from 01.01.2023 until now
Krasnoyarsk, Russian Federation
Stat'ya posvyaschena aktual'noy teme - probleme podrostkovoy pravovoy bez-gramotnosti v sovremennom obschestve. V stat'e rassmotreny aspekty pravovogo vozrasta i otvetstvennosti so storony zakonnyh predstaviteley, predlozheny puti resheniya problemy pravovoy obrazovannosti.
podrostok, pravovaya otvetstvennost', deesposobnost', nesovershennoletniy.
УДК 34
ПОДРОСТКОВО - ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Корзун Ю. Г.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №89»,
г. Красноярск, Российская Федерация
E-mail: juliakorzun@yandex.ru
Аннотация. Статья посвящена актуальной теме - проблеме подростковой правовой безграмотности в современном обществе. В статье рассмотрены аспекты правового возраста и ответственности со стороны законных представителей, предложены пути решения проблемы правовой образованности.
Ключевые слова: подросток, правовая ответственность, дееспособность, несовершеннолетний.
В современном мире очень часто назревает вопрос, связанный с правовой ответственностью подростков. Это та «прослойка» общества, к которой некое особое отношение. С одной стороны - они слишком малы, чтобы нести ответственность за свои проступки, а в некоторых случаях и преступления, а с другой стороны - каждый гражданин несмотря на свой возраст должен нести ответственность за неправомерное поведение.
Начнем с того, что нужно определиться, кто же такой подросток и почему в обществе и правовой системе ему предоставляют отдельный пьедестал?
Правоприменительные органы (структуры) характеризуют подростка как лицо в возрасте от 14 до 18 лет, способное трудиться на законных основаниях[2, ГК РФ ст.21].
Если рассмотреть термин с социально-педагогической позиции, то он означает социально-демографическую группу населения в возрасте до 18 лет, имеющую специфические потребности и интересы, социально-психологические особенности.
Совершеннолетие — это возраст обретения полной гражданской дееспособности. Человек получает дополнительные права и обязанности, какие именно — зависит от законодательных норм конкретного государства.
Например, в ряде стран установлен иной возраст совершеннолетия. На Кубе, в Египте, Гондурасе и Бахрейне возраст совершеннолетия – 16 лет, на Фарерских островах – 14, в КНДР – 17, в Южной Корее – 19 лет, в Тунисе и Японии – 20[4].
Но, если рассмотреть возрастную периодизацию, то это достаточно условные возрастные категории, так как у каждого подростка индивидуальные особенности формирования личности и они могут не соответствовать заложенному в законе представлению о моменте наступления юридической зрелости. Подросток может отставать в своем развитии или, наоборот, развиваться быстрее установленного возраста совершеннолетия.
Согласно правовым нормам дееспособность, в полном объеме возникает с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении гражданином восемнадцатилетнего возраста. Для того чтобы приобретать права и нести обязанности, нужно разумно рассуждать, понимать смысл норм права, иметь базовый жизненный опыт[3, с.14].
Считается, что в этом возрасте человек достигает психической зрелости (зрелость физическая; психическая, свидетельствующая об умении понимать значение своих действий и руководить ими и социальная, позволяющая самостоятельно принимать участие в жизни общества). Происходит процесс нравственного становления ребенка.
В силу недостаточного возрастного физического и психического развития, ребенок не может быть полностью дееспособным, т.е. он не способен к сознательному, активному, волевому акту, предполагающему способность нести ответственность.
Иногда трудно разобраться в том, что именно ты можешь делать, а что нет, и за какие проступки/преступления ждет наказание не только от законных представителей, но и от государства.
Проблемы заключаются в правовом положения несовершеннолетних в системе отношений «несовершеннолетний - законные представители».
К сожалению, таких случаев множество. Социальное неблагополучие детей, получило характер национальной катастрофы. Уровень жизни значительного количества семей с детьми остается невысоким, что отрицательно сказывается на здоровье, воспитании и образовании несовершеннолетних.
Работая в общеобразовательной школе, я как учитель очень часто наблюдаю правовую безграмотность и безнаказанность со стороны подростков. Ведь зачастую подросток считает, что если он не достиг совершеннолетия, то ему ничего не могут предъявить за нарушение закона и вследствие этого нарушает закон не единожды.
Важным способом улучшения правового положения несовершеннолетних является правовое образование (внедрение в образовательный процесс уроков направленных на правовую грамотность) и просвещение, не только самих несовершеннолетних, но и их законных представителей.
Согласно Конституции РФ кроме прав, несовершеннолетний гражданин облагается и обязательствами, в числе которых:
• соблюдать Конституцию и законы РФ (п.2, ст.15);
• уважать права и свободы других лиц (п.3, ст. 17);
• получить общее образование (п.4, ст. 43);
• заботиться о памятниках исторической культуры (п.4, ст.43);
• охранять природу и окружающую среду (ст. 58)[1, Конституция РФ].
С 16 лет гражданин обязуется соблюдать все обязательства, прописанные в Конституции и иных кодексах РФ, Федеральных Законах, законодательных актах и т. д., касающиеся детей, достигших возраста 16 лет.
По достижении подростком совершеннолетнего возраста круг его обязанностей, как и прав, расширяется.
Каждый подросток и его законный представитель (родитель или опекун) должен знать, что основная обязанность любого, в том числе, несовершеннолетнего гражданина соблюдать законы и не совершать правонарушений, а также не нарушать прав и законных интересов других лиц.
Ведь каждый из нас знает, что незнание не освобождает от ответственности и любое действие/бездействие порождает ответственность.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). — Текст : непосредственный.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 16.04.2022), ст.21 ГК РФ. — Текст : непосредственный.
3. Бутько, О.В. Правовой статус ребенка: теоретико-правовой анализ: автореф. дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2014. - С. 14. — Текст : непосредственный.
4. Когда наступает совершеннолетие в разных странах. — Текст : электронный. — URL: https://www.kakprosto.ru/kak-896220-kogda-nastupaet-sovershennoletie-v-raznyh-stranah?ysclid=letqqp1wu5234727569 ... (дата обращения: 05.03.2023).
Корзун Юлия Геннадьевна, учитель истории и обществознания высшей категории, МАОУ СШ №89,
Российская Федерация, 660092, г. Красноярск, ул. Шевченко,56.
Поступила в редакцию / Received 06/03/2023.
Принята к публикации / Accepted 07/03/2023.
Опубликована / Published 09/03/2023.
1. Konstituciya Rossiyskoy Federacii" (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneniyami, odobrennymi v hode obscherossiyskogo golosova-niya 01.07.2020). - Tekst : neposredstvennyy.
2. Grazhdanskiy kodeks Rossiyskoy Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 16.04.2022), st.21 GK RF. - Tekst : neposredstvennyy.
3. But'ko, O.V. Pravovoy status rebenka: teoretiko-pravovoy analiz: avto-ref. dis. kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2014. - S. 14. - Tekst : neposred-stvennyy.
4. Kogda nastupaet sovershennoletie v raznyh stranah. - Tekst : elektron-nyy. - URL: https://www.kakprosto.ru/kak-896220-kogda-nastupaet-sovershennoletie-v-raznyh-stranah?ysclid=letqqp1wu5234727569 ... (data ob-rascheniya: 05.03.2023).