Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides a comparative analysis of the experience of designing domestic and foreign public spaces in the structure of multifunctional youth complexes. The relevance of the topic is justified by the fact that modern public spaces are multifunctional objects in which leisure, cultural, educational and other activities of young people can be implemented. The article determines the types of public spaces such as sports grounds, amphitheater, atrium, fab lab, eco-space, assembly hall, Blackbox multifunctional hall in youth complexes, studies the functional composition and planning structure of public spaces, as well as the ways to organize various events and highlights the ways of interaction of public spaces with the structure of the youth complex. The elements of improvement are integrated into the structure of the complex. Public spaces can be the main function of the complex (fab lab, Blackbox hall), recreational and communication (atrium) or secondary (amphitheater, eco-space). Eco-spaces, presented in the form of urban farms, "green" laboratories are of particular interest. The article shows the specificity of foreign public spaces, which is in interactivity, multifunctionality, versatility, innovative solutions, the use of "green technologies", modern materials and design solutions and reveals the problems in architectural and planning solutions of domestic public spaces such as standard solutions, monofunctionality. The development of architectural and planning solutions for public spaces in the structure of multifunctional youth complexes in accordance with the interests of young people will allow developing various scenarios such as training, self-education, communication, entertainment.

Keywords:
public spaces, youth complexes, multifunctionality, architectural and planning solutions, activities, foreign and domestic experience
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение. В настоящее время в целях реализации «Стратегии развития молодежи Российской Федерации на период до 2025 года» большое внимание уделяется развитию творческого потенциала, духовно-нравственной культуры, возможностей реализации в культуре, а также проблеме организации досуга молодежи [1].

В связи с этим, как тип здания, получает развитие молодежный многофункциональный комплекс (далее ММК). Именно в этом типе общественного здания возможно культурное, творческое развитие и становление потенциальных личностных способностей молодежи. В ММК собраны модные и востребованные форматы интеллектуального и творческого досуга, которые помогают молодым людям совершенствовать навыки и знания [2].

Особый интерес в структуре ММК представляют общественные пространства (далее ОП), в которых возможна организация досуговой, культурно-просветительской и другой деятельности молодежи.

Стоит отметить, что к ОП относятся как открытые городские пространства (площади, бульвары и т.д.), так и части зданий (атриумы, галереи и другие) [3], которые играют важную роль в формировании окружающей среды и активизации городской жизни [4].

Специфика архитектурно-планировочных решений таких ОП заключается в возможности проведения мероприятий, которые соответствуют интересам молодежи (спорт, творчество, проблемы экологии, воркшоп, прикладное творчество).

Основными тенденциями развития современных ОП являются: многофункциональность, трансформативность, интерактивность, экологичность, качество, комфорт, безопасность, легкодоступность [5, 6].

Среди главных критериев оценки ОП можно отметить: сбалансированность и иерархичность системы, взаимосвязь и взаимодействие ОП со зданиями [7].

ОП являются местом проявления идентичности, культуры и традиций местного населения [8].

Методы, оборудование, материалы. Научной базой исследования послужили труды А.Н. Гельфонд, А.Ф. Еремееевой, Л.П. Лаврова, Е.С. Палей, раскрывающие проблемы проектирования современных многофункциональных общественных комплексов, а также вопросы организации архитектурной среды общественных пространств.

Цель исследования состоит в изучении типов, функционального состава и планировочной структуры общественных пространств в молодежных центрах, а также способов организации различных мероприятий.

Задачей исследования является проведение сравнительного анализа зарубежного и отечественного опыта проектирования и строительства ОП в ММК. Из мировой практики были выбраны объекты, в полной мере раскрывающие тенденции развития ОП в ММК.

Объектом изучения являются общественные пространства в структуре молодежных комплексов.

Основная часть. Все общественные пространства в структуре многофункциональных молодежных комплексов можно разделить на открытые и закрытые [9].

Открытые ОП создаются на территории, прилегающей к комплексу. Примером таких пространств могут служить спортивные площадки, эксплуатируемая кровля, амфитеатр.

Для зарубежного опыта характерно наличие благоустроенной полифункционально используемой территории, которая включает площадки различного назначения в зависимости от направленности ММК [10].

Спортивная зона, как правило, состоит из специализированных площадок и спортивных полей для организации игр, что позволяет проводить следующие мероприятия: скейтбординг, катание на роликовых коньках, BMX-райдинг, дерт-джампинг и т.д.

