TEENAGERS - LEGAL RESPONSIBILITY IN MODERN SOCIETY
Abstract and keywords
Abstract (English):
Stat'ya posvyaschena aktual'noy teme - probleme podrostkovoy pravovoy bez-gramotnosti v sovremennom obschestve. V stat'e rassmotreny aspekty pravovogo vozrasta i otvetstvennosti so storony zakonnyh predstaviteley, predlozheny puti resheniya problemy pravovoy obrazovannosti.

Keywords:
podrostok, pravovaya otvetstvennost', deesposobnost', nesovershennoletniy.
Text

УДК 34

ПОДРОСТКОВО - ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Корзун Ю. Г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №89»,

г. Красноярск, Российская Федерация

E-mail: juliakorzun@yandex.ru

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной теме - проблеме подростковой правовой безграмотности в современном обществе. В статье рассмотрены аспекты правового возраста и ответственности со стороны законных представителей, предложены пути решения проблемы правовой образованности.

Ключевые слова: подросток, правовая ответственность, дееспособность, несовершеннолетний.

 

 

В современном мире очень часто назревает вопрос, связанный с правовой ответственностью подростков. Это та «прослойка» общества, к которой некое особое отношение. С одной стороны - они слишком малы, чтобы нести ответственность за свои проступки, а в некоторых случаях и преступления, а с другой стороны - каждый гражданин несмотря на свой возраст должен нести ответственность за неправомерное поведение.

Начнем с того, что нужно определиться, кто же такой подросток и почему в обществе и правовой системе ему предоставляют отдельный пьедестал?

Правоприменительные органы (структуры) характеризуют подростка как лицо в возрасте от 14 до 18 лет, способное трудиться на законных основаниях[2, ГК РФ ст.21].

Если рассмотреть термин с социально-педагогической позиции, то он означает социально-демографическую группу населения в возрасте до 18 лет, имеющую специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.

Совершеннолетие — это возраст обретения полной гражданской дееспособности. Человек получает дополнительные права и обязанности, какие именно — зависит от законодательных норм конкретного государства.

Например, в ряде стран установлен иной возраст совершеннолетия. На Кубе, в Египте, Гондурасе и Бахрейне возраст совершеннолетия – 16 лет, на Фарерских островах – 14, в КНДР – 17, в Южной Корее – 19 лет, в Тунисе и Японии – 20[4].

 Но, если рассмотреть возрастную периодизацию, то это достаточно условные возрастные категории, так как  у каждого подростка индивидуальные особенности формирования личности  и  они могут не соответствовать заложенному в законе представлению о моменте наступления юридической зрелости. Подросток может отставать в своем развитии или, наоборот, развиваться быстрее  установленного возраста совершеннолетия.

Согласно правовым нормам дееспособность, в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста. Для того чтобы приобретать права и нести обязанности, нужно разумно рассуждать, понимать  смысл норм права, иметь базовый жизненный опыт[3, с.14].

 Считается, что в этом возрасте человек достигает психической зрелости (зрелость физическая; психическая, свидетельствующая об умении понимать значение своих действий и руководить ими и социальная, позволяющая самостоятельно принимать участие в жизни общества). Происходит процесс нравственного становления ребенка.

В силу недостаточного возрастного физического и психического развития, ребенок не может быть полностью дееспособным, т.е. он не способен к сознательному, активному, волевому акту, предполагающему способность нести  ответственность.

Иногда трудно разобраться в том, что именно ты можешь делать, а что нет, и за какие проступки/преступления ждет наказание не только от законных представителей, но и от государства.

Проблемы заключаются в правовом  положения несовершеннолетних в системе отношений «несовершеннолетний - законные представители».

К сожалению, таких случаев множество. Социальное неблагополучие детей, получило характер национальной катастрофы. Уровень жизни значительного количества семей с детьми остается невысоким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании несовершеннолетних.

Работая в общеобразовательной школе, я как учитель очень часто наблюдаю правовую безграмотность и безнаказанность со стороны подростков. Ведь зачастую подросток считает, что если он не достиг совершеннолетия, то ему ничего не могут предъявить за нарушение закона и вследствие этого нарушает закон не единожды.

Важным способом улучшения правового положения несовершеннолетних является правовое образование (внедрение в образовательный процесс уроков направленных на правовую грамотность) и просвещение, не только самих несовершеннолетних, но и их законных представителей.

Согласно Конституции РФ кроме прав, несовершеннолетний гражданин облагается и обязательствами, в числе которых:

•        соблюдать Конституцию и законы РФ (п.2, ст.15);

•        уважать права и свободы других лиц (п.3, ст. 17);

•        получить общее образование (п.4, ст. 43);

•        заботиться о памятниках исторической культуры (п.4, ст.43);

•        охранять природу и окружающую среду (ст. 58)[1, Конституция РФ].

С 16 лет гражданин обязуется соблюдать все обязательства, прописанные в Конституции и иных кодексах РФ, Федеральных Законах, законодательных актах и т. д., касающиеся детей, достигших возраста 16 лет.

По достижении подростком совершеннолетнего возраста круг его обязанностей, как и прав, расширяется.

Каждый подросток и его законный представитель (родитель или опекун) должен знать, что основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.

Ведь каждый из нас знает, что незнание не освобождает от ответственности и любое действие/бездействие порождает ответственность.

 

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст : непосредственный.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022), ст.21 ГК РФ. — Текст : непосредственный.

3. Бутько, О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. - С. 14. — Текст : непосредственный.

4. Когда наступает совершеннолетие в разных странах.  — Текст : электронный. — URL: https://www.kakprosto.ru/kak-896220-kogda-nastupaet-sovershennoletie-v-raznyh-stranah?ysclid=letqqp1wu5234727569 ... (дата обращения: 05.03.2023).

 

Корзун Юлия Геннадьевна, учитель истории и обществознания высшей категории, МАОУ СШ №89,

Российская Федерация, 660092, г. Красноярск, ул. Шевченко,56.

 

Поступила в редакцию / Received 06/03/2023.

Принята к публикации / Accepted 07/03/2023.

Опубликована / Published 09/03/2023.

References

1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii" (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obscherossiyskogo golosova-niya 01.07.2020). - Tekst : neposredstvennyy.

2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 16.04.2022), st.21 GK RF. - Tekst : neposredstvennyy.

3. But'ko, O.V. Pravovoy status rebenka: teoretiko-pravovoy analiz: avto-ref. dis. kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2014. - S. 14. - Tekst : neposred-stvennyy.

4. Kogda nastupaet sovershennoletie v raznyh stranah. - Tekst : elektron-nyy. - URL: https://www.kakprosto.ru/kak-896220-kogda-nastupaet-sovershennoletie-v-raznyh-stranah?ysclid=letqqp1wu5234727569 ... (data ob-rascheniya: 05.03.2023).

Login or Create
* Forgot password?