VAC 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
VAC 12.00.10 Международное право; Европейское право
VAC 12.00.12 Криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность
VAC 12.00.14 Административное право; административный процесс
UDK 34 Право. Юридические науки
UDK 340 Право в целом. Пропедевтика. Методы и вспомогательные правовые науки
GRNTI 10.07 Теория государства и права
BBK 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
BBK 67 Право. Юридические науки
BBK 670 Общая теория права
BBK 60 Общественные науки в целом
The problem of interrelation of morality and legal ideology at the ideological level is highlighted. The correlation of individual moral and legal categories is carried out. The ideological significance of morality is pointed out, due to the fact that any ideology appeals to the moral discourse of good and evil, including legal ideology. It is noted that morality is an «amplifier» of legal values and values of legal ideology.
morality, ideology, ideas, moral values, legal ideology
Для всех этапов исторического развития характерна преемственность некоторых моральных требований. В наибольшей мере это касается базовых из них: отказ от воровства,лжи, убийств и т.д. Ведь во все времена в той или иной степени осуждались наиболее распространенные человеческие пороки (жестокость, ложь, жадность и т.п.) и поощрялись такие моральные качества, как доброта, скромность, смелость и др. Однако относительные значения многих моральных требований не всегда были одинаковыми.
Правовая идеология обращается к морали как к «естественным» ценностям или «природным началам». Правовая идеология имеет моральные основания, определенные в первую очередь моральными ценностями. Важнейшие идеи морали – идеи добра и зла тесно связаны с такими правовыми идеями, как идея справедливости, порядка, свободы и ответственности.
Моральные ценности имеют значение в рамках реализации правовой идеологии и оказывают существенное влияние на все иные виды ценностей. Нельзя не согласиться с А.И. Клименко, который отмечает, что «именно идеи добра и зла в том или ином виде лежат в основе любого ценностного дискурса, например, – правового дискурса справедливости и не справедливости» [1, С. 24].
Однако в настоящее время нет единого мнения относительно того, является ли идея справедливости исключительно моральной, либо же правовой. Так, В.П. Малахов отмечает, что: «…справедливость…это духовная установка, общее отношение к человеку, жизненной ситуации» [2, С. 208]. Автор также утверждает, что: «… идея справедливости целиком принадлежит моральному сознанию, является его очевидностью…выражает его сущность…»[3, С. 155]. Такой подход видится возможным только в случае отождествления рассматриваемой категории с моральной категорией добра. Однако можно утверждать, что истинный смысл справедливости раскрывается только в контексте ее связи с правовыми идеями порядка, ответственности, свободы.
Возможно также говорить о связи моральных идей добра и зла с правовыми идеями правомерного и преступного. В этой связи согласимся с мнением В.П. Малахова относительного того, что: «Очень нестрогим, но все же аналогом понятия преступного в моральном сознании является мысль обо всем том, что вызывает радикальное осуждение» [2, С. 143], то есть в наиболее обширном понимании преступное выступает как зло.
Тесную связь между правовой категорией справедливости и моральной категорией честности подчеркивает Г.Л.А. Харт, отмечая, что «отличительные черты справедливости и несправедливости можно почти равноценно передать с помощью моральных категорий честный и нечестный» [4, С. 161]. Автор также указывает на то, что оценка в терминах справедливого и несправедливого является более специфичной, чем оценка в категориях хорошего и плохого. Можно определить, что закон хорош, так как он справедлив, или что он плох, ввиду его несправедливости, при этом обратного вывода сделать невозможно [4, С. 160].
Можно также говорить о связи моральной категории честности с правовой категорией законопослушности. Данный вопрос является актуальным и ввиду того, что условиях современности кризис культуры честности растет, уровень общественного признания честности падает, последствия чего являются негативными в том числе и для правовой жизни.
Несомненно, честность является более широким понятием относительно законопослушности, и с помощью характеристик «честный» и «нечестный» возможно суждение не только о каких-либо юридических действиях. Быть честным или нечестным – это вопрос выбора человека, его совести и принципов. А не быть законопослушным гораздо сложнее, ввиду существования юридической ответственности за неисполнение правовых предписание, нарушение закона. В целом, каждый конкретный прецедент рассматривается в этих понятиях индивидуально, потому что «преступная честность» так же реальна, как и целесообразный обман или, например, сокрытие важной информации при расследовании преступного деяния.