Так, например, на территории, прилегающей к общественному и образовательному центру «Hjertet» (Дания), доминирующей функцией которого является спорт, развита спортивная зона. Открытое общественное пространство включает в себя чашу для скейтбордистов, роллер-парк, велосипедный памп-трек, беговые склоны, зону для паркура, игровые площадки, пляжные волейбольные ямы и многофункциональное игровое поле; а также более тихие зоны: площадки для петанка, йоги и пикников (табл. 1).

Для отечественного опыта данное направление так же является приоритетным, однако построенные и действующие подобные объекты не многочисленны.

В качестве примера стоит отметить молодежный многофункциональный экстрим-парк УРАМ (Казань), который объединяет под одной крышей спортивные и образовательные, социальные и культурные функции (табл. 1), [11]. Доминирующей является спортивная зона, включающая обычные спортивные площадки, экстрим парк, чашу для скейтбордистов, BMX-райд, площадку паркура, два памп-трека и стритбольную зону.

 

Таблица 1

Спортивная зона в структуре ММК

 

Важной тенденцией является использование приемов «экологической архитектуры» (эксплуатируемые кровли, зимние сады) (табл. 2).

На «зеленой» кровле возможно устройство различных функциональных зон: прогулочной, отдыха, деловой, культурно-просветительской, бытовой.

Эксплуатируемая кровля молодежно-культурного центра Гехуа (Китай) благоустроена площадками, покрыта зеленью, что позволяет проводить множество мероприятий на свежем воздухе.

В отечественном опыте данное направление только получает развитие. В качестве примера можно привести молодежный культурный центр ЗИЛ, в зимнем саду которого проходят тематические вечера и мастер классы.

 

 

 

 

 

Распространенным видом открытого общественного пространства является амфитеатр (табл. 3).

Амфитеатр включает сцену, зрительские места, зону для установки оборудования. Как правило, сцена и сидения имеют следующие габариты: высота каждой ступени 40–45 см, ширина до 80 см, диаметр арены от 8 м и более. Планировочное решение амфитеатра должно быть универсальным для проведения образовательных, культурно-развлекательных мероприятий и обеспечивать хорошую акустику и видимость сцены [12].

 

 

Так, амфитеатр вместимостью 120 человек многофункционального медиа-центра (Германия), является универсальным пространством и может быть использован для лекций, концертов, мастер-классов, тематических вечеров, театральных постановок.

На площади перед молодежным центром «Арт-квадрат» (Уфа) расположен деревянный многоуровневый амфитеатр вместимостью 400 человек. Амфитеатр приспособлен под проведения различных событий и мероприятий развлекательного, образовательного, творческого и социального характера самых разных форматов: театральные постановки, поэтические и музыкальные вечера, концерты, лекции.

В качестве закрытых ОП в ММК можно рассмотреть атриум, многофункциональный зал Blackbox, актовый зал, фаблаб.

Использование атриумной объемно-планировочной схемы при проектировании ММК является распространенным приемом в зарубежном опыте.

Атриум является важным коммуникационным элементом, который связывает здание в целом и с окружающей средой, а также является универсальным пространством, в состав которого могут входить следующие зоны: отдыха, фуд-корта, коворкинга и т.д. В атриуме возможно проведение различных социокультурных мероприятий (мастер-классы, тематические вечера, лекции, выставки) [13, 14].

Например, в атриуме культурного центра Utopia (Бельгия) размещена библиотека, оборудованная цифровыми девайсами, что делает ее современным пространством (табл. 4).

 

Другим интересным современным пространством является зал Black box – это многофункциональное, трансформируемое пространство вместимостью 150–200 человек, в состав которого включены: зона зрительских мест, трансформируемая зона, кино-зона, зона для установки музыкальных инструментов, технические помещения. Стены, пол и потолок такого зала окрашены в матовый черный цвет [15].

Так, в культурном центре MECA (Франция) на первом этаже, в зоне, прилегающей к амфитеатру и ресторану, расположен многофункциональный зал Black box на 250 мест, оборудованный профессиональной современной техникой (мобильный экран, освещение и т.д.). Зал является новой и нестандартной площадкой для проведения мероприятий разной направленности (табл. 5).

