THE NEED TO DEVELOP AN EXPORT-ORIENTED TRANSPORT AND LOGISTICS INFRASTRUCTURE OF THE GRAIN MARKET AND ITS PROCESSED PRODUCTS IN THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The issues of the development of export-oriented transport and logistics infrastructure of the grain market and its processed products are particularly relevant and significant in the context of the need to develop interstate relations. This issue is of particular relevance in the Siberian Federal District, as a region - the largest producer of grain and grain products and having an unfavorable economic and geographical position relative to the main markets for Russian grain products. The article presents the main indicators of grain exports of the Siberian Federal District in dynamics for 2017-2021 in value and in kind, and identifies the largest grain exporters, holdings in the provision of transport and logistics services. The full list of importing countries of Siberian grain is presented. The authors have identified the reasons that determine the low share of the district in Russian grain exports. The volumes of export rail transportation for 2017-2021 from the main grain–producing regions of the district are presented. The authors identified the main problems hindering the export of grain and its processed products from the Siberian Federal District and the main signs of a well-developed export-oriented transport and logistics infrastructure. The study made it possible to identify the main transport and logistics obstacles hindering the development of the grain market and its processed products in the Siberian Federal District and to develop proposals for their elimination.

Keywords:
grain market, Siberian Federal District, export-oriented transport and logistics infrastructure, transaction costs
Text

Введение

Сибирский федеральный округ – крупнейший производитель зерна и продуктов его переработки в Российской Федерации. Ежегодно округ поставляет в другие регионы России и на экспорт более 7 млн тонн зерна и зернопродуктов. Поэтому следует четко определить направления и перспективы развития рынка зерна. Актуальность темы исследования состоит в том, что недостаточный уровень развития экспортно-ориентированной транспортно-логистической инфраструктуры в Сибирском федеральном округе сдерживает развитие рынка зерна. Поэтому первостепенное значение имеет развитие такой инфраструткуры, которая обеспечит эффективное взаимодействие всех субъектов рынка.

Современное состояние зернового подкомплекса округа и изменения на рынке зерна требуют постоянного совершенствования управления по всей цепочке: «поставка – производство – переработка – хранение – доставка – сбыт». Создание эффективных и рентабельных перевозок является ключевым элементом установления устойчивых связей в цепочках поставок [9]. Необходимость существования такой системы обуславливает развитие транспортно-логистической инфраструктуры, главная цель которой состоит в том, чтобы зерно и продукты его переработки оказались в нужном месте и в нужное время при минимальных затратах и без потерь в физическом весе и сохранении качественных характеристик.

Цель исследования

Цель исследования - определить транспортно-логистические препятствия, сдерживающие развитие экспорта зерна и продуктов его переработки в Сибирском федеральном округе и предложить направления по их решению.

Материал и методы исследования

Информационную базу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики и Федеральной таможенной службы, открытых источников, результатов исследований СибНИИЭСХ СФНЦА РАН. Методологическую основу исследования составили результаты исследований ученых, законодательные и нормативно-правовые акты, регулирующие рынок зерна. При выполнении исследования использовались методы и приемы: абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический.

Результаты исследования и их обсуждение

Развитие транспортно-логистической инфраструктуры рынка зерна важно для экономики региона, вследствие того, что неспособность обеспечить поставку зерна нивелирует усилия по сбору урожая [1]. Сибирский федеральный округ обладает всеми ресурсами и возможностями по увеличению объемов производства качественного зерна в ассортименте. Ежегодный валовой сбор зерна в округе за 2017-2021 гг. составил 14,7-17,6 млн т, а основными зернопроизводящими регионами являются Алтайский и Красноярский края, Новосибирская и Омская области.

References

1. Efremenko, T. Transportnaya infrastruktura rynka zerna v Rossii i za rubezhom / T. Efremenko, G.G. Levkin // The Caucasus. Economic and Social Analysis Journal of Southern Caucasus. 2019. T. 7. № 34. S. 29-36.

2. Mit'ko, O.A. O razvitii transportno-logisticheskoy infrastruktury zernovogo rynka Rossii / O.A. Mit'ko // Vestnik Rostovskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta (RINH). 2012. - № 1. - S.199.

3. Oficial'nyy sayt Federal'noy tamozhennoy sluzhby Rossii [elektronnyy resurs] https://customs.gov.ru/ (data obrascheniya 20.03.2022).

4. Sayt kompanii «Zabaykal'skiy zernovoy terminal» [elektronnyy resurs]: https://sibgrain.ru/kompaniya.

5. Spravochnik gruzov ETSNG RZhD [elektronnyy resurs]: https://cargo.rzd.ru/ru/9802.

6. Smirnov, V.V. K voprosu sovershenstvovaniya transportnoy logistiki zernovogo rynka / V.V. Smirnov // Zametki uchenogo. 2015. № 1-2. S. 121-124.

7. Tolmachev, A. V. Lizing i proizvodstvo zerna / A. V. Tolmachev // Ekonomika sel'skohozyaystvennyh i pererabatyvayuschih predpriyatiy. 1997. - № 11. - S. 34-36.

8. Umbetaliev, N.A. Organizaciya i funkcionirovanie logisticheskih sistem zarubezhnyh stran / N.A. Umbetaliev, K.R. Zhaksybaev // Vestnik Karagandinskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. 2018. T. 89. № 1. S. 191-199.

9. Gao, T. Dynamic optimization of fuel and logistics costs as a tool in pursuing economic sustainability of a farm / T. Gao, V. Erokhin, A. Arskiy // Sustainability (Switzerland) 11(19),5463.

10. Odintsova T. Development of grain logistics potential of Russia based on multimodal grain terminals creation / T. Odintsova, L. Serdyukova, L. Slavnetskova, Yu. Baurova // International Conference on Food Science and Biotechnology, FSAB 2021 Ekaterinburg, 20 April 2021.


Login or Create
* Forgot password?