Рассматриваемые категории являются взаимоисключающими. Так, например, человек нашел на улице деньги, спокойно забрал их и пошел домой. Если вдруг его кто-то спросит, не находил ли он деньги – он ответит, что нашел. Он может их отдать, или нет, сославшись на то, что доказательств собственности у вопрошающего нет. По сути, человек поступил честно, указав на то, что деньги действительно находил. Но поступил ли он в данном случае законопослушно? Можно говорить о честности как о некоторой предпосылке законопослушности, но именно угроза наказания и иные правовые последствия являются гарантами законопослушности, в то время как честность в наибольшей степени зависит от субъективных установок личности, а также социума, в котором эта личность формировалась и находится.
Можно также выделить случаи интеграции моральных понятий в юридическую сферу, что на примере отечественного законодательства наиболее заметно в гражданском праве. Среди правовых презумпций выделяется презумпция добросовестности. Так, в юридической практике используется понятие недобросовестное лицо, тесную связь которого с моральной категорией совести отрицать невозможно. Подобные случаи наиболее отчетливо демонстрируют связь между моральными ценностями и правом. При этом, в процессе интеграции в правовую сферу, первоначальный смысл совести в моральном плане искажается.
Сторонники идеалистического подхода к моральным ценностям уверены в том, что именно посредством их реализации в рамках осуществления правовой идеологии возможноразвитие нравственной культуры человека и формирование его жизненной позиции, позволяющей адекватно реагировать на изменения политико-правовой действительности. Как отмечает В.П. Малахов, «условия всех интенций правосознания находятся в самом человеке как правовом существе» [2, С. 43]. Субъективными условиями являются личностные моральные качества человека, навязать которые ему невозможно, хотя их можно в той или иной степени стимулировать или ограничивать посредством использования различных средств. В субъективном смысле условием справедливости является честность, условием свободы является доверие, условием связанности с законом является обязательность, условием равенства выступает умеренность [2, С. 44].
С точки зрения марксизма, моральные нормы не существуют извечно, они являются продуктом человеческой деятельности. В процессе труда человеком формируются определенные цели и ценности, которые в последующем присущи и его общественной жизни, взаимоотношениям с другими индивидами. С развитием общества закономерна и модификация господствующих в социуме моральных ценностей. Однако это не значит, что моральные ценности конкретной эпохи действенны только в ее пределах. Как правило, лучшие из них (по мнению общества) наследуются человечеством. Таким образом, нельзя отрицать влияние социума на формирование моральных ценностей, указывая на их субъективную обусловленность. Формирование и усвоение человеком моральных ценностей, принципов и норм может происходить только в социуме, в процессе практической деятельности.
Важно отметить, что на моральных основаниях также базируются ключевые функциональные характеристики правовой идеологии. Так, в качестве моральной функции правовой идеологии в отношении личности можно выделить формирование морали, ориентирующейся на ценности. Моральной функцией правовой идеологии в отношении государства является ценностное ограничение его политики, которая не всегда ориентированана моральные ценности. Но именно правовая идеология способна примирить мораль и политику государства, при этом минимально придавая последней моральный характер [1, С. 25].
Деятельность государства ограничена ценностными установками собственной идеологии, так как при осуществлении собственной политики, придерживается установленных ценностей, которые оно использует инструментально, но при этом именно государство осуществляетзащиту системы ценностей общества [1, С. 26]. На современном этапе общественного развития данная функция выражена не так явно и ярко.
Таким образом, мораль является идеологически значимой, и при этом связь морали и идеологии является взаимной. Мораль является «усилителем» правовых ценностей и ценностей правовой идеологии. Кроме того, любая идеология обращается к моральному дискурсу добра и зла, в том числе и правовая идеология. Мораль является ценностным основанием правовой идеологии, дающим возможность осуществления ее обновления и сохранения.
1. Klimenko A.I. Moral'naya priroda i obuslovlennye eyu funkcii pravovoy ideologii // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. № 1. 2015. S. 21-27.
2. Malahov V.P. Teoriya pravosoznaniya: opyt formirovaniya. Monografiya. - M.: YuNITI-DANA. Zakon i pravo. 2019. - 321 s.
3. Malahov, V. P. Filosofiya prava: uchebnoe posobie / V. P. Malahov. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: YuNITI, 2007. - 336 s.
4. Hart G. L. A. Ponyatie prava / Per. s angl.; pod obsch. red. E.V. Afonasina i S.V. Moiseeva. - SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta. 2007. - 302 s.