Однако для отечественного опыта подобные решения не многочисленны. Нетипичным решением для национальной библиотеки Республики Татарстан (Казань) стал многофункциональный зал Black box. Трансформируемый зал вмещает 130 человек, подходит для концертов, кинопоказов, хореографических и камерных постановок, видеоинсталляций, мастер-классов, экспериментальных спектаклей, творческих встреч и тематических проектов (табл. 5).

Современный актовый зал является трансформируемым пространством, в котором возможно проведение различных мероприятий.

Характерным примером может служить молодежно-культурный центр Гехуа (Китай), включающий помимо различных помещений, трансформируемый актовый зал вместимостью на 120 человек. Одна из стен зала оборудована двумя прозрачными складывающимися дверьми, при открытии которых внутренний двор, расположенный за сценой, становится частью актового зала. Помимо этого, двор может играть роль кинотеатра под открытым небом [16] (табл. 6).

В доме культуры ГЭС-2 (Москва) актовый зал вместимостью 420 человек работает как трансформер: под полом установлен лифт, который при необходимости поднимает на сцену рояль и декорации, сама сцена при этом опускается и поднимается, акустические панели регулируются, первые восемь зрительных рядов могут опускаться под пол. Стена за сценой прозрачная, так что при необходимости во время постановок можно задействовать и уличное пространство в качестве декорации или наоборот закрыть его на время кинопоказов (табл. 6).

 

В современной архитектуре отчетливо проявляется тенденция развития такого ОП как фаблаб. Фаблаб (от английского Fab Lab =Fabrication Laboratory), открытая лаборатория цифрового производства [17]. Такие лаборатории позволяют молодым людям обучиться и реализовать свои научно-технические, творческие и инновационные идеи, используя современное оборудование с числовым программным управлением (3D-принтеры, лазерные и фрезерные станки и др.) [18, 19].

Лаборатории фаблаб имеют площадь 50-100 м2, планировочно могут быть организованы как единое пространство или обособленными помещениями. В состав фаблаба входят различные мастерские, зоны с оборудованием, для работы с робототехникой, для проведения экспериментов, переговорные.

Например, в мультифункциональном центре Nieuwe Veste (Нидерланды), фаблаб площадью 76 м2, расположенный на 1 этаже здания, разделен на обособленные помещения (DIY-мастерская, отделение с оборудованием, 3D-комната, переговорная, место для работы с робототехникой), которые имеют связь с единым общим пространством. Под руководством тренеров-производителей можно изучить такие техники, как 3D-печать, лазерная резка, 3D-дизайн, программирование, изготовление наклеек и многое другое (табл. 7).

Творческий многофункциональный молодежный кластер «Октава» (Тула) включает инновационную лабораторию «ФабЛаб», площадью 58 м2. Лаборатория «Фаблаб» расположена на 1 этаже, имеет отдельный вход и состоит из двух смежных помещений: общей мастерской и образовательной зоны. Общая мастерская включает в себя следующие зоны: 3D-печати и 3D-дизайна, лазерной резки, изготовления наклеек, зона работы с электроникой. Образовательная зона является местом для проведения мастер-классов, воркшопов (табл. 7).

 

Особый интерес в качестве общественных пространств, представляют эко-пространства, развитие которых возможно, как внутри здания, так и за его пределами. Экопространства могут быть представлены в виде городских ферм, «зеленых» лабораторий. Идея городских ферм соответствует целям устойчивого развития, которые направлены на решение существующих экологических проблем. Такой вид общественного пространства решает проблему озеленения, а также предоставляет возможность для приложения труда (выращивание сельскохозяйственных культур) и досуга [20–21].

Однако этот прием не является распространенным как для зарубежного, так и для отечественного опыта и примеры подобных решений не многочисленны.

В качестве зарубежного примера можно отметить кампус университета Thammasat University Rooftop Farm (Таиланд). На эксплуатируемой кровле кампуса размещено полифункциональное эко-пространство, которое включает органическую ферму, где выращивают более 40 сельскохозяйственных культур, большой амфитеатр, используемый для образовательных семинаров по устойчивым методам ведения сельского хозяйства (табл. 8).

Многофункциональный центр «ДОМ» (Казань), посвященный эко-тематике, включает в себя лабораторию, трансформируемые залы, интерактивные пространства и зоны отдыха. На кровле центра оборудована небольшая смотровая площадка для проведения мероприятий на свежем воздухе (табл. 8).

 

Выводы.

