Russian Federation
The article is devoted to the significant changes in life that modern digital technologies have made. The active and rapid ability to master and involve digital technologies in the process of working activity implies adaptation to the innovative conditions of the professional environment. Today digital literacy is a basic skill of any person, the ability to effectively and safely use the most convenient digital solutions, services and products. It is no coincidence that lessons on the study of digital literacy have been introduced in primary school, starting to develop digital competencies. Digital literacy is based on digital competencies that contribute to solving various tasks in the field of using information and communication technologies, which will definitely ensure gaining a competitive advantage in the global market. Measures aimed at the development of digital competencies contribute to the transformation and transformations in the field of "new" specialties. That is why modern schoolchildren choose in advance a reference point for the professions of the future, which undoubtedly arouse interest, despite the fact that there are questions about "new" specialties in modern society. The research methodology was based not on individual methods, but on their system. The scientific novelty lies in the development of theoretical, methodological and practical proposals for the development of digital competencies of specialists in the conditions of the formation of the digital transformation of the labor market.
digital competencies, education, professions of the future, labor market, specialist, literacy
Введение
В современных условиях в области экономики труда произошло инновационное развитие. Активное и быстрое умение осваивать и вовлекать в процесс трудовой деятельности цифровые технологии, предполагает приспособление к инновационным условиям профессиональной среды.
Преобразование в сфере трансформации специальностей определили формирование высококвалифицированной рабочей силы, это одна из главных задач развития человеческих ресурсов и подготовки квалифицированных кадров, так как это способствует повышению роста экономического развития России. Высшие учебные заведения нацелены на подготовку универсальных специалистов, а на практике возникает потребность не просто в специалистах с набором фундаментальных знаний, а еще и с конкретными знаниями и умениями в определенной сфере.
Поэтому, уже сегодня мы имеем возможность наблюдать работу по внедрению цифровых компетенций в программы обучения вузов наиболее актуальных направлений подготовки и специальностей, а также рабочих программ дисциплин учебного плана. Владение цифровыми компетенциями позволит своевременно найти профессию, которая будет не только интересной и востребованной, но и высокооплачиваемой.
Цель исследования
Цель исследования заключается в определении ключевых проблем сформированности цифровых компетенций у специалистов, так как цифровая трансформация рынка труда определяет спрос специалистов профессий будущего.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования нами изучена научная литература, проанализирована нормативная документация, методы: наблюдения, опрос, обобщение. При выявлении состояния и тенденций развития цифровых компетенций специалистов применялся методологический прием исследования – системный подход.
Результаты исследования и их обсуждение
Выделение цифровой экономики в отдельный, особый вид связано с тем, что цифровизация набирает обороты, информационные технологии активно проникают во все сферы жизни общества. Цифровизация является импульсом для ускорения темпов изменения труда и революционных преобразований [10].
Желание приобрести востребованную профессию диктует активное внедрение новых профессий, которые требуют времени. Согласно национальной программы «Цифровая экономика РФ», цифровые навыки должны стать неотъемлемой частью всеобъемлющей системы образования [1]. В сфере образования существует непростая задача, которая позволяет у обучающихся сформировать цифровые компетенции, а также развивать цифровую грамотность. В ходе приобретения цифровых компетенций главная цель, которая должна быть поставлена перед выпускниками − это сформировать самые современные цифровые навыки вне зависимости от специальности.
1. Brynza, S. Yu. Formirovanie cifrovyh kompetenciy v processe professional'noy podgotovki magistrantov / S. Yu. Brynza // Pedagogika, psihologiya v usloviyah nepreryvnosti obrazovaniya: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Samara, 01 marta 2020 goda. - Samara: Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Aeterna", 2020. - S. 27-30. - EDN GAMBBI.
2. Berman, N. D. K voprosu o cifrovoy gramotnosti / N. D. Berman // Sovremennye issledovaniya social'nyh problem (elektronnyy nauchnyy zhurnal). - 2017. - T. 8. - № 6-2. - S. 35-38. - DOIhttps://doi.org/10.12731/2218-7405-2017-6-2-35-38. - EDN YODGGV.
3. Petrochenko, T.V. Process upravleniya kadrovoy bezopasnost'yu v predprinimatel'skih strukturah / T. V. Petrochenko // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. - 2021. - T. 9. - № 3(54). - S. 103-115. - DOIhttps://doi.org/10.34220/2308-8877-2021-9-3-103-115.
4. Petrochenko, T.V. Reteyl buduschego: vektor na cifrovizaciyu / T. V. Petrochenko // Informacionnoe razvitie Rossii: sostoyanie, tendencii i perspektivy : sbornik statey XII vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Orel, 03 dekabrya 2021 goda / Srednerusskiy institut upravleniya - filial RANHiGS. - Orel: Srednerusskiy institut upravleniya - filial RANHiGS, 2022. - S. 166-173. - EDN RHVXWW.
5. URL: https://trends.rbc.ru/trends/education po cifrovym kompetenciyam.
7. URL: https://cultura-yamala.ru/mesta/samye-vostrebovannye-professii-budushhego-v-rossii-i-mire.html (Data obrascheniya 24.08.2022)
8. URL: https://tass.ru/obschestvo/13539915 (Data obrascheniya 25.07.2022)
9. McKinsey&Company. A Future That Works: Automation, Employment, and Productivity.
10. Thomas Frey, Futurist Speaker. 20 common jobs in 2040.