This paper examines the main methods of preventing deviant behavior among adolescents. We analyze the possibility of its implementation in the activities of secondary school and Highlight the effectiveness of an integrated approach to solving the problem, i.e. involvement of all actors of this process: teachers, psychologists, social workers, deviant adolescents and their parents.
deviant behavior, deviation, deviant adolescent, social prevention.
Подростковый возраст является одним из самых сложных кризисных периодов развития человека. В этом возрасте, по мнению Л.С. Выготского, имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. При благоприятных внутрисемейных отношениях, а также положительном влиянии ближайшего окружения, подросток благоприятно преодолевает кризис данного возраста. Однако вследствие социальной дезадаптации часто возникают неблагоприятные психические состояния, которые по-разному влияют на формирование и закрепление свойств личности.
Е.В. Заика выделяет следующие изменения в особенностях личности девиантного подростка:
- выраженные акцентуации различных типов в сочетании с неразрешенными внутриличностными конфликтами и зачастую низким уровнем самосознания и несформированным «Я-образом»;
- преобладание конфликтных отношений практически со всеми взрослыми и изоляция межличностных отношений в делинквентной группе сверстников в сочетании с высоким конформизмом в принятии внутригрупповых норм;
- отсутствие четких жизненных ориентаций, выражающих отрицание настоящего, что свидетельствует об отсутствии представлений о будущем.
Таким образом, девиантное поведение подразумевает под собой отклонение, поступки и действия, не соответствующие ожиданиям и нормам, которые фактически сложились или официально установлены в данном обществе (В.Е Каган, психиатр).
1. Belicheva S.A. Fundamentals of Preventive Psychology. Moscow, Russian Social Health Publ., 2011. 144 p. (in Russian)
2. Zmanovskaya E.V. Deviantology (psychology of deviant behavior). Moscow, Academy Publ., 2004. 288 p. (in Russian)
3. Claybergh Yu.A. Psychology of deviant behavior. Moscow, 2001. (in Russian)
4. Prevention of socially dangerous behavior of schoolchildren: a system of educational institutions. Volgograd, Teacher Publ., 2007. 231 p. (in Russian)
5. Fomina A.B. Early prevention of deviant behavior of children and adolescents. Moscow, 2003. (in Russian)
6. Social Work. Russian Encyclopedic Dictionary. Moscow, Union Publ., 1997. 358 p. (in Russian)