  1. Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта позволил определить специфику архитектурной организации ОП в ММК. В зарубежных ММК в значительной мере уделяется внимание проектированию ОП, прослеживается комплексная система развития, включающая различные типы: спортивные площадки, амфитеатр, атриум, фаблаб, эко-пространство, актовый зал, многофункциональный зал Blackbox. Это позволяет реализовывать следующие виды деятельности: учебно-образовательную, культурно-просветительскую, спортивную, эконаправленную.
  2. Характерной чертой зарубежных ОП является интерактивность, многофункциональность, универсальность, возможность трансформации в зависимости от осуществляемой деятельности. Образная составляющая ОП формируется с использованием новаторских решений, «зеленых технологий», современных материалов и конструктивных решений.
  3. В России система общественных пространств в ММК находится на стадии развития, имеет ряд проблем и не соответствует потребностям современной молодежи. Из всего многообразия ОП наибольшее распространение получил фаблаб. Иные ОП (амфитеатр, атриум, эко-пространство, многофункциональный зал Blackbox) представлены в малом количестве, имеют несовершенную планировочную структуру.
  4. Рассматривая устройство отечественных ММК, можно выделить ряд проблем, связанных с организацией ОП: типовые решения, монофункциональность, отсутствие трансформации, гибкости планировочной структуры, недостаток социально-ориентированного наполнения для различных категорий населения. Представляется, что в России есть потенциал для развития и формирования системы ОП, предназначенных для организации общений и реализации многосторонних интересов современной молодежи, но для этого предстоит привнести новые архитектурно-планировочные решения и современные технологии в структуру ОП.
References

1. Strategy for the development of youth of the Russian Federation for the period up to 2025 [Strategiya razvitiya molodezhi Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda]. URL: https://fadm.gov.ru/mediafiles/documents/document/98/ae/98aeadb5-7771-4e5b-a8ee- 6e732c5d5e84.pdf (date of treatment: 12.03.22) (rus)

2. Modern principles of work of the youth center [Sovremennye principy raboty molodezhnogo centra]. URL: https://rcmipp.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2250723.pdf (date of treatment: 12.03.22) (rus)

3. Law of the city of Moscow dated 05.05.2010 No 17 "On the master plan of the city of Moscow". [Zakon g. Moskvy ot 05.05.2010 №17 «O general'nom plane goroda Moskvy».]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=MLAW&n=183049#05306628327901708 (date of treatment 15.08.2022) (rus)

4. Eremeeva A.F., Lavrov L.P. Urban public spaces - open and landscaped, their distinctive features [Gorodskie obshchestvennye prostranstva - otkrytye i ozelenennye, ih otlichitel'nye osobennosti]. Sovremennye obshchestvennye prostranstva kak instrument razvitiya gorodskoj sredy: materialy mezhregion. nauch.-prakt. konf. 29-30 noyabrya 2018 g. SPbGASU, 2018. Pp. 53-59 (rus)

5. Eremeeva A.F. Public spaces in the structure of a multifunctional complex: current trends in the organization [Obshchestvennye prostranstva v strukture mnogofunkcional'nogo kompleksa: sovremennye tendencii organizacii]. Vestnik grazhdanskikh inzhenerov. 2020. No. 4 (81). Pp. 4-12. doi:https://doi.org/10.23968/1999-5571-2020-17-4-5-12 (rus)

6. Sysoeva E.A., Dakhnyuk K.N. Principles of formation of public spaces for the historical part of cities [Principy formirovaniya obshchestvennyh prostranstv dlya istoricheskoj chasti gorodov]. Urban planning and architecture. 2020. Vol. 10, No. 2. Pp. 93-99. doi:https://doi.org/10.17673/Vestnik.2020.02.13. (rus)

7. Gelfond A.L. Public building and public space. Dualism of relations [Obshchestvennoe zdanie i obshchestvennoe prostranstvo. Dualizm otnoshenij]. Academia. Architecture and construction. 2015. No. 2. Pp. 18-31. (rus)

8. Paley E.S. The Public Space of the European University in the Process of Historical Development [Obshchestvennoe prostranstvo evropejskogo universiteta v processe istoricheskogo razvitiya]. Architecton: proceedings of higher education. 2019. No. 1 (65). URL: http://archvuz.ru/2019_1/3/ (date of treatment: 15.08.22) (rus)

9. Batalina T.S. Analysis of the features of the formation of public space [Analiz osobennostej formirovaniya obshchestvennogo prostranstva]. Business and Design Review. 2017. Vol. 1. No. 1(5). URL:https://obe.ru/journal/2017_1/batalina-t-s-analiz-osobennostej-formirovaniya-obshhestvennogo-prostranstva/ (date of treatment: 15.08.22) (rus)

