YOUTH SCIENCE IS OUT OF CRISIS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article draws attention to the trends in the development of research work in youth circles, regardless of the impact of crisis conditions. The influence of the economic crisis and military events on the need to rethink the fundamental categories of various spheres of public life is substantiated.

Keywords:
science; research work; scientific and technological progress; Science Day; legal science; Journal of Legal Research
Text
Publication text (PDF): Read Download

Уважаемые авторы и читатели! Настоящий выпуск выходит по следам недавнего Дня науки, а точнее, «Всемирного дня науки за мир и развитие World Science Day for Peace and Development» или, как этот день кратко называется, – «Всемирный день науки». Всемирный день науки значится 10 ноября. И день науки в эту дату неспроста назван «всемирным». Не потому что он отмечается в России, Украине, Беларуси и других странах мира, из какого-то краткого перечня «присоединившихся» к празднику, поддержавших праздник стран. Нет, не поэтому. А потому, что наука, научная деятельность не должна носить локальный характер, т.е. осуществляться в одной какой-либо стране отдельно взятой. Наука должна быть всемирной – охватить научную деятельность ученых из разных стран мира для достижения общих результатов, тем самым эти результаты станут более масштабными, интеллектуально емкими, скоординированными, а, значит, вескими, значимыми для всего мира в целом. Тем самым научное сообщество в целом будет более сплоченным, общительным, ученые – дружественны, дружелюбны друг другу. И это особенно необходимо в нынешних условиях, когда, к сожалению, ведутся вынужденные военные действия во всем известной стране ближнего зарубежья, пришедшие на смену недавней пандемии ковид-19 и заставившие забыть про нее, послужившие одной из предпосылок политических, идеологических и финансовых кризисов.

Так вот, по следам недавнего, 10 ноября, праздника ученых – Всемирного дня науки за мир и развитие – хочу всех причастных к научно-исследовательской деятельности вне зависимости от сфер приложения усилий, сфер науки, поздравить с этим праздником, пожелать новых творческих успехов и достижений, энтузиазма в повседневной творческой и научно-поисковой работе. И, не забываем, 8 февраля в российском календаре профессиональных праздников и знаковых дат значится как «День российской науки». Он был учрежден Указом президента Российской Федерации Бориса Николаевича Ельцина 7 июня 1999 г. Праздник впервые стал отмечаться во время празднования двухсот семидесяти пятилетия Российской академии наук в 1999 г.

В ноябре проводился и еще один не менее значимый для ученых праздник – День преподавателя высшей школы, 19 ноября. И для ученых, совмещающих научно-исследовательскую деятельность с преподавательской, этот день значим – как свидетельство внимания к их труду, связанному с подготовкой молодых кадров. «Учитель», «ученый» – два неразрывно связанных между собой качества современного преподавателя высшей школы.

 «Дни науки», учрежденные в России и в мировом сообществе в целом, «День преподавателя высшей школы» проводятся, чтобы на уровне каждого конкретного государства, населения, граждан повысить осознание значимости, пользы науки, напомнить международному сообществу о необходимости использования научно-технических достижений в интересах мира и развития на благо человеческой цивилизации. Поэтому в числе целей дней науки называется повысить уровень информированности общественности о важности науки и ликвидации разрыва между наукой и обществом. Считается, что «научные достижения позволяют улучшить благополучие и качество жизни граждан» [1]. И данные цели науки должны учитывать преподаватели в своей повседневной деятельности и работе со студентами вузов.

Наука в современном обществе играет важную роль практически во всех отраслях и сферах жизнедеятельности. Научные достижения признаны, чтобы сделать жизнь легче и удобнее. Поэтому кризисные условия, продиктованные политикой, экономикой, общественно значимыми событиями разного рода ни в коем случае не должны быть факторами, снижающими авторитет науки перед обществом и государством. Наоборот, факторы обновления сфер жизнедеятельности должны ставить перед наукой новые вопросы и проблемы, которые необходимо разрешить, а, значит роль и значение науки повышается.

Заявленный нами девиз – «Моложеная наука вне кризиса». В связи с этим следует констатировать, что одной из поистине острых в нынешних условиях, причем во всем мире, проблем является влияние кризисных условий пандемии, современных военных событий на науку, влияние кризисных условий на научные устремления в кругах молодежи. И я, будучи доктором наук в области права, финансового права, занимаясь исследованиями правовой проблематики юридического регулирования в экономической сфере государства и общества, не могу не обратить ваше внимание на эту тему. Повод тому – распространение в связи с нагрянувшей пандемией экономического кризиса, не могущего не оказать негативного влияния на все сферы, и на науку также. Ведь сбои в материальном обеспечении и иных финансовых процессах, в конечном счете, сказываются на всех направлениях общественной деятельности, к которым относится и научная деятельность. В данном ключе все чаще размышляют как представители юридической и экономической науки, авторы, изложившие свое видение проблемы в средствах массовой информации. И, как показывает обращение к общедоступным материалам, таких публикаций становится все больше и больше [3; 5].

