Shestaya programma deystviy Evropeyskogo Soobschestva v oblasti okruzhayuschey sredy i kommentariy k ney / P. A. Kalinichenko // Kafedra integracionnogo i evropeyskogo prava MGYuA: [sayt]. - URL: https://eulaw.edu.ru/spisok-dokumentov-po-pravu-evropejskogo-soyuza/shestaya-programma-dejstvij-evropejskogo-soobshhestva-v-oblasti-okruzhayushhej-sredy-i-kommentarij-k-nej-perevod-i-kommentarij-p-a-kalinichenko/ (data obrascheniya 19.12.2022).

5. Circular economy update overview of circular economy in Europe // European sustainable business federation. - 2019. - 127 p. - URL: https://circulareconomy.europa.eu/platform/sites/default/files/ecopreneur-circular-economy-update-report-2019.pdf (data obrascheniya 24.12.2022).

6. Circular economy and health: opportunities and risks // World Health Organization. Regional Office for Europe: [sayt]. - URL: https://apps.who.int/iris/handle/10665/342218 (data obrascheniya 23.12.2022).

7. Avfallsförordning (2011:927) // Postanovlenie № 2011:927 «Ob othodah». - 2011: [sayt]. - URL: https://www.riksdagen.se/sv/dokument-lagar/dokument/svensk-forfattningssamling/avfallsforordning-2011927_sfs-2011-927 (data obrascheniya 27.12.2022).

8. Renhållningslag, (1979:596) // Zakon № 1979:596 «Ob othodah». - 1979: [sayt]. - URL: https://lagen.nu/1979:596 (data obrascheniya 27.12.2022).

9. Dale, N. Assessing the health impacts of a circular economy / N. Dale, A. Hunt, T. Fischer, F. Hurley, J. Nowacki, F. George, Š. Kolarič // World Health Organization. - 2019: [sayt]. - URL: https://www.researchgate.net/publication/338712375_ASSESSING_THE_HEALTH_IMPACTS_OF_A_CIRCULAR_ECONOMY (data obrascheniya 26.12.2022).

10. Circular economy Strategy for the transition in Sweden // One Planet network: [sayt]. - URL: https://www.oneplanetnetwork.org/knowledge-centre/policies/circular-economy-strategy-transition-sweden (data obrascheniya 26.12.2022).

11. Clément Fournier. Sweden Wants To Lower Taxes If You Repair Instead Of Discarding. Published at 2017, September 25th. - URL: https://youmatter.world/en/sweden-lower-taxes-repair-circular-economy/ (data obrascheniya 18.12.2022).

12. Ekonomika zamknutogo cikla «Obzor mezhdunarodnyh podhodov» // Departament mnogostoronnego ekonomicheskogo sotrudnichestva i special'nyh proektov Minekonomrazvitiya Rossii. - 2021. - 34 s. - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/55fc716c49b06e62a652d101b1be8442/220414.pdf (data obrascheniya 18.12.2022).

13. Riki, A. Cirkulyarnaya ekonomika v Finlyandii i finskih gorodah // Proza.ru: [sayt]. - URL: https://proza.ru/2020/12/17/1559 (data obrascheniya - 20.12.2022).

14. Towards the circular economy. The Ellen MacArthur Foundation. - 2013. - Vol. 1. - 98 p.: [sayt]. - URL: https://ellenmacarthurfoundation.org/towards-the-circular-economy-vol-1-an-economic-and-business-rationale-for-an (data obrascheniya - 18.12.2022).

15. Kiertotalouden mahdollisuudet Suomelle // Sitra. - 2014. Vol. 84. - 72 p. - URL: https://media.sitra.fi/2017/02/27174628/Selvityksia84-2.pdf (Data obrascheniya - 14.12.2022).

16. Towards a circular economy: a zero Waste Programme for Europe // European Commission: [sayt]. - URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/FI/TXT/?uri=CELEX (data obrascheniya - 16.12.2022).

17. Kierolla karkeen, Suomen tiekartta kiertotalouteen 2016-2025 // Sitran. - 2016. - Vol. 117. 56 p. - URL: https://media.sitra.fi/2017/02/27175308/Selvityksia117-3.pdf (data obrascheniya - 18.12.2022).

18. Suomi, J. hallituksen strateginen ohjelma «Ratkaisujen» // Hallituksen julkaisusarja . - 2015. - 74 p. - URL: https://julkaisut.valtioneuvosto.fi/bitstream/handle/10024/163399/VNK_2015_10.pdf?sequence=1&isAllowed=y (data obrascheniya - 18.12.2022).