10. Yarmosh T.S., Babaeva M. The role of landscape architecture in the formation of public spaces of a modern city [Rol' landshaftnoj arhitektury v formoobrazovanii obshchestvennyh prostranstv sovremennogo goroda]. Bulletin of BSTU named after V.G. Shukhov. 2020. No. 12. Pp. 102-109. doi:https://doi.org/10.34031/2071-7318-2020-5-12-102-109 (rus)

11. Golovkin K., Alekseeva Z. "URAM": what does the new sports center look like in the largest extreme park in Europe [«URAM»: kak vyglyadit novyj sportcentr v samom bol'shom ekstrim-parke Evropy]. URL: https://strelkamag.com/ru/article/uram (date of treatment: 12.03.22) (rus)

12. Shirchkov E.V. City amphitheater in the public space of modern Russian cities [Gorodskoj amfiteatr v obshchestvennom prostranstve sovremennyh rossijskih gorodov]. Privolzhsky scientific journal. 2018. No. 1. Pp. 131-139. (rus)

13. Gulkova L.A., Kaganovich N.N. The architectural and functional potential of atrium structures in modern public buildings [Arhitekturno-funkcional'nyj potencial atriumnyh struktur v sovremennyh obshchestvennyh zdaniyah]. Sbornik statej VI Mezhdunarodnoj konferencii. Ekaterinburg. 2021. Pp. 110-119. (rus)

14. Paley E.S. Typology of multi-light spaces of modern university campuses in Europe [Tipologiya mnogosvetnyh prostranstv sovremennyh universitetskih kampusov evropy]. Reabilitaciya zhilogo prostranstva gorozhanina: materialy XV mezhdunar. nauch-prakt. konf. im. V. Tatlina. Penza. PGUAS. 2019. Pp. 121-124. (rus)

15. Kozhevnikov A.M. Techniques of modern theatrical transformation [Priemy sovremennoj teatral'noj transformacii]. Architecture and Modern Information Technologies. 2021. No. 1 (54). Pp. 165-187. DOIhttps://doi.org/10.24412/1998-4839-2021-1-165-187 (rus)

16. Ivanov A.A., Kuznetsova E.N. Architectural and planning techniques for designing public spaces in modern cultural centers [Arhitekturno-planirovochnye priemy proektirovaniya obshchestvennyh prostranstv v sovremennyh kul'turnyh centrah]. System technologies. 2020. No. 37. Pp. 83-93. (rus)

17. Borisova K., Zhuravlev V., Shchepochkin V. Centers of youth technical creativity [Centry molodezhnogo tekhnicheskogo tvorchestva]. Nanoindustry. 2013. No. 2. Pp. 58-64. (rus)

18. Katterfeldt E-S. Designing digital fabrication learning environments for Bildung: Implications from ten years of physical computing workshops. Int J Child-Computer Interaction. 2015. No.5. Pp. 3-10. DOIhttps://doi.org/10.1016/j.ijcci.2015.08.001

19. Smith RC, Iversen OS, Hjorth M. Design thinking for digital fabrication in education. Int J Child-Computer Interaction. 2015. No. 5. URL: https://www.researchgate.net/publication/284103213 doihttps://doi.org/10.1016/j.ijcci.2015.10.002 (date of treatment: 12.03.22)

20. Fedorov O.P. Mukhamedzyanova A.R., Chernikova D.A. Typology of volumetric-spatial solutions of urban farms in a modern metropolis [Tipologiya ob"emno-prostranstvennyh reshenij gorodskih ferm v sovremennom megapolise] Vestnik grazhdanskikh inzhenerov. 2020. No. 1 (78). Pp. 53-61 doi:https://doi.org/10.23968/1999-5571-2020-17-1-53-61 (rus)

21. Biktashev A.I., Kolomina A.I., Krasnobaev I.V. Urban agricultural farms as a new type of public space: combination of production and environment-forming aspects [Gorodskie agrofermy kak novyj tip obshchestvennogo prostranstva: sovmeshchenie proizvodstvennogo i sredoobrazuyushchego aspektov] News of the Kazan State University of Architecture and Engineering. 2019. No. 1 (47). Pp. 46-54. (rus)


Login or Create
* Forgot password?