Всем известная истина, которая  всегда работала, когда речь шла о выживании человечества: «Что не убивает меня — делает сильнее». Недавняя пандемия, а теперь и военные события последних месяцев оказали и продолжают оказывать своё влияние на все сферы жизни общества во всех странах мира: политику и экономику, науку и образование, медицину, культуру. Но условия карантина, санкций, как показало время, это не повод падать духом и население и наше государство, как и мир в целом, во многом, как раз наоборот сделалось сильнее – прикладывая усилия для выживания, развития различных областей, значимых для выживания как в медицинском смысле, так и в духовно-культурном, профессиональном, научно-образовательном. Надо заметить, что глобальные кризисы и катастрофы в общемировой практике приносили не только потери, но и приобретения. Например, Второй мировой войне мы «обязаны» распространением антибиотиков, развитием беспроводной связи. Ведь противостояние народов разных стран потребовало тотального напряжения сил — в том числе научно-исследовательских. И в таких условиях как нельзя важны свежие взгляды на многие устоявшиеся вопросы [6; 7] – что и является как раз задачей молодежи.

 «Приобретения» науки под влиянием кризисных условий заключаются в общем виде в нескольких моментах:

Во-первых, продиктованные ситуацией условия так называемой «удаленной» работы, не то чтобы подтолкнули, а скорее, заставили ученых – продолжить работать уже в дистанционном режиме – чтобы просто и не останавливаться, но даже и выполнять научно-исследовательские обязательства перед учреждениями и иными организациями, где работают. Ведь возможности удаленной работы – это возможности работы на дому, в уединенном режиме, когда можно организовать себя, сосредоточиться на мыслях, поработать над какой-либо фундаментальной темой, интересующей самого себя, для развития собственного научного потенциала. Ведь постоянное нахождение, например, преподавателя вне рабочего кабинета, в условиях значительной организационной занятости, необходимости оформления множества документов, не всегда созидают творчеству и научным исследованиям. Условия пандемии и удаленной работы, создав дефицит личного, «живого» общения, минимизировав научные мероприятия с поездками из города в город, из вуза в вуз, подтолкнули к общению ученых с применением информационных технологий, и недостаток внимания друг к другу в значительной степени компенсировался результатами научной работы – «на удаленке», но все же «коллективной».

Во-вторых, расширится потенциал так называемых сетевых журналов, о чем свидетельствует их все более внимательное обращение к фундаментальным вопросам различных сфер общественной жизни, применительно к Журналу юридических исследований – фундаментальным вопросам существования государства и права, становления и развития отраслевых юридических наук [2; 4].

В-третьих, необходимость осмыслить многие темы в новом ракурсе подняло значимость исследований именно молодых ученых, имеющих «свежие» взгляды на давно существующие проблемы и вопросы, задействованных в проведении научных конференций, опубликовании результатов научно-исследовательской работы в научных статьях и монографиях, экспериментальных разработках, обеспечивающих реализацию научно-технических программ. И задействованность молодежи в этих различных «участках» науки различна.

Итак, отвечая на поставленный нами вопрос «возможно ли развитие молодежной науки в условиях кризиса» отвечаем – возможно; более того, развитие науки подстегивается кризисными условиями, будучи поставлено перед необходимостью дать ответы на вопросы, диктуемые практикой и необходимостью совершенствовать закон.

References

1. Vsemirnyy den' nauki. - URL: http://25.rospotrebnadzor.ru/news/-/asset_publisher/b2yt/content/10-noyabrya-vsemirnyi-den'-nauki-za-mir-i-razvitie#:~:text=vsemirnyy%20den'%20nauki%20za%20mir,razvitiya%20na%20blago%20chelovecheskoy%20civilizacii (data obrascheniya: 30.11.2022). - Tekst elektronnyy.

2. Denisenko V.V. Paradigmy v istorii yuridicheskoy nauki: transformaciya proekta prosvescheniya / V.V. Denisenko // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy. - 2021. - № 2. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45077/view (data obrascheniya: 30.11.2022). - Tekst elektronnyy.

3. Ermolovich V.I. Vliyanie social'no-ekonomicheskih processov na sostoyanie prav i svobod lichnosti (obzor yuridicheskih materialov srednevekovoy Serbii, Belarusi i Russkogo gosudarstva) / V.I. Ermolovich // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy. - 2022. - № 1. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/49356/view (data obrascheniya: 30.11.2022). - Tekst elektronnyy.

4. Ivannikov I.A. Znachenie zemel'noy reformy 1861 g. v istorii Rossii / I.A. Ivannikov. // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy. - 2021. - № 1. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45078/view (data obrascheniya: 30.11.2022). - Tekst elektronnyy.

5. Parshenko V.N. Pravo na spravedlivoe sudebnoe razbiratel'stvo v period pandemii novoy koronavirusnoy infekcii / V.N. Parshenko // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy. - 2022. - № 2. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/51476/view (data obrascheniya: 30.11.2022). - Tekst elektronnyy.

6. Huade M.A. Soderzhanie ob'ektivnoy storony provokacii vzyatki i kommercheskogo podkupa i ee ugolovno-pravovaya harakteristika / M.A. Huade. // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy. - № 2. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/51483/view (data obrascheniya: 30.11.2022). - Tekst elektronnyy.

7. Hamroev E.O. Status stolicy respubliki Uzbekistan - goroda Tashkent kak otdel'noy administrativno-territorial'noy edinicy / E.O. Hamroev. // Zhurnal yuridicheskih issledovaniy. - 2021. - № 2. - URL: https://naukaru.ru/ru/nauka/article/45084/view (data obrascheniya: 01.12.2022). - Tekst elektronnyy.

Login or Create
* Forgot password?