19. Act on Waste Finland from 17.6.2011 № 646: with changes to Government Decree on Waste from 18.11.2021 № 978. - [sayt]. - URL: https://www.svkk.ru/zakon-ob-othodah/ (data obrascheniya - 11.11.2022).

20. Zakon Federativnoy Respubliki Germaniya ob ekonomike zamknutogo cikla ot 24 fevralya 2012 // Vestnik Federal'nogo Zakonodatel'stva. - 2012. - T 24. - 53 s. - URL: https://www.otxod.com/files/materials/KrWG%20%D0%BE%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_18.11.2021.pdf (data obrascheniya - 19.12.2022).

21. Ulanova, O. V. Kompleksnoe ustoychivoe upravlenie othodami / O. V. Ulanova, S. P. Salhofer, K. Vyunsh // Zhilischno-kommunal'noe hozyaystvo: uchebnoe posobie. - M.: Izdatel'skiy dom «Akademiya Estestvoznaniya», 2017. - ISB№ 978-5-91327-446-5.

22. Kreislaufwirtschafts- und Abfallgesetz (Gesetz zur Förderung der Kreislaufwirtschaft und Sicherung der umweltverträglichen Beseitigung von Abfällen). // Deutsche Regierung. - 1994. - URL: https://dejure.org/gesetze/KrW-AbfG (data obrascheniya - 24.12.2022).

23. Hill, J. The circular economy: From waste to resource stewardship // Proceedings of the ICE - Waste and Resource Management. - 2014. - № 168 (1). - 3-13 p. - DOIhttps://doi.org/10.1680/warm.14.00003.

24. Resource Security Action Plan: Making the most of valuable materials // Defra. -London, 2012. - URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/69511/pb13719-resource-security-action-plan.pdf (data obrascheniya - 14.12.2022).

25. Benton, D. Resource resilient UK / D. Benton, J. Hazell // Green Alliance: [sayt]. - URL: https://ce-hub.org/knowledge-hub/resource-resilient-uk-a-report-from-the-circular-economy-task-force/ (data obrascheniya - 18.12.2022).

26. Julie, H. Circular Economy and the Policy Landscape in the UK // Taking Stock of Industrial Ecology: [sayt] URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-3-319-20571-7_13 (data obrascheniya - 23.12.2022).

27. Benton, D. Circular economy Scotland // Green Alliance: [sayt]. - URL: https://green-alliance.org.uk/publication/circular-economy-scotland/ (data obrascheniya - 23.12.2022).

28. Key Issues for the Fifth Assembly // National assembly for Wales Research Service. - 2011. - 86 p. - URL: https://senedd.wales/media/3jolzszw/key-issues-english-linked.pdf (data obrascheniya - 25.12.2022).

29. Waste Prevention Programme for England: Evaluation and description of potential waste prevention measures // Defra. - London, March 2021. URL: https://consult.defra.gov.uk/waste-and-recycling/waste-prevention-programme-for-england-2021/supporting_documents/WPP%20Evaluation%20and%20description%20of%20potential%20waste%20prevention%20measures%20FINAL.pdf (data obrascheniya - 23.12.2022).

30. Environment Strategy for Northern Ireland: Public Discussion Document // Department of Agriculture, Environment and Rural Affairs Regulatory and Natural Resources Policy Division. - Dublin, September 2019. URL: https://consultations2.nidirect.gov.uk/daera/esni/supporting_documents/Environment%20Strategy%20for%20Northern%20Ireland%20%20Public%20Discussion%20Document%20%20Full%20Version.pdf (data obrascheniya - 23.12.2022).

31. Loi № 2020-105 du 10 février 2020 relative à la lutte contre le gaspillage et à l'économie circulaire // gouvernements Français: [sayt]. - URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000041553759?init=true&page=1&query=Loi+n°+2020-105+du+10+février+2020+&searchField=ALL&tab_selection=all (data obrascheniya - 23.12.2022).

32. Ordonnance № 2020-920 du 29 juillet 2020 relative à la prévention et à la gestion des déchets. // gouvernements Français. - Rezhim dostupa: baza dannyh «FAOLEKS».

33. Loi № 95-101 relative au renforcement de la protection de l'environnement. // gouvernements Français. - Rezhim dostupa: baza dannyh «FAOLEKS».


Login or Create
* Forgot password?