The Article contemplates the history of Russian Literature in terms of evolution of an author´s image – from a writer expressing his philosophical and esthetic views within an isolated system of a single work, to a creator of a holistic textual project which is oriented not only to an open dialogue with his readership, but also to the authorial self-expression and popularisation of the artist´s name and idiostyle.
authorial strategy, metapoetics, literature of 20th and 21st century, postmodernism, textual project, author´s image, literary discourse, intertextuality.
УДК 821.161.1.0
АВТОРСКАЯ СТРАТЕГИЯ
В МЕТАПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
AUTHORIAL STRATEGY
IN THE METAPOETIC DISCOURSE OF RUSSIAN LITERATURE
Погорелова И.Ю., кфилн, доц.
ФГБОУ ВПО «Пятигорский государственный
лингвистический университет»
Россия, Пятигорск
DOI: 10.12737/10640
Аннотация: В статье рассматривается история русской литературы в контексте эволюции образа автора: от писателя, выражающего свои философско-эстетические взгляды в замкнутой системе отдельного произведения, до создателя целостного текстуального проекта, ориентированного не только на открытый диалог с читательской аудиторией, но и на авторское самовыражение, популяризацию имени художника, его идиостиля.
Summary: The Article contemplates the history of Russian Literature in terms of evolution of an author's image – from a writer expressing his philosophical and esthetic views within an isolated system of a single work, to a creator of a holistic textual project which is oriented not only to an open dialogue with his readership, but also to the authorial self-expression and popularisation of the artist's name and idiostyle.
Ключевые слова: авторская стратегия, метапоэтика, литература ХХ‑XXI вв., постмодернизм, текстуальный проект, имидж автора, образ автора, литературный дискурс, интертекстуальность.
Keywords: authorial strategy, metapoetics, literature of 20th and 21st century, postmodernism, textual project, author's image, literary discourse, intertextuality.
Актуальные для многих областей научного знания (психология, психолингвистика, когнитивистика, философия, теория искусства и т.д.) вопросы сочетания сознательного и бессознательного в творчестве, социальной роли художника, выбора форм авторского самовыражения в тексте в XXI в. подвергаются пересмотру в связи с выделением в самостоятельное понятие такого феномена, как авторская стратегия. В литературоведении под данным термином (используемым филологами Н. Лейдерманом, М. Липовецким, В. Курицыным, культурологами М. Эпштейном, М. Бергом и др.) понимается деятельность писателя в рамках искусства (не обязательно исключительно словесного творчества), им обдуманная и выверенная, являющаяся выражением его философско-эстетического мировоззрения.
1. Berg M. Literaturokratiya. - M.: Novoe literaturnoe obozrenie. - 352 s.
2. Severyanin I. Epilog. - URL: https://ru.wikisource.org/wiki/wiki/ Epilog_(Severyanin).
3. Zhuravlev S. Postmodernizm v literature. Internet-entsiklopediya «Krugosvet». URL: http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/ filosofiya/POSTMODERNIZM.html.
4. Vitkovskaya L.V., Grippa S.V. Intertekstual´nost´ v sisteme innovatsionnykh metodov izucheniya khudozhestvennoy literatury v shkole i v vuze. Russkiy yazyk i mezhkul´turnaya kommunikatsiya. - Pyatigorsk: PGLU, 2014. - S. 349-354.
5. Pogorelova I.Yu. Kontseptual´naya strategiya kak zhanroobrazuyushchaya sistema tvorchestva D.A. Prigova: avtoref. dis. … kand. filol. nauk. - Pyatigorsk, 2011. - 30 s.